Наука и религия о происхождении человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:41, контрольная работа

Краткое описание

С самого начала развития у человека процесса мышления перед ним вставали вопросы, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» Сколько родителей, видя, как от болезни или несчастного случая умирает ребенок, спрашивают: «За что такие страдания?

Содержание

1. Введение……………………………………………….…………..3

2. Основные концепции происхождения человека………….…….4

3. Вера или Знания?.............................................................................9

4. Заключение……………………………………..………..….……10

5.Список литературы……………………………………….………11

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 29.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 Частное образовательное учреждение                                                                                     высшего профессионального образования

 

НЕВСКИЙ ИНСТИТУТ

 УПРАВЛЕНИЯ  И ДИЗАЙНА


 

 

 

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:  «Концепции современного естествознания »

 

      Тема : «Наука и религия о происхождении человека»

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнил (а) :               Шаткова М.П.

 

                   Группа:                                 КД-13332

 

                                                                    Преподаватель:   Богословский М.М.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013


 

 

Содержание

 
1. Введение……………………………………………….…………..3 
 
2. Основные концепции происхождения человека………….…….4 
 
3. Вера или Знания?.............................................................................9 
 
4. Заключение……………………………………..………..….……10 
 
5.Список литературы……………………………………….………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 С самого начала  развития у человека процесса  мышления перед ним вставали  вопросы, которые не потеряли  своей актуальности и в наши  дни: «Откуда мы? Кто мы? Куда  мы идем?» Сколько родителей,  видя, как от болезни или несчастного  случая умирает ребенок, спрашивают: «За что такие страдания? Есть  ли в этом какой-то смысл?».  Подобные вопросы не дают покоя  многим людям, которые видят  нищету, болезни и несправедливость. Войны, катастрофы различных масштабов  также часто заставляют людей  задумываться о том, есть ли  в жизни вообще какой-то смысл?  Эти вопросы звучат знакомо.  Их задают многие мыслящие  люди. Считается, что, найдя ответ  на них, можно познать смысл  жизни. 
 
Существует два подхода к поиску ответов на мучающие человечество вопросы – научный и религиозный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные концепции происхождения человека.

Среди многочисленных теорий и версий, которые были выдвинуты  в прошлые века и существуют сейчас, достойны внимания лишь три основных: первая теория - божественное происхождение.  
 
Во всех религиях мира говорится о божественном участии в происхождении человека. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду ее. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их». Именно так описывает возникновение людей Библия. Надо сказать, что в течение долгого времени эта теория не вызывала никаких сомнений. Однако с развитием науки в теории божественного творения стали появляться «дыры». Во-первых, при сравнении анатомии человека и животных сразу же бросается в глаза необычайное сходство между ними. К примеру, все высшие млекопитающие, как и человек, имеют четырехкамерное сердце, легкие, равное количество отделов головного мозга. Во-вторых, самки млекопитающих, как и человеческие женщины, вскармливают  своих детенышей молоком. И, наконец, в-третьих - при сравнении трехнедельных зародышей крысы, собаки и обезьяны выяснилось, что эмбрионы похожи друг на друга как две капли воды. Все это, конечно же, никак не укладывалось в идею божественного происхождения и исключительности человека. Под влиянием всех этих фактов теория творения стала постепенно отходить на второй план. И, несмотря на то, что полностью опровергнуть ее невозможно, многие просвещенные умы планеты стали задумываться о наличии другого объяснения появления человека.  
 
Первый шаг к возникновению нового объяснения факта происхождения людей сделал Карл Линней. В своей классификации видов живых существ он  
 
поместил человека в отряд приматов вместе с обезьяной, мотивируя это схожестью строения тела человека и обезьяны. Труды Линнея послужили толчком для дальнейшего изучения сходств и различий между человеком и животными и вскоре дали возможность французскому ученому Жану Батисту Ламарку создать первую гипотезу о естественном происхождении человека от древних обезьян. Поначалу у Ламарка было немного сторонников, но постепенно, когда у человечества накопились определенные знания в области анатомии, физиологии, зоологии, эмбриологии и систематики, гипотеза Ламарка приобретала все больше и больше популярности. И вскоре, в 1871 году английский ученый Чарльз Дарвин, основываясь на своих научных изысканиях и на трудах Ламарка, предложил вторую теорию о происхождении человека. Эта теория предполагала, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян - путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Поначалу среди мужей науки было очень много споров о правомочности данной теории. Но Дарвин и его последователи сумели привести целый ряд неоспоримых на то время доказательств, и теория эволюционного происхождения людей стала приобретать все больше и больше сторонников. А поскольку ничего равноценного нельзя было предложить на тот момент, то в течение многих лет теорию Дарвина никто не пытался оспорить. Но наука не стоит на месте. И уже в XX столетии в дарвиновской теории стали замечать погрешности, которых с каждым годом становилось все больше и больше. Перечислим лишь самые основные. Во-первых, по предположению Дарвина, в процессе внутривидового размножения у отдельных особей появляются новые качества, в результате чего некоторые из представителей вида получают преимущество перед другими и имеют больше шансов выжить в данной среде обитания. Поэтому приобретенные ими качества закрепляются и передаются их потомкам. Со временем изменения в организмах становятся столь значительными, что появляется новый вид. В самом деле, что может помешать нам поверить в то, что потомки пингвинов, научившись сначала чуть-чуть подниматься над водой, подобно южно-американским уткам, в конце концов смогут оторваться от морской поверхности и воспарить в небо? Но, если принять это на веру, то сам собой возникает следующий вопрос: где переходные формы? Ведь трансформация одного вида в другой происходит не за один день и даже не за один год. Кстати, Дарвин тоже осознавал, что отсутствие останков переходных форм является серьезной брешью в его теории. В книге «Происхождение видов» он писал: «Количество переходных форм, ранее существовавших на Земле, должно быть поистине огромно». Так почему же все геологические слои не заполнены останками этих промежуточных форм? Но если во времена Дарвина еще можно было сослаться на отсутствие возможности тщательно исследовать все земные слои, то в настоящее время при наличии современной техники археологические исследования не являются проблемой. И тем не менее, после десятилетий раскопок и исследований археология по-прежнему не подтверждает теории Дарвина. Результаты раскопок просто поражают отсутствием переходных форм. Во-вторых, царства животных и растений разделены на отряды по определенным совокупностям признаков. До настоящего времени палеонтологические данные не дали ученым ключа к разгадке происхождения даже одного из этих отрядов. Известный французский зоолог-эволюционист Пьер Грассе отмечает: «Из-за практически полного отсутствия палеонтологических свидетельств, объясняющих происхождение отрядов, любое объяснение механизма эволюции (по Дарвину) будет в высшей степени гипотетично. Это утверждение должно стоять эпиграфом к каждой книге по эволюции...». И, в-третьих, особенно подрывают веру в обоснованность эволюционной теории так называемые «аномальные» находки ископаемых останков человека. Согласно существующей теории, человекоподобные существа начали развиваться из человекообразных обезьян около четырех миллионов лет назад в Африке. Первые гоминиды (так называют человекообезьян), названные австралопитеками, имели тело, напоминавшее человеческое, и голову, больше похожую на голову обезьяны. Австралопитеки населяли Землю в течение нескольких сотен лет, мигрируя на различные континенты. Примерно 200 тысяч лет назад появились первые представители человека разумного, еще мало похожие на современного человека. Около 100 тысяч лет назад возник неандертальский человек, который расселился по Европе. Наконец около 40 тыс. лет назад на Ближнем Востоке или в Азии появляются первые представители современного человека, которые проникают в Европу и вытесняют постепенно вымирающих неандертальцев. Таким образом, зачатки современной цивилизации впервые появились 10 тыс. лет назад. Таковы общепринятые представления об эволюционном развитии человека. Однако есть множество свидетельств, которые не вписываются в этот сценарий. Вот некоторые из этих фактов. В местечке Борден Кэйв (Южная Африка) еще в начале нашего века палеонтологи обнаружили останки древнего человека. Это открытие заставило их отодвинуть дату появления современного человека и изменить свое мнение о месте его появления: «Точная дата появления анатомически современного человека разумного неизвестна, - пишут они, - но это событие произошло не менее чем 100 тысяч лет назад. Эта дата очень отличается от дарвиновской версии, согласно которой современный человек появился 40 тыс. лет назад в Азии или на Ближнем Востоке. Таким образом, эволюционная теория Дарвина оказалась также неспособной полностью объяснить происхождение человека.  
 
И после того, как многие ученые признали ее нежизнеспособной, на свет появилась третья теория о нашем происхождении - теория внешнего вмешательства, которая с каждым днем приобретает все больше и больше сторонников. Согласно этой теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте инопланетной теории происхождения человека люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время (в качестве доказательств этой теории предлагаются снимки Марса, на которых можно увидеть остатки строений, похожих на Египетские пирамиды). Но есть и более сложные варианты. Такие, как скрещивание иномирян с предками людей; порождение человека разумного методами генной инженерии; управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума и эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом. Кстати, две последние версии по своей концепции мало чем отличаются от теории божественного вмешательства. Кроме этого существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства. Наиболее распространенной является гипотеза пространственных аномалий. Последователи данной гипотезы трактуют антропогенез как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады «Материя - Энергия - Аура», характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Концепция гипотезы пространственных аномалий заключается в следующем: в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа. Если же условия не благоприятны, то планета остается бесплодной. В принципе эта гипотеза является своеобразным гибридом между Дарвиновской теорией и божественным вмешательством. С одной стороны, она не исключает развитие путем эволюции, а с другой - признает существование высшей силы, которая наряду со случайными факторами управляет эволюционным процессом. И вполне возможно, что именно гипотеза пространственных аномалий, как одно из ответвлений теории внешнего вмешательства, окажется наиболее близкой к истине. Во всяком случае, сейчас очень многие представители различных научных направлений сходятся на том, что причину происхождения человека нужно искать не только на Земле, но и в высших сферах, например в космосе.

 
3. Вера или Знания ?

Можно сказать, что современный  человек ищет синтеза Веры и Знаний, приводящего к Мудрости, наделяющего  счастьем и душевным покоем. Сегодня, к сожалению, ни философы, ни ученые других наук, ни религиозные деятели  не видят путей объединения науки  и религии, хотя над синтезом науки  и Веры работают многие ученые мира. Многие ученые, религиозные, политические деятели пытаются изменить взгляд на вопросы мироздания, привнося в науку  «божественное начало». В магазинах  можно найти литературу различного научного направления (прежде всего, по философии, психологии, медицине, и  даже по физике), где авторы в первооснову  научных знаний пытаются поместить  Бога. Это и неудивительно, необходимо признать, что современные научные  знания пока еще не позволяют ответить на многие вопросы: Почему и как возникла Вселенная? Как это связано с  поиском истинного смысла жизни  человеком? Каков тот механизм, программирующий  жизнь каждого человека, историческое развитие Природы и Человечества? Каков механизм и формы жизни  тонкого (духовного) мира? Отсутствие ответов  на эти вопросы исключает полностью  только научный подход к объяснению мироздания, оставляя определенное место  Вере или религии.

 

 
 
4. Заключение.

 
 Много столетий продолжается  острая идеологическая борьба  между научным  знанием и религиозной верой. Наука и религия, каждая в отдельности, дают людям определенную совокупность взглядов на окружающий мир, на место человека в этом мире, понимание и оценку окружающей действительности. Мое же мнение таково: какую бы концепцию сегодня не принял для себя человек – научную или религиозную – он принимает её на веру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Литература. 
 
1. В.Сядро, Т.Иовлева, О.Очкурова «100 знаменитых загадок природы».  
 
(http://x-files.org.ua). 
 
2. А.А.Маслов «Религия и наука - два пути познания мира». 2002. 
 
(www.vehi.net). 
 
3. С.Л.Франк, «Религия и наука», Брюссель, изд. «Жизнь с Богом». 1953. Библиотека «Вехи» (http://maomsk.narod.ru).


Информация о работе Наука и религия о происхождении человека