Цветы как элемент повседневной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть семантику цветов как элемента повседневной культуры.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
рассмотреть особенности повседневной культуры;
выявить основные тенденции оформления повседневного пространства в культуре;
определить семантику и символику цветов в разных культурах;
проанализировать значение и язык цветов в искусстве;
определить роль и место цветов в современной культуре.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эстетика повседневности в культуре 9
1.1.Понятие повседневности в современной культуре 9
1.2.Традиции цветочного оформления повседневного пространства в культуре. 14
Глава 2. Семантика цветов в искусстве и повседневной культуре 30
2.1.Язык цветов в культуре 30
2.2.Флористические мотивы в искусстве 44
2.3. Фитодизайн и флористика как элемент современной культуры. 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72

Вложенные файлы: 1 файл

Марина 5+.docx

— 1.64 Мб (Скачать файл)

Поэты, пришедшие на литературную арену в конце XIX начале XX века, продолжали те традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле. М. Цветаева  в статье «Поэт и время» писала: « Всякий поэт по существу эмигрант… Эмигрант Церкви Небесного и земного рая природы… Эмигрант из Бессмертья в время, не возвращенец в свое время в свое небо… Почвенность, народность, национальность, расовость, классовость- и сама современность, которую творят- все это только поверхность, первый или седьмой слой кожи. Из которой поэт только и делает, что лезет. “Который час ?” – его спросили здесь. – А он ответил любопытным “Вечность”»118.

Традиционное использование образа цветка для раскрытия живописных образов, а также переживаний  лирического героя поэтического произведения, предлагает в настоящее  время широкое поле для интерпретаций. Однако, несомненно, что, так или  иначе, культурные смыслы цветов, проявляющиеся  в разных видах искусства, раскрывали довольно устоявшийся язык цветов, понятный большинству образованных членов общества.

Культура XX - начала XXI века оттеснила традиционные смыслы и семантику цветов и растений в поле интересов специалистов узкого круга, однако необходимо отметить, что в современной культуре происходит своеобразное возрождение языка цветов. При этом цветы и растения, как живые, так и искусственные, все чаще используются для оформления жилых интерьеров, рабочего пространства человека или же городского пространства в целом.

 

 

2.3 Фитодизайн как элемент современной культуры.

 

 

 

Не вызывает сомнения, что основное место протекания повседневной жизни  людей представляет собой дом.  Жилищные постройки любого народа представляют собой определенный культурно-бытовой  комплекс, который связан с разными  сторонами жизни: он зависит от климатических  условий, обусловлен направлением хозяйства, формами семейного быта, общественными  традициями. Влияют на особенности  интерьера имущественные и классовые  отношения, уровень развития техники  и, конечно же эстетические идеалы владельца.  Последнее, в свою очередь, во многом определяется общим культурным уровнем, национальными особенностями, религиозно-магическими представлениями или их отголоском.119

В настоящее время трудно представить себе современное помещение, будь то офис или жилая комната, без растений. Интерьерное озеленение – элемент культуры человека, отвечающий потребностям его эстетических предпочтений.

 Фитодизайн на сегодняшний день очень популярен. Свидетельством тому могу быть прилавки книжных магазинов, предлагающие огромное количество литературы по данной теме, а так же стоит набрать в строке поиска в интернете - «фитодизайн» и мы сможем увидеть, достаточно много адресов сайтов фирм предлагающих свои услуги в этом направлении. В изданиях для цветоводов можно обнаружить не только информацию о том, как правильно выбрать растение, об условиях содержания, транспортировке, пересадке и т.п. Так же нам подробным образом рассказывается  о правилах расположения растений и предлагаются варианты оформления каждой комнаты в доме. «Гостиная – комната, в которой собирается семья. Здесь взрослые отдыхают, дети играют  и всем должно быть удобно. Это помещение, в котором в основном и располагаются растения в доме. Именно здесь размещают самые красивые и дорогие растения… Используйте растения для оживления скучного интерьера» - такие рекомендации мы находим в книге доктора Д.Г. Хессайона « Все о комнатных растениях»120

В данном исследовании нет  смысла анализировать принципы современного оформления интерьера с помощью  цветов и растений. Достаточно будет остановиться на некоторых зонах, например, прихожей. Вот, какие рекомендации приводятся в книге: «Цветущая орхидея фаленопсис не привлечет к себе особого внимания в гостиной, в которой она будет окружена украшениями, картинами, книгами и т.п., но ее нельзя будет не заметить, если она будет красоваться в одиночестве на столе в прихожей. Здесь подходящее место для большого, хорошо освещенного комнатного садика, для роскошного дерева, группы азалий в цвету и т.п.» 121. Думается, что этого вполне достаточно, для того чтобы сделать выводы, о том, что подобные рекомендации вряд ли подойдут для типовых квартир, в которых живет основная масса населения городов. Скорее такое оформление интерьера подойдет это для отдельного дома. Говоря о роскошном дереве, здесь подразумевается пальма. Как известно, пальма - символ власти, силы, царского могущества, самое сказать императорское дерево в мире комнатного садоводства.

Кушлина О.Б., рассказывая о культуре Петербурга через историю цветочного оформления, пишет следующее: «…как запрещалось в Петербурге строить здания выше Зимнего дворца, так не след было, и пытаться вырастить пальму выше той, что жила в Императорских оранжереях. Пальмы в интерьере дома, в гостиных состоятельных граждан это всего-навсего свидетельство лояльности, благосклонности подданных, знак довольства властью и своим местом в иерархическом государственном устройстве…»122.

Анализируя эти две цитаты, закономерно будет сделать вывод о том, что содержание крупного растения, например, такого как пальма, в домашних условиях, как правило, могу позволить себе достаточно обеспеченные люди. Т.е. можно сказать, что комнатное растениеводство и по сей день, остается уделом « императоров».

Так же мы можем встретить  в книге по растениеводству рекомендации по обустройству зимнего сада. В  западных странах зимние сады уже  давно стали неотъемлемой частью многих офисов, учебных заведений, спортивных сооружений, домов и даже городских  квартир. Часто помещение под  зимний сад включают в план дома. В России зимние сады получили широкое распространение только в последние десятилетия. Теперь такие сады можно встретить не только в официальных учреждениях, но и во многих частных домах.

Первые зимние сады были известны еще в Античности; русские же зимние сады появились в начале XVII века. Крыши у таких садов не было, выращивались в них в основном овощи и плодовые деревья. Известно, что в зимних садах, были водоемы и фонтаны. Позднее, в XVIII веке, в усадьбах состоятельных дворян стали устраивать застекленные оранжереи, пристроенные к дому, или расположенные рядом с ним, в которых не только выращивали различные плоды, но и отдыхали.123

Такие оранжерее часто  были значительных размеров, в них  держали тропических птиц, устанавливали  мебель, не редко сооружали фонтаны. С течением времени зимние сады изменялись, однако, их главное достоинство –  большое количество света, и растений – всегда находили почитателей. В  зимнем саду можно создать иллюзию  цветущего оазиса или тропического леса, что особенно важно для жителей  России, где лето очень короткое и так не хватает солнечного света. Практически в каждой квартире есть хотя бы однокомнатное растение или даже небольшой цветник, однако, зимний сад позволяет более полно наслаждаться природной красотой растений.

Уголок природы устроенный в зимнем саду, способен доставить  огромное эстетическое наслаждение, принести ощущение спокойствия и умиротворенности. Такой сад можно использовать как жилое помещение или как продолжение комнаты, это сооружение, пропускающее большое количество света, позволяет экономить электроэнергию, а так же придает дому изысканность и уют. Зимний сад можно устроить не только в большом загородном доме, но и в обычной городской квартире. Городские жители, гораздо больше нуждаются в контакте с живой природой.124

Анализируя эти две цитаты, закономерно будет сделать вывод о том, что содержание крупного растения, например, такого как пальма, в домашних условиях, как правило, могу позволить себе достаточно обеспеченные люди. Т.е. можно сказать, что комнатное растениеводство и по сей день, остается уделом « императоров».

Так же мы можем встретить  в книге по растениеводству рекомендации по обустройству зимнего сада. В  западных странах зимние сады уже  давно стали неотъемлемой частью многих офисов, учебных заведений, спортивных сооружений, домов и даже городских  квартир. Часто помещение под  зимний сад включают в план дома. В России зимние сады получили широкое распространение только в последние десятилетия. Теперь такие сады можно встретить не только в официальных учреждениях, но и во многих частных домах.

В конце XX века в российскую моду оформления интерьера входят принципы, построенные на древнем учении фен-шуй, которые становятся все более и более востребованными в повседневных практиках современного человека. В настоящее время фен-шуй - это совокупность руководящих принципов, которые помогают человеку найти место в мире и в своем жизненном пространстве – себе и предметам и вещам, его окружающим, которыми он пользуется. Мировые жизненные силы с помощью фен-шуй должны способствовать положительным сторонам жизни человека и снимать, или, во всяком случае, уменьшать ее отрицательные стороны. Фен-шуй приносит в повседневную жизнь больше удовлетворение, счастья и даже изобилия.125

Основа претворения фен-шуй – символы и знаковые элементы. Одним из таких знаков в фен-шуй являются растения и цветы, они относятся по принцип подобия к элементу дерева.  По принципам фен-шуй, при правильном размещении знаков различных элементов активизируется определенный вид энергии. К примеру, в книге Н. Правдиной «Талисманы любви и удачи» рекомендуется «энергию Дерева обозначать каким–нибудь растением в горшке, в вазе или изображением цветов. При этом надо учитывать, что каждый цветок имеет собственное смысловое значение. Например, подсолнух олицетворяет солнечную энергию жизни и будет очень к месту в зоне славы. Так же как и красные маки и тюльпаны, символизирующие удовольствие и успех»126.

Стоит отметить, что не только разведение комнатных растений, создание цветников и зимних садов создает  гармоничную обстановку в помещении, будь то офис или жилой дом. Композиции из живых или засушенных цветов, создают неповторимый образ пространства. При созерцании красивой цветочной  композиции обнаруживается взаимосвязь  природы и искусства, комплексное  воздействие которых на человека способно многократно усиливаться. Лучшим примером такого сочетания, является пришедшее в культуру европейских  стран искусство икебаны. Лаконичные образы икебаны учитывают природные  формы. Икебана – древнейшее искусство  «оживления цветов». Корни икебаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии Синто, находятся в каждом предмете. На смену религиозной системе синтоизма в VI веке в стране был введен в качестве государственной религии буддизм. С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде, их ставили к алтарю в больших букетах. Совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета должны были воплощать торжество буддийского вероучения.127

Несмотря на проникновение  искусства икебаны в европейское  общество оно не нашло повсеместного  распространения. И по сей день, не взирая на широкое увлечение европейцев восточной культурой и философией, искусство икебаны не смогло завоевать себе большую популярность в европейских странах. Отчасти это объясняется наличием собственных традиций в отношении цветов. В европейской повседневной культуре цветы используются на официальных приемах, их дарят по случаю разных торжеств. Эта любовь определяется длительным развитием культуры эстетического восприятия.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что, оформляя интерьер помещения,  включая в него цветы, будь то растения в горшках, цветочные  композиции или просто изображения  цветов, человек создает гармоничную  среду в своем пространстве повседневной жизни.

 

Заключение

 

 

 

В современной культуре традиционно  встает вопрос об отношении человека к природе, причем, это отношение  в западной и восточной культуре заметно различается: если восточный  человек стремится к гармонии с природой, европейский человек  с развитием цивилизации отходит  от природы все дальше и дальше. В любом случае, взаимоотношения  человека и природы напрямую отражаются в его повседневной жизни: как человек оформляет повседневное пространство, используя, в частности, все то, что подарила ему природа. Не вызывает сомнения, что человек издревле использовал цветы и растения для украшения своего жизненного пространства, пространства повседневной культуры. В этой связи обращение к повседневной культуре наиболее полно раскрывает семантику и значение цветов и растений в культуре.

Повседневность, имеющая определенное пространственное измерение, неизменно  включает в себя сферу бытовой  жизни – жилища, дома, имеющих  свою традиционную семантику в контексте  традиций оформления интерьера, верований, эстетических представлений. Поскольку  природа является неотъемлемой частью повседневной жизни человека, она  естественным образом находит свое отображение во всех формах повседневности, и выражается в народном творчестве и в искусстве. Поэтому первые мотивы оформления пространства имеют  растительное происхождение.

По мере развития общества цветы все больше проникают в повседневное пространство человека. Цветы как элемент прекрасного вызывают в человеке чувство эстетического наслаждения и тем самым побуждают его творить. Место цветов в повседневной жизни человека и его культуре, а также в искусстве невозможно переоценить: цветы яснее всего выражают отношение одного человека к другому, символизм флористических образов в искусстве помогает понять замысел того или иного произведения. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой и используемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяет проникнуть в смысл произведения искусства.

Традиция оформления повседневного  пространства и использование цветочных  мотивов в искусстве уходит корнями  в культуру древних цивилизаций: Египта, Греции, Древнего Рима. Постепенно, с формированием европейской  христианской культурной традиции, развивается  символический язык искусства, в  котором раскрываются устойчивые смыслы тех или иных цветов (лилия и  роза как символы Девы Марии и  т.д.). Вместе с этим начинают складываться этикетные нормы в отношении  культуры дарения цветов, развивается  садово-парковое искусство.

Информация о работе Цветы как элемент повседневной культуры