Данте – предвестник итальянского Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:36, реферат

Краткое описание

«Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры, — писал Ф. Энгельс, — отмечены колоссальной фигурой. Это — итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени». Данте Алигьери, итальянский поэт, стоящий на рубеже средневековья и эпохи Возрождения, создал гениальную поэму "Божественная комедия". Семьсот лет назад, когда родился Данте, человечество стояло на пороге великих перемен. Близился грандиозный исторический переворот, изменивший весь облик европейского общества. На смену средневековому миру с его феодальным угнетением, анархией и разобщённостью, с засилием церкви шло общество свободных товаропроизводителей, время могущественных национальных государств.

Содержание

Введение 3
I. Биография Данте 4
II. Италия конца XIII начала XIV в. 6
III. Данте-гражданин и Данте-поэт 8
1. Политический аспект в «Божественной Комедии» 9
2. Социальная сторона «Божественной комедии» 12
Заключение 18
Библиография 19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры, — писал Ф. Энгельс, — отмечены колоссальной фигурой. Это — итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени»1. Данте Алигьери, итальянский поэт, стоящий на рубеже средневековья и эпохи Возрождения, создал гениальную поэму "Божественная комедия".

   Семьсот лет назад, когда родился Данте, человечество стояло на пороге великих перемен. Близился грандиозный исторический переворот, изменивший весь облик европейского общества. На смену средневековому миру с его феодальным угнетением, анархией и разобщённостью, с засилием церкви шло общество свободных товаропроизводителей, время могущественных национальных государств.

   В «Божественной комедии» Данте максимально сумел охватить все стороны жизни Итальянского общества, причем не только своего времени. Данте показывает наиболее ярких представителей общества (как итальянского, так и мирового), он показывает пороки этого общества и его добродетели. 
   Данте Алигьери первым стоит в ряду титанов Возрождения. Первым бросил он вызов насилию, жестокости, мракобесию средневекового мира. Первым поднял знамя гуманизма. И этим шагнул в бессмертие.

   Таким образом, для того, чтобы понять, что собой представляла Италия в XIII веке, как ее видел гениальный поэт и как он выразил свои мысли и переживания в своем труде, была написана данная работа.

 

  1. Биография Данте

 

Данте Алигьери, итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, родился в мае 1265 года во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Отец поэта – Алигьеро Алигьери был юристом, служил в одной из флорентийских банковских фирм.

О портрете Данте, Карлейль Т. сказал: «Бессмертная скорбь и страдание; изведанная победа, которая также бессмертна; вся жизнь Данте отражается здесь! Я думаю, что это самое грустное лицо, какое только когда-либо было срисовано с живого человека; в полном смысле слова трагическое»2.

«Данте считал: «Цель каждой добродетели в том, чтобы сделать нашу жизнь радостней». И еще: «Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание». Сам он умел не только сомневаться, но и обогащать свой ум знаниями. Он был одним из образованнейших людей своего времени»3. Данте получил первооснову своих знаний в частной флорентийской школе, где учился по традиционной средневековой программе. Известно, что позже он посещал правоведческий факультет старейшего европейского университета в Болонье, а в зрелом возрасте Данте побывал в университете в Париже. Этим образование будущего поэта не ограничивалось. У него был друг, Брунетто Латини, которого Данте считал своим учителем и наставником. Брунетто, нотариус, ученый и поэт, который во многом повлиял своими книгами и энциклопедией на своего младшего товарища, упоминается в «Божественной комедии» с большим уважением автором: «Во мне живет, и горек мне сейчас, Ваш отчий образ, милый и сердечный, Того, кто наставлял меня не раз …» (Божественная комедия, «Ад», XV, 82)

Большую роль в жизни Данте сыграла его юношеская любовь к Беатриче Портинари. Это неразделенное чувство, прошедшее через всю жизнь Данте, очень сильно повлияло на молодого человека и, в частности, способствовало его становлению как поэта. Данте посвящал ей стихи для ее восхваления. Но его любовь не нашла ответа, Беатриче вышла замуж, а в возрасте 24 в 1290 году скончалась. Спустя три года после ее смерти, Данте собрал стихотворения, написанные им в 1283 - 1293 годах и наиболее связанные с Беатриче, снабдив их комментариями, логической связкой в прозе. Так появилась его книга «Новая жизнь». По ней можно проследить не только историю любовных переживаний автора, но и эволюцию его поэтического слога. Заканчивается книга обещанием Данте «сказать о ней [Беатриче] то, что никогда еще не говорилось ни об одной женщине» («Новая Жизнь», XLII). «Божественная комедия», изначально и задуманная им, как прославление Беатриче, впоследствии развернулась в колоссальное произведение, далеко по своему содержанию и глубине мысли ушедшее от просто культа любимой поэта. 

««Чтобы философствовать, надо любить», - говорил Данте, но он мог сказать и иначе: «Чтобы любить, надо философствовать». Во всяком случае, его поэзия проникнута философскими размышлениями и отражает эстетику нарождающейся философии любви, столь свойственную эпохе Возрождения»4.

«Немало томов было исписано по поводу жизни Данте и его книги; но в общем результаты получились не особенно значительные. Биография Данте остается, так сказать, безвозвратно потерянной для нас. Человек невидный, скитающийся с места на место, удрученный скорбью, он за время своей жизни не обращал на себя особенного внимания, да и из того, что знали о нем, большая часть растеряна в этот длинный промежуток времени, отделяющий его от нас. Прошло уже пять столетий с тех пор, как он перестал писать, как он умер. Все комментаторы соглашаются, что книга его сама по себе составляет самое существенное, что мы знаем о нем самом»5.

 

 Данте, как и вся его семья, был сторонником Белых гвельфов. Его общественно-политическая деятельность началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны. В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 г. избирается членом, правившей Флоренцией, коллегии шести приоров. После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных, в 1302 году Данте был изгнан из родного города. В первые годы изгнания он принимал участие в вооруженной и дипломатической борьбе с победившей партией среди вождей Белых. В эти годы Данте создает свой трактат «Монархия». Впоследствии Данте пересматривает свои убеждения и окончательно отходит от политической деятельности.

Данте скончался в Равенне, не увидев больше родину, 13 сентября 1321 года от малярии.

 

  1. Италия конца XIII начала XIV в.

Время, в которое жил Данте Алигьери, XIII-XIV вв., было временем острой политической борьбы. Происходила борьба империи и папства, приведшей к образованию двух «партий» в Италии - сторонников германских императоров, или гибеллинов (итальянизированное наименование немецкого бурга Вайблинген, родового владения Штауфенов), и сторонников папства, или гвельфов (от измененной немецкой фамилии Вельфы, принадлежавшей к враждебному Штауфенам герцогскому роду в Германии).

Существует несколько версий начала борьбы гвельфов и гибеллинов во Флоренции. Одну из них описывает хронист Дино Кампаньи, повествуя о том, как молодой дворянин Буондельмонте деи Буондельмонти, обещавший женится на дочери Одериго Джантруфетти, обручился с другой - девушкой из семьи Донати. Тогда Уберти и Ламберти, знатные и могущественные родственники Одериго, помогли отомстить за оскорбленную невесту и убили Буондельмонти на его свадьбе. Что и положило начало распре. Однако эта история лишь пример стандартной междоусобной дворянской борьбы, которая впоследствии была прикрыта политическим лозунгом. В эту борьбу постепенно вовлекались различные социальные слои города, и к XIII веку гвельфская партия, оказывала финансовую поддержку папе, в котором видела человека, способного объединить Италию. А гибеллины, как старые вассалы императора, помогали ему. При этом у двух партий не было четких разграничений в составе, и переходы из одной в другую не были чем-то необычным. 

XIII век был отмечен в истории Европы широким распространением ересей, направленных против церкви и феодальных порядков. Города были местом, где возникал дух неверия и критики, дух борьбы против господствующего класса и господствующей церкви. 

В Италии, начиная с VIII века, идет восстановление и активный рост городов. Быстро шел подъем старых городов и появление новых.  «Обилие развитых городов - важный фактор, воздействовавший на политическую судьбу и культурную жизнь Италии в средние века»6.

Итальянские города отстояли независимость в борьбе с Папой Римским и немецким императором и превратились в богатые и процветающие республики. Генуя и Венеция прославились своими мореплавателями и купцами, Флоренция — ремесленниками и банкирами.

В XIV веке Италия была одной из наиболее развитых стран Европы. 

  1. Данте-гражданин и Данте-поэт

«Шекспир и Данте — это святые поэзии, поистине канонизированные... Они стоят отдельно, в своего рода царском уединении; нет никого равного им, нет преемника им: известный трансцендентализм, слава, венчающая полное совершенство, осеняет их в общем сознании всего мира»7. Так отозвался о Данте Карлейль Т. в своей книге «Герои, почитание героев и героическое в истории»

Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307. В этом произведении он хотел представить двойное видение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой – как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» – Чистилище, ХVI, 82). Основной темой Божественной Комедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.

«Созданный Данте в его «Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения»8. 

«Комедия», написанная в средневековом литературном жанре «видения»,

начинается картиной дремучего леса, в котором заблудился поэт. В лесной чаще Данте обступили хищные звери — лев, пантера, волчица. Поэту грозит гибель. И тут внезапно появляется перед ним старец, который отгоняет зверей и выводит его из грозной лесной чащи. Старец этот — великий римский поэт Вергилий. Его послала Беатриче, чья душа обитает в раю. Оттуда, с райских высот, умершая возлюбленная увидела опасность, которая угрожает Данте. Вергилий предлагает Данте следовать за ним и ведет его по загробному миру. Они проходят через ад и чистилище, где видят мучения осужденных грешников, и подымаются к вратам рай, где Вергилий покидает Данте. Ему на смену является Беатриче. Она ведет Данте дальше, через райские сферы, где они лицезреют блаженство праведников на небесах. Возносясь все выше и выше, они достигают божественного престола, где поэту предстает образ самого бога. Лесная чаща, в которой заблудился поэт, — это аллегория жизненных катастроф и нравственных падений человека. Хищные звери — гибельные человеческие страсти. Вергилий — земная мудрость, направляющая человека к добру. Беатриче - божественная мудрость, которая ведет к нравственному очищению и постижению истины.

 

    1. Политический аспект в «Божественной Комедии»

Свои политические представления Данте наглядно продемонстрировал в «Божественной комедии».

Национальное всечеловеческое единство, основанное на бескорыстном слиянии отдельных воль и порождающее всеобщий мир и личную свободу, - таков был общественный идеал творца «Комедии».

«Данте считал: «Цель каждой добродетели в том, чтобы сделать нашу жизнь радостней»»9.

И ничто так не противоречило этому идеалу, как та историческая действительность, которая окружала Данте Алигьери.

После крушения Западной Римской империи, сметенной волнами варварских нашествий, за обладание Италией боролись, сменяя друг друга, остготы, византийцы, лангобарды, франкские и германские императоры, сарацины, норманны, французы. В итоге этой восьмивековой борьбы, по-разному отразив - шейся на судьбе отдельных областей Апеннинского полуострова, Италия, ко времени Данте, лежала раздробленной на части, объятая пожаром непрестанных войн и кровавых междоусобиц.

Италия, раба, скорбей очаг,

В великой буре судно без кормила,

Не госпожа народов, а кабак!

(«Чистилище», VI, 76)

В изгнании Данте, словно с одинокой вершины окинул взглядом широкие дали: печальными глазами смотрел он с этой высоты и на свою родную Флоренцию, и на всю Италию, эту "благороднейшую область Европы", и на окрестные страны. Всюду господствует зло, всюду пылает вражда.

Гордыня, зависть, алчность - вот в сердцах

Три жгучих искры, что вовек не дремлют.

("Ад", VI, 73)

Он увидел, что и гвельфы, будь они Белые или Черные, и гибеллины только умножают раздор и смуту, ставя свои личные интересы выше общенародных и государственных:

Чей хуже грех - не взвесишь на весах.

("Рай", VI, 100)

Данте проходит по загробному миру и встречает сторонников его взглядов и ярых противников - гибеллинов и Черных гвельфов. А так как Данте сам в праве выбирать с кем из умерших ему говорить, больше внимания он оказывает своим согражданам - флорентийцам.

С некой неприязнью, автор «Комедии» упоминает имя Фридриха II, который находится также среди еретиков. Между деревьями, в которых мучаются души самоубийц, Данте встречает Пьера делла Винья, канцлера и фаворита Фридриха, которому тот преданно служил, но был оклеветан и покончил жизнь самоубийством в тюрьме. Душа взывает: 

Моих корней клянусь ужасной кровью,

Я жил и умер, свой обет храня, 

И господину я служил любовью!

(«Ад», XIII, 73)

В восьмом круге автор упоминает про «Федериков плащ», который хоть и был легче адских мантий, но по преданию был казнью для тех, кто смел оскорбить императора. 

Как Данте и предполагал, он встречает в Аду Моску деи Ламберти, принимавшего непосредственное участие в убийстве Буондельмонти, которое положило начало распре гвельфов и гибеллинов. Автор помещает его в девятый ров зачинщиков раздора, где тот «увечный безобразно» раскаивается в том, что «он злой посев принес родной земле». Моска жестоко наказан за это и пребывает в одном из самых страшных кругов ада. Слишком велика его вина, по мнению Данте, в столь страшно отразившемся для Флоренции убийстве. Во втором поясе десятого круга Ада, где страдают предатели родины и единомышленников, находятся многие гвельфы и гибеллины. Мы видим примеры именно их судеб, как наиболее важных для Данте, который понимал цену предательства этих людей. Это и Дуэра, который благодаря «французским денежкам» пропустил войско, шедшее на поддержку гвельфов, и Джанни Сольданьер, и Тебальделло - предатели-гибеллины. Наиболее драматичный эпизод в этом круге связан с Бокка дельи Абати, когда Данте опять дает выход своим чувствам. «Вцепясь ему в затылок волосатый», поэт «не одну ему повыдрал прядь», зная, что Бокка был не просто предателем, но предателем родной для Данте партий гвельфов.

Информация о работе Данте – предвестник итальянского Возрождения