Русский народ. Художественные промыслы и ремесла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Народное декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Все это – «результат творчества многих поколений. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм».
Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Содержание

1. Введение.
2. Художественные промыслы и ремесла России.
3. Особенности народных промыслов и ремесел Карелии.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

народ худ культура.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

ОГОУ ВПО «Смоленский  государственный институт искусств»

Факультет дополнительного  профессионального 

образования и заочного обучения

 

 

 

Контрольная работа

По курсу «Народная художественная культура»

Вариант №5

Тема: «Русский народ. Художественные промысли и ремесла»

 

Преподаватель: Чернова  В.Е., доцент, каф. культурологии

 

 

Исполнитель: студентка  гр. 1.02

Баранова А.В.

Специальность: социально-культурная деятельность

Квалификация: менеджер

Домашний адрес: Карелия,

Петрозаводск, Советская, 7-106

 

Контрольная работа принята:

____  ___________ 2011

Методист факультета ______________

Отметка о зачете __________________

____ ___________

 

 

Смоленск

2011

Содержание

  1. Введение.
  2. Художественные промыслы и ремесла России.
  3. Особенности народных промыслов и ремесел Карелии.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.

 

 

  1. Введение.

Народное декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Все это – «результат творчества многих поколений. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм».[4, с. 4]

Домашняя промышленность характерна для ранней стадии развития человеческого общества, когда в условиях натурального хозяйства люди были поставлены перед необходимостью изготовлять своими руками все необходимое для жизни и быта – одежду, обувь, жилище, транспортные средства, орудия земледелия, скотоводства, охоты и рыболовства. Параллельно с навыками обработки различных природных материалов и происходило их эстетическое осмысление. Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются начатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные  для определенных, подчас сложных  ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни: рождение, свадьба, похороны, праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения. На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Красный угол избы украшали полотенца с длинными вышитыми или ткаными концами.

«Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза, бумага и краски - все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарное изделие из простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд - с предметом, выполненным из серебра».[4, с. 5]

Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или  камню, ковка, литьё гравирование, чеканка  и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

 

 

  1. Художественные промыслы и ремесла России.

В процессе развития централизованного  государства художественная обработка дерева, народное гончарство, народное художественное ткачество и другие виды домашней промышленности становятся основой для формирования художественных ремесел. Появляются отдельные мастера-специалисты или целые коллективы, цеха (цех оружейников, гончаров, ткачей), у которых можно приобрести или выменять на что-либо другое необходимые для жизни или трудовой деятельности изделия и предметы.

На рубеже ХVII-ХVIII веков  в России стали складываться промыслы по производству продукции на продажу. Народный промысел, в том числе и художественный,— это такая форма бытования художественного ремесла, когда ремесло служит средством к существованию целой семьи или всей деревни, когда целые районы заняты изготовлением определенного вида изделий, в том числе и художественных, на рынок, на продажу.

Познакомимся с наиболее известными из них.

Художественная обработка  дерева.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева.

«Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребенка или шкатулка. В большинстве случаев художественный предмет из дерева украшен резьбой».[4, с. 11] «В распоряжении мастера имелся широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа, выполненных из твердых пород древесины (самшита, ореха, бука). Определенные приемы резьбы и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличительными признаками искусства отдельных центров и даже целых регионов» [4, с. 12].

Один из подмосковных центров резьбы по дереву находится в селе Богородском. Здесь на рубеже 17-18 веков стали вырезать из дерева игрушки. Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Это образы жителей села, всадники, фигурки домашних животных, птиц. Все они, как правило, изображены занятыми каким-то делом. Символом промысла стала игрушка «Кузнецы», изображающая человека и медведя, поочередно бьющих по наковальне.

Недалеко от Сергиева Посада в г. Хотьково находится центр  абрамцево-кудринской плоскорельефной  резьбы. Плоскорельефная резьба зародилась в России еще в IХ-Х веках. Она отличается от других видов рельефной резьбы незначительной глубиной порезки и тем, что рельефный орнамент и его фон остаются на одном и том же уровне. Орнаментальный узор украшаемых резьбой изделий состоит преимущественно из растительных мотивов.

«Исторически развиваясь, художественная обработка дерева наряду с резьбой постепенно стала обогащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей росписью привело к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением их деятельности. Причем, в некоторых областях даже близко расположенные промыслы по росписи дерева нашли существенные отличия в приемах письма, мотивах декора».[4, с. 12]

К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей.

У каждого из этих промыслов  есть своя история и свои неповторимые особенности.

Всемирно известные  хохломские изделия изготавливают  главным образом в Нижегородской  области. Происхождение промысла связано с торговым селом Хохломой, откуда золотистая расписная деревянная посуда поступала на различные ярмарки для продажи.

Иконописцы из старообрядческой среды, владели древним приемом "вызолачивания" изделий, поэтому здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в "золотые" без использования драгоценного металла. Традиционная техника, усовершенствованная в наше время, основана на простом принципе. После завершающего этапа отделки изделия - "закалки" - под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый цвет. Сочетание ее с просвечивающимся металлизированным слоем дает золотистый эффект.

Хохломской росписи  свойственны два вида письма - верховое и фоновое. "Верховая" роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне. Другая разновидность верхового письма - "под листок". В ней широко применяются более крупные растительные формы - округлые листики, ягодки, располагаемые симметрично у стебля.

Для "фоновой" росписи  характерно применение фона - черного  или цветного, тогда как сам  рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность  предварительно наносят контуры  мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Часто по окрашенному фону пишут мелкий травный узор - "приписку". Более сложным типом фонового письма является "кудрина", названная так за изобилие круглых завитков, которые создают сказочные формы растений, цветов и птиц. После росписи изделие поступает в окончательную отделку, во время которой его натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 градусов.

В настоящее время  хохломская роспись получила большое распространение. С начала XX века промысел сосредоточился в двух центрах - в городе Семенове и поселке Семине. Семинские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Они расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду. Семеновские мастера, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи "под фон". Они любят точный контурный рисунок и широко используют разнообразные штриховки для моделирования мотивов. Но наряду с основными центрами хохломской росписи возникло много новых производств, выпускающих изделия "под золото".

Украшение деревянных изделий  росписью еще в одном центре Нижегородской  области – г. Городце – связано  с более простой технологией. На первых порах она была очень похожа на раскрашенную резьбу, и только на рубеже 80-90-х гг. 19 века графическое начало уступило место живописной манере, значительно расширившей возможности воспроизведения изображений, давшей большую свободу в их детализации. На изделиях писали сценки из городской и сельской жизни – чаепитие, гуляние, посиделки, охоту и др. В начале XX века тематика сюжетных изображений расширилась за счёт появления сцен, связанных проводами новобранцев и повествующих о сражениях.

  Сложные сюжетные  композиции городецкие мастера  строили без предварительной  разметки рисунка. Фигуры располагали  симметрично относительно центра. Растительные гирлянды служили  им обрамлением. Лучшие произведения  городецкой росписи отличаются затейливостью изображений, тонким чувством ритма и цвета, равновесием в распределении декоративных пятен. До середины 30-х гг. городецкие мастера выполняли роспись клеевыми красками ярких локальных тонов - красной, зелёной, жёлтой, синей и чёрной. Облагораживал колорит золотистый цвет олифы.

 Современная городецкая  роспись выполняется на цветном  или на светлом естественного цвета древесины фоне. Характерные для неё мотивы чёрные кони со всадником или без него, птицы типа павлинов, пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки и ягодки с листочками.

Традиционным видом  русского народного декоративно-прикладного  творчества является изготовление художественно  оформленных изделий из березовой  коры, бересты. Еще в древности  березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применялась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда.

Разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп, в зависимости от способа их изготовления, характера и размера используемой бересты. Прежде всего, нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по форме, их проще всего изготовить. К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки.

Значительную часть  представляют плетеные изделия. К ним  относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сумки - заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари — бураки, короба, туески. Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание, гравирование, тиснение, резьба и роспись.

Информация о работе Русский народ. Художественные промыслы и ремесла