Понятие и виды социально-культурных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:41, статья

Краткое описание

Современный сложившийся цивилизационный подход открыт для понимания перемен. Тут появляется возможность для соподчиненности материального и духовного, включения в анализ влияние социокультурной составляющей на хозяйственную жизнь.
Многие исследователи справедливо отмечают, что изменение приоритетов общественного развития, преобладание личностной составляющей в формировании экономического базиса и общественного богатства, возрастание роли и доли невещественного, интеллектуально- творческого, духовного, его формирование в концепции цивилизационного подхода дают основу для развития сферы услуг .

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и види социално културных услуг.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

Сангинов Д.Ш.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ

Современный сложившийся  цивилизационный подход открыт для  понимания перемен. Тут появляется возможность для соподчиненности  материального и духовного, включения  в анализ влияние социокультурной  составляющей на хозяйственную жизнь.

Многие исследователи  справедливо отмечают, что изменение  приоритетов общественного развития, преобладание личностной составляющей в формировании экономического базиса и общественного богатства, возрастание  роли и доли невещественного, интеллектуально- творческого, духовного, его формирование в концепции цивилизационного подхода дают основу для развития сферы услуг1.

Радикальные социально-экономические  и политические изменения, происходящие в нашей стране с 1990-х гг., вызвали  интенсивное развитие различных  служб сферы услуг, значительно  расширили их спектр. Признаком современного, развитого цивилизованного общества постепенно становится эффективная  и разносторонняя система сервиса. В свою очередь, непрекращающееся становление  и дифференциация услуг является показателем поступательного развития общества. Исследователи отмечают, что развивающаяся эффективная  система быта и услуг становится неотъемлемым компонентом современного общества, важной частью новой системы  ценностей, комплекса социальных завоеваний демократической страны. Формирование сферы сервиса и проникновение его в различные области жизнедеятельности общества целесообразно рассматривать как прогрессивный и всеобщий процесс реструктуризации в сфере занятости за счет возрастающих темпов развития и совершенствования ее инфраструктуры, обеспечивающий как обслуживание всех видов жизнедеятельности конкретного человека (услуги индивидуальной направленности), включая и услуги, которые предоставляются от общества в целом (образование, культура, искусство, наука, здравоохранение и др.). В свою очередь как объект научных исследований сфера сервиса в целом представляет собой определенную систему отраслей, подотраслей, предприятий и организаций, оказывающих комплекс различных услуг как физическим, так и юридическим лицам2.

Понятие сервис (от лат. servire - служить) впервые было рассмотрено в римском праве. Создание института сервитуты представляло систему прав у пользования чужой собственностью . В феодальный период сервитуты представлялись системой правил пользования общинными угодьями3.

Макс Вебер, введя принцип  certitude salutes как спасение людей от деградации через подчинение их труда развитию общества4, заложил основу для развития института сервиса. Интересна позиция К. Ясперса, который с понятием «сервис» связывал профилактику нищеты, ослабление маргинализации населения, развитие обустройства окружающего мира (демистикация)5. К. Маркс отмечал, что услуга представляет собой особую потребительную стоимость, которую доставляет труд, как любой другой товар. Особая потребительная стоимость труда получила специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

В настоящее время термин «сервис» (англ. - service) в переводе звучит как «обслуживание населения». Исследователи определяют сервис как вид деятельности, связанный с предоставлением особой продукции - услуг, удовлетворяющих общие (типовые, стандартные) или индивидуализированные запросы потребителя6. В свою очередь, услуга является отдельным результатом или продуктом деятельности в сфере сервиса, предоставленным производителем потребителю, в соответствии со спросом, установленными требованиями к его свойствам. Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Особого внимания в рамках данной работы заслуживает анализ понятия «социально-культурных услуг», но для того чтобы определить содержательное наполнение такого обширного понятия, методологически важным является вопрос анализа существующих классификаций услуг и места социально-культурной услуги в них. Это обусловлено важностью интерпретации и операционализации этого понятия, отражающего существенные стороны жизнедеятельности людей, и являющегося чрезвычайно широким понятием. Подобное утверждение объясняется выделением двух центральных видов услуг:

а) услуги (работа, деятельность) по удовлетворению чьих-нибудь нужд;

б) услуги, работа по эксплуатации машин, станков и т.д.

Говоря о первом виде услуг, мы имеем дело с сервисом, направленным на непосредственное удовлетворение нужд людей, и с полным правом можем  назвать социальным (шире - общественным) с выделением в нем социально- культурного сервиса. Во втором случае вряд ли их целесообразно включать в понятие «социальное обслуживание», «социальная работа».

В целом заметим, что современное  развитие сферы услуг характеризуется  двумя основными составляющими:

  • усиление разнообразия и специализации сервисной деятельности;
  • возрастание роли принципа дополнительности.

Последняя, тенденция наиболее заметна в усложнении многофункциональной  зависимости услуг друг от друга. Так, например, услуги гостиниц включают комплекс разнообразных услуг - питание  в кафе и ресторане, торговые и  бытовые, рекреационные и культурные услуги, не замыкаясь только предоставлением  номера. Жилищно-коммунальные услуги сопровождаются коммунальными услугами, ремонтно-техническим  сервисом. Торговые услуги сопровождаются рекламными и рекреационными услугами. Как следствие, подобная функциональная взаимосвязь и взаимозависимость  услуг делает весьма сложным с  точки зрения нескольких критериев  предложить функциональную классификацию  сервисной деятельности.

Изменения в обществе обусловили важность классификации услуг с  точки зрения выделения платных  и не платных услуг, т.е. с позиции  отнесения их к частному рыночному  и общественному, не рыночному сектору  сферу услуг. При этом важное значение имеет определение роли и места в этой классификации услуг смешанного типа, занимающих промежуточное положение, на стыке частного, платного и общественного, не платного, сектора сферы услуг.

Подавляющее количество услуг занимают промежуточное положение между общественным (государственным) и частным (рыночным) секторами услуг. Одни смешанные услуги обладают большими свойствами общественных благ (например, многие социально- культурные услуги) и тяготеют к общественному сектору услуг, их называют социально значимыми, смешанными услугами, поскольку они ориентированы в большей степени на интересы общества и общественного производства, чем на интересы отдельной личности. Велика их роль в социальной интеграции, в обеспечении социального равенства, социальной защиты людей. Все услуги подразделяются на: ориентированные на производство, ориентированные на общество, ориентированные на домашнее хозяйство и услуги личностного характера, представляется не вполне логичной с точки зрения соотнесения социально- культурных услуг. К примеру, досуговые услуги можно с полным правом отнести как к услугам ориентированным на общество, так и к услугам личностного характера.

Функциональное назначение услуги, оказываемой населению подразделяют услуги на две основные группы:

  • материальные услуги, обеспечивающие восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказу граждан, а также перевозку грузов и людей. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.;
  • социально - культурные услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. В частности, к социально - культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. Подобная классификация весьма логична и рациональна, хотя на наш взгляд, и является достаточно общей, весьма полно раскрывает сущность социально-культурных услуг.

Весьма актуальным для  современной сервисологии является выделение понятий «идеальной» и «материальной», «легитимной» и «нелигитимной» услуги.1

Так, В.К. Романович определяет идеальную услугу как абстрактную  теоретическую модель того или иного  вида сервисной деятельности. Идеальная  услуга включает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуг. Реальная услуга, в  свою очередь, это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей клиента. Реальные услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.

Легитимные и нелигитимные услуги различаются по отношению к ним государства и общества. Легитимные услуги одобряются государством и обществом, нелигитимные осуждаются и обычно преследуются по закону. Услуги, являющиеся нелигитимными при административно-командной системе (например, коммерческая спекуляция), становятся лигитимными в рыночной экономике с ее свободой торговли. Признаются лигитимными услуги, удовлетворяющие потребности, которые в данном обществе считаются разумными и одобряемыми. Услуги, удовлетворяющие осуждаемые обществом потребности (наркотические, преступные, аморальные), относятся к разряду нелигитимных.

Выделяется и качественно  иная структуризация услуг, которые  сводятся в группы:

  • услуги, связанные с жилищным и домашним хозяйством (торговля, гостиничное хозяйство, отели);
  • услуги, связанные с экономической деятельностью (финансы, страхование, сделки с недвижимостью, правовые и производственные консультации);
  • услуги по перемещению людей и товаров, их распределению;
  • дистрибутивные услуги (транспорт, складское хозяйство, коммуникационные системы);
  • услуги, обслуживающие общественные потребности (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.)7. Подобная структура не признается исследователями как оптимальная, хотя, услуги, обслуживающие общественные потребности, являются вполне рациональным выделением социально-культурных услуг.

Недавнее введение классификаторов  услуг, таких как Генеральное  Соглашение по торговле услугами (ГАТС) в формате Всемирной Торговой организации, является шагом вперед по сравнению с существующими классификациями, хотя исследователи отмечают, что он мало учитывает сегодняшние реалии общества. Развитие общества, усложнение самой системы жизнедеятельности современного человека показало, что в систему наиболее важных отраслей сферы услуг крайне необходимо включить деятельность в непроизводственной (гуманитарной) сфере. Подобному заключению соответствует обобщенная структура услуг, выстроенная по принципу отраслей и корреспондирующуюся с реальным состоянием сервисной деятельности, которую предложил Ю.П. Свириденко, определив следующие блоки:

  • технический сервис;
  • технологический сервис;
  • информационно-коммуникационный сервис;
  • транспортный сервис;
  • гуманитарный сервис.8

При этом, как отмечает О.Я. Гойхман, под гуманитарным сервисом понимается широкий спектр услуг в области удовлетворения культурно- досуговых, интеллектуальных, био-психофизиологических, рекреационных потребностей граждан, к примеру, развлечения, туризм, кинематограф, музеи, театры, образовательные услуги, культурные, санитарно - врачебные9- то есть все те, которые с полным правом мы можем охарактеризовать как социально-культурные услуги.

На настоящий момент подобная классификация, по нашему мнению, является наиболее полной, предназначенной для  целенаправленного решения методологических и прикладных задач.

Итак, можно сделать вывод, что большая часть услуг имеет  смешанную направленность, единой системы  их анализа не существует, а поэтому  вопрос о классификации услуг  является одним из основных методологических вопросов современной сферы сервиса  на мировом уровне.

В рамках обозначенной классификации  мы попытаемся особо выделить сферу  социально-культурных услуг как необходимое условие формирования духовного мира личности, ее социализации.

Для дальнейшего анализа  социально-культурных услуг остановимся  на понятии социальная и социально-культурная сфера в целом. Понятие «социальная  сфера» мы рассматриваем как категорию, которая представляет собой инфраструктуру общественной деятельности по удовлетворению социальных и духовных потребностей людей. В ее состав целесообразно  включить:

    1. Отрасли нематериального производства, результатом функционирования которых является нематериальный продукт.
    2. Отрасли, в которых рабочая сила в процессе производства играет большую роль, чем в сфере материального производства.
    3. Отрасли, в которых в процессе производства оказывается непосредственное воздействие на потребителя (культура, образование, здравоохранение).

В составе социальной сферы принято выделять: государственное управление, социальные услуги, финансирование, страхование, пенсионное обеспечение, жилищное хозяйство гостиничного типа, коммерческие, социальные и пенсионные услуги, ремонт техники, пассажирский транспорт, здравоохранение и социальные задачи, образование, консалтинг, культуру, искусство, СМИ, физкультуру, спорт, отдых, развлечение, гостиничный бизнес, ресторанный бизнес, торговлю, природоохранную деятельность.

Информация о работе Понятие и виды социально-культурных услуг