Данте – предвестник итальянского Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:36, реферат

Краткое описание

«Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры, — писал Ф. Энгельс, — отмечены колоссальной фигурой. Это — итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени». Данте Алигьери, итальянский поэт, стоящий на рубеже средневековья и эпохи Возрождения, создал гениальную поэму "Божественная комедия". Семьсот лет назад, когда родился Данте, человечество стояло на пороге великих перемен. Близился грандиозный исторический переворот, изменивший весь облик европейского общества. На смену средневековому миру с его феодальным угнетением, анархией и разобщённостью, с засилием церкви шло общество свободных товаропроизводителей, время могущественных национальных государств.

Содержание

Введение 3
I. Биография Данте 4
II. Италия конца XIII начала XIV в. 6
III. Данте-гражданин и Данте-поэт 8
1. Политический аспект в «Божественной Комедии» 9
2. Социальная сторона «Божественной комедии» 12
Заключение 18
Библиография 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

За это Данте обещает ему самую страшную участь: 

В мире свой позор 

Через меня навеки ты упрочишь.

(«Ад», XXXII, 109)

В Чистилище Данте встречает много душ, среди которых есть гибеллины. Данте распределяет различных политических деятелей по загробному миру, руководствуясь не только своими убеждениями, но и принципами нравственности. 

  1. Социальная сторона «Божественной комедии»

 

«Божественная комедия» охватывает целый спектр социальных проблем. В произведении можно выделить несколько планов, касающихся социальной стороны.  
  Данте пишет об обществе загробного мира. Каждый из героев занимает свою, четко обозначенную нишу в поэме, следуя иерархичному расположению в загробном мире грехов. Этот социум можно рассматривать, как и аллегорическую модель средневекового итальянского общества, в котором жил поэт. Данте не просто повествует о пороках и добродетелях, за которые люди соответственно попадают в Ад или в Рай. «Комедия» - иносказательное отражение реальной действительности времен поэта, который очень переживал за свой народ, погрязший в грехе. 

История, воплощенная в человеческих судьбах, оживает под пером Данте. Царство мертвых поэт населил несметными толпами теней, но он дал им плоть, кровь, человеческие страсти, и обитатели загробного мира стали неотличимы от тех, кто живет на земле, как и все летописцы его времени, Данте еще не отделяет историю от мифа, факт от вымысла. Рядом со своими современниками он изображает в поэме исторические личности, героев библейских преданий или литературных произведений. Но обилие исторического и легендарного материала не уводит поэта от его замысла — показать реальный ход итальянской жизни. Данте убежден, что образы «тех, о ком живет молва», послужат впечатляющим примером, сделают наглядной его мысль, лучше донесут до читателя замысел поэмы.

Поэт говорит от лица всего итальянского народа. Италия обездоленных, обманутых, порабощенных впервые обрела голос в жгучих образах Данте. Набатным гулом разносились они по стране, будили спящих и равнодушных, подымали отчаявшихся и звали Италию на битву с силами мрака и разрушения. Поэт гневно обличал сильных мира, преступных земных властителей, разжигавших войны и сеявших опустошение и гибель. В 7-м кругу ада, там, где клокочет «жгучий Флегетон» — река, несущая вместо вод потоки кипящей крови, он собрал военных преступников разных времен и народов, которые мечутся в кровавом зареве адской реки:

Здесь не один тиран,

который жаждал золота и крови:

Все, кто насильем осквернил свой сан.

      («Ад», XII, 103)

Следует рассмотреть, какие грехи описывает автор. Причем именно грехи, потому что Рай, хоть и является естественным компонентом богословской триады загробных миров, но ближе к описанию порочного современности Данте стоят Ад и Чистилище. Наибольшим грехом Данте считает предательство, за которое страдают, вмерзнув в лед, рыцарь Ганеллон, Джанни Сольданьер, Бокка дельи Абати - предатели родины; Альбериго деи Манфреди, Бранка д'Орья - предатели друзей. Но самый страшный грех, по мнению Данте, - предательство божеского и человеческого величества. В трех пастях Люцифера казнятся Иуда, Брут и Кассий. Грех двух последних обусловлен политическим идеалом Данте, который восхищался Римской монархией и не мог представить ужасней вины, чем посягательство на нее. Так как поэма писалась для народа, Данте показывает менее жуткие, но более распространенные грехи. И, прежде всего, это жадность и стяжательство, в которых погрязли все слои общества:

и короли (Гуго Капет):

О жадность, до чего же мы дойдем, 

Раз кровь мою так привлекло стяжанье, 

Что собственная плоть ей нипочем?,

( «Чистилище», XX, 82)

и папы (Адриан V):

Как жадность там порыв любви к благому 

Гасила в нас и не влекла к делам, 

Так здесь возмездье, хоть и по-иному,

Стопы и руки связывает нам,

(«Чистилище», XII, 121)

и чиновники (Фацио деи Морубальдини):

«Синьезец, взятку стерегущий взглядом!»,

( «Рай», XVI, 55)

и ростовщики:

У каждого на грудь мошна свисала…

И очи им как будто услаждала.

(«Ад», XVII, 55 )

Поэма «звучит, как непрерывная анафема жадности, овладевшей сердцами»10. Мотив этих грехов (жадности и стяжательства) проходит через все произведение, и вероятно это было наиболее актуально для современников Данте. Он выражает свое отношение к согражданам через описание многочисленных греховных итальянских городов. "Измученный горестями изгнания, проникнутый горячим патриотизмом, Данте не щадит ни одного города своей родины". 

О генуэзцы, вы, в чьем сердце минул 

Последний стыд и все осквернено,

Зачем ваш род еще с земли не сгинул?

( «Ад», XXXIII, 151)

На заре нового общества Данте с поразительной прозорливостью

различил зло, идущее об руку с буржуазным прогрессом. Гневные слова поэта звучали грозным предостережением грядущему миру буржуазного стяжательства. Дантова концепция морали была смелым шагом на пути формирования нового мировоззрения. В XVI песне «Чистилища» в разговоре с тенью «ломбардца Марко» поэт не побоялся дать открытый бой церковной догматике. В чем причина современного упадка нравов, вопрошает он тень Марко.

Отчего:

теперь уже никто.

Добра не носит даже и личину:

Зло и внутри, и сверху разлито

(«Чистилище», XVI, 58)

Что виной тому: гнев небес или изначальная греховность человеческой природы? И Марко дает поразительный ответ. Нет, причина не в божественной воле и не в изначальной порочности человека,  Человек — отнюдь не сосуд греха: он способен к нравственному совершенствованию, ибо обладает разумом и свободной волей. Причина упадка нравов — в политическом упадке Италии?

...дурное управленье

Виной тому, что мир такой плохой,

А не природы вашей извращенье.

(«Чистилище», XVI, 103)

Рассуждения Данте обращены против папства, претендующего на светскую власть, и прославляют былое величие Рима, Римскую империю, «давшую миру наилучший строй». Противопоставление римского прошлого.

В глазах церкви решающим критерием «праведности» служили не личные качества человека, не подвиги гуманности, а его преданность догматам христианской веры. Данте отвергает этот богословский критерий и судит людей по их личным нравственным качествам и по земным их делам.

Праведен тот, кто:

в делах и в

мыслях к правде обращен,

ни в жизни, ни в речах не делал злого

(«Рай», XIX, 73).

Следуя этому собственному своему критерию, поэт разместил грешников в

загробном мире, дерзко нарушая всю разработанную церковью иерархию грехов и воздаяний. «Читатель должен задуматься о смысле бытия и превратностях судьбы. В кругах ада пребывают гордецы, завистники, гневливые, унылые, скупцы и расточители, чревоугодники, сладострастники, предатели. Но Данте показывает и райские высоты, предполагающие возможность личного и общественного возрождения»11. Он избавил от адских мук великих мыслителей языческой древности, определив им место в особом «лимбе» ада, где они пребывают в состоянии «полублаженства». В раю находится место даже для нехристиан, если они прославлены добрыми делами. А служителей «истинной веры» — пап и кардиналов, повинных в постыдных преступлениях, поэт поместил в ад и определил им жестокие кары.

Поэт шел не от догмы, а от жизни. Его грешник может в то же время быть праведником. И это — самые живые, самые человечные образы поэмы.

Они воплотили широкий, истинно гуманный взгляд на людей — взгляд поэта, кому дорого все человеческое, кто умеет восхищаться силой и свободой личности, пытливостью человеческого ума, кому понятны и жажда земной радости и муки земной любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В «Божественной комедии» Данте, мы видим аллегоричный загробный мир, в котором отражаются социальные и политические тенденции эпохи Данте. Это и борьба папы и императора за светскую власть, и итоги этой борьбы, и представления о несбывшихся надеждах автора. Это, осуждаемый поэтом, мир порока, который следует изменить. А также это практически полная энциклопедия средневековой жизни и общества, в которой в каждой строке мы встречаем моменты из реальной жизни современников автора, включая их наиболее ярких представителей и детали их миросозерцания и быта.

В целом "Божественная комедия" представляет собой общепризнанный шедевр, дающий обширную информацию для историков, литературоведов и культурологов о жизни людей в средние века.

«Будучи одним из самих гениальных поэтов мира, он сумел создать произведение, которое потрясает читателей уже более 650 лет. Жизненность проблем, глубина человеческих страстей делают его не просто литературным, но и философским трактатом. За высокие достоинства Бокаччо назвал «Комедию» Данте «Божественной»»12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

Источники

 

  1. Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Наука, 1974.
  2. Данте Алигьери. Новая жизнь. М.: Худож.лит., 1965.

 

Литература

  1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М.: Наука, 1979, с. 3-87
  2. Баландин Р. Сто великих гениев. М.: Вече, 2004
  3. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско-эстетической мысли. М.: МОНФ, 1999
  4. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М.: Наука, 1965
  5. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. Учеб. пособие. М.: «Высш. школа», 1977
  6. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. М.: Молодая гвардия,1967
  7. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М.: Наука, 1971
  8. Елина Н.Г. Данте. Критико-биографический очерк. М.: Зудож.лит., 1965
  9. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксимо, 2008
  10. Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии. М.: ПРИОР, 1997
  11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 382
  12. Радугин А.А. Культурология. М.: Центр, 2001
  13. Шестаков В.П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство.  М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 1999

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22, с. 382

2 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксимо, 2008

3 Баландин Р. Сто великих гениев. М.: Вече, 2004

4 Шестаков В.П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство.  М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 1999

5 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксимо, 2008

6 Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. Учеб. пособие. -М., «Высш. школа», 1977

 

7 Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М.: Эксимо, 2008

8 Радугин А.А. Культурология. М.: Центр, 2001

9 Баландин Р. Сто великих гениев. М.: Вече, 2004

10 Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. Изд. "Наука". М., 1965

11 Баландин Р. Сто великих гениев. М.: Вече, 2004

12 Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии. М.: ПРИОР, 1997

 

 


Информация о работе Данте – предвестник итальянского Возрождения