Художественно-эстетическое своеобразие русского танца как жанрово-видовой формы народного художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении художественно-эстетического своеобразия и специфики русского народного танца как одной из форм художественно-творческой деятельности в народной культуре.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
- изучение сущности и функций народного художественного творчества;
- рассмотрение основных видов и жанров народного художественного творчества;
- выявление своеобразия русского танца: истоки его формирования, развитие и типология;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и функции народного художественного творчества……………7
1.2Основные формы народного художественного творчества……………….14
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО ТАНЦА КАК ЖАНРОВО-ВИДОВОЙ ФОРМЫ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
2.1 Своеобразие русского танца: истоки формирования, развитие и типология……………………………………………..………………………….20
2.2 Русский танец как форма художественно-творческой и эстетической деятельности в народной культуре…………………………..............................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ТИНХК - 2.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец.

Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная – создаёт ассоциацию  с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют  эмоционально – подражательной.

2. Естественно – пластическая  – подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная – выработанная  веками, находящаяся в постоянном  развитии, о чём свидетельствуют  танцы, созданные в наши дни, отличающиеся  от старинных танцев не только  выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных  движений.

Русский танец – это яркое, красочное творение русского народа, которое является значительным и весомым эмоциональным, художественным, специфическим отображением многовековой, многообразной истории русской культуры и жизни русского человека.

Являясь своеобразной летописью жизни народа, танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею, он всегда содержателен. В танце существуют и драматургическая, художественная, эмоциональная основа, и сюжет, в нем есть и конкретные, и обобщенные  художественные образы, которые создаются посредством пластических движений и построений.

Таким образом, русский танец на протяжении всей своей продолжительной истории становления, развития и преобразования выступает не только своеобразным художественно-эстетическим ядром народного художественного творчества, но и образным, эмоциональным, самобытным пластом в художественной культуре нашего  народа. С его помощью, сегодня, как и несколько сотен лет назад, раскрывается духовная жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и художественные идеалы.

 

 

 

 

Заключение

Танец всегда занимал огромное пространство в жизни и повседневной культуре человечества. Ведь предпосылками его возникновения были элементарные потребности человека в труде, игре, охоте.

Русский танец сегодня представляет собой не музейное искусство прошлого, он не является чем-то неизменным, застывшим в своем развитии и преобразовании. Все виды русского народного танца, будь то, хоровод, пляска, кадриль, перепляс сегодня бытую в народе, преобразуются и развиваются, подкрепляя,  таким образом,  неподдельный интерес со стороны исследователей народного художественного творчества  к данному искусству.

Народное хореографическое творчество необычайно многогранно. Народный танец – это своеобразный сплав творческой импровизации исполнителей, их творческого поиска, эстетического многообразия, внутреннего лада и гармонии.

Сегодня, проанализировав, в некотором аспекте историю становления народного хореографического искусства, мы пришли к выводу, что народная хореография, в своих жанрово-видовых воплощениях,  изменяется. Изменяется,  прежде всего, ее содержание, идейно-тематические постановки, но неизменным остается одно – это художественно-эстетическое значение русского народного танца, его влияние на формирование интереса у молодого поколения к народному наследию.

Таким образом, отметим, что в ходе рассмотрения художественно-эстетического своеобразия русского танца: истории и специфики его становления, типологии, мы пришли к выводу, что русский танец на протяжении всей своей продолжительной истории становления, развития и преобразования выступает не только своеобразным художественно-эстетическим ядром народного художественного творчества, но и образным, эмоциональным, самобытным пластом в художественной культуре нашего  народа. С его помощью, сегодня, как и несколько сотен лет назад, раскрывается духовная жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и художественные идеалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Федеральный закон Российской Федерации № 3612-I – ФЗ от  9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». – Режим доступа:  http://www.femida.info/51/ozrfok001.htm.
  2. Федеральный закон Российской Федерации № 3266 – ФЗ от 10 июля 1992г. «Об образовании». – Режим доступа: http://www.consultant.ru /popular/edu/.
  3. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры/ Э.Е. Алексеев. - М.: 1988.
  4. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура/ Т.И. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2000. – с. 344.
  5. Бакланова, Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: уч. пособие/ Т.И. Бакланова. - М.: МГИК. – 1992. – с.115.
  6. Библер, В.С. Культура: диалог культур (опыт определения) / В.С. Библер // Вопросы философии. – 1989. – № 6. – с. 32-36.
  7. Богданов, Г.Ф. Самобытность русского танца:  учебное пособие/ Г.Ф. Богданов. – М.: 2003. – с. 224.
  8. Борзов, А.А.Народный танец на самодеятельной сцене: уч. пособие/ А.А. Борзов. -  М.: 1986.- с. 118.
  9. Войцеховский, К. Развитие личности и ценности / К. Войцеховский // Моральные ценности и личность / Под. ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – с.247-154.
  10. Голейзовский,  К. «Образы русской народной хореографии»/ К. Голейзовский. -  М.: Искусство. 1964. – с.318.
  11. Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура/ В.Е. Гусев.  Спб.: 1993. – с.119.
  12. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины/ М.С. Жиров. – Белгород, 2000. – с. 269.
  13. Иноземцева, Г.В. «Народный танец»/ Г.В. Иноземцева. - М.: Знание, 1978. – с.115.
  14. Каргин, А.С. Народная художественная культура: учебное пособие/ А.С. Каргин. -  Государственный республиканский центр русского фольклора. – М.: 1997. –  с. 288.
  15. Климов, А.А. Основы русского народного танца/ А.А. Климов.  – М.: МГУКИ, 2004. – с. 320.
  16. Лихачев, Д.С. Культура русского народа/ Д.С. Лихачев. - М.: Премьера, - 1961. – с.315.
  17. Надеждина, Н. «Русские танцы»/ Н.Надеждина. -  М.:, 1951. – с.256.
  18. Некрасова, М. А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности/ М. А. Некрасова. - М.: 1983. – с. 415.
  19. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика/ М.А. Некрасова – М.: Изобраз. Искусство, 1983. – с. 343.
  20. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура. / Б.Н. Путилов. Спб.: 1994. – с.127.
  21. Стрельцова, Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования/ Е.Ю. Стрельцова. – М.: МГУКИ, 2003. – с. 248.
  22. Тенденции государственной политики в развитии народного творчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». – Майкоп: изд-во АГУ, – 2009. – Вып. 3. – с. 173-178.  (входит в перечень изданий ВАК), (0,5 п.л.).
  23. Ткаченко, Т. «Народный танец»/ Т. Ткаченко. - М.: Искусство. - 1967. – с.119.
  24. Устинова, Т. « Избранные русские народные танцы»/ Т.Устинова. - М.: Искусство, - 1996. – с.289.
  25. Устинова, Т. Беречь красоту русского танца/ Т.Устинова. -  М.: 1959. – с.318.
  26. Устинова, Т. Русский народный танец/ Т. Устинова. - М.: «Искусство»,1967. – с.264.

 

  1. Чернявская, Ю.А. Народная культура и национальные традиции. Учебно-методическое пособие / Ю.А. Чернявская. – Минск, 1998.
  2. Шаваева, М.О. Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия [Текст]: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / М.О. Шаваева. – Ростов н/Д., 2004. – 159 c.
  3. Эльяш,  Н. «Образцы танца»/ Н. Эльяш. - М.: Знание.  1970. – с.117.
  4. Этнокультурное наследие Белгородчины: проблемы изучения, освоения и популяризации. Материалы областных этнографических чтений / под ред. А.И. Дудка. – Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2010. – 233 с.
  5. Эфендиев, Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание / Ф.С. Эфендиев. – Нальчик, Издательский центр «Эль-Фа», 1999 год. – 329 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Хоровод как жанр русского танца

Приложение №2

Приложение №3

Хоровод. Бисерная вышивка. Государственный исторический музей.

Хоровод. Масло. Государственный исторический музей.

 

Приложение №4

 

Приложение №5

 

Корзиночка – основная фигура хоровода.

Приложение №6

Пляска. Резьба по дереву.

 

 

 

 

 

Приложение №7

 

Русская пляска как жанр народного танца

 

Приложение №8

 

Русская кадриль


Информация о работе Художественно-эстетическое своеобразие русского танца как жанрово-видовой формы народного художественного творчества