Эпоха Возрождения - начало классической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:19, реферат

Краткое описание

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок .

Содержание

Введение
1. Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии
2. Основные черты Эпохи Возрождения:
а) Характер культуры Возрождения
б) Гуманизм Возрождения
в) Свободомыслие и светский индивидуализм
г) Наука Возрождения
д) Учение об обществе и государстве
3. Искусство Возрождения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Эпоха Возрождения - начало классичекой науки.docx

— 76.63 Кб (Скачать файл)

Хотя сознание ученых Возрождения представляло собой  смесь рационализма и мистицизма, нужно отметить, что их Бог —  это не ветхозаветный Бог, запретивший  Адаму вкушать плоды «познания  добра и зла». Именно это обстоятельство служило основанием для преследований  некоторых ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие  учению Николая Коперника (1473—1543) о  гелиоцентризме. Жертвой преследования  стал итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600). Был предан суду инквизиции Галилео Гилилей (1564—1642), которого обычно относят к основоположникам науки Нового времени. Он разделял возрожденческую идею самотворчества человека, одним из следствий которой явилось научное мировоззрение. Эта идея была представлена еще в учении Николая Кузанского (1401—1464), одного из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли, сущность человеческой личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога. А итальянский философ Пико Делла Мирандола (1463—1494), автор знаменитой «Речи о достоинстве человека», утверждал, что если Бог является создателем себя самого, то и человек должен тоже создавать себя сам. Гуманистическая направленность Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было связано с проблемой человеческого существования.

 

Учение  об обществе и государстве.

 

Естественно, что ярче всего эта связь проявлялась  в гуманитарных науках, которые деятели  Возрождения рассматривали как  средства воспитания. Канцлер Флоренции  Колюччо Салютати (1331—1406) считал возможным создание царства добра и милосердия на Земле, отмечая при этом необходимость признания свободы воли у человека. Леонардо Бруни (1370—1441), другой канцлер Флоренции, развивал теорию гражданского гуманизма, демократии и свободы, считая их естественными формами общности людей. Важнейшим нравственным долгом, полагал он, является служение обществу, республике. Естественный взгляд на государство развивал Никколо Макиавелли (1469—1527). Он отрицал божественность политической власти, считал политическую борьбу движущей силой истории. Его сочинение «Государь» (1513) было настольной книгой многих крупнейших политических деятелей различных стран. Один из основателей учения о естественном праве, голландский юрист, социолог и дипломат Гуго Гроций (1583—1645), считал, что это право основывается не на воле Бога, а на природе человека и основными принципами такого права являются личная свобода, неприкосновенность собственности, соблюдение договоров, справедливое наказание за преступление. Социальными учениями закладывались основы буржуазной демократии и государственности.

 

Искусство Возрождения.

 

Связь искусства  и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие.

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Известно, что  античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, – приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным.

В это время  итальянское общество начинает активно  интересоваться культурой Древней  Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены  сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась  многими очень значительными  переменами в умонастроениях людей  по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской  культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука.

Образованных  и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние  века святых. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения.

Рисуя идеал  человеческой личности, деятели Возрождения  подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать  вокруг себя новый мир. Непременным  условием для этого итальянские  гуманисты Лоренцо Валла (1407-1457 г.г.) и Л. Альберти (1404-1472 г.г.) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе: «Благородство - словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они не были». ( Из «Книги о благородстве» Поджо Браччолини, итальянского гуманиста XV века).

Культура  Ренессанса формировалась как отрицание  средневековых догматов, но в ней  не могло не проявиться влияние средневековой  культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. Возрождение – это время  выдвижения на 1-й план живописи из-за стремления искусства Ренессанса познать  и отобразить реальный мир, его красоту  и разнообразие. Наступала эпоха  стихийного и буйного самоутверждения  человеческой личности, освобождающейся  от средневековой корпоративности  и морали, подчиняющей индивида целому.

Эпоха Возрождения  – время великих открытий, великих  мастеров и их выдающихся произведений. Она отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых  первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Это было время  титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Изобразительное искусство в эпоху Возрождения  достигает невиданного расцвета. Это связано с экономическим  подъемом, с огромным сдвигом, происшедшим  в сознании людей, обратившихся к  культу земной жизни и красоты. Изобразительное  искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма надолго определившего развитие европейской художественной культуры. Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства.

В XV веке эта  проблема была осознана повсеместно, с  той лишь разницей, что на севере Европы, в частности в Нидерландах, к объективному построению пространства шли постепенно, путем эмпирических наблюдений, в то время как в  Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на геометрии  и оптике научная теория линейной перспективы. Эта теория, позволяющая построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения, означает победу над средневековой концепцией изображения.

Художники стали  видеть мир иначе: плоскостные, как  бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520 г.г.), Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.), Микеланджело Буонарроти (1475-1564 г.г.) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Художники Ренессанса опираются на принципы подражания природе, используют перспективу, правило «золотого сечения» в построении человеческого тела. Леонардо да Винчи характеризует живопись как «величайшую из наук». Принцип «природосообразности», стремление как можно точнее воспроизвести изображаемый объект, а также присущий данному периоду интерес к индивидуальности сообщают тонкий психологизм работам мастеров Возрождения.

Работы художников становятся подписными, т.е. подчеркнуто  авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком  нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе. Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания «божественный». Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования, а писали просто «Микеланджело Буонаротти». У гения есть имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено с неизбежными обстоятельствами и, стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что мешает его творчеству. А ведь логический предел, к которому тяготел художник Возрождения, – обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую.

Характерной чертой Ренессанса была тесная связь  науки и искусства. Это обусловило титанизм личности Возрождения: мастера Ренессанса, особенно Высокого, совмещали в себе и художников, и поэтов, и инженеров, и музыкантов. Наиболее яркими примерами титанов Возрождения можно назвать Леонардо и Микеланджело. Эти мастера представляют два полюса Возрождения. Они сходны лишь в том, что после них не было и не могло бы быть продолже­ния в рамках стиля Ренессанс; после них была новая эпоха, новое направление как в куль­туре, так и в миропонимании. А в остальном – это две противоположности как в искусстве, так и в архитектуре, и в судьбе. Если у Микеланджело все его замыслы, какими бы гениальными и грандиозными они не были, остаются в пределах его физических возможностей, выполнимые пусть ценой нечеловеческих усилий. В большинстве случаев они были осуществлены, т.к. для Микеланджело невыполнение чего-либо было огромной душевной мукой. Материализация, пластическая определенность были более всего важны для него. Но в творчестве Микеланджело присутствует внутренняя незаконченность. Для Леонардо же незаконченность вообще не трагедия, она не ставит под сомнение его творческого гения. Его более интересовало начинание, поиск решения проблемы, а когда он видел выход, то завершение работы переставало его интересовать. Микеланджело был не только великим художником, но также поэтом, политическим деятелем. Будучи неуверенным в себе меланхоликом, неряшливым и угрюмым, очень замкнутым и болезненным, в своем творчестве он предстает титаном как физически, так и духовно. По словам Вазари, Микеланджело тяготился своим гением, а стремление к завершенности заставляло его работать до изнеможения. Нет художника более материального, чем Микеланджело, потому что избыток духа порывается осуществиться в избытке плоти, вздувая мышцы, распирая торсы изнутри. Леонардо был полной противоположностью Микеланджело. Хотя он был не так богат, но всегда был изысканно одет, красив, располагал к себе сердца. Для Леонардо главное – постижение всего в мире до последнего предела. По своему строю творческого мышления - это отстраненный, наблюдающий ум. Он не в силах был ограничиться живописью и вообще искусством. Он был инженером, конструктором. При встрече короля Франциска I Леонардо сконструировал механического льва, который прошел по залу 200 м, а когда остановился перед королем, из его груди посыпались лилии, символ власти французских королей. Если Микеланджело можно назвать самым гениальным художником Возрождения, то Леонардо – самым великим замыслом художника Ренессанса. Микеланджело материализовал дух, а Леонардо одухотворял природу. Если Леонардо и Микеланджело можно представить как 2 полюса Возрождения, то его серединой можно назвать Рафаэля. Именно его творчество наиболее полно выразило все принципы Возрождения, оно уложилось внутри Ренессанса. Искусство Рафаэля на все времена стало символом гармонии, воплотило ее в себе. Но титанизм личности относится ко многим деятелям Возрождения, таким, как основатель и крупнейший представитель северного Возрождения А. Дюрер; итальянский историк, поэт, философ и дипломат Макиавелли, гуманист Пико Мирандолла и др.

В искусстве  Ренессанса человек стал реальной и  независимой ценностью. В архитектуре  это проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но и в создании идей этажа. В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение  к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности  пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством  интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения  получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки  и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) – жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры. Формируется отношение к архитектуре  как к проявлению индивидуального  мастерства. Обращение к образцам античности вкупе с развитием  математики и инженерных наук порождает  идею гармонического совершенства в  искусстве вообще и в зодчестве  в частности. Сочинение «О божественной пропорции» Л. Почоли, рассуждения о необходимости грации наряду с правильными пропорциями и соответствии античным образцам в «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Д. Вазари, а также работы А. Палладио, В. Данти и др. создают теоретическую базу, согласно которой и действуют мастера Возрождения.

В музыке продолжается развитие вокальной и инструментальной полифонии. Особенно заметна сложившаяся  в XV веке нидерландская полифоническая школа, игравшая значительную роль в  профессиональной европейской музыке на протяжении двух столетий, вплоть до появления оперы (композиторы Ж. Депре, О. Лассо). В светской музыке появляются новые жанры: фроттоле – песня народного происхождения в Италии; вильяниско – песенка на любую тему, от лирических и пасторальных до исторических и нравоучительных – в Испании; мадригал – вид песенной лирики, исполнявшийся на родном языке). В то же время некоторые музыкальные деятели обосновывают преимущества монадической музыки, в противовес увлечению многоголосьем. Появляются жанры, способствующие утверждению гомофонии (одноголосья) – сольная песня, кантата, оратория. Развивается и теория музыки.

Человек с  его земными страстями и желаниями  появился и в литературе. Запретная  прежде тема плотской любви, натуралистические  ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались  создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В  знаменитом “Декамероне” Боккаччо озорные  фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной  любви. В сонетах Петрарки, посвященных  прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

Информация о работе Эпоха Возрождения - начало классической науки