Цветы как элемент повседневной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть семантику цветов как элемента повседневной культуры.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
рассмотреть особенности повседневной культуры;
выявить основные тенденции оформления повседневного пространства в культуре;
определить семантику и символику цветов в разных культурах;
проанализировать значение и язык цветов в искусстве;
определить роль и место цветов в современной культуре.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эстетика повседневности в культуре 9
1.1.Понятие повседневности в современной культуре 9
1.2.Традиции цветочного оформления повседневного пространства в культуре. 14
Глава 2. Семантика цветов в искусстве и повседневной культуре 30
2.1.Язык цветов в культуре 30
2.2.Флористические мотивы в искусстве 44
2.3. Фитодизайн и флористика как элемент современной культуры. 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72

Вложенные файлы: 1 файл

Марина 5+.docx

— 1.64 Мб (Скачать файл)

Гирлянды часто имели форму  круга или эллипса, что само по себе уже означало замкнутость, круговорот. Помимо цветов, в них часто включались фрукты. Символика цветов, в то время  бала сформирована церковью.  Цветы, как бы застывшие в округ центрального изображения, кажется, присутствуют в освещенном им пространстве, не доступном для зрителя. В зависимости от сюжета менялся состав цветов в гирляндах.

В зависимости от сюжета менялся  состав цветов в гирляндах. Так, в  гирляндах, посвященных Богородице, на разных полотнах как правило изображались: подснежники и ветви цветущего померанца - как знак чистоты Д.Сергерс «Мадонна в цветах», гиацинты – обладающие тем же значением что и подснежники, розы – помимо остальных значений она выделяется на картинах с Мадоннами как символ  самой Марии, тюльпаны – как обращение Марии к Господу, нарциссы - в ряде случаев могли выступать как символ триумфа божественной любви и победы над смертью и грехом.

Если сюжетом представлялась сцена  оплакивания Христа или Христа без Богоматери, то среди растений, как правило, преобладает чертополох, как символ страстей Христовых («Гирлянда цветов вокруг изображения младенца Христа и Иоанна» Д.Сегерс)100

Второй и, пожалуй, наиболее распространенный тип натюрморта, это изображение  букета. В настоящее время исследователи  выделяют три вида  натюрморта: радиальный букет, стебли цветов одинаковой длинны расходятся в разные стороны, часто центральная точка выделялась каким либо крупным цветком, напоминая тем самым геральдические орнаментальные мотивы. Второй тип – огромные букеты с множеством цветов (Я.Брейгел Бархотный), и третий тип – имеет в своей основе композиции треугольник и цветы в букете располагаются по принципу зеркальной симметрии.101 В целом, говоря о смысловой нагрузке цветочных композиций в натюрморте, мы можем говорить все о тех же значениях цветов, как правило продиктованных Христианской символикой.

Стоит сказать, что в России натюрморт  появился сравнительно поздно-XVIIIвеке. Древнерусская живопись не знала натюрморта. Изображение вещей в иконах и настенных росписях соответствует всему строю культовой живописи: цветы, плоды, прихотливые узоры орнамента - все это еще скрытые формы натюрморта. Натюрморт в полном смысле этого слова - жанр светского искусства, обратившийся к конкретной человеческой жизни. В XVII веке жанровые формы, выработанные европейской живописью, стали достоянием русских художников. Можно заметить, что натюрморт оживает в новых, пусть даже довольно чуждых самому духу этого жанра проявлениях.102 К середине XVIII века изменились формы жизни и формы искусства. Приходит праздничное украшающее искусство. Живописцы середины XVIII века со знанием дела пишут сложные декоративные композиции из ярких фруктов и цветов, роскошных драпировок и ваз на фоне условных пейзажей. Чувственная убедительность этой живописи весьма относительна. Однако все же здесь осуществлялось, правда, в условных формах, овладение живописным иллюзорным пространством, его чувственное освоение.

В русской живописи были традиции полнокровной  жизненности в искусстве. Для нас особенно важен возрастающий интерес к жилищу, где происходила  повседневная жизнь человека, жанру  интерьера, расцветшему в первой трети XIX века. Многочисленные картины в комнатах стали одной из самых поэтичных страниц русской живописи. Вещи живут в них общим настроением с человеком, причастны к его бытию. Живописцы были очень внимательны к ним.  На этом пути могли сложиться возможности для развития натюрморта. И главный аргумент в пользу этого – произведения, очень близкие этому жанру. Порой даже трудно сказать, что перед нами  -натюрморт или интерьер, в котором художник особое внимание уделяет вещам103. Примером такой живописи могут служить картины Василия Садовникова.

Своеобразная мода на цветы  в  России в XVII-XIX веках нашла отображение в интерьерной и портретной живописи: И. Хрустицкий «В комнате»(1854), В. Боровиковский «Портрет Е.А. Нарышкиной» (1799), Петр Басин «Портрет неизвестной девочки» (1822). И все же натюрморт находит место в искусстве живописи России, об этом свидетельствуют натюрморты И. Хрустицкого. (См. приложение2, рис.6-8)

 Цветы ярко отразились и  в творчестве западноевропейских  мастеров. Примером этого может  служить творчество А. Мухи. Будучи  типичным воплощением художественных  поисков рубежа XIX-XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников–графистов и дизайнеров. Его приметой стали идеализированная, стилизованная фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев.104 ( См. приложение 2, рис.9-10)

Искусство как структурный элемент человеческой культуры является ее универсальным языком. На эту особенность художественной культуры обратил внимание К. Либкнехт, когда писал, что «воздействие художника по средствам его произведений на воспринимающего существенно для искусства… Причем, безразлично, воздействует ли художник сознательно, без сознательно или даже наперекор своим взглядам и желаниям. Он может хотеть и утверждать, что творит только для самого себя, только для того, чтобы удовлетворить свое внутреннее стремление к творчеству…Но если объективный характер его произведения соответствует такому взгляду и такому желанию, но не художник, а своеобразный потребитель искусства. Произведение искусства - это продукт художника, инструмент с помощью которого он приобщает к своему творческому вдохновению другого человека, оно является посредником между художником и воспринимающем. Лишь наличие обеих связей произведения искусства- связи с художником и …связи с воспринимающем делает создание художника произведением искусства».105

Цветочные мотивы неизменно были одними из ведущих в декоративно-прикладном искусстве. В XIII веке венецианский купец Марко Поло посетил Китай, где впервые познакомился с фарфором. Он привез с собой на родину образцы китайских изделий, выполненных из этого прекрасного, но пока еще не известного в Европе материала.106 Китайские мастера украшали свои изделия красочными росписями. Диковинные животные и птицы, пейзажи фигурки людей изображались на вазах, чашках и других предметах. Эстетика этих изделий поражала европейских мастеров. На протяжении XVI-XVII веков европейские мастера пытались разгадать секрет создания фарфора после того, как в начале XVIII века немецкому аптекарю удалось получить массу, не уступающую своими свойствами китайскому фарфору, начинает развиваться производство изделий из фарфора в Европе.107

Стоит отметить что зачастую росписью на фарфоре занимались знаменитые художники. Так, севрской мануфактуре во Франции огромный успех принесли замечательные художники и мастера. Жан-Клод Деплюси  -художник и скульптор, Жан-Жак Башелье –художник – декоратор, Энтье-Морис Фальконе –позднее уехавший в Россию, знаменитый художник Франсуа Буше - первый «живописец короля», Жан Эло.

Работы мастеров Севра отличали удивительные цвета и изысканность форм. Особенно любили художники Севра  украшать свои изделия цветами: они  могли быть разбросаны на белом или  цветном поле фарфорового изделия, изображались в виде букетов, перевязанных лентами и бантами, сплетались в венки и гирлянды. Изящные розы и нежные анютины глазки, пышные садовые растения и скромные полевые цветы, зеленые листья и тонкие стебли, спелые ягоды и фрукты все это изображалось на фарфоре умелой рукой мастера.108 (См. приложение 3)

Можно заметить, что цветы, входившие  в живописный декор фарфора, имели  для европейской культуры, свой скрытый  смысл. Этот подтекст был характерен для европейского натюрморта, так  давно сложившиеся традиции в  символике цветов были внесены в  декор предметов быта.

Если говорить об особенностях русского прикладного искусства, то следует  отметить, что помимо житейской живописи, наиболее часто в нем встречается  цветочный узор. Удивительные образцы  резьбы по дереву можно обнаружить в наличниках XIX века Нижегородской губернии, где помимо диковинных животных и птиц используется растительный орнамент.109 С точки зрения семиотики эти изделия несут особый смысл. Как отмечает Лелеко В.Д., окно в славянской мифологии и ритуале — нерегламентированный вход и выход, противопоставленный двери. Оно мыслится как "окно" в загробный мир и может использоваться для ухода в мир иной после смерти.110  Таким образом, мы понимаем, что помимо декоративной функции, узор наделялся глубоким смыслом, символика его несла защитные функции.

Многие объекты резьбы украшались росписью. Это вид народного искусства  также был развит с глубокой древности  и вобрал в себя традиции культуры разных времен и регионов. Как резьбой, росписью украшали дома, особенно на Русском  Севере. На досках фронтона и подбоях  кровли красуются сказочные цветы  и травы, птицы по сторонам вазона, львы в геральдических позах иногда даже изображения хозяина дома. Красочные  нарядные росписи придавали дому привлекательный облик. Росписью покрывались свободные плоскости деревянных переборок, посудные шкафы и мебель внутри дома.111. Если резьба развивалась главным образом в сфере домашнего крестьянского хозяйства, то роспись формировалась в промыслы.

Одним из старинных центров деревянной посуды было село Мисково Костромской уезда Костромской губернии. Здесь делали красивых форм долбленые ковши с цветочной росписью. На изумрудно – зеленом или коричневом фоне легко и свободно писали цветы, напоминающие тюльпаны и разнообразные розетки.112

Своеобразна и техника городецкой росписи: ( См. Приложение 4, рис3) ее живописная сущность состоит в нанесении ярких густых цветовых пятен, образующих выразительные силуэты на гладко – окрашенных фонах, по которым делались белильные мазки, оживлявшие силуэты и создававшие впечатление объемности, а так же тонкие линии и штрихи, прорисовывавшие детали.

Особое место среди русских  народных росписей принадлежит Хохломе.(См. Приложение 4, рис.2) Чашки, миски, бочонки, кубышки, поставцы ложки украшались растительным орнаментом, гибкие стебли которого органично сливались с округлыми формами изделий.113 Удивительный цветочный узор мы можем наблюдать  на керамических изделиях. Гжель – старинный гончарный район Подмосковья. Название одной из тридцати деревень, где занимались гончарством, сегодня стало символом уникального народного искусства. Стиль гжельских майоликовых изделий (См. Приложение 4, рис.1) отличают формы посуды, среди которых преобладают кувшины квасники, и декор соединившие пластические, графические и живописные приемы, сюжетную и орнаментальную роспись в пять красок изысканных оттенков. Традиционные формы посуды украшались главным образам растительным орнаментом.

Говоря о предметах быта как  о вещи в доме, Махлина С.Т отмечает,  что вещь является феноменом культуры, который благодаря своей способности аккумулировать в себе традиции, социально-психические установки, эстетические запросы, приобретает аксиологическое значение. В период становления национальных культур, в первую очередь, проявляется нечто неповторимое, индивидуальное.

Каждая эпоха и социальная группа накладывает отпечаток на все  вещи, в ней существующие. Исходя из этого, вещи можно рассматривать  как носителей определенных значений.114

Растительный орнамент мы можем  встретить и в вятском кружеве.115 Шерстяные и шёлковые набивные павловопосадские шали.( См. Приложение 4, рис. 4) Платок, на Руси всегда был составной частью женского наряда. Павловопосадские шали -уникальное явление русской культуры, зачастую воспринимаемое как один из национальных символов России. Они стали неким воплощением стиля русской женщины. Композиционное и колористическое разнообразие позволяет использовать их как праздничную летнюю и зимнюю, головную или наплечную одежду в женских нарядах как среднерусских областей, так и многих национальных автономий. Они прекрасно сочетаются и с фольклорным костюмом, и с одеждой европейского образца. Традиции, присущие павловопосадским шалям, сложились ещё в начале XIX века и сохранившиеся до нашего времени. Все шали имеют характерную квадратную форму с симметричной композицией, состоящую из каймы и средника, а основной декор формируют цветочные орнаменты.116

Помимо визуальных искусств, флористическая тематика также широко распространена и в литературе. С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о Новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названным его именем. Не только древние писатели, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали цветочную тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты.

В русской поэзии Серебряного века  у многих поэтов можно встретить  стихи, где цветы раскрывают свой скрытый смысл. Символичные образы цветов предстают перед читателем  в поэзии В.Брюсова, З.Гиппиус, А.Ахматовой, О.Мандельштама.

Особое место заняли цветы в  творчестве В.Брюсова. В его стихах можно встретить не только скрытый  смысл образа цветка. В стихотворении  «Творчество» (1895) это достаточно ярко проявляется. По признанию самого Брюсова, он испытал сильное влияние французских символистов: П. Варлена, Ст. Малларме, Ш. Бодлера.117 Примечательно, что один из главных поэтических сборников Ш. Бодлера назывался «Цветы зла».

Элитарность, интеллектуализм, действительная разъединенность культуры Серебряного  века от народных и интеллигентских  широких масс – не упрек и не повод для гордыни. Это констатация  факта. И в связи с этим естественно  возникает вопрос о соотнесенности поэзии Серебряного века с более  широким понятием  - поэзия конца  XIX-начала XX веков. Пока этот вопрос остается открытым из-за стремления определить сущность идейного содержания Серебряного века через формальные признаки (то есть, через создание и распад литературных течений и группировок, изменения в социально политической обстановке  и т.п.). Ведь в хронологических границах этого периода, если говорить только о поэзии, сосуществовали различные по происхождению и эстетической направленности явления: помимо модернистских течений, это поэзия и классической  реалистической традиции, и крестьянская, и пролетарская, и сатирическая поэзия.

Информация о работе Цветы как элемент повседневной культуры