Театрализованные представления и праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:48, реферат

Краткое описание

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народ не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Содержание

. Введение
2. Парад 7 ноября 1941 года.
3. Великий праздник Победы, его сущность, характер, особенности. Парад Победы 24 июня 1945 года.
4. Юбилеи городов, юбилеи союзных республик. Певческие праздники в Прибалтике, традиции и их развитие.
5. Возникновение Всемирных фестивалей молодёжи и студентов – их роль в солидарности молодёжи разных стран. Фестиваль как долгосрочная система праздничных акций. Сценарно-режиссёрские открытия в праздниках фестиваля.
6. Спортивные праздники. Всесоюзный парад физкультурников.
7. Заключение
8. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по теории массовых праздников.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.       Введение 

2. Парад 7 ноября 1941 года.

3. Великий праздник Победы, его сущность, характер, особенности. Парад Победы 24 июня 1945 года.

4. Юбилеи городов, юбилеи союзных республик. Певческие праздники в Прибалтике, традиции и их развитие.

5. Возникновение Всемирных фестивалей молодёжи и студентов – их роль в солидарности молодёжи разных стран. Фестиваль как долгосрочная система праздничных акций. Сценарно-режиссёрские открытия в праздниках фестиваля.

6. Спортивные праздники. Всесоюзный парад физкультурников.

7.     Заключение

8.     Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Праздники - неизменные спутники народной жизни.  Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народ не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Праздники, обряды, ритуалы обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации. С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня. Но когда речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую силу. В узком родственном кругу, внутри “ячейки” общества действуют свои правила и регламенты и, независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные - большие и малые - праздники.

Таким образом, человек не может жить без праздников. Они придают его жизни определённый смысл, делают ее веселей и радостней. Да и как можно обойтись без празднования Нового года, 8 – го марта, свадьбы, рождения ребёнка, крестин, венчания и т.д.

Праздники являются необходимым условием существования человека, обладающего в отличие от животных, уникальной способностью - праздновать, то есть включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений. Праздник - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен пережить упадок, но не может исчезнуть совсем. Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами, это проявление особой, празднично свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной. «Праздник» обозначает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Праздник нуждается в особой душевной или психической настроенности, он и усиливает ее, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обычные, занятые трудом дни.

С недавних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально-культурного акта, создающего общечеловеческие ценности. Существуют различные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками, из которых главными являются:

   - добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничной жизнедеятельности.

    -несводимость ее к грубой материальной пользе.

Последнее не означает, что праздники есть какое-то чистое действие, лишенное практического смысла и целесообразности. Наоборот, он скорее говорит о том, что в основе праздника лежит целесообразная человеческая деятельность - творчество человека, или, если определить это конкретнее, моделирование типов и способов истинного человеческого общения в сфере свободного времени.

Взгляд на праздник, как на деятельность открывает возможность по- новому взглянуть на праздник, если кратко сказать - праздник коммуникация по поводу свободы. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди ощущают более чем когда - свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.

 

 

 

2. Парад 7 ноября 1941 года.

 

7 ноября 1941 года в разгар Московской битвы на Красной площади состоялся военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. Годовщину Октябрьской революции Москва встречала на осадном положении, эвакуация города, начавшаяся ещё 16 октября и строительство оборонительных сооружений на улицах, породило массу слухов о том, что Сталин и Политбюро покинули город. Для того, чтобы развеять слухи и поддержать моральный дух страны, 24 октября Сталин вызывает к себе командующего войсками Московского военного округа генерала Артемьева и командующего ВВС генерала Жигарева и распоряжается начать подготовку к параду в условиях полнейшей секретности.

Командирам частей, участвующих в параде, об этом стало известно в 23 часа, а приглашаемым на Красную площадь представителям трудящихся сообщали о проведении торжества с 5 часов утра 7 ноября.

Традиционный воинский ритуал на Красной площади был хорошо организован и прошел торжественно. Парад принимал заместитель Наркома обороны СССР Маршал Советского Союза СМ. Буденный, командовал парадом командующий войсками Московского военного округа генерал-лейтенант П. Л. Артемьев.

В связи с неожиданным переносом времени проведения парада, киносъемочная группа не успела подготовиться, и не смогла снять речь Сталина с синхронной звукозаписью. Вскоре после окончания парада, начальник сталинской охраны генерал Николай Власик предложил операторам прибыть в пять вечера на Лубянку. Там им сообщили, что Сталин придаёт очень большое значение трансляции своего выступления на Красной площади и предлагает снять его второй раз уже с синхронной записью.

Так как о съемке на трибуне Мавзолея не могло быть и речи, то было решено построить в Большом кремлевском дворце фанерный макет трибуны Мавзолея и покрасить его под мрамор, а для того, чтобы у зрителей не возникало сомнений в подлинности съемки и у Сталина во время речи шёл пар изо рта, пришлось открыть все окна. Снимали «выступление» Л.Варламов (режиссёр) и М.Трояновский (оператор).  О параде был сделан фильм «XXIV Октябрь. Речь И. В. Сталина» (режиссёр Л. Варламов, 1941 г.). Кадры парада и вмонтированная в них речь Сталина вошли в  документальную ленту Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой», получившую в 1942 году Оскар за лучший иностранный фильм.

Особенностями легендарного военного парада 1941 года в Москве являлись:

 

- во-первых, большие трудности в его организации и проведении. В столичном гарнизоне не имелось достаточного количества войск, которые можно было снять с обороны города для участия в параде, все танки и артиллерия находились на боевых позициях. Нелегко было организовать парад из вновь сформированных частей без обычной тщательной подготовки, на которую в мирное время затрачивалось полтора-два месяца. Артиллерийские части прибывали прямо с огневых позиций. Танковая бригада, разгруженная с железнодорожных платформ, должна была точно знать свое место в построении и порядок прохождения. Подготовка войск к параду осуществлялась в условиях строжайшей секретности. Только поздно ночью, около 23.00 часов 6 ноября, после торжественного собрания на станции метро «Маяковская», командующий парадом генерал-лейтенант П.А. Артемьев сообщил командирам частей об их участии в параде.

Близость аэродромов позволяла фашистской авиации производить непрерывные по 5 - 8 часов в сутки налеты на столицу. Поэтому накануне праздника вся система ПВО была приведена в боевую готовность номер один. И когда 6 ноября около 250 вражеских бомбардировщиков попытались прорваться к центру Москвы, с целью сорвать праздничное торжество, зенитчики и летчики-истребители сбили 34 фашистских самолета.

 

- во-вторых, несмотря на трудную обстановку, величие парада подчеркивалось строгим соблюдением традиционности его ритуала. К утру 7 ноября Красная площадь приобрела праздничный вид, она была освобождена от «камуфляжа», расчехлили и зажгли кремлевские звезды. Парад проводился по всей форме - в традициях Русской армии, с военной музыкой. Для этого был создан сводный оркестр, которым руководил интендант 1-го ранга композитор и дирижер В. Агапкин - автор марша «Прощание славянки». На параде, как и в мирное время, были представлены пехота, конница, артиллерия, танки, моряки, Войска ПВО и НКВД, прошли торжественным маршем курсанты военных училищ и рабочие батальоны. Всего в параде участвовало около 28,5 тыс. человек, 140 артиллерийских орудий, 160 танков и 232 машины. По воспоминаниям' участников легендарного парада, техника блестела, воины были одеты в теплое добротное обмундирование. «Все выглядело прочно, солидно». Непогода не позволила принять участие, подготовленным для воздушного парада 300 самолетам. Единственное, чем внешне отличался парад от мирного времени - это отсутствием демонстрации. После парада всем его участникам была объявлена благодарность и выдано по 100 граммов водки.

в-третьих, парад стал одновременно проводами на фронт. Если в мирное время войска принимали участие в торжествах без боеприпасов, то теперь все были в полном походном снаряжении. Пехотинцы шли с патронными подсумками, саперными лопатами, противогазами, у многих были заплечные вещевые мешки.

Военно-политическое руководство СССР, понимая высокую политическую и морально-психологическую значимость для армии и народа, проводимых 6-7 ноября 1941 года торжественных мероприятий, для их информационного освещения широко привлекло кинооператоров, фотографов, печать, деятелей искусства. На весь мир по радио велась трансляция с торжественного заседания и парада частей Московского гарнизона, посвященных 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Военный парад в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 года, обращение к народу по радио Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР, главы правительства И.В. Сталина убедительно показали всему миру, что Москва стоит, и мало того - бросает вызов врагу.

Проведение военного парада в лучших традициях Российской армии, когда враг стоял у порога столицы, явилось знаменательным событием в отечественной и мировой истории.

Таким образом, значение военного парада 7 ноября 1941 года как Дня воинской славы России обусловлено тем, что:

во-первых, военный парад в ознаменование 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, проведенный в самый тяжелый для Родины момент, оказал огромное влияние на укрепление морально духа советского народа и его Вооруженных Сил, продемонстрировал их решимость отстоять Москву и разгромить врага;

во-вторых, он стал наглядным свидетельством несостоятельности планов немецкого командования выиграть войну и провести свое триумфальное шествие на Красной площади в Москве;

в-третьих, на параде 7 ноября 1941 года, как в Смутное время XVII века и в Отечественную войну 1812 года, были продемонстрированы лучшие национальные качества российского народа, ведущего справедливую войну с агрессором за независимость и процветание своей Родины.

 

3. Великий праздник Победы, его сущность, характер, особенности. Парад Победы 24 июня 1945 года.

 

Россия - часть Советского Союза, вынесшего на себе основной груз Второй Мировой Войны и потерявшего 20 миллионов своих граждан. Практически в каждой нашей семье живет память о родственниках, павших в той великой войне. Именно потому этот праздник так широко отмечается в нашей стране. Парады, демонстрации и салюты - это внешний антураж, скажем так фасад праздника. Но помимо него, есть также и внутреннее его содержание. Это народная любовь, которая ставит этот праздник в число основных праздников, которые празднуют россияне. Парад Победы в России - традиционно проводится на Красной Площади, в Москве. Кроме Москвы, 9 мая Парады проходят в других городах - героях бывшего СССР. Во времена существования Советского Союза, этот праздник был особо актуальным. Ко дню Победы издавались наградные ордена и медали, выпускались почтовые марки, конверты, поздравительные открытки, приуроченные к этому дню.

Первый Парад в честь Победы СССР в Великой Отечественной войне прошедшей 24 июня 1945 года на Красной площади.

Решение о проведении Парада Победы на Красной площади было принято Сталиным в середине мая 1945-го, практически сразу после разгрома последней оказывающей сопротивление группировки немецко-фашистских войск 13-го мая. 22 июня 1945г. газета "Правда" опубликовала приказ верховного главнокомандующего И.В. Сталина за № 370:

"В ознаменование Победы  над Германией в Великой Отечественной  войне назначаю 24 июня 1945 года в  Москве на Красной площади  Парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы. На Парад вывести: сводные полки фронтов, сводный полк наркомата обороны, сводный полк Военно-морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона. Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову. Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому.

Первый Парад Победы готовили очень тщательно. По воспоминаниям ветеранов, репетиции проходили полтора месяца. Солдат и офицеров, за четыре года привыкших ползать по-пластунски и передвигаться короткими перебежками, нужно было научить чеканить шаг с частотой 120 шагов в минуту.

Информация о работе Театрализованные представления и праздники