Современное состояние и тенденции развития общественных объединений (национально-культурных)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение современного состояния и тенденций развития общественных объединений (национально-культурных).
Задачами работы является изучение:
1. Характеристики ситуаций и обоснования сферы деятельности общественного объединения.
2. Социального состава общественного объединения.
3. Миссии, принципы и приоритеты деятельности объединения.
4. Целей, задач и содержания деятельности объединения.
5. Обоснование организационно – правовой формы.
6. Организационной структуры общественного объединения.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика ситуаций и обоснования сферы деятельности общественного объединения (путем анализа социально – культурной ситуации и выявления проблем в той или иной области проектирования) 6
1.1. Современная социокультурная ситуация в России 6
1.2. Проблемы социально – культурной сферы 10
2. Социальный состав общественного объединения 18
2.1. Характеристика проблем, потребностей и интересов социальной базы 18
2.2. Обоснование состава учредителей (с анализом возможных мотивов) 22
3. Миссия, принципы и приоритеты деятельности объединения на примере Общественного объединения саамов Мурманской области 26
4. Цели, задачи и содержание деятельности объединения 30
5. Обоснование организационно – правовой формы (на основании Закона РФ «Об общественных объединениях» и республиканского законодательства) 35
6. Организационная структура общественного объединения 40
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Современное состояние и тенденции развития общественных объединений(национально-культурных).doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)
 
 

      К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А 

Современное состояние и тенденции  развития общественных объединений (национально-культурных);

      По  дисциплине:  Технологические основы СКД

Содержание 

 

Введение

      На  современном этапе развития нашего общества и государства остро  стоит вопрос о становлении и значимости активности человека во всех сферах его жизнедеятельности. На этом пути очень много встречается противоречий как в социально-экономическом и политическом плане, так и в культурно-нравственном развитии личности.

      Основные  противоречия возникают при столкновении объективных процессов - развития, определенных потребностей общества и внутренних интересов человека, имеющего свои ориентации и ценности.

      Ценностное  восприятие всех сфер жизни общества является непременным условием формирования творчески активной личности. Понятен тот факт, что у разных социальных групп имеются свои специфические ценностные ориентации и формирование последних для каждой группы тоже специфично. Данное исследование посвящено изучению формирования и выявлению культурно-духовных ценностных ориентации студенческой молодежи с выделением национально-культурного компонента.

      Молодежь - одна из основных социальных групп  нашего общества. Молодые не только постепенно вливаются в ряды более  взрослого поколения, но и сами принимают активное участие в общественных процессах, происходящих в стране. И от того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодежной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом.

      Актуальность  темы исследования обусловлена выявлением механизмов формирования взглядов молодежи на различные существующие позиции, во-первых, по теории нации и национальных отношений и, во-вторых, по вопросу о национально-культурных приоритетах.

      Говоря  о проблеме национальностей, следует  отметить тот факт, что в национальной политике постсоветской России выделяются три линии ее развития:

      - во-первых, это определенная стабилизация  национально-государственного строительства  (линия огосударствления);

      - во-вторых, восстановление исторической  справедливости возвращение долгов "обиженным" и "обделенным", создание системы государственной  защиты национальных меньшинств (линия доогосу-дарствления);

      - в-третьих, развитие экстерриториальных  национально-культурных объединений граждан как дополнительной формы их национального самоопределения (линия разгосударствления).

      Причины кризиса национальной политики общеизвестны. Они предопределены противоречиями между принципами самоопределения  наций и территориальной целостностью государства; отсутствием адекватного соотношения между индивидуальными и коллективными этническими правами; зыбкой законодательной базой развития национальностей и межнациональных отношений; настойчивым стремлением государственных структур расширить свои посреднические услуги в национальной сфере и энергичным сопротивлением этнократических структур руководящей роли чиновничьего Центра и т.д. Мировой опыт, в том числе и России, убеждает, что стабильность в полиэтнических государствах возможна только при наличии верно определенной стратегической цели в сфере национальной политики, а также разумных методов ее реализации.

      Изменения в национальной сфере происходят на глазах молодежи, она становится невольным участником в них. Поэтому  вопрос об отношении молодежи, в частности студентов, к данным проблемам стоит довольно остро и актуально.

      Степень разработанности проблемы, методологическая и теоретическая база исследования.

      Методологической  базой работы являются:

      - современные положения по теории  нации и национальных отношений;

      - аксиологическая концепция личности, разработанная в социальной философии; 

      - современные методы исследования, разработанные в социологии молодежи.

      Теоретической основой настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей и ученых: философов, социологов, культурологов, этнологов.

      В исследовании рассматриваются два  аспекта, пересекающихся между собой - некоторые вопросы теории нации  и межнациональных отношений  и ценностных ориентации молодежи в  национально-культурной сфере.

      Целью данной работы является изучение современного состояния и тенденций развития общественных объединений (национально-культурных).

      Задачами  работы является изучение:

      1. Характеристики ситуаций и обоснования  сферы деятельности общественного объединения.

      2. Социального состава общественного объединения.

      3. Миссии, принципы и приоритеты деятельности объединения.

      4. Целей, задач и содержания деятельности объединения.

      5. Обоснование организационно – правовой формы.

      6. Организационной структуры общественного объединения.

        
1. Характеристика ситуаций и обоснования сферы деятельности общественного объединения (путем анализа социально – культурной ситуации и выявления проблем в той или иной области проектирования)

1.1. Современная социокультурная ситуация в России

      В процессе проектирования в качестве единицы анализа может выступать  ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом (общесоциальная), локальная ситуация (относящаяся  к региону, поселению, группе), и жизненная (личностная) ситуация. На всех уровнях анализа носителем проблем является человек: в одном случае — как личность, живущая в определенном обществе, как субъект конкретной культуры, в другом — как представитель той или иной социальной или социально-демографической группы, в третьем — как носитель социальных и личностных проблем, обусловленных вполне конкретными жизненными обстоятельствами и условиями.

      Пространственно-временные  границы ситуации, которая подлежит анализу, определяются радиусом будущего проекта. В частности, федеральные программы ориентированы на решение проблем, характерных для российского общества в целом (т.е. типичных для большинства регионов России). Региональные программы решают проблемы соответствующего радиуса. Целевой установкой локальных проектов является разрешение проблем той или иной социальной группы и категории населения.

      При анализе и проектировании процессов  в рамках общесоциальной ситуации социокультурный  субъект трактуется как член общества, переживающий проблемы и испытывающий на себе обстоятельства, характерные для общества в целом и влияющие на всю совокупность условий его жизнедеятельности. Выделение общесоциальной проблемной ситуации — это фиксация рассогласования социально значимых параметров жизнедеятельности на уровне общества в целом — ценностно-ориентационных, процессуальных, предметно-результативных, институциональных, инфраструктурных (если рассматривать социокультурную сферу узко — как совокупность учреждений и организаций отраслевого характера).

      Если  анализировать ситуацию, характерную  для социокультурной жизни российского  общества в целом, то обнаруживается ее многосложность и противоречивость.

      С одной стороны, наблюдаются позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Все более широкое использование получает адресная поддержка различных инициатив, осуществляемых в виде целевых программ федерального и локального характера. Исчезает чувство культурной изоляции, в культурную память возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль. Активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства "малой родины", любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России. Модернизационные процессы, происходящие в обществе, породили новые объекты культуры: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно увеличивают культурный потенциал общества Развитие средств массовой коммуникации ввело в культурный контекст огромное количество научных знаний, эстетических направлений, философских учений, отвечающее многообразию отношений человека с миром. Бурную эпоху переживает индустрия культуры и досуга. Сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время объекты культуры — научные теории, произведения искусства, законы, промышленные изделия, архитектурные сооружения; знания о том, как можно их использовать в обыденной жизни, навыки такого использования, сконцентрированные не только в специализированных областях культуры, но и в обыденной культуре; культурное наследие прошлого, знания и навыки использования которого сконцентрированы, в основном, в специализированных областях культуры. Ресурсы развития культурной жизни составляют традиционные социальные институты, предназначенные для трансляции культурного потенциала, его освоения и использования членами общества: министерства, средние и высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, учреждения культуры, творческие союзы, средства массовой информации.1

      В то же время в обществе набирают силу тенденции и процессы, негативно характеризующие сегодняшнюю социокультурную ситуацию.

      — Увеличивается разрыв между инновационным  потенциалом культуры и массовой способностью его освоения и использования  в повседневной социокультурной  практике Динамизм общественной и культурной жизни вызвал значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и искусственным окружением, которое выражается как в объективных показателях (в количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействия), так и в субъективной плоскости — в уровне психической и социальной напряженности, которым сопровождается такого рода усложнение. Наиболее существенными проблемами, отражающими характер социокультурного окружения людей и не имеющими пока эффективных средств решения, являются массовая неосвоенность имеющихся в культуре инноваций; расхождения между запросами различных членов общества и возможностями их удовлетворения; отсутствие технологических средств обобщения и интегрирования нового социокультурного опыта.

      — В социальной сфере все более  заметной становится тенденция социального  расслоения по таким социокультурным  основаниям как образ и стиль  жизни, социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности. Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы. Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни. 2

Информация о работе Современное состояние и тенденции развития общественных объединений (национально-культурных)