Суть конфликта между религией и наукой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 00:30, реферат

Краткое описание

Категория культуры — одна из самых широких среди понятий гуманитарного знания. Под культурой понимают созданный и освоенный человеком мир «второй природы», в отличие от естественной природы, которая существует сама по себе. Культура включает творческую деятельность по созиданию «второй природы», приемы и продукты (ценности) этой деятельности, способы их сохранения и использования.
Обычно культуру подразделяют на материальную и духовную, а вместе с тем и сами культурные ценности делят на материальные и идеальные (духовные). Культура характеризует меру человеческого в человеке, т. е. уровень развития человека, степень реализации его способностей, опыта, знаний, умений и талантов, диапазон усвоения ценностей культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

наука и религия.docx

— 36.32 Кб (Скачать файл)

Введение

Категория культуры — одна из самых широких среди понятий гуманитарного знания. Под культурой понимают созданный и освоенный человеком мир «второй природы», в отличие от естественной природы, которая существует сама по себе. Культура включает творческую деятельность по созиданию «второй природы», приемы и продукты (ценности) этой деятельности, способы их сохранения и использования.

Обычно культуру подразделяют на материальную и духовную, а вместе с тем и сами культурные ценности делят на материальные и идеальные (духовные). Культура характеризует меру человеческого в человеке, т. е. уровень развития человека, степень реализации его способностей, опыта, знаний, умений и талантов, диапазон усвоения ценностей культуры.

Наука и религия в наибольшей степени реализуют мировоззренческую функцию культуры, значимость которой  является фундаментальной. Возникновение науки и религии связано с процессом возникновения самой культуры. Они выделились из первобытного синкретизма и представляют две различных картины мира: научную и религиозную. В мифах первобытных народов присутствуют обе. Попытка объяснить мир (этиологическая функция мифа) в дальнейшем приводит к выделению двух мировоззренческих областей культуры: наука пытается найти естественное объяснение устройства мира, а религия - сверхъестественное.

Наука развивалась параллельно с религией, и подчас в рамках религиозных систем. В великих древних цивилизациях (Египет, Вавилония, Индия, Китай) шел процесс накопления первых научных знаний о мире: зарождались математика, астрономия, химия, медицина, появились знания, относящиеся к области механики, агрономии, биологии.

Наука и религия - два феномена культуры, каждый из которых отвечает на разные вопросы. Наука - "Как устроен мир?", религия - "Почему так устроен мир?" Таким образом, они взаимодополняют друг друга.

Взаимодополнительность сфер науки и религии выражена в следующем. Наука формирует свои представления с помощью мыслящего рассудка. Чем объективнее и трезвее рассматривает мыслитель изучаемый предмет, чем меньше он зависит от субъективных предпосылок, склонностей и настроений, тем вернее приближается к реальному положению дел. Разобщенная дисциплинарная наука теряет способность давать новые знания о мире, формировать о нем целостные представления, решать насущные проблемы и отвечать на главные мировоззренческие вопросы. Когда-то, в донаучную эпоху, эти функции выполняли мифы, религия и искусство. Наука, осуществив в свое время “разбожествление” мира, все же не сумела удержаться на пьедестале властительницы дум.

Для религии важнее творческая фантазия, порождающая основные элементы религиозных сказаний, мифов, легенд. Неодинаковость источников является естественно причиной существенного различия между религиозным учением и наукой.

Но и религиозная фантазия не придумывает свои сюжеты "из ничего". Она основывается на действительном опыте, на явлениях природы и исторических событиях. Например, сказание о потопе возникло, вероятно, в результате поэтического преобразования частых для Месопотамии наводнений в эпическое повествование об уникальной катастрофе, которую мир пережил в стародавние времена. Ту же природу имеют и легенды, связанные с личностями эпохального для истории религии масштаба, с пророками и реформаторами - основателями религий, такими как Моисей, Заратустра, Будда, Иисус.

 

 

Глава I

Суть конфликта между религией и наукой 

 

Чтобы осмыслить этот вопрос, разведем институциональный (науку и религию как социокультурные институты) и мировоззренческий (науку и религию как формы миропонимания) аспекты. И если в рамках первого реальные и мнимые конфликты имели и до сих пор иногда имеют место, то в пределах второго оснований для подобного рода конфликта нет.

Аргументируем наше утверждение. Классическим примером институциональной конфронтации выступает средневековая католическая инквизиция (вспомним нашумевшие процессы над Джордано Бруно, который был, кстати, более философом, чем ученым, и Галилео Галилеем). Но институт инквизиции был учрежден для борьбы (пусть жестокой, бесчеловечной с гуманистической точки зрения) с ересями, а также языческими колдовством и магией. Поэтому большинство пострадавших от рук инквизиции были отнюдь не членами нарождающегося научного сообщества.

Да и какие могли быть серьезные основания для такого рода конфронтации, если в мировоззренческой сфере наука и Церковь практически не имеют точек соприкосновения? У науки нет средств и способов работы с трансцендентным, запредельным, потусторонним миром религиозного переживания. В науке нет места ни чуду, прерывающему причинно-следственную цепь взаимосвязанных явлений наблюдаемого мира, ни в целом сверхъестественному. Становится понятным смысл знаменитого ответа Лапласа на не менее знаменитый вопрос Наполеона об отсутствии упоминания о высших силах в лапласовских работах по небесной механике: "Я не нуждаюсь в этой гипотезе!" Ведь обращение к недоступному для науки миру не могло быть даже выражено на ее языке, не говоря уже о получении с этой помощью каких-либо значимых в научном отношении результатов.

Религиозное же сознание, хотя и связанное с созданным высшими силами миром бытия, не рассматривает его истинным в глубоко религиозном смысле. Этот мир представляет собой результат первородного греха, низвержения первочеловека в грубую материю, это лишь временное, мимолетное прибежище, своего рода испытательный полигон человеческой сущности перед возвращением в истинный мир высшего бытия, где бессмертное человеческое "я" обретет, наконец, смысл существования. Религиозное сознание в глубине своей не интересуется тем, как устроен мир, ограничиваясь самыми общими мифологическими схемами его происхождения. 

Основания серьезного мировоззренческого конфликта отсутствуют еще и потому, что импульс к развитию науки, как и других форм активной человеческой деятельности, дает в европейской истории именно религиозная христианская традиция. 

Таким образом, христианство не только дает санкцию на познание природного мира, но и открывает для человека перспективу неопределенно долгого приближения к Богу в этом мире. Уже в эпоху Просвещения это принимает вид доктрины неограниченного прогрессивного развития человечества в экономическом, научно-техническом и социально-культурном планах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Сущность религии и науки 

 

Мир религии не фиксируется объективными средствами науки; мир науки интересен религии лишь как область субъективно-человеческого опыта, арена духовно-нравственных столкновений и противоборств в древней битве Добра и Зла, происходящей в основном в душах людей. Реальные основания серьезного мировоззренческого конфликта отсутствуют еще и потому, что первичный импульс развитию науки дает в европейской истории именно религиозная христианская традиция. Разделяя небесное и земное, она отдавала последнее в полное владение человеку, ибо весь тварный мир был создан для человека и ради человека как венца Творения, в духе и разуме которого, единственного из всех живых существ, горит нетленная искра образа и подобия Божия. Именно человек - властелин мира, которому суждено им управлять. Но чтобы осознанно действовать, надо познавать. Познавать то, что доступно ограниченному, конечному человеческому разуму. Недаром многие создатели науки Нового времени, и, прежде всего, великий Ньютон, руководствовались в своих исследованиях этой целью. Построение механики было для него лишь средством доступными человеку способами глубже понять величие замысла Божия о мире.

В научно-познавательной сфере сразу бросаются в глаза как минимум два аспекта: познавательно-психологический и структурно-теоретический. Первый означает, что любой исследователь не сможет сделать и шага при решении любой познавательной задачи, если не будет уверен в возможности получения положительного или отрицательного результата, возможности достижения поставленной, предполагаемой или хотя бы какой-либо цели. Этот психологический механизм чрезвычайно близок по своему характеру природе вероисповедной установки, сколько бы ни говорили о принципиальной несовместимости научной убежденности и религиозной веры. Различие между ними только одно: природа объекта, на который направлена вера. 

Структурно-теоретический аспект фиксирует принцип организации наиболее развитых форм научно-теоретического знания, которые строятся на основе аксиоматико-дедуктивного метода. Этот метод построения теорий получил наибольшее развитие в математике, но с некоторыми ограничениями может использоваться также и в физике. Существуют определенные принципы,  отличающие научное познание от всех других форм.

В свою очередь, практически все религиозные системы имеют в своем составе структуры системно-рационального обоснования и аргументации основных постулатов веры. Это богословие или теология, строящиеся как догматическая религиозная философия. Человек, как существо разумное, испытывает потребность в рациональном объяснении даже самых иррациональных своих способностей, тем более тогда, когда они становятся не индивидуальным, а массовым явлением. Попытка рационального уразумения не столько даже иррационального, сколько сверх рационального, мистического по своей природе содержания религиозной веры в терминах самой веры - вот истинная суть богословско-теологических изысканий. Религиозные системы с одержат рационально-аналитические компоненты, без которых полнота понимания и обоснования веры не может быть завершенной.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

Типология и социокультурная динамика науки и религии 

 

Наука и религия представляют собой два фундаментальных феномена культуры и два основополагающих типа мировоззрения. На протяжении всей истории человечества шел процесс дифференциации наук, формировались различные области знания: естественнонаучная, техническая, социальная, гуманитарная. Подобным образом и в религии шел процесс формирования новых религий (от политеистических к монотеистическим). 

Каждая эпоха имеет свои доминанты, наряду с которыми присутствуют периферийные формы мировоззрения, играющие, тем не менее, значимую роль в развитии человеческого общества. Так, в эпоху средневековья в европейской традиции господствующей была христианская религиозность - как официально, так и на уровне массового сознания, а наука существовала в виде фонового, в основном элитарного типа миропонимания, свойственного кругам просвещенного монашества и только еще зарождавшимся тогда светским университетским кругам. А уже Новое время, начиная с ХVII века, являет нам образец нарастающего господства научного типа миропонимания. Критерии и идеалы научности изменчивы, они имеют определенные закономерности развития. В эпоху господства религиозных систем наука подавляется, в том числе и силовыми методами, а в эпоху господства науки подавляется религиозность.

Очевидно, что и сегодня наука не вытеснила религиозные формы миропонимания, не уничтожила их, а лишь оттеснила религиозность на периферию стратегической магистрали познания и миропонимания в структурах массового сознания. Основная идея науки - закономерность развития природы и общества - не только не исключает веры в Бога, но, напротив, требует ее для своего собственного обоснования. В этом заключается сама возможность совместимости науки и религии.

В идеальной модели взаимодействия религии и науки они должны мирно сосуществовать, не обращая друг на друга никакого внимания. Наука должна ограничиться причинным объяснением взаимосвязи вещей и процессов, а религия - опытом нашего духа, внутренней жизни, который не зависит от истин науки.

Именно наука и религия в наибольшей степени реализуют мировоззренческую функцию культуры, они тесно связаны между собой, их роль в культуре исполнена глубоким смыслом и стратегической перспективой.

Однако отношения этих двух феноменов культуры на протяжении длительного исторического периода отнюдь не отличались абсолютной гармонией, а в массовом сознании продолжает воспроизводиться представление об их несовместимости и даже конфликте. Отсюда возникает задача поиска позитивного диалога между наукой и религией, их честное взаимное признание, уважение и сотрудничество.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV

Социокультурные смыслы науки и религии 

 

Всякому известно, что основная цель науки - создание, накопление знания о мире, природе, человеке. Но разве только это составляет научный результат? Обратим внимание на то, какое количество “побочных” вещей создает человек, опираясь на это знание: продукты и товары для жизни, строительство жилья, развитие транспорта. Т.е. в тех сферах жизни общества, которые являются ключевыми в процессе цивилизационного развития, науке принадлежит главная и возрастающая роль.

Религия, в свою очередь, также играет в культуре чрезвычайно важную роль. Важнейшая задача религий как социокультурного явления - в позитивном поддержании нормального течения жизни. Религиозные представления - это коллективные представления, выражающие коллективные реальности, обряды - это способы действия, возникающие в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп.

Эти задачи обеспечиваются тем, что религиозная вера имеет два главных источника. Один из них - это вера во всемогущего Бога, выступающего судьей людей. Второй источник - вера, вероятно, возникшая на основе нормальных и сверхнормальных переживаний, в нечто существующее в человеке, и остающееся существовать после его смерти. Эта вера возвышает природу человека, посредством нее он становится сыном Бога, его наследником, он - "дитя бессмертия", способное войти в вечную жизнь.

Т.е., наука дает возможность человеку накапливать информацию и факты, религия позволяет обрести моральные ценности и цель в жизни.

Информация о работе Суть конфликта между религией и наукой