Детская библиотека - центр эстетического воспитания личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:39, реферат

Краткое описание

Определяя свое место в едином образовательном пространстве, библиотеки предоставляют пользователям образовательные услуги. Традиционными для библиотеки являются консультации по методике информационного поиска, правилам оформления библиографических записей, списков литературы, рукописей учебных и научных работ, проведение занятий по формированию библиографической, информационной культуры, навыков работы с литературой, методике скорочтения и т.п. При библиотеках работают кружки и курсы изучения иностранных языков, школы эстетического развития, лектории, дискуссионные клубы, объединения по интересам, ориентированные на развитие творческих способностей, овладение практическими навыками и ремеслами.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по библиотеке.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

 


 

 

 

 

 

 

реферат

по педагогической психологии

" Детская библиотека - центр эстетического воспитания личности"

 

 

Слушателя факультета ______________________

специальность ______________________________

 

_______________________

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________, 2012

Роль литературы в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения рассматривалась учеными, педагогами и библиотекарями как забота о будущем страны и человечестве. Литература является средством для формирования образа будущего общества и показывает пути изменений в науке и технике, описывает достижения и показывает развитие мысли, идеи, поиски истины и разнообразие точек зрения.

Определяя свое место в едином образовательном пространстве, библиотеки предоставляют пользователям образовательные услуги. Традиционными для библиотеки являются консультации по методике информационного поиска, правилам оформления библиографических записей, списков литературы, рукописей учебных и научных работ, проведение занятий по формированию библиографической, информационной культуры, навыков работы с литературой, методике скорочтения и т.п. При библиотеках работают кружки и курсы изучения иностранных языков, школы эстетического развития, лектории, дискуссионные клубы, объединения по интересам, ориентированные на развитие творческих способностей, овладение практическими навыками и ремеслами.

 

Знакомство дошкольников с библиотекой

 

Чаще всего знакомство с книгой начинается в раннем детстве: родители (бабушки или дедушки) приобщают свое чадо к красочным детским книжечкам, манящим своей яркостью и картинками. При чтении книг вслух внимание ребенка завораживает ритмичный слог стихов или же внимание к себе приковывают события, происходящие, например, в сказках.

С взрослением в жизни ребенка наступает такой момент, когда происходит знакомство с большим количеством книг, находящихся в залах детских библиотек.

Как же происходит первое знакомство ребенка с библиотекой?

Первый раз группа детского сада пришла на экскурсию в библиотеку. С чего начать знакомство детей с «домом книг»? Куда повести их в первую очередь, где им легче всего будет адаптироваться?

Для дошкольников «родным, узнаваемым» будет зал-абонемент младшего возраста:

- здесь на видном месте стоят  книжные выставки со знакомыми  картинками;

- мебель по росту малышей;

- много игрушек-поделок и рисунков  из знакомых сказок;

- забавных и непривычных вещей: между книгами стоят яркие  разделители, на потолках на цепочках  висят какие-то объемные книги, на стеллажах стоят и полулежат различные книги и журналы.

Все интересно. Все приковывает взгляд. Для детей этого возраста подобная окружающая среда является узнаваемой, она не пугает, а заинтересовывает и побуждает к поиску.

Хозяйка абонемента младшего возраста познакомит детей с книгами, различающимися не только по внешнему виду и размеру (книги-раскладушки, книжки-малютки, музыкальные книжки, книжки-ширмы, книжки-игрушки, книжки-раскраски и др.), но самое главное по содержанию (сказки, загадки, рассказы и многое другое в стихах или прозе).

В ходе экскурсии необходимо обратить внимание детей на то, что в зале находится много книг, но ни одна из них не валяется, как попало, а все стоят на своем месте, около своего буквенного разделителя (по фамилии автора или же по теме) и на своей полочке.

В ходе беседы с детьми все, о чем вы рассказываете, нужно обязательно и показывать и, по возможности, давать в руки (через контакт с предметами дошкольникам легче понять и запомнить ваш рассказ, т.к. знакомство с окружающим миром у них происходит через зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое или обонятельное восприятие):

- показать разнообразные по  форме, размеру, внешнему виду книги;

- можно показать детям красочно  оформленные иллюстрации книг;

- сравнить иллюстрации разных  художников к книгам одного  и того же автора;

- можно детям показать формуляры, рассказать для чего они нужны и т.д.

Познакомившись с детским абонементом, можно в детской комнате с детьми провести занятия на закрепление материала: нарисовать библиотеку, книги и все, что им понравилось в ходе экскурсии; почитать вслух отрывки из известных любимых книг, поиграть в «библиотеку» и др.

Первое знакомство с библиотекой для дошкольников на этом можно завершить. Продолжать экскурсию по другим залам библиотеки в первый приход детей такого возраста не целесообразно, так как переизбытком полученной информации можно вызвать отрицательные чувства вместо положительных.

Дети в непринужденной обстановке провели с пользой для себя время, их приветливо встретили, показали и рассказали много нового, но они будут знать, что еще очень много осталось неизвестного, неизведанного и неизученного в этом «доме-хранилище книг» - библиотеке. Конечно же, захочется еще сюда вернуться.

Верным шагом для дальнейшего привлечения детей как читателей в библиотеку будет то действие, если на прощание библиотекарь подарит детям для игры в детском саду читательские формуляры.

Дети дошкольного возраста, используя коммуникативные игры (если им понравилась экскурсия в библиотеку), будут «играть в библиотеку» самостоятельно уже в детском саду – это залог их дальнейшего посещения библиотеки.

На прощание нужно предложить всем желающим приходить в библиотеку с родителями и брать понравившиеся им книги на дом для чтения

Проводя занятия с детьми библиотекарю нужно помнить о психологических возрастных особенностях данного возраста: с дошкольниками удерживать внимание возможно не более 20-25 минут (занятия в познавательном плане не должны переходить этого временного барьера, чтобы не вызвать перенасыщенности или переутомления от предлагаемой информации).

Для закрепления увиденного и услышанного материала можно предложить детям познавательно-развлекательные игры, например, по детскому фольклору (загадывание-отгадывание загадок, потешки, считалки и др.) или выполнение творческих работ (рисование, лепка, поделки, разукрашивание и др.).

При последующих посещениях детьми библиотеки можно их познакомить с остальными рабочими помещениями и провести мини-уроки или игры по программе чтения.

 

Принципы работы библиотеки

 

В детских библиотеках сложилась система работы с художественной и научно-познавательной литературой. Но возникает проблема соответствия этой системы современным запросам и ожиданиям пользователей. Необходимо отметить, что юные читатели – это поколение, которое родилось в информационном обществе и их компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий для удовлетворения своих интересов и потребностей намного выше, чем у библиотечных работников. Также надо заметить, что информационное общество настроено на работу с информацией, которая может быть записана на различных носителях и представлена в разных видах, жанрах и.т.п.

Библиотека – это, прежде всего, мир общения с книгой, играющей важную роль в работе с детьми.

Принцип дифференцированного подхода к пользователям библиотеки на основе их изучения.

Это основополагающий принцип в работе любой библиотеки. Знаменитый принцип: «Каждому читателю — нужную книгу в нужный момент», особенно актуальный в работе с детьми, предполагает хорошее знание книги, другого информационного материала и прекрасное знание читателя, особенностей его развития, личности. Это знание не приходит без специального изучения читателей. Инструменты его известны: анализ реального чтения по формулярам, анкетирование, беседы с читателями. Возможно изучение предпочтений читателей и при проведении массовых мероприятий.

Дифференциация предполагает выделение групп читателей, объединенных по каким-либо признакам: социально-демографическим (пол, возраст, профессия, уровень образования и т.п.), интересам, уровню подготовки к чтению и восприятию текста и т.д.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве. Прежде всего, она, конечно, учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет и функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу.

При этом, в отличие от публичной и специальной, школьная библиотека не самостоятельна, а является структурным подразделением школы. Следовательно, она работает по плану школы и в соответствии с Уставом школы. Школьная библиотека создает неформальные отношения со своими читателями, чем выгодно отличается от более формальных связей учителя и ученика. Вот почему именно школьная библиотека имеет многие преимущества в библиотечном обслуживании.

Во-первых, школьный библиотекарь хорошо знает как учителей, так и учащихся школы, что позволяет ему более эффективно, чем в публичных библиотеках, осуществлять и индивидуальную, и массовую работу. Дифференциация читателей в школьной библиотеке предопределена на своем первичном уровне тем, что она обслуживает и учителей, служащих школы, и учащихся. Половозрастные характеристики, уровень образования, специальность — все это признаки выделения читательских групп в школьной библиотеке. Но, работая с детьми, библиотекарь прежде всего должен помнить о том, что ребенок, подросток находится в развитии, в формировании своих потребностей, особенностей личности, и он требует особого подхода, учета личностных качеств. Поэтому внутри читательских групп детей должны выделяться группы по интересам, по уровню подготовки и готовности читать и воспринимать текст.

 

Приобщение к семейным ценностям

 

Справедливо утверждение, что именно в семье формируется интерес к книге, которая во все времена объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей.

 В нашей жизни, когда нужно  думать в первую очередь о хлебе насущном, большинство российских семей, к сожалению, меньше уделяют внимания детям. Появилась реальная опасность в борьбе с житейскими трудностями совсем потерять наших детей, и «спасательным кругом» в этой ситуации для многих стали школа и различные учреждения, занимающиеся с подрастающим поколением. В их числе и библиотеки, которые открывают двери всем желающим. Именно при библиотеках вновь начали возрождаться кружки, клубы, помогающие ребятам с толком провести свободное время.

Библиотека должна поддержать детей и взрослых, помочь им адаптироваться к новым условиям жизни; вернуть родителей к необходимости заниматься детьми, а детям – понять и почувствовать радость общения с книгой. Как научить ребенка любить ближнего своего, природу, животных? Как не ожесточиться его сердцу и быть милосердным и снисходительным? Как подготовить ранимую душу подростка к будущей самостоятельной жизни?

Ответ на все вопросы может быть только один – с помощью книги. Цель библиотеки в организации этой работы – возродить традицию семейных чтений и ознакомить детей и родителей с золотым фондом литературы, воспитать читателя, сформировать духовную личность. Семейное чтение должно занять подобающее место в духовном и интеллектуальном сближении членов семьи, что способствует духовному возрождению общества.

Многие библиотеки расширяют сферу своей деятельности, взяв на себя, помимо традиционных, функции досуговых учреждений, центров семейного чтения, дополнительного образования, социальной адаптации.

Конечно, первыми посредниками между ребенком и книгой являются родители, поэтому-то библиотекари все настойчивее стараются искать пути сотрудничества с папами и мамами своих читателей. И многие из них уже сами понимают, что какой бы обширной ни была домашняя библиотека, но именно в общественной их дети получают первое представление о необъятности книжного мира, учатся пользоваться библиографическими указателями и справочным аппаратом, работать с периодикой, словарями, справочниками, энциклопедиями. Здесь ребенок узнает о том, что читают его сверстники. Он также может поделиться с ними мыслями о прочитанной книге, принять участие в литературной игре, да и просто интересно провести время вместе с мамой, папой, бабушкой или дедушкой в клубе семейного чтения.

Многие библиотекари убеждены, что в тесном сотрудничестве с родителями – залог успеха воспитания будущих достойных, добрых, честных граждан страны.

Есть ли сейчас в наших семьях семейное чтение? Да, скажут многие, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете его в «самостоятельное плавание».

«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти: Прочти, пожалуйста, прочти…»

А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи, или его и не было: просто вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Что же такое семейное чтение, и почему специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения, несмотря на то, что большинство родителей, бабушек и дедушек продолжает читать вслух своим чадам?

Информация о работе Детская библиотека - центр эстетического воспитания личности