Театрализованные представления и праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:48, реферат

Краткое описание

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народ не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Содержание

. Введение
2. Парад 7 ноября 1941 года.
3. Великий праздник Победы, его сущность, характер, особенности. Парад Победы 24 июня 1945 года.
4. Юбилеи городов, юбилеи союзных республик. Певческие праздники в Прибалтике, традиции и их развитие.
5. Возникновение Всемирных фестивалей молодёжи и студентов – их роль в солидарности молодёжи разных стран. Фестиваль как долгосрочная система праздничных акций. Сценарно-режиссёрские открытия в праздниках фестиваля.
6. Спортивные праздники. Всесоюзный парад физкультурников.
7. Заключение
8. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по теории массовых праздников.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Сначала на асфальте начертили полоски по длине шага, а потом даже натянули веревочки, помогавшие задавать высоту шага. Сапоги покрыли специальным лаком, в котором как в зеркале отражалось небо, а на подошвы прибили металлические пластины, помогавшие чеканить шаг.

Начался Парад в десять часов утра, почти все это время лил дождь, временами переходящий в ливень, что зафиксировали кадры кинохроники. Участвовало в Параде около сорока тысяч человек. Жуков и Рокоссовский выехали на Красную площадь на белом и вороном конях соответственно. Сам Иосиф Виссарионович с трибуны Мавзолея Ленина лишь наблюдал за Парадом. Сталин стоял на трибуне мавзолея слева, уступив середину фронтовым генералам - победителям. На трибуне также присутствовали Калинин, Молотов, Будённый, Ворошилов и другие члены Политбюро ЦК КПСС.

По Красной площади торжественно прошагали сводные полки фронтов: Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусских, 1-го, 4-го, 2-го и 3-го Украинских, сводный полк Военно-Морского Флота. В составе полка 1-го Белорусского фронта особой колонной прошли представители Войска Польского. Впереди марширующих колонн фронтов шли командующие фронтами и армиями с шашками наголо. Знамена соединений несли Герои Советского Союза и другие орденоносцы.

За ними двигалась колонна солдат особого батальона из числа героев Советского Союза и других особо отличившихся в боях солдат. Они несли знамена и штандарты поверженной фашистской Германии, которые бросили к подножью Мавзолея и подожгли.

Далее по Красной площади прошли части Московского гарнизона, затем проскакали кавалеристы, проехали легендарные тачанки, проследовали соединения ПВО, артиллерия, мотоциклисты, легкие бронемашины и тяжелые танки. В небе пронеслись самолеты, пилотируемые прославленными асами.

Параду Победы посвящён одноимённый фильм Ефима Учителя, снятый в 1945 году, один из первых цветных фильмов в СССР.

В 1948 года традиция проведения праздничных парадов на Красной площади была прервана и возобновилась с былой силой и пышностью лишь в юбилейный год 20- летия Победы - в 1965 году.

После распада Советского Союза парады в День Победы на некоторое время опять прекратились. Возродились они вновь лишь в юбилейном 1995 году, когда в Москве прошли сразу два парада: первый (пеший) на Красной площади и второй (с участием техники) на мемориальном комплексе Поклонная гора.

С того момента парады Победы на Красной площади проходят каждый год, правда, боевая техника в них уже не участвует. Девятое мая – праздник победителей.

На честь Великой Победы, согласно традициям, все города, признанные героями войны с Германией, проводят свои мероприятия в этот день. Отмечают шествиями, митингами, театрализованными представлениями, сборами ветеранов и, как правило, праздничным салютом.

 

4. Юбилеи городов, юбилеи союзных республик. Певческие праздники в Прибалтике, традиции и их развитие.

 

 

В СССР массовые театрализованные зрелища, состоящие из многих тематически объединённых художественных программ. Ставятся режиссёром на основе сценария. Связанные обычно со значительными общественными событиями или знаменательными датами, театрализованные праздники проводятся, как правило, на открытых сценах, стадионах, площадях, аренах, в аллеях и на прудах парков и т. п. Истоки театрализованных праздников — массовые празднества Великой французской революции, обогащенные опытом подобных праздников в первые годы Октябрьской революции 1917. Характерные черты театрализованных праздников — сочетание всех видов искусств, активное участие масс в их подготовке и проведении. 

        Театрализованные праздники организуются в различных городах СССР с первых лет Октябрьской революции. В 1920г. в Петрограде были поставлены массовые инсценировки — «К мировой коммуне» (режиссёры К. А. Марджанов, Н. В. Петров, С. Э. Радлов, участвовали 4 тысячи рабочих и красноармейцев, до 45 тысяч зрителей), «Взятие Зимнего дворца» (режиссёр Н. Н. Евреинов, 8 тысяч участников, зрителей около 100 тысяч). Театрализованные праздники проводились в 20-х гг. в Москве, Киеве, Иванове, Тбилиси, Самарканде и др. городах, 10-летие революции отмечалось инсценировками в Ленинграде, Москве, Воронеже, Курске, Николаеве и др. Большое театрализованное представление было проведено в 1930 в Москве в центральном парке культуры и отдыха в дни 16-го съезда ВКП (б). В 1934 в Москве и Ленинграде состоялись театрализованное представление «Славим подвиг» — в честь возвращения челюскинцев и спасавших их советских лётчиков.

       Развитию жанра театрализованные представления способствовало развернувшееся в годы первых пятилеток строительство масштабных культурных сооружений — парков культуры и отдыха, открытых театров, стадионов. Много театрализованных митингов-концертов и представлений было организовано в Зелёном театре центрального парка культуры и отдыха в Москве (до 20 тысяч зрителей). В послевоенные годы в этом парке устраивались театрализованные представления, посвящённые 800-летию Москвы (1947) и др. В прибалтийских республиках с 1950г. каждые 5 лет проходят театрализованные Праздники песни и танца с участием многотысячных хоров, оркестров, танцевальных ансамблей. В Москве в 1957г. в дни 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов было проведено 17 театрализованных представлений — открытие и закрытие фестиваля на стадионе в Лужниках, водный карнавал на Москве-реке, праздник девушек и др.. Театрализованные праздники прошли в честь 250-летия Ленинграда (1957), 950-летия Ярославля (1960), 1100-летия Смоленска (1963) и многих других юбилейных дат. Театрализованные представления и торжественные ритуалы широко проводились в 1975г. в связи с 30-летием победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—45г..

        Значительную роль в распространении театрализованные праздники сыграли также Всесоюзные фестивали 60-х и 70-х гг., посвящённые выдающимся датам в истории Советского государства: «Навстречу Великому Октябрю» (1964), 50-летию Октябрьской революции (1967), 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1969—70), 50-летию образования СССР (1971—73).

        Особое  место среди массовых форм  театрального искусства приобрёл  театрализованный концерт, состоящий  из отдельных тематически связанных  номеров. Возникнув ещё в 30-е гг. при проведении торжественных вечеров, декад искусства и литературы и др., он стал особенно популярен в послевоенные годы. Являясь часто центральной частью программы или кульминацией массового праздника, театрализованные концерты завоевали в 60—70-е гг. прочное место и как самостоятельная форма концерта-представления.

        Театрализованные праздники проводятся и за рубежом. Часто они бывают приурочены к знаменательным датам, например: образования республики в социалистических странах, во Франции («День взятия Бастилии»), США, Италии, Канаде и др.; освобождения от колониальной зависимости («День независимости» в странах, освободившихся от колон. гнёта) и др. Во Франции, Италии, Бельгии и др. проходят массовые Праздники коммунистической печати, пропагандирующие коммунистические газеты и журналы (участвуют десятки тысяч человек). Устраиваются Т. п., посвящённые людям определённых профессий — шахтёрам и судостроителям (Польша), виноградарям (Швейцария, Италия, Франция, Венгрия), рыбакам (во многих приморских городах) и др. Особый вид Т. п. представляют Праздники на воде (особенно популярны в Юго-Восточной Азии — Бирме, Шри-Ланке), во время которых показываются сказочные феерии, балеты, спортивные выступления. В социалистических странах систематически проводятся Праздники труда, посвящённые успехам в развитии промышленности и сельского хозяйства, Праздники дружбы народов (с обменом лучшими спектаклями, коллективами, артистическими силами).

Торжества по поводу 800‑летия столицы состоялись 7 сентября 1947 года. Город украшали флаги и портреты вождей. Вечером центр города был расцвечен огнями иллюминации. Эпилогом праздника был салют.

 

В ознаменование 800‑летия Москвы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1947 года была учреждена медаль "В память 800‑летия Москвы", которой были награждены около 1,7 миллиона человек. С 800‑летним юбилеем Москвы связано начало строительства семи высотных зданий, которые стали символом архитектурного облика Москвы. Правда, по некоторым данным, было запланировано строительство восьми зданий, символизирующих восемь веков Москвы, однако финансовые трудности помешали этому замыслу. Тогда же в честь юбилея канал Москва‑Волга был переименовал в канал имени Москвы; перед зданием Моссовета в центре Москвы состоялась закладка памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому. К празднованию 800‑летия Москвы было приурочено и основание музея имени Андрея Рублева.

 

К сожалению, тот праздник не стал традицией. И только благодаря инициативе московских властей в 1997 году, когда отмечался 850‑й день рождения столицы, эта традиция была возрождена.

Певческие праздники  (праздники песен) - в СССР традиционные массовые выступления самодеятельных и профессиональных хоровых коллективов, часто приурочиваемые к дате определённого общественного или политического события. Программа певческих праздников  обычно рассчитана на несколько дней и включает произведения хоровой классики и современных композиторов, песни и обработки народных песен. Кроме хоров, в певческих праздниках принимают участие симфонические и духовые оркестры, оркестры народных инструментов, танцевальные коллективы и солисты. Певческие праздники бывают городские, районные, областные и республиканские. Наибольшего размаха певческие праздники достигли в Прибалтике, где они систематически проводятся со 2-й половины. 19 в.; начиная с 1950, республиканские массовые смотры проходят каждые 5 лет (в них участвуют лучшие коллективы республики). Наряду с выступлениями хоров, регулярно проводятся смотры массового народного танца.

            В Эстонии 1-й (всеобщий) певческий праздник состоялся в 1869г. в Тарту, в парке Рессурзи. В нём приняли участие 46 мужских хоров (789 чел.) и 5 духовых оркестров (56 чел.). Дирижировали И. В. Янсен, А. Кунилейд и Д. О. Виркхаус. На этом певческом празднике заложена традиция соревнования хоров (в нём участвовали 22 хора). 2-й (1879, Тарту), 3-й (1880, Таллин), 4-й и 5-й (1891 и 1894, Тарту). Певческие праздники отличались ещё большим масштабом. Начиная с 6-го (1896г.) певческие праздники проводятся в Таллине. В числе участников 7-го Певческого праздника (1910г.)- смешанные хоры (7150 чел.), мужские хоры (1860 чел.); 1350 музыкантов входило в состав духовых оркестров. На этом Певческом празднике впервые выступили детские хоры (1740 чел.). Среди участников были эстрадные хоры из Петербурга и Кронштадта. Первые Певческие праздники в Эстонии имели большое значение для развития профессиональной музыки и превратились в своеобразные смотры достижений национальной культуры. С целью активизировать музыкальную деятельность эстонцев, проживающих в других районах России, Петербургское эстетико- просветительское общество организовало в 1912г. в Нарве Эстонский всероссийский Певческий праздник в котором приняли участие около 5000 певцов. В 1914г. в Сухуми провели Певческий праздник эстонцы, проживающие на территории Крыма и Кавказа. 8-й (1923г.), 9-й (1928г.), 10-й (1933г.) и 11-й (1938г., впервые участвовали женские хоры) Певческие праздники проводились во время буржуазного режима. С 1928г. эстонские Певческие праздники проходят на Певческом поле в Кадриорге (Таллин).

            Особенно широкий размах Певческие праздники получили после восстановления в Эстонии Советской власти. Значительно увеличилось количество участников (в 1947г. на 12-м Певческом празднике - 28 080 чел.), повысился художественный уровень исполнительства. В программах наряду с эстонскими, звучали песни народов других республик. Начиная с 12-го Певческого праздника, их организацией и проведением руководит главный дирижёр Певческого праздника - Г. Г. Эрнесакс. С 13-го (1950г.; 30 700 участников) Певческие праздники приурочиваются к празднованию годовщины Советской Эстонии. К 15-му Певческому празднику (1960г.) на Певческом поле была построена уникальная сцена (арх. А. Котли), вмещающая 30 000 чел.; в этом празднике впервые приняли участие хоры мальчиков. 17-м (1969г.), юбилейным, было отмечено 100-летие Певческого праздника в Эстонии. Сводными симфоническими оркестрами (372 чел.) дирижировал Н. Ярви. Среди дирижёров эстонского Певческого праздника- Ю. Варисте, Л. Берлин, Т. Веттик, Л. Вигла, X. Каль-юсте, Ю. Кяэрамеэс, К. Лейнус, Р. Ритсинг, Ю. Симм. По инициативе студентов и педагогов Тартуского университета с 1956г. проводятся Певческие праздники студентов с участием представителей от РСФСР, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и др. республик (1958г.., Рига; 1967г., Тарту; 1968г., Вильнюс; 1971, Рига и Огре; 1974, Тарту). С 1962г. через каждые 5 лет проходят республиканские Певческие праздники школьников, посвященные годовщине пионерской организации СССР (в 1972г., в Таллине состоялся республиканский праздник песни и танца школьников Эстонии, посвященный также и 50-летию образования СССР).

            В Латвии 1-й Певческие праздники (всеобщий) был проведён в 1873г. в Риге; в нём приняли участие 45 хоров (1003 чел.) и духовой оркестр (16 музыкантов). Среди хоров преобладали мужские. Программа Певческого праздника состояла из духовного концерта в Домском соборе и праздничного - в Царском саду (ныне сад "Виестура"). На этом празднике зародилась одна из традиций всех последующих Певческих праздников - "война песен" (состязание хоров). Дальнейшие Певческие праздники стали стимулом в развитии профессионального музыкального творчества и свидетельствовали о непрерывном росте латвийской хоровой культуры. Для 2-го Певческого праздника (1880г.) по проекту архитектора Я. Бауманиса было возведено специальное сооружение, вмещающее одновременно 2000 певцов и 12 000 слушателей. Начиная с 3-го Певческого праздника (1888г.), в программу стали включаться новые симфонические и вокально-симфонические произведения латвийских композиторов. 4-й Певческий праздник (1895г) состоялся в Елгаве; 5-й предполагалось провести в 1904г, но из-за русско-японской войны этот Певческий праздник прошёл лишь летом 1910г. 6-й (1926г.), 7-й (1931г.), 8-й (1933г.), 9-й (1938г.) Певческие праздники были проведены в период буржуазного режима.

Информация о работе Театрализованные представления и праздники