Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:11, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка содержит ответы на 42 экзаменационных вопроса по культурологии

Вложенные файлы: 1 файл

Kulturologia.doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

Массовая культура -- своеобразный тип социальной культуры, обусловленный общей ориентацией современности на универсализацию существования людей.

Массы (по Д.Беллу):

  1. недефференцированное общество
  2. синоним невежества
  3. механизированное общество
  4. бюрократизированное общество
  5. массы как толпа, она не рассуждает, а повинуется, они возвращаются в варварство.

Признаки массовой культуры:

-примитивизация 

-дешевизна 

-развлекательность 

-потребительство.

Для массовой культуры характерен широкий спектр жанров и направлений  в искусстве. Для его искусства - простота восприятия, доступность, универсальность  и яркость, чувственность.

Массовое сознание ограничено и  противоречиво. Его суть в проявлении среднего начала в мышлении большинства людей.

Массовая культура - это защита человека от информационных потоков, позволяющая  воспринимать мир на уровне дуальных оппозиций, снимающее с него ответственность  за выбор, погружающее в более  комфортную среду предлагаемых товаров.

Функциональные и формальные аналоги  явлений массовой культуры встречаются  в истории, начиная с древнейших цивилизаций (мифы как элемент элитарной  культуры, а сказка как элемент  массовой, проповедь как канал  упрощения элитарного учения), но подлинная массовая культура зарождается только в Новое время. Этому способствуют процессы:

-индустриализации и  урбанизации, 

-становления всеобщей грамотности  населения, 

-развития технических средств  тиражирования и 

-трансляции информации и т.п. 

Среди осн. направлений и проявлений совр. М.к. можно выделить следующие:

-массовая общеобразоват.  школа, приобщающая учащихся к  основам стандартизированных научных  знаний на основе типовых программ  и редуцирующая их к упрощенным  формам детского сознания и  понимания;

-средства массовой информации, формирующие обществ. мнение;

-массовые полит. движения;

-система организации и стимулирования  массового потребит. спроса (реклама,  мода);

-индустрия формирования имиджа  и "улучшения" физич. данных  индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм)

-индустрия досуга, включающая в  себя массовую худож. культуру.

В основе массовой культуры лежат принципы:

--добровольности 

---заказанность потребителем 

---манипулирование с сознанием 

---претензия на новые формы социализации

---отсутствие претензии на производство  ценностей 

но претензия на главенство в  доминантной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Искусство.  Функции искуства.

Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил художественное наследие человечества. Искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты. Высокие художественные достижения пробуждают в каждом из нас художника, то есть развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Таким образом, эстетическая функция является основополагающей для искусства.

Как было сказано выше, художественный образ отражает, с  одной стороны, действительность, а  с другой — духовный мир создателя. В зависимости от преобладания той или иной составляющей виды искусства условно делятся на изобразительные (живопись, скульптура) и выразительные (музыка, архитектура).

Параллельно с мифом  и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит  его. Сама рефлексия может иметь  три измерения: прошлое, настоящее  и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех  ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности , которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно  и деструктивно, оно может воспитывать  в духе возвышенных идеалов и  наоборот. В целом же искусство, благодаря  субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Специфика художественного творчества.

1. Художник мыслит  образами, художник имеет право  видеть мир по-своему.

2. Обращённость не  к разуму, а к эмоциям.

3. Каждое подлинное  художественное произведение неповторимо,  уникально, единично.

4. В художественном  творчестве роль автора велика. Результат персонален, единичен, неповторим.

5. Плотная связь формы  и содержания.

 

 

 

 

 

39. Определение понятия «этикет». Этикет и этнос.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного  по времени процесса становления взаимоотношений между людьми .Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.  
Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.  
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.  
Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения ,обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.  
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:  
- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;  
- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах;  
- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;  
- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Социальное значение и функции этикета.

Наиболее общая формулировка слова "этикет" -установленный  порядок поведения где-либо. Этикет, если понимать его как установленный  порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами.

  1. Поэтому  основную ФУНКЦИЮ или СМЫСЛ этикета можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Это очень важная мысль, хотя и несколько обобщенная. Однако этикет не должен быть самоцелью или  являться ценностью как таковой сам по себе. Он ценен ровно настолько, насколько помогает человеку.

  1. Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Этикет. - это не игра в вежливость, условность. Это очень ПРАКТИЧНАЯ условность.

Итак, одно из первейших  правил, определяющих сам этикет - поступать  так стоит не потому, что так  принято, а потому, что это или  целесообразно, или удобно, или престо уважительно по отношению к другим и самим себе.

Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания. Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Культурный  прогресс. Сущность и критерии

Культурный прогресс и регресс. Критерии культурного прогресса

Культ прогресс - поступ восход развит К., переход от К. одного кач-ва к К. более высокого кач-ва. Смена куль-историч типов, при  кот каждый послед тип К. превосх  прдыдущ. Куль регресс связан с утратой  достигнутого, попятных движ, уничтож  культ цен-й. В марксизме проблема к прогресс связана с учением об общ-эк формациях. Макрс и Энгельс выделяли 6 формаций. Культурный прогресс предстаёт, как закономер, поступ процесс смены формац типов К. Классики марксизма считали, что о культурно-ист процессе можно говорить лишь, как об общей тенденции развития К. В разные ист эпохи на первый план выходят те виды К., кот наиболее полно отраж своеобразие эпохи, её потреб и идеалы. В процессе развит К. периоды расцвета могут сменяться пероидами её застоя, деградации. Центры мировой К. постоянно перемещ из одной страны в др. Противореч хар-р в развитии К. прояв в том, что: 1. возможны несоответствия, противореч м/у разн видами К.; 2. возможны несоответствия, противореч м/у разными сторонами, элементами одного и того же вида К.; 3. возможны несоответствия, противореч м/у создателями и потребит к цен-й. Диалектика становл нового такова, что новое не может сразу и во всех отнош превзойти старое. Этим объясняются моменты регресса на этапе становл более высокой по своему качеству К. Всю сложность и противореч развит К. отраж спиралеобраз форма. Она показ, что в развитии К. есть и поступат направленн и моменты регресса и повторения пройденного на более высок ур-е. Многие исслед полаг, что при наличии специфич критериев культ прогресса возможна и необходима выработка главного высшего критерия прогресса К. В кач-ве главного критерия культ прогресса рассм мера развития сущ-х сил чел. В процессе развития К. совершенис-я ср-ва дух и практич освоения чел дейс-ти, повыш его мастерства, соверш умений, навыков, практич способностей (технологич сторона прогресса) . Культ прогресс включ и гносиологич сторону, он связан с обогащ чел знаний со всё более углубленным и распростр отраж-м дейст-и в различ видах дух К. Развитие гносиологич стороны расширяет возможн для свободы выбора. К прогресс связан с развитием и обогащением потреб чел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Актуальные проблемы экологии культуры

Культурная экология – это и произведения архитектуры, различных искусств, литературы в том числе, это и язык, это и все культурное наследие человечества.

В отличие от целостности  природы целостность культуры изучается в различного рода историях культуры. Давно установлено, что отдельные культуры, взаимовлияя и соотносясь не только в географическом пространстве, но и в историческом времени, стремятся к некоему, не всегда достигаемому единству. Прогресс разного рода средствах сообщения увеличивает возможности объединения культур.

Необходимо, впрочем, сказать, что так называемые истории культуры упускают многие связи, которые выходят  за рамки наших узких современных  представлений о культуре. Особенно это следует сказать о явлениях общечеловеческого характера, вообще всего того, что выходит за рамки одной национальности или группы национальностей.

Изучая экологию культуры, необходимо обратить внимание, что  экологические катастрофы захватывают  собой чрезвычайно широкие сферы культуры. Некоторые примеры: вывоз культурных ценностей и выведение их из сферы, доступной для той или иной группы людей. К экологическим бедствиям, происходящим в наше время, следует отнести обеднение лексики русского языка, замену русских слов однозначными иностранного происхождения, исчезновение склонения сложных числительных, экспансию предлога «о». Исчезновение поговорок и пословиц в устной речи одних и отдельных выражений из басен Крылова или «Горя от ума» Грибоедова у других. Зоной экологического бедствия может оказаться кино, классический репертуар театров, частично музыка

Изучению экологии культуры подлежат взаимоотношения между  отдельными областями культуры, например, между искусством и наукой – зависимости  их друг от друга, равномерности их развития в обществе. В пределах науки изучению подлежат взаимоотношения гуманитарных наук и «естественных», «точных и «неточных» Особый интерес имеет изучение органического единства в пределах человеческого поведения: падение сексуальной стыдливости и стыдливости отправлениями человеческого тела; уменьшение общей стыдливости и снижение интереса к личной репутации в человеческом обществе, в результате чего исчезает чувство чести, честность, наступает хаос в науке, в экономической области и т.д. и т.п.

Нет необходимости говорить о том, в какой мере «экология культуры», изучающая органическое единство и равновесие всех сторон человеческой культуры, представляет интерес для нормального развития человеческого общества, для создания определенной системы воспитания, правильного распределения средних и высших учебных заведений в стране и более или менее продуманного распределения разных образовательных дисциплин и дисциплин специальных.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"