Театрализованные представления и праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:48, реферат

Краткое описание

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народ не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Содержание

. Введение
2. Парад 7 ноября 1941 года.
3. Великий праздник Победы, его сущность, характер, особенности. Парад Победы 24 июня 1945 года.
4. Юбилеи городов, юбилеи союзных республик. Певческие праздники в Прибалтике, традиции и их развитие.
5. Возникновение Всемирных фестивалей молодёжи и студентов – их роль в солидарности молодёжи разных стран. Фестиваль как долгосрочная система праздничных акций. Сценарно-режиссёрские открытия в праздниках фестиваля.
6. Спортивные праздники. Всесоюзный парад физкультурников.
7. Заключение
8. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по теории массовых праздников.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

            В полной мере всенародный  и демократический  характер Певческие праздники получили после восстановления в Латвии Советской власти. 1-й советский Певческий праздник состоялся в 1948г.; в нём участвовало более 20 000 певцов. На этом Певческом празднике звучали и детские голоса, а также установилась новая для латвийских праздников традиция - участие танцевальных коллективов. Исполненная на празднике песня П. Барисона на сл. А. Скалбе "День большой настал для песни" стала впоследствии музыкальной эмблемой Певческих праздников Советской Латвии. С 1955 Певческие праздники проходят на специально построенной эстраде (вмещает 10 000 исполнителей) в Межапарке, на берегу живописного озера Кишэзерс.

            В Литве 1-й (всеобщий) Певческий праздник был проведён в 1924г. В нём приняли участие 77 хоров (ок. 3000 чел.) и сводный духовой оркестр (120 музыкантов). Дирижировали Ю. Науялис, С. Шимкус, Ю. Штарка. Первые 3 литовский Певческий праздник (2-й – 1928г.; 3-й – 1930г.) проходили в Каунасе (было проведено также несколько районных Певческих праздников ). В 1946г. в Вильнюсе состоялся 1-й Певческий праздник Советской Литвы; в нём участвовало 188 хоров (12 231 чел.). 2-й праздник песни и танца (1950г.) был приурочен к 10-летию Советской Литвы и отличался ещё большей массовостью (24 000 певцов, более 1000 танцоров, духовой оркестр и ансамбли литовских народных инструментов - скудучяй). На этом Певческом празднике выступили 7-тысячный сводный детский хор и 15-тысячный женский хор a cappella.

            Начиная с 1956г. проводятся межреспубликанские праздники молодёжи Советской Прибалтики.

            Широкое распространение получили Певческие праздники после 1946г. и в других республиках СССР, в т. ч. Укр. ССР, республиках Средней Азии и Закавказья (массовые празднества состоялись в Самарканде, Фергане, Термезе, Андижане, в городе узбекских нефтяников Ленинске, Нукусе) и др.

Певческих праздников играют огромную роль в развитии музыкальной культуры советского народа. С ними связано рождение новых хоровых и танцевальных коллективов, создание значительных хоровых произведений. Певческие праздники способствуют творческой и общественной активности советских композиторов, приобщению к музыкальному искусству широких народных масс.

 

 

5.       Возникновение Всемирных фестивалей молодёжи и студентов – их роль в солидарности молодёжи разных стран. Фестиваль как долгосрочная система праздничных акций. Сценарно-режиссёрские открытия в праздниках фестиваля.

 

После окончания второй мировой войны (октябрь-ноябрь 1945) в Лондоне прошла Всемирная конференция молодёжи за мир. На ней было принято решение создать Всемирную федерацию демократической молодёжи и начать проведение Всемирных фестивалей молодёжи и студентов.

Первый Всемирный фестиваль молодёжи и студентов состоялся в 1947 году в Праге. В нём приняли участие 17 тысяч человек из 71 страны. Затем последовали фестивали в столицах стран Восточной Европы: Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953) и Варшаве (1955). Первые фестивали проводились с периодичностью раз в два года. В конце 40-х — начале 50-х годов наблюдался рост числа участников и число стран, которые они представляли. Численность участников к середине 50-х годов возросла до 30 тысяч. Они представляли уже более чем 100 стран.

Первоначальными задачами фестиваля были борьба за мир, за права молодёжи, за независимость народов, пропаганда интернационализма. Активное участие в фестивалях принимали коммунистические, социалистические и религиозные организации. На фестиваль приезжали представители широкого круга молодёжных организаций, выступающих против фашизма и военных диктатур. К участию допускались представители радикальных левых организаций, в том числе находящихся вне закона в своих странах. Особое внимание уделялась вопросу недопустимости возрождения фашизма и разжигания новой мировой войны.

Фестивали молодёжи и студентов предоставляли гражданам принимающей страны возможность живьём пообщаться с иностранцами и узнать, что на самом деле интересует молодёжь за рубежом. Это не всегда соответствовало задачам организаторов, а иногда — даже противоречило им. Например, после VI фестиваля 1957 года в СССР появились стиляги, фарцовщики и возникла мода давать детям иностранные имена.

VI всемирный фестиваль 1957 года, прошедший в Москве, стал  самым массовым за всю историю  фестивального движения. В нём  участвовало 34 тысячи человек. Они  представляли 131 страну мира, что  в то время стало рекордом. На последующих фестивалях число участников было меньшим, однако рекорд по числу стран, которые были представлены на фестивале, был побит.

С 60-х годов перерыв между фестивалями начал увеличиваться до нескольких лет.

В 40-х — 60-х годах каждый новый фестиваль проходил в новой стране. В 1973 году X всемирный фестиваль молодёжи и студентов вторично был проведён в Берлине. В семидесятых фестивальное движение приобрело ярко выраженную прокоммунистическую окраску.

Фестиваль может функционировать и как единовременная и как систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей исполнительских искусств как единовременных акций в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам.

По продолжительности проведения фестивали можно разделить на краткосрочные (от нескольких дней до двух недель), среднесрочные (от двух недель до одного месяца) и долгосрочные (от одного месяца до года). Следует учитывать, что далеко не всегда продолжительность фестиваля напрямую связана с величиной затрат на его проведение и его авторитетом в культурном сообществе. Дополнительной, но не менее важной характеристикой фестиваля является его статус в культурной жизни. С этой точки зрения, можно выделить международные, национальные и региональные фестивали. Различия между ними, на первый взгляд, могут носить достаточно условный характер, поскольку в любом из перечисленных выше фестивалей может принимать участие интернациональный состав исполнителей. Различия будут наблюдаться в уровне престижа фестиваля в сознании публики, профессиональных исполнителей и их менеджеров, его значении в системе приоритетов международного театрального и концертного рынка, источниках субсидирования его деятельности и финансовых возможностях оплачивать участие известных исполнителей.

Сроки проведения любого фестиваля за редким исключением ограничены четкими временными рамками. Более того, если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярно повторяющейся акцией, то они стараются сохранить период проведения фестиваля неизменным на протяжении многих лет.

Такое положение диктуется требованиями международного исполнительского рынка. В практике проведения крупных фестивальных мероприятий, которая сложилась в ведущих европейских странах в послевоенный период, стало очевидно, что успех фестиваля практически невозможно обеспечить только за счет национальных музыкальных и театральных коллективов и исполнителей. Поэтому ставка, как правило, делается на участие известных зарубежных исполнителей, в том числе и звезд первой величины. Стремление пригласить ведущие коллективы и исполнителей диктует руководству фестивалей необходимость планирования программы как минимум за полтора-два года, что значительно легче осуществить при неизменных сроках проведения фестиваля. К тому же между ведущими европейскими фестивалями существует своеобразная корпоративная солидарность. Календарные сроки проведения ведущих европейских фестивалей находятся в одном временном интервале (например, июль-август или август-сентябрь), что позволяет планировать так называемые «фестивальные гастроли» известных коллективов и исполнителей. Такой вид гастрольно-концертной деятельности выгоден всем. В рамках одного фестиваля практически невозможно провести более двух-трех концертов одного исполнителя, тогда как с помощью фестивальных гастролей их агенты получают возможность заблаговременно планировать гастрольные выступления в ведущих театральных и концертных залах Европы, а дирекции фестивалей могут значительно сократить издержки по их организации, прежде всего в части транспортных расходов.

Место проведения фестиваля также играет важную роль в формировании художественной концепции, привлекательного образа в сознании слушателей, зрителей и даже маркетинговой стратегии. Помимо вопросов маркетинга и менеджмента, которые остро стоят в наши дни, так же остро стоит и проблема театрализации. Год от года мы сталкиваемся с музыкальными фестивалями, большинство которых кроме рекламы пива и популярной музыки не несут ничего, и можно сказать, опускают ещё больше моральный облик общества. Поэтому, режиссер должен ориентироваться на актуальность идеи и проблемы. Раскрывая суть, призывать к действию. Помимо музыкальных коллективов организовывать театрализованное действие, которое будет привносит на сцену «душу».  Всё это заранее согласовывается с музыкантами, но по сути своей актёрская группа работает отдельно.

Открывается безграничный простор и для сценографии, т.к. современные технические средства позволяют менять декорации практически во время номеров. Если фестиваль проходит несколько дней, то уставших за весь день слушателей можно привлечь к ночным просмотрам фильмов по данной теме. Это значительно расширяет границы фестиваля и решает проблему со сном очень уставших слушателей. Так же параллельно устраивают выставку фото работ по данной тематике, где посетители смогут ещё и пообщаться с фотографами. Это расширяет простой музыкальный фестиваль. Необходимо организовать радио фестиваля, которое будет вещать на средней громкости, передавая новости, объявления, приветствия, пожелания и т.п. Ориентируясь на ландшафт и характеристики каждого фестиваля, режиссёр и организаторы должны писать сценарий.

 

6. Спортивные праздники. Всесоюзный парад физкультурников. Театрализованные спортивные представления.

Современный спорт в нашей стране, для которого характерны массовость и исключительно высокий уровень спортивных достижений, привлекает как зрелище миллионы людей. Это могут быть такие крупные мероприятия, как олимпиады, фестивали, спортивные парады, показательные выступления, детские спортивные праздники, а также обычные спортивные соревнования (“Весёлые старты”, эстафеты, итоговые состязания).

Спортивные праздники обладают мощным пропагандистским, воспитательным, образовательным воздействием на людей, поскольку могут осуществить общекультурные и специфические функции физической рекреации и способствуют проявлению творческих сил человека. Спортивные праздники необходимо рассматривать как специфическую форму деятельности и самодеятельности людей по удовлетворению потребностей в занятиях физическими упражнениями и активном отдыхе на фоне положительных эмоций.

Массовые спортивно-художественные представления, как составная часть массовых праздников, являются для современного человека относительно новым жанром зрелищного искусства, который окончательно сложился в конце 70-х–начале 80-х годов. Ключевую роль в его становлении сыграли регулярно проводимые в нашей стране Физкультурные парады и Спартакиады народов СССР (церемонии открытия и закрытия). Особый взлет популярности этого жанра произошел после проведения в Москве ХХII Олимпиады (1980 г.) и ХII Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1985 г.).

Спортивные праздники и выступления выполняют не только рекреационные, но воспитательные и образовательные функции. Развитие спортивного шоу-бизнеса сегодня является перспективным направлением в деле пропаганды физической культуры и спорта. Именно последнее десятилетие характеризуется значительным увеличением числа проводимых спортивных соревнований и культурно-зрелищных мероприятий на стадионах и других спортивных сооружениях.

Увеличение количества зрелищ подобного рода, естественно, привело к тому, что их организацией стали заниматься люди самых разных профессий — спортсмены, режиссеры, актеры, представители административного аппарата, менеджеры и другие. При организации и проведении подобных мероприятий необходимы специалисты со знаниями и опытом постановок массовых спортивно-художественных представлений, компетентные   профессионалы,  способные  качественно  решать  задачи   и   проблемы, возникающие в ходе их деятельности.

С первых лет Советской власти государство и физкультурно-спортивные организации при активном участии профсоюзов и комсомола осуществляло программу массового развития физической культуры и спорта во всех регионах страны.  Повсеместно проводились легкоатлетические кроссы, велогонки, лыжные и другие массовые соревнования.

25 мая 1919 года на Красной  площади состоялся парад отрядов  Всеобуча,  который утвердил форму  новых спортивных праздников – парады физкультурников - и их принципы: высокую гражданственность, народность  и  связь с развивающимся пролетарским искусством.

Первый праздник советских физкультурников не был ярок и зрелищен, многие участники парада прямо с Красной площади уезжали на фронты гражданской войны. Работа по физическому воспитанию масс была тогда полностью подчинена одной главной – усилению вооружённой защиты завоеваний революции.

В 1924 году 4000 физкультурников профсоюзных коллективов Москвы провели свой парад, а в 1927 году состоялся первый общемосковский  парад физкультурников, в котором приняли участие 18 000 человек.

12-24 августа 1928 года на  стадионе «Динамо» проходила  Всесоюзная спартакиада, посвящённая  принятию первого пятилетнего  плана развития народного хозяйства. Она открылась парадом на Красной площади, в котором приняли участие 30 000 тысяч московских физкультурников и спортсменов братских республик. Во время Спартакиады был проведён водноспортивный праздник-карнавал на Москве- реке и осуществлена большая инсценировка «Всемирный Октябрь». В этой инсценировке приняло участие несколько тысяч человек. Она строилась на принципе активного участия в зрелище всех присутствующих – зрители превращались в участников действия.

После «Всемирного Октября» развернулся интересный праздник: массовые игры и забавы, танцы и пляски, хоровое пение и коллективная декламация. Конники воинских частей демонстрировали своё мастерство. Спортсмены из разных республик показывали москвичам свои национальные игры, студенты Московского института физической культуры демонстрировали новые спортивные игры (пушбол, бейсбол, пионербол и другие). На одной из площадок состоялись предварительные соревнования   по пляскам и танцам, проводимые по программе Спартакиады. В этом празднике приняло участие около 40 000 человек.

Информация о работе Театрализованные представления и праздники