Возрождение. Итальянское Возрождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:39, реферат

Краткое описание

Наиболее отличительные черты культуры В., антифеодальной в своей основе, - светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному античному наследию, как бы "возрождение" его. Начались большие перемены в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис.

Содержание

Глава I. Возрождение
Начало возрождения..............................................................3
Философия эпохи..................................................................4
Гуманисты..........................................................................5
Периоды и развитие эпохи Возрождения..................................5
Открытия...........................................................................6
Архитектура и искусство.......................................................7
Глава II. Итальянское Возрождение
Треченто...........................................................................10
Кватроченто......................................................................12
Высокий Ренессанс в Средней Италии....................................12
Высокий Ренессанс в Венеции...............................................13
Глава III. Северный Ренессанс
Нидерландское Возрождение................................................15
Немецкое Возрождение........................................................16
Французское Возрождение...................................................17
Кризис эпохи Возрождения..........................................................18
Заключение...............................................................................19
Список использованной литературы.............................................20

Вложенные файлы: 1 файл

Возрождение..docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Возрождение

Начало возрождения..............................................................3

Философия эпохи..................................................................4

Гуманисты..........................................................................5

Периоды и развитие эпохи Возрождения..................................5

Открытия...........................................................................6

Архитектура и искусство.......................................................7

Глава II. Итальянское Возрождение

Треченто...........................................................................10

Кватроченто......................................................................12

Высокий Ренессанс в Средней Италии....................................12

Высокий Ренессанс в Венеции...............................................13

Глава III. Северный Ренессанс

Нидерландское Возрождение................................................15

Немецкое Возрождение........................................................16

Французское Возрождение...................................................17

Кризис эпохи Возрождения..........................................................18

Заключение...............................................................................19

Список использованной литературы.............................................20

 

Глава I. ВОЗРОЖДЕНИЕ

(франц. Renaissance, итал. Rinascimento) в истории культуры стран Западной  и Центральной Европы эпоха, переходная  от средневековой культуры к  культуре нового времени (приблизительно  хронологические границы В.: в  Италии - 14-16 вв., в других странах - конец 15-16вв.).

Начало возрождения

Наиболее отличительные черты культуры В., антифеодальной в своей основе, - светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному античному наследию, как бы "возрождение" его. Начались большие перемены в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания, формировалась абсолютная монархия (наиболее масштабная во Франции). Это было началом эпохи Великих географических открытий, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д.

Огромную роль в распространении античного наследия и новых, гуманистических взглядов сыграло изобретение (середина 15в) и распространение в странах Европы книгопечатания. В типографиях Флоренции, Венеции (Альд Мануций), Базеля (И. Фробен), Парижа (А. Этьенн), Лиона (Э. Доле), Антверпена (К. Плантен), Нюрнберга и др. печаталась античная и гуманистическая литература; многие типографы того времени сами были выдающимися гуманистами.

Однако, первым его признаком, как казалось современникам, явился "расцвет искусств" после долгих веков средневекового "упадка", расцвет, "возродивший" античную художественную мудрость, именно в этом смысле, Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.), впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги).

При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны "божественной Природы". Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, "чувство прекрасного") постоянно пересекаются.

Перелом в идейной и культурной жизни, каким явилось В., был связан с коренными социально-экономическими сдвигами в обществе 14-16вв. Он отвечал новым общественным потребностям. Культура В. возникла в эпоху, когда старые феодальные отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и районах Европы (прежде всего в странах Северной и Средней Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений и из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехам не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче.

Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

Философия эпохи

С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм (от греч. anthropos-человек) нового мировоззрения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы, как наиболее совершенное ёё творение. Человек, его переживания, его внутренний мир, его "земная" жизнь становятся главными темами ренессансной философии. Ее крупнейшие представители - Джордано Бруно, Пико делла Мирандола, Николай Кузанский - делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться "вторым богом" или "как бы богом".

В противовес феодально-церковному аскетизму, проповеди пассивности, новая гуманистическая этика превозносила право на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал, гармонической, свободной, всесторонне развитой ("универсальной") творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума, "героический энтузиазм" (Д. Бруно), гармоничность и цельность органически присущи гуманистическому мировоззрению в его наиболее классическом выражении.

Сознание в состоянии выбора - ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего "третий путь" христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Тем более что само понятие "Возрождения" имеет - в контексте церковных реформ - и второй смысл, знаменуя не только "обновление искусств", но "обновление человека", его нравственного состава.

Гуманисты

Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средне-вековых традиций. Он начинает по иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения - городская интеллигенция той эпохи - поэты, филологи, философы художники, - представители тех отраслей знаний, которые, имея своим объектом человека и всё человеческое, противопоставлялись "схоластическому" изучению "божественного". Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средне-вековая мораль; провозглашено право на научную деятельность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога

.

Периоды и распространение эпохи Возрождения

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывает по сравнению с итальянским. Сама периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного искусства в его культуре. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как "открытие мира человечества".

Этапы истории искусства Италии - родины Ренессанса - долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, "эпоха Данте и Джотто", ок.1260-1320, частично совпадающий с периодом дученто (13 век), а также треченто (14 век), кватроченто (15 век) и чинквеченто (16 век). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 века), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которой стал маньеризм. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением; здесь роль поздней готики (в том числе такого важнейшего ее, "средневеково-ренессансного" этапа как "интернациональная готика" или "мягкий стиль" конца 14-15 веков) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.

Открытия

Уже в 16в. эпоха В. была отмечена крупными научными разработками в области естествознания. Его развитие непосредственно связанно в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и т.д.), зарождавшегося капиталистического производства. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример - творчество Леонардо да Винчи - художника, учёного, инженера).

Наиболее крупные открытия естествознания были сделаны в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и т.д.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науке, были сделаны в середине 16в. в области астрономии. Так великий польский учёный Коперник открыл гелиоцентрическую систему мира, которая подрывала самые основы религиозного взгляда на мир, "... начинает своё летоисчисление освобождение естествознания от теологии..." (Ф. Энгельс, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 347).

Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в 16в. основы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии Парацельс и др.).

Архитектура и искусство

Архитектура и искусство стали областью, в которой с особой силой и наглядностью проявилось великое переломное значение эпохи В., определившей пути развития мирового искусства нового времени. Расцвет искусства В. наступил в 15в., прежде всего в передовой торгово-промышленной Флоренции, ставшей сосредоточением новаторства во всех видах искусства.

Здесь родилась архитектура итальянского раннего В. (Филиппо Брунеллески, Микелоццо, Леон Батиста Альберти и т.д.). У них присутствовала ясность, величавая гармония и жизнеутверждающая сила, которая отвечала новому героическому идеалу человека. Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время гибкие и пластичные здания дворцов и храмов. Сложной динамике готический зданий были противопоставлены ясность структуры и чёткость расчленения строгих объёмов и светлых просторов интерьеров.

Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует "земные", центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь. Дворцы (палаццо) с могучими уличными фасадами и приветливыми аркадами во дворах, виллы с террасными садами, портики и лоджии, базиликальные, центрические церкви и капеллы демонстрируют разнообразие образных возможностей, возникающих при различных сочетаниях ордера со стеной и сводом.

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа.

Информация о работе Возрождение. Итальянское Возрождение