Анализ лирического произведения О. Мандельштам «Я около Кольцова…»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Начнем наш анализ, пожалуй, с творческой истории данного стихотворения.
1934-1937г.г.. Воронежская ссылка. Годы унижения, преследования, травли – это плата за стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны..», содержание которого направлено против личности И.В.Сталина.

Вложенные файлы: 1 файл

КОнтрольная работа по литературоведению.docx

— 19.23 Кб (Скачать файл)

О. Мандельштам «Я около  Кольцова…»

Начнем наш анализ, пожалуй, с  творческой истории данного стихотворения.

1934-1937г.г..  Воронежская ссылка. Годы унижения, преследования, травли – это плата за стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны..», содержание которого направлено против личности И.В.Сталина.

Стихотворение «Я около Кольцова..», написанное в январе 1937 года, раскрывает тему трагической судьбы народа в годы сталинских репрессий.  
Мотив изоляции и безысходности человека в этом суровом мире проходит через все три строфы произведения. Здесь нужно помнить, что в самом начале своего творчества О.Мандельштам принадлежал к кругу символистов, следовательно, в каждой строчке его стихотворения скрываются смыслы, невидимые нами на первый взгляд, сейчас, я постараюсь истолковать некоторые из них.

I строфа

«Я около Кольцова,

Как сокол окольцован -

И нет ко мне гонца,

И дом мой без крыльца…»

Алексей Владимирович Кольцов родился  в Воронеже – значит, именно из этих строк мы узнаем место заключения лирического героя.

Упоминание имени русского поэта XIX века «около» лирического героя, позволяет нам вспомнить о  некоторых драматических моментах в судьбе обоих поэтов, даже провести параллель между поэтами разных эпох, подчеркнув тем самым трагизм положения талантливых людей России.

« Как сокол закольцован…» в  методическом пособии вместо «закольцован»  употреблено «окольцован», однако, я придерживаюсь более первого варианта. Приставка «за» как бы усиливает трагическое положение героя.

Сравнение «как сокол закольцован»: 
Сокол, как известно, – птица свободная, имеющая свой нрав, но она, к сожалению, кем-то «закольцована».

«И нет ко мне гонца..»

Эта строка доказывает одиночество  и отверженность лирического  героя, полную изоляцию от внешнего мира, он не получает из него даже маленькой  весточки.

«И дом мой без крыльца…»

Обратим свое внимание на слово «крыльцо». Заглянем в словарь и посмотрим на происхождение слова :

«Первоначально значение этого  слова – "маленькое крыло" (ведь и одна из старых форм этого существительного – крыльце), а сегодняшнее возникло в результате переносного употребления.»

Опять  появляется сопоставление  лирического героя с птицей, только мы не видим ее так четко, как во второй строке, но мы точно знаем, что  она « без крыла».

Теперь, задаем себе еще один вопрос : «Что такое крыльцо?» .Обращаемся к словарю .

Крыльцо – это пристройка перед входом в дом, состоящая из площадки и лестницы, иногда под навесом.

Дом  всегда был символом оседлости, уюта, гармонии, но здесь он «без крыльца».

Фактически у лирического героя  есть дом, но входа в него нет. Он закрыт. У него нет той лестницы, которая поможет ему подняться  в этот уютный, родной уголок.

 

II строфа.

« К ноге моей привязан

  Сосновый синий бор.

  Как вестник без указа

  Распахнут кругозор…»

В этих строках много таинственного  и тяжелого для понимания, вероятно, здесь нашло свое отражение такое течение литературы, как символизм. Очень сложно догадаться, что хотел нам донести поэт этими строками. НО начнем по порядку.

 «К ноге моей привязан

  Сосновый синий бор…» 

Читая первую строку, опять, появляется уподобление лирического героя  птице. К ноге его привязан груз, который мешает ему взлететь.

Сосновый бор очень стар, он как  бы несет собой всю тяжесть  судьбы нашей страны. Огромный груз трагедий и невзгод.  Синий цвет, невольно, дает нашему воображению сопоставить его с небом. Он такой же необъятный.

«…Как вестник без указа

  Распахнут кругозор…»

Эти строчки –пророческие для страны. Когда-нибудь настанет то время, когда, несмотря ни на какие указы, «кругозор» людей будет открыт. Настанет свобода слова, свобода выражения своих мыслей, время, когда будет снята цензура.

 

III строфа

«…В степи кочуют кочки-

     И все идут, идут

     Ночлеги, ночи, ночки  -

     Как бы слепых везут…»

В третьей строфе поэт говорит уже  о стране, об обществе, о «слепых», обречённых  людях, потерявших гражданскую  зоркость – «зрение». Реальность, которая характеризует век, описанный поэтом – это «степь», долгие изнуряющие человеческий организм дороги, «кочки», по которым «идут» в никуда, по которым «везут» «слепых» заключенных  навстречу их смерти..

Повтор слов «идут, идут» создает картину массовости и непрерывности движения. Перечисление же однокоренных существительных : «ночлеги, ночи, ночки» ассоциируется с страшным временем арестов, допросов и движением по этапу в лагеря – и всё это под прикрытием ночи.

Возможно, что эти самые кочки  –это могилы тех, кто был сослан сюда и не дожил до времени окончания своего ареста.

 

Приступим ко второй части нашего анализа.

Обратим внимание на графику и звукопись.

«Я ОкОлО КОльцОва..» постоянное присутствие гласной буквы «о». Данный символ круга повторяется в произведении 25 раз, в то время, как буква «а» -15, «е» -8.

Обратим внимание на слова «Кольцов»  и «кругозор».

Кольцов – фамилия известного поэта, произошла, предположительно от слова  «кольцо», опять же, мы видим символ круга, заключения.

Кругозор –слово достаточно интересное. Первая его часть «круг», потом продолжается ассонанс, использование букв «о», которые являются маленькими кругами, следующими за большим «Кругом». И все это в одном слове!

Двойное повторение сочетаний «ЧК» в словах «кочки», « ночки» тоже несет на себе ассоциацию, но мы не может утверждать, сознательно ли вводит ее автор в текст. Но сам факт ее присутствия говорит о многом.

Частая анафора – повторение союза «и», делает стихотворение  – единой цепью, этот союз связывает  эти звенья, в нашем воображении  складывается монотонная, мрачная картина  мира лирического героя.

Стихотворение не имеет заглавия, что явление не редкое, особенно у символистов, четко, на протяжении всех строф, наблюдается перекрестная рифма.

Произведение О. Мандельштама кроет  в себе огромное число информации, которую не поймешь, прочитав его  один раз. Не сможем мы его понять до конца, сделав подробный анализ. 


Информация о работе Анализ лирического произведения О. Мандельштам «Я около Кольцова…»