Социально - культурная деятельность как средство оптимизация семейного досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 14:57, автореферат

Краткое описание

Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья

Вложенные файлы: 1 файл

СКД как оптимизация семейного досуга.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Ведущими методами были: прямое и опосредованное наблюдение, экспертная оценка, изучение документальных источников.

Особое место в методике и организации исследования занял  формирующий социально-педагогический эксперимент, осуществленный в 1997-2007 годах в Санкт-Петербургском Театре юных зрителей им.А.А.Брянцева.

Достоверность исследования была обеспечена четкостью исходных методологических позиций, широтой источниковой базы, длительностью опытно-экспериментальной работы, соответствием методов научного анализа цели и задачам исследования.

На защиту выносятся:

1. Социально-педагогическая  концепция эстетизации семейного  досуга как средства духовного  наполнения свободного времени  членов семьи, как фактора, укрепляющего семейные узы и толерантные взаимоотношения поколений, как условия создания в семье благоприятного психологического и нравственно-эстетического климата и возможности свободного времяпрепровождения по законам красоты. Концепция включает: а) обоснование педагогического потенциала социально-культурной деятельности, участие в которой способно обогатить семейные формы досуга и тем самым оптимизировать педагогические функции семьи за счет формирования благоприятной социально-психологической атмосферы, повышения культуры межличностных семейных отношений; б) характеристику феномена семейного досуга как средства укрепления семейных отношений, преодоления конфликтности и формирования гуманистических семейных традиций.

2. Условия реализации педагогического потенциала семейного досуга,  способствующего развитию личности ребенка, его социализации и расширению сферы общения:

- целенаправленное включение  в социально-культурную деятельность  всей семьи как целостного  субъекта социально-культурного  творчества, воспитательный результат которого зависит от совместных усилий детей и родителей;

- оптимизация социально-психологической  и духовно-нравственной атмосферы  семейной жизнедеятельности семьи  путем насыщения семейного досуга  художественными видами  деятельности;

- развитие досуговых  форм семейного творчества путем постепенного усложнения их содержания и расширения проблемного радиуса;

- формирование у родителей  ценностей семейного досуга, повышение  их мотивации  принимать активное  и конструктивное участие в  оптимизации  межличностных отношений ребенка в неформальной группе, в создании благоприятного социально-психологического климата, способствующего социализации и самореализации личности ребенка;

- создание на базе  учреждений социально-культурной  и образовательной сферы системы организации семейного досуга, обеспечивающего мобильность и свободу выбора форм социально-культурной деятельности, способствующих формированию ролевой идентичности и максимально полной реализации творческих возможностей личности каждого члена семьи;

3. Социально-педагогическая программа оптимизации семейного досуга, включающая: проблемно-целевой блок, принципы организации досуговой деятельности семьи, приоритетные направления и виды художественной деятельности, содержательный компонент, выполненный в виде самостоятельных программ, предполагающих оптимизацию семейного досуга семьи путем ее включения в различные виды и формы социально-культурного и художественного творчества. Программа ориентирована на организацию досуга детей и родителей, создание условий для их совместного художественного творчества, обеспечение эстетического и духовно-нравственного развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями,  комплексное решение проблем, связанных с дефицитами социализации и самореализации ребенка, с учетом особенностей интеграции и адаптации семьи к меняющимся социально-культурным и экономическим условиям.

Научная новизна и теоретическая  значимость исследования заключается: а) в обосновании культуросозидающего потенциала семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения и эстетизации свободного времяпрепровождения членов семьи, вовлечения их в процесс непрерывного просвещения, совместного любительского творчества и активные формы отдыха; б) в реализации комплексного культурологического и социально-педагогического подхода к анализу семьи как  коллективного субъекта социально-культурной деятельности, что позволило:

– обосновать значимость в современной ситуации воспитательного  потенциала семейного досуга, оптимизирующего креативные и интеграционные потенциалы семейных отношений;

– раскрыть педагогические особенности семьи как социальной структуры, способной  создать дополнительные возможности для  социализации и самореализации личности ребенка;

– определить ведущие  педагогические принципы, обеспечивающие эффективные методы семейной педагогики путем реализации  педагогического потенциала социально-культурной деятельности, единства и взаимодополняемости социализации и индивидуализации в содержании и формах досуговой деятельности семьи;

– выявить условия  реализации  воспитательного потенциала семейного досуга как важнейшего элемента семейной жизнедеятельности  путем  целенаправленного включения в совместное творчество всех членов семьи как целостного субъекта социально-культурного творчества; оптимизации социально-психологической и духовно-нравственной атмосферы семейной жизнедеятельности; целенаправленного развития досуговых форм семейного творчества путем постепенного усложнения их содержания и расширения проблемного радиуса, формирования у родителей ценностей семейного досуга и повышения их мотивации  принимать активное и конструктивное участие в социализации и самореализации личности ребенка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе комплексного анализа проблем современной семьи и результатов педагогического эксперимента автором разработаны и внедрены:

а) организационно-педагогическая система взаимодействия семьи с  другими социально-культурными институтами, совместными усилиями формирующая оптимальную среду социально-культурной интеграции и личностного развития каждого члена семьи;

б) условия реализации педагогического потенциала семейного  досуга,  способствующего развитию личности ребенка, его социализации и расширению сферы общения, содействующего освоению ребенком социальных и семейных ролей за счет максимального соответствия содержания и форм совместной художественной деятельности членов семьи индивидуальным особенностям личности.

В процессе исследования разработана и успешно апробирована социально-педагогическая программа, которая включает методики стимулирования потребностей в чтении, в постоянном общении с театром и другими учреждениями искусств, избирательном отношении к телевидению, потребности в занятиях физкультурой и спортом, стимулировании семейного художественного творчества, и что самое главное - в совместном интеллектуально и духовно наполненном свободном времяпрепровождении.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством ряда докладов автора на художественном совете ТЮЗа и коллегии Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга, путем публикации и обсуждения монографии «Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга» 3 статей, общим объемом 4 п.л. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении курса по семейному воспитанию, могут быть применены в системе повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы и социальных педагогов.

Структура диссертации включает: Введение, две главы, заключение и библиографию.

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, цель, задачи, объект, степень разработанности проблемы, база и источники исследования; раскрывается методология, методика и организация научного поиска; формулируются его научная новизна, практическая значимость и положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Современная семья как объект педагогики и прикладной культурологии» дается развернутая характеристика научных взглядов на современную семью, определяется ее роль в жизни общества, в воспроизводстве и воспитании новых поколений людей XXI века.

В параграфе 1.1. «Социально-педагогические особенности современной семьи и тенденции ее развития» подчеркивается, что, несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица. Семья, в лоне которой человек проводит значительную часть своей жизни, играет исключительно важную роль. Поэтому далеко не случайно она стала объектом исследования специалистов различных наук. Философия и социология, психология и педагогика, право, медицина и другие науки имеют «свой» интерес в изучении семьи, «свой» предмет исследования.

Семья - один из древнейших институтов человеческого общества. Она прошла долгий и сложный путь развития: от совместного проживания родом, племенем к большой семье, вмещавшей несколько поколений под одной крышей, а позднее к нуклеарной семье, состоящей лишь из родителей и детей.

Для каждого исторического периода свойственны свои формы, обоснования и отношения к семье и браку, которые претерпевали в процессе исторического развития множество метаморфоз. Однако, это обстоятельство не свидетельствует о том, что в прошлом институт брака обладал какими-то особыми достоинствами или недостатками, которые утрачены сегодня. Брачный союз в прежние годы с юридической точки зрения выглядел намного серьезнее, чем в настоящее время.

История семьи неразрывно связана с историей общества. Семья - созидатель социокультурных ценностей, творец цивилизации. Воздействуя на отдельные отношения и ощущая на себе их влияние, семья выступает продуктом данного общества, его своеобразным отражением. С изменением общества изменяется и семья, ее уклад, формы, величина, функции. Эволюция семьи и семейных ценностей - проблема первостепенной значимости для всего человечества, которая пронизывает многие гуманитарные дисциплины, а в последнее время оформилась в самостоятельную область знания - феминологию.

Для русского человека семья  всегда была сосредоточием всей его  нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования не только государственности, но и миропорядка. Семья - в русском народном сознании - особый союз, в основе которого лежит любовь. Любовь понимается как высшее чувство. Народная этика отвергала столь распространившийся ныне взгляд на женщину как на объект потребления, осуждала торговлю любовью, ее публичную огласку, выставление на показ. Безоговорочно осуждался «блуд», капризы плоти, похоть. В русской народной культуре утверждался идеал «чистой любви». Способность видеть в любимом существе не только телесное явление, но и «душу», стремление к единению, основанному на однородности духовных оценок и общности жизненной цели, взаимное доверие и уважение - вот тот «состав» любовного чувства, который позволяет считать духовный элемент любви преобладающим в русской культурной традиции.

Все современные исследователи признают, что современное постиндустриальное общество поставило семью в новую ситуацию, и этому институту предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой она существовала последние столетия. В настоящее время семья подверглась серьезным изменениям - трансформировались ее принципы, структура, усложнились задачи и функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации на семейный образ жизни. Социально-экономические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых психологические проблем, которые отразились на системе семейных взаимоотношений, на жизнедеятельности семьи, процессе семейного воспитания, а значит, затрагивают и интересы детей. И, поскольку, научно-технический прогресс будет продолжать свое поступательное движение, можно со всей определенностью предполагать дальнейшую трансформацию общественных отношений и их атомарной составляющей - семьи.

Российскую семью не могли не затронуть явления, характерные для всего индустриально развитого мира. Она, как и любой общественный организм, развивается и видоизменяется вместе с обществом, по-своему реагируя на вызов времени, отвечая на общественные потребности и формируя их. Сегодня, по истечении ряда лет реформирования страны, можно констатировать, что переход России к новым экономическим условиям происходит, к сожалению, без четкой концептуальной программы, которая учитывала бы синхронность изменения общества в целом и его социальных институтов. В результате несогласованности в планировании реформ, неучета их последствий смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходит не поэтапно, а стихийно. Это вызывает естественную растерянность большинства семей, озабоченных поиском своего места в новой рыночной системе.

За годы преобразований подверглись разрушению формировавшиеся  десятилетиями социальная инфраструктура страны, системы дошкольного и  внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей, культурного, бытового, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Последствия этих процессов крайне негативно отразились на жизнедеятельности семьи, здоровье ее членов, их психологическом состоянии. Указанные процессы происходят на фоне ослабления воспитательного потенциала школы, сферы организованного и бесплатного досуга детей. В то же время и семья не выполняет роль основного института социализации подрастающих поколений. В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации. Малообеспеченность и бедность значительной части семей, их сосредоточенность на поисках дополнительных заработков, высокий уровень занятости женщин, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на развитие детей, их нравственное и физическое здоровье. Родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Они уже не обращаются к родителям за советом и помощью, считая их неспособными к выживанию в новых условиях. Большинство семей испытывают дефицит средств и времени для воспитания и развития детей. В результате растет безнадзорность детей, их социализация все в большей мере происходит вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.

Информация о работе Социально - культурная деятельность как средство оптимизация семейного досуга