Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:34, шпаргалка

Краткое описание

1. Культурология как наука.
2. Развитие представлений о культуре в эпоху Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
3. Сущность культуры.
4. Строение и динамика культуры.
5. Типология культур.
6. Исторические типы культур.
7. Глобальные проблемы современной культуры.
8. Сущность и типология религии.
9. Национальные религии.
10. Мировые религии.
11. Первобытная культура.
12. Культура Древнего Египта.
13. Культура Месопотамии.
14. Культура Древней Индии.

Вложенные файлы: 1 файл

Kulturologia_RASPEChATANO.docx

— 115.07 Кб (Скачать файл)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Культурология»

на 2011/2012 учебный год

 

1. Культурология как наука.

2. Развитие представлений  о культуре в эпоху Древности,  Средневековья, Нового и Новейшего  времени.

3. Сущность культуры.

4. Строение и динамика  культуры.

5. Типология культур.

6. Исторические типы культур.

7. Глобальные проблемы  современной культуры.

8. Сущность и типология  религии.

9. Национальные религии.

10. Мировые религии.

11. Первобытная культура.

12. Культура Древнего Египта.

13. Культура Месопотамии.

14. Культура Древней Индии.

15. Культура Древнего Китая.

16. Культура Древней Греции.

17. Культура Древнего Рима.

18. Культура западноевропейского  Средневековья.

19. Культура Византии.

20. Культура Древней Руси (VI – XIII вв.).

21. Культура Средневекового  арабского Востока.

22. Культура Средневековой  Японии.

23. Культура европейского  Возрождения.

24. Культура Средневековой  Руси (XIV – XVI вв.).

25. Западноевропейская культура XVII века.

26. Русская культура на  пороге Нового времени (XVII век).

27. Западноевропейская культура  эпохи Просвещения.

28. Российская культура XVIII века.

29. Западная культура XIX века.

30. Культурный взлёт России  в XIX веке.

31. Западная культура XX века.

32. Отечественная культура XX в

  1. Культурология как наука.

Слово культура возникло от слова культ (лат. Почитание) – один из основных эл-тов  религии, это могут быть действия, пение, чтение, пляска, имеющие целью  дать видимое выражение религиозному поклону или привлечь божественные силы. Цицерон впервые вводит понятие  культуры – cultura anima – обработка, возделывание, работа человека над своей душой. Культура – собирательный образ, включает и религию и искусство и др. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Культура – это также способ регуляции сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни,  культура понимается только через деятельность человека в динамике исторического развития. Два способа овладения культурой: межличностное общение и самообразование. Культура подразделяется: 1. по ее носителю. А – мировая (синтез лучших достижений различных народов). Б – национальная (культурный синтез нац слоев, классов, и групп какого-либо народа). В – классовая (сельская, городская). Г- профессиональная. Д – молодежная. Е – личная, она включает два понятия: культурность – умение вписаться в общество; духовность – желание души проникнуть в глубину. 2. по видам деятельности А – материальная, Б – духовная. Материальные объекты – это физические объекты созданные руками человека – «артефакты», культура труда и материального пр-ва, культура быта, топоса. Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности, может передаваться только путем общения.  Структура культуры в широком смысле: 1 – материальные и духовные ценности человечества. 2. Способы его жизнедеятельности. 3. Уровень развития общества. 4. совокупность людей, отношения друг к другу и окр миру. 5. Своеобразие жизни, науки и народов в определенный исторический период. 6. Мифология. 7. Религия. 8. Политика. Культурные универсалии (Дж. Мердок) для всех народов характерны общие нормы, ценности, правила и традиции. Культура делится на: 1- Домашнюю (совокупность ценностей, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества), 2- Субкультуру (это часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущая большой соц группе), 3- Контркультуру (это культура, которая находится в конфликте с доминирующими ценностями, напр – культура преступного мира). Формы культуры: 1- Элитарная – создается привилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровень восприятия среднеобразованного чел (классич музыка); 2 – Народные культуры (фольклор) – анонимные творцы, не имеют проф подготовки (любительская, коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна и демократична; 3 – Массовая – это культура сегодняшнего дня, это вид культурной продукции, который производится каждый день, представляется разной аудитории по разним каналам, призвана удовлетворять сиюминутные потребности. Реагирует на любые события, быстро умирает. Она может быть национальной и международной. Функции: 1 –Гуманистическая – занимается "возделыванием духа", воспитанием, образованием; 2- Трансляции – это социальная память человечества, функция исторической преемственности.; 3 – Гносеологическая  - познавательная . Накопливает знание о мире, создаёт возможность для его изучение; 4 – Регулятивная (нормативная) – регулирует различные стороны и виды деятельности людей. Поддерживается моралью и правом; 5 – Семиотическая (знаковая) – культура предполагант знание и владение системой знаков ; 6- Аксеологическая (ценностная) – формирует ценностные ориентации, их качество и уровень. Это показатели степени культурности человека. Периодизация: 1 – к. Первобытности до 4тыс лет до н.э.; 2 – к. Др. Мира до 5в н.э.; 3 – Период Средневековья 5-16 в. (5-10 раннее, 10-14 развитое, 14-16 позднее – возрождение);4 – к. Нового времени 17-нач 20в; 5 – к. Новейшего времени с 1914г.Культурология как самостоятельная науч. дисциплина окончательно оформилась в 20в.

 

  1. Развитие представлений о культуре в эпоху Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Др. Греция. Античность – человек  – мера всех вещей, нет ни чего ценнее, чем человек. Философ Протагор (5 в. до н.э.. г. Апдеры, Фракия): "культура – дар богов". Демокрит (в том  же городе, позже): "Человек – сам  творец культуры". Культура – дело рук человека, это образованность, нравственность, высокий уровень  сознания. Греки заложили основы науки  и техники, архитектуры. Др. Рим –  Цицерон понимал под культурой  совершенствование духа, ума, считал, что подлинная культура – особый строй жизни, где духовное состояние  человека и общие интересы гос-ва едины, неразрывны. Противопоставлял культуру варварству. Варвары – первобытные  племена. Варвар – синоним грубости, невежества, антикультуры. Средневековье: Теряется римская письменность, "тёмные века". Распространяется христианство, период высокой духовности. Главная  ценность культуры – бог. Человек - странник по земле, жизнь направлена на встречу с Богом, человек должен был, вырабатывая в себе "подобие  бога", стать, как бог. Ориентация человека на человека неправильна, жить надо по богу. Превосходство души над  телом. Августин Блаженный – ориентация человека на человека не должна быть. Земные блага могут закрывать человека от Бога. Архитектура, живопись скульптура – всё библия. Средние века породили идею бесконечного самосовершенствования. Культура стала системой нравственных координат, ведущих к богу. Культура возрождения (возрождение античности, реннесанс) Новая позиция самоутверждения  собственной силы и таланта. Культурный человек должен быть хорошо образован. Человек- творец мира и самого себя. Культура – преображение природы  и человека. Философ Пикоделла  Мирандола: человек должен сам определить свой образ. Культура Нового времени  – новое самосознание. Возрождается интерес к человеку. Человек –  творец самого себя и творец мира. К-ра – преобразование природы и человека, это широкая образованность. 18в  – эпоха просвещения. Разум человек  от природы и он должен прийти к  природе, чел разумен и должен следовать своей природе. Культура – развитие ума, её цель – сделать  всех счастливыми. Важным фактором просвещения  Гельвиций считал, что невежество причина всех несчастий. Ж. Руссо  – человек идеален. К-ра  - система, которая закрепляет неравенство  людей из-за наличия частной собственности, и т.п. Наука, к-ра и религия –  способствуют сохранению неравенства. Просвещение вредно. И Кант  - человек  высшая культурная ценность, он находится  между божественным духом и природой. Он должен желать сам себя. Смысл  культуры – делание самого себя, руководствуясь императивом: "поступай так, чтобы ты всегда относился к  человку как к цели, но никогда  – как к средству". Задача культурного  человека – добрые задатки должны держать верх над склонностью  ко злу.  Гегель – в основе бытия  – мировой дух, который реализует  себя с помощью людей. Культурный процесс – процесс развития ума, тогда дух сольется с людьми и будет рай. Разум – движущая сила исторического процесса, который подчиняет внешний мир своим целям. Это начало Евроцентрической модули культуры. 19век. Данилевский – концепция локальных и замкнутых культур. В основе развития – культурно-исторический тип (отличие типов: язык, религия, политика, особенности соц-экон развития). Цивилизация – это сообщество людей, объединенных основополагающими ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-полит организации культуре, экон, а также психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Цивилизации положительные – способные к развитию и прогрессу. Отрицательные – помогли испустить дух другим цивилизациям (Гунны, Турки, Манолы). Нейтральные – Фины. Леонтьев – "Восток, Россия и славянство". Разделял концепцию Данилевского. В основе гос-ва лежит не народ, а религиозная конфессия.большую роль играет принадлежность к той или иной религии. Ницше – концепция нигилизма. Считает, что человек антикультурен по природе. К-ра – зло, созданное для человеческого порабощения. Нравственность ограничивает природу человека. 20в. Осваль Шпенглер – теория линейных цивилизаций, отражает единство культурного процесса. Египет, Вавилон, Китай. У каждой к-ры есть душа, чтобы понять ее нужно в ней жить. К-ра умирает, когда умирает душа. Цивилизация – мумия к-ры. Тойнби – концепция локальных культур. В основе к-ры – религиозная принадлежность. 5 живых цивилизаций: Западно-Европейская, Исламская, Православная, Китайская, Индийская. Он автор исторического круговорота цивилизаций. З. Фрейд создал психоанализ (фрейдизм) "Психология бессознательного".  Оно, т.е. бессознательное начало – это самостоятельное, независимое от сознания безличное начало человеческой души. Имеет природное происхождение, в нём сосредоточены все первичные влечения человека (инстинкты, бессознательное влечение сексуальности, влечение к смерти). Я – сознательное – тоненькая оболочка. К-ра менее опсна, она защищает от многого. Сублимация – когда чел не на объект сексуального влечения направляет энергию, а например на науку. К. Юнг – открыл культурные корни бессознательного. Оно рождается на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте, но передается по наследству биологическим путём. Первичная форма бессознательного – архитип – осадок от первичного душевного опыта, фундаментальное переживание, лишённое предметности. На архитипе построена вся психика человека. Самый древний архитип – миф. Человек должен вводить бессознательное в жизнь, религия должна помогать человеку.  Русская школа философии. Бердяев – в основе творчества и культуры лежит дух. Дух – это некое транцендентное начало человека, нечто, что участвовало в творении. Дух соединяет сферы божественного с человеческим. Дух – нерациональное начало в человеке, он свободен, хотя и укоренён в человеческом теле. Дух – источник творчества.

 

3.Сущность культуры.

 Термин«культура»с его первыми смыслами возник в римской культуре. Первоначально, это возделывание, обработка земли. Культура возникает как аграрное мастерство. Более привычное для нас толкование возделывания как воспитания и образования предполагает гармоничное становление личности, помощь извне в обретении своего образа. Человек всем обязан образованию, возможному в определённой культуре народа, являющегося относительно обособленной группой человечества. В отечественном гуманитарном знании долгое время оставался в забвении ещё один смысл культуры, сакральный. Культура – это почитание, культ, прежде всего, религиозный (сакральный) культ. Древние культуры и цивилизации невозможно представить без поклонения богам - высшей ценности мировоззрения той эпохи. Единство трёх смыслов культуры воплощалось в греческом термине «пайдейя» (обучение ребёнка), системе становления личности и гражданина. Античный человек, сравнивая себя с другими народами, гордился разумом, чувствами и способностью жить по природному и установленному закону (норме). В условиях политической нестабильности, когда гражданственность отступает перед хаосом, античная культура выработала искусство «атараксии»: умение жить незаметно и невозмутимо, сохраняя свой внутренний мир. Сущность культуры предполагает воспроизведение деятельности по исторически заданным параметрам и принципам (правилам). Культура как способ деятельности является открытой системой; она несет в себе момент изменения, коррекции. Культура существует в единстве противоречий между сохранением и уничтожением, удерживанием и преодолением. В своём динамическом аспекте культура есть творчество, то есть создание чего-то нового. Как способ деятельности, культура включает в себя и результаты.

 

4.Строение и  динамика культуры.

 Динамика-Система изменений явлений культуры во времени и пространстве. Типф Культур. изменений. 1)Культур. изменения определяются изменениями в социально-экономических и политических отношениях и соответственно могут характеризоваться как доиндустриальные, постиндустриальные. 2) Культурные изменения могут основываться на развитии чужой культуры, выражаясь в смене духовных стилей . художественных жанров и направлений, ориентаций и мод. 3).Культур. изменения могут основываться на обогащении и на деференциации культуры. 4) Культурные изменения так же могут основываться на упрощении культуры,   а так же устранении  или утрате каких-то  элементов. 5) Куль. Измен. Могут основываться на преобразовании или трансформации культуры . когда ее новое состояние возникает как результат изменений. Прежнего состояния под влиянием процесса обновления . ( Из средневековой культуры возникла культура Возрождения.) 6) Культ. Измен. Могут происходить на основе культур. застоя , как длительного , неизменяемого , повторяемого состояния культуры  . 80  годы- Длительный застой 7)Культ. Измен. Могут основываться на культ. кризисе, который характер-ся разрушением и ослаблением  прежних духовных структур и институтов. Формирование новых ценностей  отвечающим современным требованиям общества, Соврем. культура стадия кризиса.

 

5. Типология культур.

Типология культуры- осуществляется на базе определенных критериев в  зависимости от избранного критерия или основания классификации  возможны различные варианты  в  выделении типов  культуры 1) Тип религии ( В рамках определенных религий)  несут нравственные функции в основе этой культуры : - Христианской , - буддистской . –исламской. 2) Подтипы конфуцианско-даосизский  тип культуры -Китай – иудаистский  т. К. 3) По региону  - Дальневосточная культура , - Карибская к. – сибирская к , Латиноамериканская к. 4)По типу поселения:- Городская культура, -(Инновационная к. консервативная , статичная- женская ( деревенская ) 5) По социальному субъекту – по полу , Мужская(статичная) женская ( консервативная )    По возрасту – детская , - подростковая . – молодежная , до 35 , - субкультуры  Людей среднего возраста , - субкультура людей пенсионного возраста 25,- Престарелые - после 75 , -ПО этносу ( племена , народность . нации)    По профессиональному признаку(Обилие профессий  .) – специальность . – отрасль  6) По государству (более 200 государств) – по гражданству  7 ) Выделение типов культуры  соответственно сферам жизнедеятельности общества  Материально  производственная культура . - Технико-технологичекая культура – культура производства . распределение обмена и потребление материальных ценностей . а так же  культура отношений собственности . _ экологическая культура.- Физическая культура. По социальной сфере жизнедеятельности. – социальная ,-бытовая .-демографическая .(воспроизводство и миграция населения) .- культура семейно -брачных отношений  Политическая культура .- гражданское общество. – правовая культура  Духовная культура .- философско-мировозренческая к. .- религиозная к..- научная к. ( научное творчество , этикет , оформление научной работы .- образовательная воспитательная . –этическая . эстетическая .

 

6. Исторические  типы культур.

 В историч.  типологии культуры выделяют такие подходы как: 1)  Цивилизационный-видим типы к. по цивилизации. Данилевский выделил 8 историко-культурных типов. Шпенглер-10, А. Тойнби-!0, Хантинктон – 15. 2) стадиальный : Тофлер выделил 3 стадии в истории человечества.  3) Формационный( авторы подхода Маркс и  Енгельс)  выделил 5 Формаций –первобытнообщинная , - Рабовладел. .- Феодальная -. Капиталистическая ,-Коммунистическая формация 4) Эпохальная ( в соответствии с историческими этапами. 1)первобытное общество (первобытная культура ) 40-35 тыс л. Назад.  2) Культура Древнего мира ( 4 тыс до.н.э.) 3) Эпоха средних веков , средневековая культура (5 начало 17 вв.) – Византийская К. - Арабская средневековая К. –Европейская средневековая К. – Древнерусская К.- К, Европейского Возрождения ( 15 начало17 вв.) –Культура Нового времени ( 2 полов. 17в. 20-ые годы 20 в.) –Культура новейшего времени)

 

7.Глобальные проблемы  современной культуры.

Тофлер писал что научно . технический процесс, привел к кризису  цивилизации культуры, сущность которого стоит в нарушении механизмов адаптации человека и природы  к происходящим изменениям. Эта ситуация интерпретируется как «отчуждение»  «отчуждение»-это процесс превращения различных форм и результатов человеческой  деятельности и самостоятельную силу , господствующую над человеком. На уровне цивилизации  отчуждения проявляются в глобальных проблемах современности.1) демографическая проблема 2)Экономическая, проблема  деградации  биосферы 3) энергетическая 40негативные тенденции научно технического развития. Проблема техногенных катастроф.4) Конфронтация по оси «запад»-«Восток». 5) Проблема международного терроризма.6) Отсутствие единых программ решения планетарных проблем, отчуждение на уровне культуры. Проявляется в кризисе самого человека., а именно :~ Ощущение личностью своего бессилия перед внешними силами жизни. ~ Представление об абсурдности своего существования. утрата людьми взаимных обязательств по соблюдению социального порядка , а так же отрицание  господствующей системы  ценностей  ~ Ощущение одиночества .исключительности человека из общественных связей ~ Утрата индивидуумом своего Я –разрушение личности.    В 60- 70 г. 20 века международная организация  ученых «Римский клуб» организовала все эти проблемы и отсылала свои доклады всем международным организациям и национальным правительствам. Представители А. Пичеев : Э Тоффлер. Отсылал доклады чтобы все осознали что происходит с современным человеком. Говорили . что необходимо объединение финансовых . научных, политических усилий всех стран для решения этих проблем. Римский клуб считал что выход из тупика состоит в умении показателей развития с количественных на качественные , когда высший целью развития должно стать человеческое развитие. Истинное развитие  должно проектироваться на самого человека. Его внутренние качества . т. К человек выступает сегодня главным регулировщиком жизни на планете.. по их мнению такими определенными качествами должны быть (1. Понимание глобальности 2.Стремление к справедливости 3.Отвращение к насилию.4.Талерантност(взаимотерпимость) В документах этой организации выработано 4 качества должны соответствовать  цивилизации . Эти качества составляют культуру нового «гуманизма» . которая соответствует глобальной цивилизации ЮНЕСКО Диалог культур- специфическая форма социального взаимодействия основанного на свободе и взаимоуважении учащихся в нем сторон направленное  прояснение сближения и взаимное  обогащение позиции. Это не только гуманитарные контакты на высшем уровне, но и способы приобретения отдельно взятой личности к духовному миру иных культурных образований.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"