Художественная культура мусульманского мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Исламское (мусульманское) искусство содержит в себе все искусство, развитие которого происходило на Ближнем и Среднем Востоке в средневековый период. Основой для развития искусства послужили культурные традиции района и принципы ислама. В состав искусства входят такие области, как живопись, архитектура, керамика и каллиграфия. Мусульманское искусство – это поистине грандиозное и блистательное явление во всем мире. Оно содержит в себе некую загадку, разгадать которую сложно не только европейцам, но людям других культур.

Вложенные файлы: 1 файл

ИСЛАМСКИЕ МАЛЯКИ_КАЛЯКИ.docx

— 25.32 Кб (Скачать файл)

     1.ВВЕДЕНИЕ

Исламское (мусульманское) искусство содержит в себе все искусство, развитие которого происходило на Ближнем и Среднем Востоке в средневековый период. Основой для развития искусства послужили культурные традиции района и принципы ислама. В состав искусства входят такие области, как живопись, архитектура, керамика и каллиграфия. Мусульманское искусство – это поистине грандиозное и блистательное явление во всем мире. Оно содержит в себе некую загадку, разгадать которую сложно не только европейцам, но людям других культур.

Основное содержание, которое включает в себя термин «мусульманское искусство», раскрывает универсальные черты стиля, которые присущи всей художественной культуре, в том числе и искусству мусульманского народа. Западная историография раскрывает термин «исламское искусство» как художественную культуру мусульманского средневековья, развитие которого происходило на огромной территории от Индии до Испании. Раскрытие общности искусства мусульманского мира происходит и в пространстве и во времени, это объясняется религиозно-философским мировоззрением и особой приверженностью к эстетическим канонам и идеалам прекрасного. Мусульманское искусство, наделенное определенными универсальными чертами, содержит в себе все своеобразие географических провинций, исторически сложившихся, и национальных школ искусств, развитие его происходит в рамках локальных и региональных культур.

Ислам ставил идейно-эстетические задачи, которые были связаны со становлением и развитием феодальной культуры, укрепляя тем самым систему и идеологию самой культуры, приобщая к ирано-арабской культуре все населенные народы, которая в период формирования средневекового общества являлась наиболее передовой. Идеи булгарского и татарского общества были устремлены на мусульманский Восток. Духовная ориентация, которая была обусловлена широкими политическими, территориальными и торговыми связями, помогала развиваться булгарскому и татарскому искусствам в одном русле с универсальной мусульманской культурой. Это нашло свое проявление в общности этапов развития художественных идей, универсальных канонах творчества, в применении общих эстетических критериев искусства и принципах изобразительности.

В основном исламское искусство выбирало в качестве цели для сосредоточения описание образцов арабской каллиграфии. По исламским канонам художественное описание человеческих форм является одной из форм идолопоклонства и трактуется как запрещенный Кораном грех против Аллаха.

     Ислам нанес запрет на изображение всех живых существ, но в первую очередь, на изображение человека. Но, не смотря на это, запрет не был нигде зафиксирован, так как он берет истоки от более ранних табу, распространенных на изображение 

     2.Каран  в художественной культуре мусульман

В конце VI века, в Мекке, в самой засушливой части  Аравийского полуострова родился  человек, имя которого сегодня известно каждому, чье учение исповедуют миллионы людей независимо от национальности и вероисповедания.

Проповеди Мухаммада (Мухаммеда, Магомета), его откровения были записаны и составили Священную книгу новой, самой молодой из мировых религий – мусульманства или ислама. Сам же Мухаммад понимал свою миссию иначе – не создание новой религии, а восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.

Возникновение религии  ислама и начало арабской экспансии  в период раннего средневековья  способствовали возникновению нового типа цивилизации – арабо-мусульманской. Особенность ее – полиэтнический состав и одновременно культурно-историческая устойчивость. То есть ислам и его религиозные, нравственные, эстетические и правовые нормы стали неотъемлемым компонентов жизни многих народов планеты, регулятором поведения сотен миллионов людей различных рас и языков.

 
 
Ислам никогда не допускал внешнего сходства Бога с человеком или  иными земными существами. “Не  постигают Его взоры…”, – говорится  в Коране. 
С другой стороны, Коран не запрещает изображать людей и животных (исключение составляют самые ортодоксальные формы религии, напр., суннитство), но очевидно, что такие изображения не могут быть объектом поклонения и не должны размещаться в священных местах.

Если нет  изображений человека (“сурат”), то нет ни сюжетной, ни портретной, ни пейзажной живописи (исключения составляют книжные миниатюры). Ничего, подобного иконописи или храмовой скульптуре в мусульманском искусстве не было и не могло быть.

Но, не смотря на это, запрет не был нигде зафиксирован, так как он берет истоки от более ранних табу, распространенных на изображение божеств, которым поклонялись на Ближнем Востоке в давние времена. Однако в Иране, где существовала традиция сценического изображения жизни правителей в настенной живописи, миниатюре, ковроткачестве, с приходом ислама запрет не был тотальным.  
При том не все мусульмане признают святость Сунны, например, шииты. Поэтому в Персии, например, этот запрет никогда не соблюдался: изображения людей и животных постоянно присутствуют в книжной миниатюре, настенной живописи, ковроткачестве. Да и в других частях исламского мира, особенно на периферии мусульманской цивилизации (в Кордовском халифате, империи Великих Моголов, в Османской Турции, в Средней Азии) данный запрет соблюдался далеко не всегда. Строгий запрет действовал лишь в отношении скульптуры (очевидно, из-за боязни идолопоклонства) и изображений Аллаха.

Существовал также  канон, предписывающий изображать пророка  Мухаммеда, а также других почитаемых фигур, с закрытыми лицами. Однако на множестве изображений пророк представлен с открытым лицом. Часто  над его головой поднимаются  языки пламени (либо ее окружает нимб). Следует отметить, что круглый  нимб (сияние вокруг головы) в качестве атрибута божественности либо святости, помимо христианского искусства, широко распространен в искусстве поздней  античности, а также в индуизме, буддизме и т.д.   

Существовало  светское искусство, на которое этот негласный запрет не распространялся. Создавались предметы роскоши, переписывались книги, которые украшались замечательными, тонкими миниатюрами. Большого расцвета искусство миниатюры достигло в  Средней Азии, а также на территории империи Великих Моголов.

В последующие  времена негласный запрет на живопись и скульптуру соблюдался не особенно строго, однако немногочисленные портреты и статуи, созданные в порядке  исключения, не могли иметь большого влияния на развитие искусства. Кроме  того, подобные работы, как правило, поручались художникам из христиан. К  ним принадлежат произведения искусства, которые более поздние халифы заказывали для себя лично. Так, халиф  Коварния расставил в своем дворце статуи, изображающие его самого, его жен и рабынь, играющих на музыкальных инструментах. Абдурахман II воздвиг в честь прекрасной Азарры ее статую у входа в Медина Азарра.

И все-таки, главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно  оформленное в виде надписи или  символа. Основа художественного творчества мусульман – каллиграфия и  орнамент (арабеска) – искусство  изображения слова и искусство  изображения символа, соответственно.Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетенное в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплетах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь.

Мусульмане  верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум. Ислам трансформировал в форму искусства геометрию, постоянно применяя принципы симметрии, пропорциональности и изменения масштаба для создания удивительных художественных эффектов. С основами геометрии на плоскости, видимо, была знакома каждая ткачиха (если это не так, тогда интуитивное чувство математики, видимо, заложено в генотипе мусульман). 
 

3.Арабеска

Ислам как мировая  религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического  воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в  достаточно жесткие рамки. С одной  стороны, они должны использовать доступные  им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой –  эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.

В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов. 

Орнамент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Геометрический  орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный  орнамент составляется из стилизованных  листьев, цветов, плодов, веток и  т.п.

Зооморфный  орнамент включает стилизованные изображения  реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют “звериным” стилем).

Антропоморфный  орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные  фигуры или отдельные части тела человека.

Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым  не является. По характеру композиции можно выделить следующие типы орнамента: 
орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным), выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углублен. В исламском мире искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства – арабеску.
 

арабеска – своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Но арабеска – это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. С помощью арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.

 Арабеска  строится на повторении и умножении  одного или нескольких фрагментов  узора. Бесконечное, протекающее  в заданном ритме движение  узоров может быть остановлено  или продолжено в любой точке  без нарушения целостности узора.  Такой орнамент фактически исключает  фон, т.к. один узор вписывается  в другой, закрывая поверхность  (европейцы называли это “боязнью  пустоты”).

Арабеску  можно размещать на поверхности  любой конфигурации, плоской или  выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене  или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.

Арабески  получили большое распространение  в Европе в эпоху Возрождения. Позже европейское искусство  еще не раз обращалось к этому  причудливому и затейливому, очень  сложному и изысканно-утонченному  виду живописи. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX-начало XX в.в.), особенно Обри Бердслей.  
 
 

4.Реалестическое направление живописи

В то же время в  арабоязычных странах не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Во многих музеях мира хранятся арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса, в частности Искандера – так называли на Востоке Александра Македонского.

Особенно впечатляют изобразительные мотивы произведений декоративно-прикладного искусства  – на тканях, керамике, металлических  сосудах и утвари. В этой сфере  искусства в наибольшей степени  проявляются национальные особенности  арабоязычных стран, ведь традиции изготовления и украшения подобных предметов сложились задолго до арабской экспансии. Например, в Египте подъем изобразительного искусства произошел при арабской династии Фатимидов (969-1171). В оформлении египетских тканей присутствует как угловая геометрическая плетенка – элемент арабского искусства, так и округлые линии – признак коптского влияния (копты – доарабское население Египта). Фатимидские ткани затканы золотом и цветными шелками. Их широкие каймы состоят из множества разноцветных полос, заполненных фигурками людей-животных, птиц, растительным орнаментом.

Подобные сюжеты прослеживаются в произведениях  прикладного искусства и других стран. Например, на серебряном блюде  из Ирана, хранящемся в Эрмитаже, представлена иллюстрация к легенде о царе Бах рам Гуре и его наложнице – красавице Азаде. Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться не когтями, а букетом цветов).

Информация о работе Художественная культура мусульманского мира