Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:11, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка содержит ответы на 42 экзаменационных вопроса по культурологии

Вложенные файлы: 1 файл

Kulturologia.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Механизм  культурных процессов

Механизм культурного  процесса = традиция +новация

Культурные процессы имеют особенности протекания. В таком случае говорят об особенностях их механизмов. К механизмам культурных изменений относят аккультурацию, трансмиссию, экспансию, диффузию, дифференциацию и др.

Аккультурация - процесс  взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа (более развитого) полно или частично воспринимается культурой другого народа (менее развитого). Может носить характер свободного заимствования или быть направляемым государственной политикой процессом.

Распространение культуры есть особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не сводимая к этим процессам. В таком случае культура выступает как нечто самостоятельное. Культура, которая заимствует - реципиент. Культура, отдающая - донор.

Заимствование может  осуществляться в форме трансферта - механического копирования внешних образцов одной культуры другой культурой без глубокого освоения смыслов данного.

Культурная трансмиссия - процесс передачи от предшествующих поколений культурных ценностей  к последующим через образование, что обеспечивает преемственность в культуре (предмет в вузах "ВОВ").

Культурная экспансия - расширение доминирующий национальной культуры за первоначальные или государственные  пределы.

Диффузия (рассеивание)- пространственное распространение культурных достижений одних об-в в другие. Возникнув в одном об-ве, то или иное явление культуры может быть заимствовано и усвоено членами многих других обществ (христианство - Мадагаскар). Диффузия есть особый процесс, отличный как от передвижения обществ, так и перемещения отд. людей либо их групп внутри обществ или из одного социума в другой. Культура может передаваться от общества к обществу и без перемещения самих обществ, или отд. их членов.

Дифференциация - качество изменений в культуре, к-рое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Культура  и гуманизм

Слово "гуманизм" родственно древнему латинскому слову homo (человек). В наше время понятие "гуманизм" имеет разнообразные истолкования, но все они неизменно включают основной его признак "человечность", под которой подразумевается отношение к человеку как высшей ценности среди всех возможных во Вселенной.

 Нет, и не может быть такой культуры, которая не предполагала бы за человеком определенного и к тому же важного места (роли, назначения) в своей системе мироздания. Уже архаические культуры оставляли решающую роль человеческому коллективу в поддержании предустановленного миропорядка. И в эпоху Древности человек ясно сознавал свою роль в исполнении традиции, которую обоготворял. и мореплаватель, кузнец и воин, иногда, как в Древней Греции, в одном лице, купец ли, жрец ли  понимали свою деятельность не иначе, как в союзе с богами то есть, понимали ее как деятельность, санкционированную божественными силами.

Культура Средних веков тоже была культурой людей и для  людей. И все же принципы этой эпохи  не согласуются с понятием гуманизма, потому что творцом мироздания и  человека в нем, творцом всех смыслов  и целей, которыми руководствовались  люди в мире средневековой культуры, был признан один исключительный субъект  Бог, называемый также Творцом или Создателем. До поры до времени вера в Бога, предполагающая в нем единый и единственный источник всякой созидающей воли, как бы поглощала массу частных человеческих хотений. Лишь на поздней границе Средневековья эта вера и противоречащая ей реальность повседневной жизни достигли нестерпимого раздвоения. К этому времени своеволие человека успело наглядно доказать свою созидательную силу  в постройках небывалых городов (особенно на северо-западе Европы и в Италии), в быстрых хозяйственных успехах в ремесле, торговле и земледелии, в открытии искусств; и успело ужаснуть своею разрушительной силой в междоусобной борьбе за власть и владение, в интригах, подкупах, убийствах соперников, в безудержном угождении страстям.

После этого уже трудно было верить, что мир есть нечто раз и  навсегда данное, а человек в нем  лишь исполнитель замысла Творца. Опыт и чувства подсказывали другое. И европейцы начали создавать  культурную систему в согласии с этим новым опытом и новыми чувствами. Формирование культуры Нового времени" было отмечено решительными переменами почти всех форм жизни.

Еще с XV века в Европе постепенно складывался  новый облик государств, утверждалась новая сфера человеческого существования частная жизнь, складывалось новое отношение государств и их граждан к религии и Церкви (Реформация), возникла новая область познавательной деятельности (наука), произошло отделение искусства от ремесла. Новые формы жизни, сложившиеся в период Нового времени воплощали новые представления о мире и месте человека в нем, новые идеалы и новые целеполагания, новую культуру, гуманистическую по своему существу.

Исторически "Новое время" как  тип культуры начал складываться в XV и XVI веках (этот переходный период называется эпохой Возрождения), классические формы его находим в XVII и XVIII столетиях. Но уже в XIX веке этот тип культуры обнаружил ряд фатально непреодолимых проблем, катастрофические последствия которых в ХХ веке вновь принудили человечество к мучительным поискам удовлетворяющего требованиям современности культуропорядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Культура и цивилизация

Понятия культуры и цивилизации часто не различаются  и  воспринимаются как тождественные. Он действительно имеют много общего, но  вместе  с  тем, между ними существуют и заметные различия.

По  времени  термин  "цивилизация"  возник  гораздо  позднее   термина "культура" - лишь в XVIII веке.

Термин "цивилизация"  был   придуман   французскими   философами-просветителями   и использовался  ими  в  двух  смыслах  -широком  и  узком.  Первый   из   них означал высокоразвитое общество, основанное  на  началах  разума,  справедливости  и религиозной  терпимости.  Второй  смысл   тесно   переплетался   с   понятом "культура"  и  означал  совокупность   определенных   качеств   человека   - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости  и  т.  д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века.

В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют  сколько-нибудь  существенные  различия.  В  качестве примера можно указать на концепцию  авторитетного  английского  историка  А. Тойнби,  спорый  рассматривал  цивилизацию  в  качестве  определенной   фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и  считая  религию  главным  и определяющим элементом. Во втором случае между культурой  и  цивилизацией  обнаруживаются  как сходства,  так  и  важные  различия.   Подобного   взгляда,   в   частности, придерживался французский историк Ф.  Бродель,  у которого   цивилизация составляет  базу  культуры,  выступая  в качестве  одного   из   элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.

Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером  в  этом  плане  может  служить  теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в  книге  "Закат  Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей,  гибнущей  и распадающейся культурой.

Между  культурой  и цивилизацией  действительно  имеется  много  общего,  они  неразрывно  связаны   между   собой,   взаимно переплетаются  и переходят друг в друга. Одними из  первых  на  это  обратили внимание немецкие романтики, которые  отмечали,  что  культура  "прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне  объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.

Цивилизованность  с необходимостью предполагает наличие  некоего  уровня культуры,  которая в свою  очередь включает  в   себя   цивилизованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Социальные  функции культуры

Задача культуры –  в том числе связывание людей  в общество во времени и пространстве.

Исходя из этой задачи выделяются следующие социальные функции культуры (способы воздействия на общество):

функция приспособления к среде (способность совместной организации быта в древности  – как защита от природы, создания государств и законов, оружия в наши дни – как защита от других групп, в т.ч. “антикультурных”),

познавательная функция (способность к систематизации фактических  знаний о природе, обществе, самом  человеке, их взаимодействии, о неизвестных  источниках влияния на человека, - здесь  возникает вопрос о естественной ограниченности фактического познания внешнего мира и о роли подсознания в “познании человека” через искусство),

информативная функция (способность  передачи следующим поколениям или  другим группам  и развития каждым следующим поколением или другой группой социального, научного и духовного опыта при отсутствии механизма биологического наследования культурных ценностей – фактически функция “накопления идей” как через духовную так и через материальную культуру),

коммуникативная функция (способность быстрого распространения культурной информации между людьми, группами, поколениями через язык, технические достижения в области хранения информации),

регулятивная функция (способность поддержания равновесия между группами людей, т.е. социального  равновесия через устоявшиеся нормы морали, обычаи-обряды, общие идеи разных церквей, нормы права, нормы поведения в конкретной обстановке),

оценочная функция (способность  всегда анализировать “что хорошо, а что плохо”, происходит естественный отбор ценностей исходя из данного вопроса и движение вперед, пусть лишь к тому, что в данный момент считается “благом”),

функция разграничения  и объединения групп (способность  создания различными группами людей  различных подходов независимо от их фактической объединенности в более  общую группу, способность объединения в группы исходя из культурной близости, взаимный обмен информацией между группами),

функция “социализации” (самая общая функция, объединяющая все вышеуказанные: способность  человека поддерживать свое принципиальное отличие от иных природных объектов: способность человека усваивать системы знаний, норм, ценностей, создавать социальные формы сосуществования, и, наряду с развитием под действием окружающей природной и социальной среды, самостоятельно развиваться и оставаться неповторимым).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Основные  принципы типологизации и типы  культур.

 Тип культуры - это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от всех других.

Принципы типологизации:

1.Формационный. Устанавливает  зависимость типа культуры от  господствующего способа производства (первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического). Культура соответствует способу производства. Этот принцип разделяет исторический процесс на множество этапов развития культуры, сменяющих друг друга: первобытный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, индустриальный, постиндустриальный.

2.Цивилизационный. Этот  принцип трактуется в зависимости  от понимания собственно цивилизации. Многие исследователи говорят об отрицательном воздействии на культуру цивилизационных процессов, т.к. цивилизация порождает чуждые культуре явления: массовость, утилитарно-прагматические установки, 
технократию. Разделяет культурный процесс на несколько периодов: биогенный, духовно-культурный, технотронный.

3.Концептуальный. Этот  принцип дает возможность осмыслить  культуру через призму господствующего  в обществе мировоззрения. Осмысливаются мир, место в нем человека, значимость его деяний, взаимоотношения с другими людьми.

4.Культурно-исторический. Этот принцип является наиболее  распространенным. Акцентируются духовные  доминанты исторических эпох и периодов, в рамках которых возникают и функционируют конкретно-исторические типы культуры.

5.Религиозный. Этот  принцип позволяет классифицировать  культуру в зависимости от главенствующего типа религиозного мировоззрения. Все религиозные верования от самых первоначальных до современных можно свести к двум разновидностям: политеизму и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуру на языческую (древнюю) и культуру, в которой превалирует одна из мировых религий (христианство, буддизм, ислам).

6.Этнонационалъный. Этот  принцип дает анализ культуры  по общности этнонациональных характеристик. На территории локального расселения определенного этноса существует свой тип культуры. Он, естественно, тесно связан с менталитетом этноса. Такая национальная культура внутри себя характерна чертами общности. при сравнении с другими в ней выделяются яркие отличия.

7. Демографический. В  этом принципе содержится ориентация  па выявление особенностей и  общностей признаков, детерминирующих  качество культурных ориентации  Здесь особое значение имеют  плотность, численность, состав, социальная занятость населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"