Художественно-эстетическое своеобразие русского танца как жанрово-видовой формы народного художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении художественно-эстетического своеобразия и специфики русского народного танца как одной из форм художественно-творческой деятельности в народной культуре.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
- изучение сущности и функций народного художественного творчества;
- рассмотрение основных видов и жанров народного художественного творчества;
- выявление своеобразия русского танца: истоки его формирования, развитие и типология;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и функции народного художественного творчества……………7
1.2Основные формы народного художественного творчества……………….14
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО ТАНЦА КАК ЖАНРОВО-ВИДОВОЙ ФОРМЫ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Своеобразие русского танца: истоки формирования, развитие и типология……………………………………………..………………………….20
2.2 Русский танец как форма художественно-творческой и эстетической деятельности в народной культуре…………………………..............................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ТИНХК - 2.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Таким образом, народное художественное творчество может быть представлено как художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; как создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

В народном художественном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощаются воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье, художественно-эстетические идеалы.

 Впитавшее в себя многовековой  опыт народа, народное художественное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения.

Коллективность народного художественного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса  формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени.

Характерно для всех жанров народного искусства, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию.

Следует также отметить, и долго сохраняющуюся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами.

Проблема функциональной значимости народного художественного творчества в жизни современного человека актуальна, и привлекает  к себе внимание уже на протяжении долгого времени.

Отметим, что смысл, вкладываемый в понятие «функция» применительно к явлениям художественного порядка, весьма различен у разных авторов. Оно достаточно часто используется как синоним понятий «роль» и «значение». Именно в данном контексте и в данной трактовке данное понятие будет применимо и нами в рассмотрении функциональной значимости народного художественного творчества.

Функция (совершение, исполнение) – это способность народного художественного творчества, а точнее результатов данной художественной деятельности, совершать действия во временном (историческом) и духовном пространстве по отношению к другим явлениям.

Народное художественное творчество  по своему функциональному значению – является явлением полифункциональным по отношению к различным инстанциям:

  • государству;
  • обществу;
  • человеку.

Каждый из слоев выполняет определенную роль по отношению к другим родственным образованиям. Таким образом, складывается сложная разновекторная картина полифункциональности народного художественного творчества.

Например, к функциям народного художественного творчества по отношению к обществу можно отнести:

    • сохранение основ культурного потенциала нации;
    • организация и оптимизация свободного времени;
    • сохранение эстетического и нравственного потенциала;
    • формирование определенной духовной атмосферы и поддержка ее положительной эмоциональной окраски.

По отношению к личности, речь идет о культурно-политическом, эстетическом, нравственном, педагогическом, организационном и других значениях художественного творчества. По мере развития научного и технического прогресса в современном обществе, данные значения могут быть дополнены и такими  функциями, как:

    • рекреативная;
    • эмоциональная;
    • гедонистическая;
    • компенсаторная.

В условиях модернизации  современного российского общества народному художественному творчеству придаются функции самоидентификации народа, сохранения культурного многообразия мира. Общими функциями, отражающими суть народного творчества, можно считать:

1) функцию приспособления сообщества к среде (адаптивная);

2) познавательную;

3) ценностную или аксиологическую;

4) информационно-коммуникативную;

5) нормативную или регулятивную;

6) семиотическую;

7) индетификационную;

8) воспитательную;

9) эстетическую;

10) гедонистическую;

11) этномаркирующую;

12) креативную.

Усилившееся в последнее время  внимание к художественно-эстетической стороне и значению различных форм художественного творчества, выделение в них исполнительского начала позволяют нам говорить о выполнении различными формами художественного творчества следующих функций:

    • специализированное развитие исполнительских навыков;
    • отбор художественно одаренных лиц для обучения исполнительскому мастерству;
    • включение в производство художественных ценностей;
    • первичное удовлетворение и реализация духовно-эстетических потребностей людей;
    • сохранение и передача творческих традиций и знаний.

Данные функции в том или ином сочетании и степени присущи всем формам художественного творчества, и имеют исторически обусловленный характер.

По мнению, А.С. Каргина, функциональное поле народного художественного творчества можно представить в виде схемы [14, с.117]:

Приоритетные социально-ролевые начала (подфункции)

различных типов (слоев)

 народного художественного  творчества


 

 

 Улитарные функции                                                            Эстетические функции


1. Фольклор                                                                                                             1. Фольклоризм

- коммуникативная;        - сценическая;

- этносоциализирующая;       - эстетическая;

2. Неофольклор        - гедонистическая;

- пропаганда ценностей;       - рекреационная.

- игровая;                 2. Художественная самодеятельность

- коммуникативная.       - эстетическая;

- образовательная;

- воспитательная.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, что народное художественное творчество во всем многообразии его форм сегодня нередко ассоциируется с народной художественной культурой в целом.

Однако, хоть и являясь по сущности более узким понятием, народное художественное творчество, играет весомое значение в жизни человека, общества, государства. Во многом, по причине того, что именно народное художественное творчество, со своей спецификой и формами, несет на себе выраженные приметы национальной принадлежности  и является проявлением национальной уникальности и самобытности русского народа.

В свою очередь, более конкретные жанры и формы художественного творчества выполняют значительную культуроформирующую, воспитательную, коммуникативную, воспитательную роль.

Народное художественное творчество – на протяжении долгого времени было и остается тем фактором, благодаря которому можно отделить роль и значение народной художественной культуры от той роли, которую несет в себе массовая культура.

 

1.2Основные виды и  жанры народного художественного  творчества

Народное художественное творчество в современных условиях переоценивается с точки зрения его социального статуса, роли и места в национально-культурном возрождении.

Наблюдается нарастающий интерес к различным формам, видам и жанрам народного художественного творчества, и это, прежде всего, связано с той важной ролью в возрождении духовного облика нашего государства, и возвращении народной культуры в число национальных ценностей, которую они играю сегодня. Поэтому, по нашему мнению, актуальность в их изучении и рассмотрении их специфики логична и объяснима.

Согласно мнению исследователей народной художественной культуры, среди которых Е.Ю. Стрельцова, основными компонентами народного художественного творчества как социального феномена являются:

    • фольклор;
    • хореография;
    • народное декоративно-прикладное искусство;
    • художественная самодеятельность;
    • бытовые формы;
    • любительское творчество;
    • неофольклор [4, с.176].

При этом, исследователи отмечают их схожую специфику и все они являются:

    • самодеятельными, по характеру творчества;
    • любительскими, по социально-психологическим мотивам;
    • национальными, по формам и общечеловеческими по содержанию;
    • массовыми, по своим движущим силам и представительству носителей культурного потенциала.

Так же, проанализировав различные попытки классификации народного художественного творчества как зарубежными (Дж. – Л. Гомм, Э. Тайлор,  Ш.– С. Бен, П. Сентив), так и отечественными (Л.И. Михайлова, Е.В. Гусев, А.С. Каргин) учеными, начиная с XIX в., и опираясь на исследование социолога И.С. Бочарниковой, мы может выявить следующую структуру народного художественного творчества:

 

Народное художественное творчество


      Традиционные формы                                           Новационные формы


 

 

Архаический

(традиционный)

фольклор

Бытовое художественное творчество

Неофольклор

Фольклоризм

Художественная самодеятельность

Устно-поэтический, музыкально-драматический, художественно-изобразительный, декоративно-прикладное творчество

Бытовое поэтическое творчество, бытовое драматическое творчество, изобразительное творчество, бытовое прикладное творчество

Драматический, устно-поэтический, музыкальный

и т.д.

Бытовой фольклоризм

Самодеятельное литературное творчество, хореографическая самодеятельность. Самодеятельное изобразительное искусство, художественное производство изделий прикладного творчества


 

При этом, фольклор – является традиционной для этноса бытовой художественной деятельностью и ее результатом, отражающим философско-эстетическое самосознание этноса, сложившееся в результате многовековой коллективной коммуникации и проявляющееся в основном в устной форме и в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов произведений [14,с. 182].

Фольклор – это сложный комплекс духовных и материальных, художественно-эстетических и нехудожественных явлений, текстов, изделий, бытующих по преимуществу в народной среде, и отображающих менталитет этой среды.

Фольклор как традиционная форма народного художественного творчества имеет конкретно-историческую окраску и конкретно-исторический смысл:

  • сакральный;
  • ритуальный;
  • эстетический;
  • прагматический.

Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, хор и солист) и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание и пр.).

С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Так, новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются.

На сегодняшний день, значение фольклора как традиционной формы  велико. Он является актуальной формой устной коммуникации в условиях сплошной безграмотности. И только в данной форме коммуникации он смог сохраниться и развиваться.

Народное декоративно-прикладное искусство в наиболее распространенном его понимании обозначается чаще всего как народное искусство и представляет собой слой изобразительного фольклора в художественно-материализованном исполнении.

В целях более точного анализа структуры данной формы,   необходимо различать в ее современном декоративно-прикладном искусстве две его ветви:

- декоративно-прикладное искусство;

- художественно-прикладное искусство.

При этом, в декоративно-прикладном искусстве выделяются два основных направления:

- традиционное;

Информация о работе Художественно-эстетическое своеобразие русского танца как жанрово-видовой формы народного художественного творчества