Александр Александрович Блок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:34, творческая работа

Краткое описание

В 1897 г. на немецком курорте Бад Наухайм он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской. Роман их длился несколько лет. Он отразился в страстно-сумбурных юношеских письмах к Садовской, а также во многих стихах: ранних и позднейших (цикл "Через двенадцать лет", 1909). Летом 1898 г. произошла встреча Блок с его будущей невестой и женой — Л. Д. Менделеевой (дочерью Д. И. Менделеева). Любовь Дмитриевна сразу же произвела на него огромное впечатление. С этого момента для Блок начался новый отсчет времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Александр Александрович Блок.pptx

— 381.92 Кб (Скачать файл)

Александр Александрович Блок

 

Докучаев  Б. Н.

 

Годы  жизни: 1880 - 1921

Хронология  жизни и творчества

Детство

 

Александр Александрович Блок родился в «ректорском доме» в Петербурге 28 ноября 1880 года в семье профессора философии и права Варшавского университета А. Л. Блока

Отец, А. Л. Блок, был приват-доцентом кафедры государственного права  Варшавского университета; мать, А. А. Бекетова, дочь ученого-ботаника А. Н. Бекетова, ректора Петербургского университета. Родители Блока разошлись еще  до рождения сына. Блок рос в семье  деда, окруженный всеобщим вниманием  и заботой. ""Сочинять" я стал чуть ли не с пяти лет",— писал  поэт в автобиографии, упоминая о  том, что с раннего детства  переживал постоянные приливы "лирических волн".

 

Юный  Блок "издавал" в детские и  отроческие годы рукописные журналы (в  одном экземпляре), где пробовал свои силы в самых разных жанрах — от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Однако "серьезное писание" началось лишь в семнадцать лет, после окончания  Петербургской Введенской гимназии, в которую поступил в 1890 году, в  августе. Эта первая пора творчества (1898—1900) была периодом накопления опыта  и поэтическо-го самоопределения Блока. В то время он как бы "переживал" русскую поэзию от Жуковского до Фета: он и мыслил, и чувствовал, и творил в ее романтическом духе. В 1898 г. 31 августа Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета. Он всерьез увлекся театром и даже "готовился в актеры", некоторое время входил в состав труппы Петербургского драматического кружка.  

 

 

Отрочество

Любовь

 

В 1897 г. на немецком курорте Бад Наухайм он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской. Роман их длился несколько лет. Он отразился в страстно-сумбурных юношеских письмах к Садовской, а также во многих стихах: ранних и позднейших (цикл "Через двенадцать лет", 1909). Летом 1898 г. произошла встреча Блок с его будущей невестой и женой — Л. Д. Менделеевой (дочерью Д. И. Менделеева). Любовь Дмитриевна сразу же произвела на него огромное впечатление. С этого момента для Блок начался новый отсчет времени.

 

 

Л.Д.Менделеева и А.А.Блок. 
Фотография 1903 г

Ранняя лирика

 

Свою раннюю лирику (1898—1900) Блок позднее  рассматривал под символическим  знаком "Ante Lucem" ("Перед рассветом", "Перед Светом"). Это была пора смутных надежд, юношеских мечтаний, поисков Идеала, "неведомого Бога", духовных основ жизни, пора блужданий в "предрассветных сумерках". В сознании Блока постепенно сложилась его необычная поэтическая мифология, связанная с образом-символом Вечной Женственности, Прекрасной Дамы, с идеями преображения мира.

Стихи о Прекрасной Даме

 

В 1904 г. Блок получил от московского  издательства "Гриф" предложение  издать сборник стихотворений. Книга  под названием "Стихи о Прекрасной Даме" вышла в октябре 1904 г. (на титульном листе — 1905). К моменту  выхода сборника Блок уже далеко отошел от тех идей и мотивов, которые  составили его поэтическое содержание, они уже стали как бы "прошлым" в духовном развитии художника. Период "Стихов о Прекрасной Даме" (1901—1902) сам Блок позднее образно назвал "мгновением слишком яркого света".

 

Второй этап творчества

 

Этот "свет" на время ослепил  его, но он видел, что мир остается неизменным, чуждым Идеалу. Неизбежно  должен был осуществиться постепенный  переход от "сна мечты" к "снам житейского сознанья". Блок все пристальнее  вглядывается в окружающую действительность; его привлекает "мистицизм в  повседневности", который в стихах того периода нередко оборачивался "фантастическим реализмом". Реальность буквально "врывается" в его  стихи 1904—1906 гг. Это особенно ощутимо  в тех из них, которые вошли  позднее в цикл "Город": "Митинг" ("Он говорил умно и резко..."), "Поднимались из тьмы погребов...", "Еще прекрасно серое небо...", "Вися над городом всемирным...", "Сытые" ("Они давно меня томили...") Блок искал теперь иные, земные ценности взамен отвлеченных мечтаний юности.

 

Лирический герой

 

Единый, всеобъемлющий образ Вечной Женственности распадался в сознании поэта на разнородные женственные  лики. Это и загадочная "Незнакомка", и "площадная проститутка", и  просто встречная женщина... Лирический герой произведений тех лет (1904—1907) — окунувшийся в стихию жизни  поэт, "посетитель ночных ресторанов", во многом разуверившийся, но всегда готовый  принять от изменчивого мира миг "нечаянной радости". Именно так  — "Нечаянная Радость" — Блок назвал свой второй сборник (1907). "Нечаянная  Радость" — первые жгучие и горестные  восторги — первые страницы книги  бытия. Чаши отравленного вина, полувоплощенные сны. С неумолимой логикой падает с глаз пелена, неумолимые черты безумного уродства терзают прекрасное лицо.

Лирика о России

 

Все чаще возникают в творчестве поэта мотивы горькой иронии и  скепсиса. В этой ситуации Блок погрузился в "дионисийскую" стихию забвения и восторга. Он жаждал той безграничной полноты бытия и упоения искусством, которые затмили бы несовершенство мира, притупили боль от несбывающихся надежд. 
    Кульминацией того бурного, вихревого времени стало страстное и безответное увлечение поэта петербургской актрисой Н. Н. Волоховой. Ей посвящен цикл стихов "Снежная маска", написанный зимой 1907 г. (в том же году цикл вышел отдельным сборником), а также цикл "Фаина", вошедший во вторую книгу лирической трилогии. 
    Исход из тупика "безвременья" все теснее связывался в сознании Блока с лирическим образом России, родины. Он воспринял крушение надежд и ожиданий не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, сужденного и ему, и его родине. В октябре 1908 г. Блок напишет:

  
    Россия, нищая Россия, 
    Мне избы серые твои,  
    Твои мне песни ветровые 
    Как слезы первые любви! ("Россия").

1909 год

 

Поездка в Италию в апреле 1909 г. стала для Блока поворотной. Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские  стихи". С одной стороны, он почти  враждебно воспринял атмосферу  европейской цивилизации, но с другой—  ощутил вечность, нетленность высокого духа, подлинного творчества, побеждающего смерть и время. 
    В конце ноября 1909 г. Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не застает его в живых. Варшавские впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы "Возмездие", над которой Блок работал до конца жизни и которая так и осталась незавершенной. Блок намеревался показать в ней на широком фоне русской действительности второй половины XIX в. историю одного дворянского рода, "испытавшего на себе возмездие истории, среды, эпохи..."

 

Армия и поэзия

 

В июле 1916 г. он был призван в  армию и до марта 1917 г. служил под  Пинском табельщиком в инженерно-строительной дружине. Вернувшись в Петроград, Блок становится редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии. Результатом этой необычной  для Блока работы стала статья "Последние дни старого режима" (в расширенном варианте — книга "Последние дни императорской  власти", 1921). Стихов после 1916 г. Блок уже почти не писал. Он лишь переиздавал  созданные ранее произведения, по-новому группируя их, внося изменения  в состав книг и разделов, в отдельные  тексты. В 1916 г. в издательстве "Мусагет" вышло в свет второе издание "лирической трилогии"; в 1918 г. Блок подготовил для  издательства "Земля" третье издание (были напечатаны 1-й и 2-й тома)

 

«Двенадцать»

 

Октябрьскую революцию поэт воспринял  с воодушевлением. Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию!" Ему казалось, что  сам он улавливает в грохоте событий  ее грозную, но величавую "музыку". Кульминацией этих блоковских настроений стала поэма "Двенадцать" (1918). Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции. "Россия — буря,— писал Блок в статье "Интеллигенция и революция". - Демократия приходит, "опоясанная бурей"". Этот образ английского историка и философа Т. Карлейля оказался очень близок поэту.

 

«Двенадцать»

 

"Буря" — это и то темное, безудержное, беспощадное, что  несет с собой революция. Для  Блока главное состояло в том,  чтобы мир наконец "взорвался", чтобы люди пробудились от "спячки", чтобы в "пожаре", раздуваемом  русской революцией, погибло все,  что искажает, уродует жизнь. В  финале поэмы возникает символический  образ Спасителя, именем и ликом  которого освящается разыгравшаяся  "буря".

 

Споры вокруг поэмы

 

Вокруг поэмы разгорелись страстные  споры: одни восторженно приветствовали ее, другие с негодованием отвергали (среди противников — некогда  близкие Блоку люди: С. М. Соловьев, 3. И. Гиппиус, Д. С. Мережковский, В. Пяст). "Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918) стали, по сути, заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Он почувствовал, что революционный дух начинает угасать, что желанного преображения жизни и человека так и не произошло. Наступил тяжкий кризис веры, который Блок не смог преодолеть. Он, однако, работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920 г.) председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов.

 

Последние годы

 

В 1920—1921 гг. Блок несколько раз  выступает с чтением своих  стихов в Москве. Последней книгой, изданной при жизни поэта, была его  пьеса "Рамзес" (1921). 
    В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии. В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В августе того же года он умер в Петрограде.

      10 августа Блока  похоронили на Смоленском кладбище, где находились могилы его  родных - Бекетовых. 27-28 сентября 1944 года  прах Блока был перезахоронен  на Литераторских мостках Волкова  кладбища.

 

Могила Александра Блока на Гинтеровской дорожке Смоленского кладбища в Петрограде. 28 сентября 1944 года прах поэта был перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища

Образ России в лирике поэта

С уверенностью можно  сказать, что Блок – великий поэт, человек, страстно, нежно любящий  Россию, посвящающий ей лучшие стихи. Блок – сын России, настоящий  патриот. И нет ни одного другого  поэта, кто мог бы так воспеть  Россию, как это сделал Александр  Блок.

 

Тема  Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь.

 

У поэта  с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое значение приобретают  стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и  подчеркивает свою неразрывную связь  с ней, с русской стариной, с  русским пейзажем, фольклором, сказкой, песней…

 

 Для  А. Блока Россия – и мать, и  жена, и невеста. Блоковские картины  Руси ясно представляются, все они  одушевлены, и в них словно поселяется сказка. В его стихах просматриваются  лермонтовские традиции.

Александр Александрович Блок жил и творил на рубеже двух столетий — девятнадцатого и двадцатого. Он был последним  великим поэтом старой, дооктябрьской  России, и вместе с тем его именем открывается первая страница истории  русской советской поэзии.

 

Тему  Родины любили и ей отдавали свой талант, посвящали свои стихи многие крупнейшие поэты, но у Блока было свое отношение  к ней. А. Блок писал К. С. Станиславскому: “Стоит передо мной моя тема, тема о  России. Этой теме я сознательно  и бесповоротно посвящаю жизнь. Все  ярче сознаю, что это— первейший  вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с  начала своей сознательной жизни”. Он не просто любит свою страну, ее природу, народ, он пытается разгадать душу России, понять ее настоящее и определить будущее. 

 

Внимание  его сосредоточивается на судьбе народа, на взаимоотношениях интеллигенции  и народа. Для Блока Россия оставалась тайной, но тайной манящей и незабываемой. Все его стихи этого времени  — влечение к Родине, ее болям  и радостям, к ее светлой и нищей  красоте.

 

О назначении поэта

В статье «О назначении поэта» (1921) А. Блок писал: «Поэт – сын гармонии; и ему  дана какая – то роль в мировой  культуре. Три дела возложены на него: освободить звуки от родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во – вторых, привести эти звуки  в гармонию, дать им форму; в –  третьих – внести эту гармонию во внешний мир».

В начале творческого пути Блок был поэтом для узкого круга единомышленников.

Родившись как поэт внутри символизма, став самым  ярким из поэтов этого направления, он – со свойственной ему «художнической трезвостью» – во многом «преодолел»  его и ещё в 1907 году сделал запись в дневнике: «Никаких символизмов  больше: я не мальчик, сам отвечаю  за всё.

«Волшебный  мир» его произведений был так  созвучен времени, он «играл такую роль», что сама его жизнь стала частью его искусства. Подводя своего рода итог поэзии символистов и творчеству А. Блока, Осип Мандельштам в «Письме  о русской поэзии» (1922) писал: «Самое удобное измерить наш символизм  градусами поэзии Блока. Это живая  ртуть, у него и тепло и холодно, а там всегда жарко. Блок развивался нормально, - из мальчика, начитавшегося  Соловьёва и Фета, он стал русским  романтиком, умудрённым германскими  и английскими братьями, и, наконец, русским поэтом <…>».

«Мир, закутанный в туман». О художественном преображении мира в поэзии А. Блока

Информация о работе Александр Александрович Блок