Детская библиотека - центр эстетического воспитания личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:39, реферат

Краткое описание

Определяя свое место в едином образовательном пространстве, библиотеки предоставляют пользователям образовательные услуги. Традиционными для библиотеки являются консультации по методике информационного поиска, правилам оформления библиографических записей, списков литературы, рукописей учебных и научных работ, проведение занятий по формированию библиографической, информационной культуры, навыков работы с литературой, методике скорочтения и т.п. При библиотеках работают кружки и курсы изучения иностранных языков, школы эстетического развития, лектории, дискуссионные клубы, объединения по интересам, ориентированные на развитие творческих способностей, овладение практическими навыками и ремеслами.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по библиотеке.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Семейное чтение – неотъемлемая часть и предпосылка духовной культуры семьи. Это творческая читательская деятельность взрослых и детей, направленная на целостное развитие личности растущего человека.

В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения; взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением; возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое; в кружках самообразования читали вслух книги по экономике, политике, философии; родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям. Первые сказки ребенок слышал от няни, а когда он подрастал, то становился участником совместных чтений на взрослой половине.

Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжениями заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х годах во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?

Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нужно, чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало чтение взрослых? Зачем нужно, чтобы книга была озвучена вслух? Зачем в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Один из напрашивающихся ответов – дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению. Но семейное чтение – это не чтение детям. Это традиционно взрослый досуг, к которому дети допускаются по мере взросления. Само по себе чтение вслух – занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки его привлекательности.

Продолжим аналогию с просмотром телепрограмм, а ведь именно телевизор вместе с компьютером являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь – возможность творчества и выбора. Вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актера, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.

В настоящее время многие родители приходят в библиотеку вместе с детьми. Во время таких семейных посещений библиотекарь может беседовать с родителями, выяснять, какие книги вызывают наибольший интерес у ребенка, обсуждается ли в семье прочитанное, что есть в семейной библиотеке.

Имея универсальный фонд, библиотека удовлетворяет читательские потребности всех членов семьи. Фонды целенаправленно комплектуются психолого-педагогической литературой, книгами по организации семейного досуга, по эстетическому воспитанию, периодическими изданиями для семейного чтения.

Чтобы заинтересовать родителей, можно использовать следующие выставки: «Что читают ваши дети?», «Почитайте детям», «Читаем всей семьей», «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Досуг в кругу семьи», «Играя, воспитываем», «Мастерим вместе с детьми».

 

Организация праздников в библиотеке

 

Большую роль в семейном воспитании играют праздники. Например, для девочек начальных классов и их мам можно провести семейный праздник «Дочки-матери» к Международному женскому дню. Праздник можно построить в виде конкурсной программы, все конкурсы – парные. Роль дочки может взять на себя мама и – наоборот. Такой вечер крепче сдружит мам и дочек, они станут лучше понимать друг друга, побывав в новых ролях. Интересны такие семейные вечера: «Храни тепло родного очага», «Мы за чаем не скучаем», «С книгой по жизни», «Вместе нам весело», «Когда семья вместе, то и душа на месте». Читающим семьям запомнятся посиделки «Семейные обряды», где они узнают много нового и интересного о старинных традициях, связанных с рождением ребенка, со свадьбой. Родители, а также бабушки и дедушки могут рассказать детям о своих свадьбах, о традициях своей семьи. Не должны остаться без внимания библиотек День пожилых людей, День матери.

Можно провести конкурс рисунков о семье, праздник читающих семей «Папа, мама, я – самая читающая семья» с различными конкурсами.

Конкурс «Кто так учится?»

Участникам предлагаются карточки с отрывками из книг, представленных на выставке. (Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома», М. Твен «Приключения Гекльберри Финна», В. Медведев «Витя Малеев в школе и дома», Е. Велтистов «Приключения Электроника» и т.д.). Родители, используя книги, должны ответить на вопрос карточки.

Можно организовать заседания различных клубов.

Например, клуб «Хозяюшка» свои встречи посвящает искусству кулинарии, этикету. Члены клуба могут обмениваться опытом приготовления блюд, использования рецептов из книг о вкусной и здоровой пище. А затем можно накрыть стол и устроить чаепитие.

Семейный клуб «Вместе». Темы занятий определяются по результатам предварительного анкетирования и опроса родителей. Возможные темы встреч «Семья, дом, родословная», «Наши истоки», «День молодой семьи», «Любовь торжествует над временем», «Уберечь от дурмана», «Семейные чтения для сердца и разума». На заседаниях клуба в доверительной обстановке идет разговор о литературе, о волнующих родителей и детей темах и проблемах. Можно пригласить в клуб гостей – различных специалистов (юристов, врачей, психологов).

Необходимо изучать читательские интересы с помощью блиц-опросов, анкетирования; комплектовать фонд, учитывая интересы читателей; привлекать читателей семейного абонемента к совместной творческой деятельности (например, выставки творчества читателей, выставки – советы…).

Сотрудничество с семьей полезно и библиотеке, и семье. Оно повышает качество библиотечной работы с читателями, престиж библиотеки, а также роль семьи в руководстве чтением.

Формирование духовной культуры личности в России всегда осуществлялось через чтение. Историческая традиция свидетельствует о том, как велика была у народа тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

Сложность современной социокультурной ситуации состоит в ценностной переориентации общества, когда вытеснение нравственных идеалов добра, справедливости уводит личность из сферы культурных ценностей. В устранении духовной разобщенности между поколениями, утверждении интеллектуальных, нравственно-эстетических ценностей в развитии личности приоритетную роль играет семья. И здесь большую роль могут сыграть фольклорные праздники, организованные в стенах библиотеки. Они могут быть приурочены к различным датам.

«Деревенские посиделки» - один из видов таких мероприятий.

Цель: Воспитание патриотизма у детей через приобщение к фольклору.

Задачи:

  1. Развивающие: развивать у детей эмоциональное восприятие, приобщать к истокам русской народной культуры. Совершенствовать навыки детей в плавной речи, умение создавать игровые образы.
  2. Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, к обычаям и традициям русского народа. Формировать добрые отношения между взрослыми и детьми.
  3. Закрепляющие: закреплять умение петь без музыкального сопровождения, двигаться в соответствии с характером музыки участвовать в коллективных играх и хороводах

Оборудование: оформление зала в русском стиле (домик расписной, скамейка, плетень), русские народные костюмы для участников досуга, русские народные инструменты (трещотки, ложки, бубенцы, свирель), угощение для хозяев (баранки, сушки, ватрушки), заготовки для росписи пряников и глазурь.

Можно попросить гостей испечь по русским народным рецептам угощения. Провести конкурс лучшего рецепта.

Во время такого праздника нужно использовать как много больше информации. Это могут быть частушки, знакомство с пословицами и поговорками русского народа, со старинными народными музыкальными инструментами, русские народные песни, традиции и приметы, гадания и т.п.

 

 

Литература

 

  1. Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность: Лекции. - М.: МГУКИ ИПО «Профиздат», 2000.
  2. Езова С. А. Грани библиотечного общения: Уч.-метод. пособие. -
  3. Капранова Л.Н. Бабушкины забавушки. – Феникс, Ростов-на Дону, 2008 г.
  4. М.: ИПО Профиздат, 2002.
  5. Матлина С.Г. Благоприятный имидж библиотеки. – Ж.: "Школьная библиотека". - 2003. № 6.
  6. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке. Под ред. Т.Д. Полозовой. - М.: МГИК, 1992.
  7. Справочник библиотекаря. Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб: Профессия, 2000.

 

 


 



Информация о работе Детская библиотека - центр эстетического воспитания личности