Родовые методы культурно-досуговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать технологию и методику постановки и проведения пластико-хореографических программ Задачи исследования:
Изучить родовые методы как одну из основ научной деятельности.
Выявить специфику классификации родовых методов культурно-досуговой деятельности.
Обосновать технологию и методику родовых методов в постановке культурно-досуговых программ.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Родовые методы КДД.docx

— 51.68 Кб (Скачать файл)

                                    Введение:                            

Издавна перед режиссурой стоит сложнейшая задача постановки и проведения культурно-массовых мероприятий, Но так как современная жизнь, в том числе и режиссера  проходит на высочайших оборотах, а  претензии и пожелания потребителя  растут, затронутых идей становится все  больше, необходимо находить новые  пути решения и воплощения своих  идей, при этом они должны быть оригинальными  и интересными, как для ценителя, так и для рядового потребителя. Становится вопрос качества, ведь это  именно то, за что признают творца - крепость и долговечность продукта, в нашей профессии это зрелищность  и памятность события, так невозможно делать меч, если не знаешь как плавить  руду. И просто необходимо иметь  ту теоретическую подкову, которая  не подведет и будет служить долгие годы.  Только зная в деталях и  анализируя опыт предшественников можно  создать лучшее. Анализ теории, ее накопление - есть знание, т.е. тот остов, который  должен иметь каждый любящий свою профессию режиссер. Но не стоит  забывать  и о креативности, и  о стремлении.

Объект исследования: пластико-хореографическая программа

    Предмет  исследования: технология постановки и проведения пластико-хореографической программы в сфере культурно-досуговой деятельности 

    Цель  исследования:  выявить и обосновать технологию и методику постановки и проведения пластико-хореографических программ Задачи исследования:

Изучить  родовые методы  как одну из основ научной деятельности.

Выявить специфику классификации  родовых методов культурно-досуговой  деятельности.

Обосновать технологию и  методику родовых методов в постановке культурно-досуговых программ.

Рассмотреть технологию создания и проведения культурно-досуговых  программ  с помощью родовых  методов культурно-досуговой деятельности.

Структура курсовой работы:  Введение, 

1 глава: «Теоретические  основы понятий родовых методов  культурно-досуговой деятельности».

1§  Родовые методы  как одна из основ научной  деятельности. 

2§ Специфика классификации  родовых методов культурно-досуговой   деятельности.

2 глава: «Технологические  особенности в применении родовых  методов культурно-досуговой деятельности»

1§ Технология и методика  родовых методов в постановке  культурно-досуговых программ.

2§ Технология создания  и проведения культурно-досуговых  программ  с помощью родовых  методов культурно-досуговой деятельности».

Заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава: «Теоретические  основы понятий родовых методов  культурно-досуговой деятельности»

           1§  Родовые методы  как одна из основ научной деятельности.

В мире существует огромное количество различных наук, традиционных    (например: математика, физика, биология и другие) и нетрадиционных           (таких как  наука общения, здорового  образа жизни). Также есть наука под  названием « Культурно-досуговая  деятельность», и как в любой науке, в ней есть свои  структурные элементы. Это род, вид, тип, формы деятельности. Существует целостная система знаний, которая включает в себя  цели и задачи, содержание и формы, средства и методы, методическое обеспечение процесса, знание аудитории, актива и так далее. И, конечно же, существует логическая зависимость одних элементов от других. Поэтому необходимо очень точно осознавать каждое понятие, затрагиваемое  в моей работе.

Хочу перейти от общего к частному и разобраться во всем по порядку. Людей всегда беспокоят  вопросы: что движет людьми и обществом? Какова истинная причина развития? Что такое движущие силы?

Человек замечал, что вектор движения всегда направлен в будущее. Общество состоит из большого количества элементов, которые находятся в  постоянном движении и изменении. Отсюда вывод: развитие общества является результатом  деятельности людей, следовательно  в своей структуре «человеческая  активность» четко подразделяется на:

Субъект деятельности - это  тот, кто осуществляет деятельность.

Объект деятельности - это  тот, на кого направлена деятельность.

Деятельность - действия и  операции, которые производит человек.

Отсюда деятельность - это  любое действие, которое направлено на достижение цели. Деятельность анализируется  в единицах: действия и операции. Они подчиняются определенной цели. Любая деятельность имеет мотив (побуждение к деятельности). Выбор  действия в качестве единицы деятельности впервые выдвинул в своих работах  А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. В  1946 году Рубинштейн в работе «Основы общей психологии» писал: “Действие как единица деятельности - это акт, который исходит из определенных мотивов и направленный на определенную цель, учитывая условия, в которых эта цель достигается, действие выступает как решение, встающей перед индивидом, задачи.» 1

В социологии действие является одним из центральных элементов. Оно было введено в философию  М. Вебером: «“Действием” мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству  или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид  или индивиды связывают с ним  субъективный смысл. “Социальным” мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.» 2

Таким образом, действие должно быть рационально осознанным, ориентированным  на поведение других людей, всегда характеризующее  социально активного человека. Наконец, действие является важнейшим элементом  в системе технологий культурно-досуговой  деятельности, то есть в процессе постановки культурно-досуговой программы.

Тогда что же такое культурно-досуговая  деятельность? Это деятельность по выявлению, сохранению, созданию, распространению  и освоению культурных ценностей. Ценность - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, фольклор. Художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства.

Сферы культурной деятельности:

Выявление, изучение, реставрация  памятников художественной культуры.

Изучение художественной литературы.

Кино, фотография, радио.

Сценическое, пластическое, музыкальное искусство.

Самодеятельное художественное творчество.

Музейное дело и коллекционирование.

Книгоиздательство, библиотечное дело.

Международные культурные обмены.

Право каждого человека по созданию и сохранению культурных ценностей  закреплено в законодательстве Российской Федерации: «Каждый имеет право  на участие в культурной жизни  и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.  Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного  наследия, беречь памятники истории  и культуры.»3

Досуговая деятельность - удовольствие, свободное время, игра, отдых, нерабочая  деятельность. Свободное время - это  более широкое понятие, в его  исчисление включаются и  бытовые  потребности.

К. Маркс: «Богатство общества - это величина свободного времени.»4

Досуг - это свободное  время, направленное на духовное развитие человека, сфера свободного нерегламентированного  поведения человека, возможность  выбора досуговых занятий, охватывающих игру, искусство, общение, развлечение, художественное творчество. Мы в России говорим об избирательном досуге, он не может быть случайным, он становится смыслом жизни, так как при  нем происходит духовный процесс, в  который человек полностью погружается. Почти в каждом человеке идет борьба не с негативными поступками и  явлениями, а формируется культурно-образовательная  среда, в которую он погружается  и становится духовно богаче.

Культурно-досуговая деятельность позволяет насытить досуг глубиной содержания, превратить его в образ  жизни каждого. Приведу слова  великого русского писателя Федора Михайловича  Достоевского: «Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чем воздыхает.»5 В России досуг не считается праздным делом.

Вот как определяют понятие  культурно-досуговая деятельность русские ученые:

В. Я. Суртаев: «Культурно-досуговая  деятельность является одним из важнейших  средств реализации сущностных сил  человека и оптимизации социально-культурной среды ,окружающей его. В культурно-досуговой  деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и  оценки.»6

Н. Ф. Максютин: «Культурно-досуговая  деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни  общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях  формирования гармоничного развития, творчески активной личности.»7

Таким образом, « культурно-досуговая  деятельность есть способ индивидуального  самоутверждения личности, осмысление своего бытия в прошлом, настоящем  и будущем.»8

Это определение принадлежит  доктору педагогических наук, профессору, заведующему кафедрой культурно-досуговой  деятельности Московского государственного университета культуры и искусств Жаркову  Анатолию Дмитриевичу.

2§ Специфика  классификации родовых методов  культурно-досуговой  деятельности.

В современной жизни, в  условиях свободного выбора вида деятельности и большого количества различных  форм проведения досуга, безусловно следует  учитывать психологические особенности  каждого человека. Эти особенности  проявляются в познавательной, творческой и коммерческой видах деятельности. Также нельзя забывать и о культурологических особенностях каждой личности. Следовательно, исходя из природы культурно-досуговой  деятельности необходимо использование  сущностных методов.

Многими учеными  всегда придавалось большое значение теоретическому обоснованию ведущего творческого  метода. Основой каждого родового метода культурно-досуговой деятельности послужили изученные на практике законы органической природы учреждений культуры.  Лучшее качество каждого  заключается в его естественности, в них нет ничего придуманного, не проверенного многолетней практикой. Для наглядности можно провести аналогию с открытием творческого  метода К. С. Станиславским, названным  «системой». «Система» -  принадлежит самой нашей органической природе, как духовной, так и физической. Мы родились с этой способностью к творчеству, с этой “системой” внутри себя. Творчество - наша естественная потребность, и, казалось бы, иначе, как правило, по «системе», мы  не должны бы были уметь творить. Но, к удивлению, выходя на сцену, мы теряем то, что дано природой. Законы искусства - законы природы… «Система» их восстанавливает, приводит человеческую природу к норме.»9

«Родовые методы культурно-досуговой  деятельности являются всеобъемлющими и включают в себя как элементы “внешней”, так и “внутренней” культуры. Следовательно, выбрать метод  при подготовке и проведении культурно-досуговой  программы возможно только при анализе  всех компонентов и элементов  технологического процесса.

Для  создания культурно-досуговой  программы недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического  построения. Необходимо понимать и  точно знать потенциальные возможности  каждого выразительного средства, уметь  использовать возможности  метода монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов, а также различных выразительных средств, создается программа. В ней решается актуальная социально- педагогическая и психологическая задача. Методы иллюстрирования, театрализации и игры способны самостоятельно осуществить художественное решение культурно-досуговой программы, так как с их помощью она из замысла режиссера переходит в реальное действо.

Итак, по классификации Анатолия Дмитриевича Жаркова первым методом  методики культурно-досуговой деятельности считается метод монтажа. Это весьма справедливо, так как конструкция культурно-досуговой программы начинает формироваться с драматургического замысла. В каждом виде культурно-досуговой программы специалисты используют монтаж при разработке сценария. Ведь в каждом сценарии используется документальный материал, отрывки из различных литературных произведений, которые необходимо соединить в определенном порядке. Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требуют монтажной организации материала.

Художественный монтаж ставит три задачи:

Выражает мысль художника (сценариста, драматурга), воплощает  его идею, его видение мира.

Является творческим методом, что, в свою очередь,  требует художественной подготовки специалистов.

Для использования художественного  монтажа необходим определенный уровень гражданственности, жизненного опыта.

Без овладения методикой  монтажа, невозможно обеспечить художественность культурно-досуговой программы.

Законы монтажа, используемые в моделировании культурно-досуговой  программы:

Музыкальная драматургия

Кино-фото-видеоматериалы

Литературные, документальные материалы

Фрагменты сценических постановок

Монтаж бывает конструктивным и ассоциативным. В каждом виде монтажа существует много приемов. Приведу наиболее распространенные из них:

Контрастность. Сопоставление качественных характеристик оценки происходящего, зависящее от величины отношения разноплановых ярких эпизодов. Чем больше это соотношение, тем лучше различные оттенки в программе.

Информация о работе Родовые методы культурно-досуговой деятельности