Возникновение и развитие бальной культуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 13:42, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что XVIII век стал переломным для русской культуры, никогда ещё темпы её развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими.
Петр I и продолжавшую его политику Екатерина II вывели нашу страну из состояния застоя, наглядно продемонстрировали всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который был глубоко погребен под вековой пылью консерватизма. Для современников эти события являются ярким примером безграничной силы желания кардинально изменить ситуацию в стране за минимальные сроки, любой хаос в стране возможно преодолеть, если приложить к этому максимальные усилия и иметь четко спланированные цели.

Содержание

Введение 2
1. Общая характеристика русской культуры 18 века. 3
2. Петровская эпоха (последние годы XVII – первая четверть XVIII столетия). 6
3. Западноевропейское влияние на Светскую жизнь русского дворянства. 12
4. Возникновение и развитие бальной культуры в России. 14
5. Появление маскарадов в России. 20
6. Театры в XVIII веке. 24
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение светского искусства в России.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

Центром города становится Адмиралтейская сторона, где от Адмиралтейской башни со шпилем тремя лучами отходили Невский и Вознесенский проспекты  и возникшая несколько позже  Гороховая улица.

В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку  южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году возвели двухэтажный Нагорный дворец. Были построены павильон для  уединения «Эрмитаж» и небольшой  двухэтажный дворец «Марли».

При всей простоте «образцовых  «проектов жилых домов все  они отличаются характером фасадов  с ритмично размещенными проемами, обрамленными наличниками сдержанных очертаний и фигурными воротами сбоку. В отличие от средневековой  застройки русских городов, где  жилые строения стояли за заборами в глубине участков, все дома в  столице должны были выходить фасадами на красные линии улиц и набережных, формируя фронт их застройки и  тем самым придавая городу организованный вид. Это градостроительное новшество  нашло отражение и в застройке  Москвы. Наряду с жилыми домами в  Петербурге и его пригородах строились  дворцы с представительными фасадами и обширными, богато украшенными  парадными помещениями.

Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Примером этому могут служить: дворец Ф.Я. Лефорта на Яузе (1697–1699); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695–1699); церковь Знамения в Дубровицах (1690–1704). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные элементы с русскими традиционными приемами.

В XVIII веке ордерная система  стала обычным декоративным приемом  для придания разнообразным сооружениям  нарядного облика. Об этом свидетельствует  художественное решение главного въезда во двор Арсенала (1702–1736) в Кремле, которое  представляет собой искусную трансформацию  ордеров в сочетании с обилием  декоративных рельефных деталей. Замечательным  по архитектуре и художественному  значению в московском зодчестве  является церковь Архангела Гавриила (1701–1707), созданная архитектором И.П. Зарудным (1670–1727).

Архитектор проявил великолепное мастерство в использовании систем ордеров. Несущая часть объемов  церкви разработана с применением  большого ордера, с которым сочетаются элегантные композиции портиков у входа  из двух легких колонн коринфского  ордера поддерживающих декоративно  разработанный антаблемент с  балюстрадой. Ордер в здании выражает тектонику экспозиции. Новое направление  в церковном зодчестве Москвы, ярко выраженное в архитектуре церкви Архангела Гавриила, заключающееся  в гармоничном сочетании традиционной русской объемно–пространственной композиции с формальными элементами нового стиля, оставило в Москве интересный образец – церковь Иоанна Воина (1709–1713) на Якиманке. Из Петербурга в  Москву были направлены архитекторы  И.A. Mордвинов и И.Ф. Мичурин. Они занимались составлением планов Кремля, Китай-города и частично Белого города в связи с переездом царского двора в Москву и строительством по берегам Яузы дворцов придворной знати. Мичуриным в 1734–1739 был составлен план Москвы, представляющий значительный градостроительный документ Москвы XVIII века. В нем была запечатлена застройка города того времени.

В начале XVIII века происходит образование Российской империи, и  искусство отражает процесс становления  абсолютистского государства. В  искусстве формируется проблема многостилья.

 

  1. Западноевропейское влияние на Светскую жизнь русского дворянства.

С петровской эпохи остро  встал вопрос об организационных  формах светской жизни. Формы отдыха, общения, праздничной жизни, календарного ритуала, которые были общими для  боярско-дворянской и народной среды  в допетровской Руси, в результате культурного расслоения общества в  петровскую эпоху уступали место  специфически дворянской структуре  быта.

В петровскую эпоху в соответствии с государственными целями, с одной  стороны, дворянская жизнь подчинялась  строгой "регламентации", а с  другой стороны, осуществлялась "европеизация" дворянского быта.

Петровская концепция  службы, "регулярности" распространялась и на сферу общения и развлечений  дворянского общества. Об этом свидетельствуют  указы и законы, издававшиеся в  петровское время, из которых видно, что посещение ассамблей, маскарадов, банкетов, музея, приравнивается к государственной  службе.

"Европеизация" быта  и общественной жизни русского  дворянства в петровскую эпоху  носила внешний и субъективный  характер. Бритье бород, надевание  венгерского, а затем немецкого  платья, парики, посещение ассамблей  - это внешняя сторона, по которой  и воспринимались новшества как  "европеизированные".

Главным критерием "европеизированного" быта у дворян петровской эпохи считалось  отличие от крестьянской жизни.

Само же поведение дворян на различных торжествах скорее более  походило на языческие "бесовства" допетровской поры, нежели на общение  и развлечения высшего общества европейских стран.

По мере усиления независимости  дворянства петровская концепция службы отходила на второй план. После указов Петра III и Екатерины II российское дворянство получило "вольность и свободу". Постепенное "раскрепощение" дворянства осуществлялось за счет усиления крепостного  права, на котором покоилась "пусть извращенная в своей основе, но все же определенная независимость дворян от власти". 

В екатерининскую эпоху появляется такой тип русского европейца, о  котором мечтал Петр I, который с  жаждой вбирал в себя идеи западноевропейского Просвещения и при этом не потерял связи с национальными корнями.

Процессы "раскрепощения" дворянства нашли отражение и  в его светской жизни. Особенно ярко это прослеживается в двух формах общения и развлечения дворянства - бале и маскараде.

 

  1. Возникновение и развитие бальной культуры в России.

Танцы были важным структурным  элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции  танцев в народном быту того времени, так и от современной.

В жизни русского столичного дворянина XVIII - начала XIX века время  разделялось на две половины. Пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным  заботам - здесь дворянин выступал как  частное лицо. Другую половину занимала служба - военная или статская, в  которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству, как  представитель дворянства перед  лицом других сословий.

Впервые балы в России появились  в начале XVII в. при Лжедмитрии I. Для  русской культуры это было абсолютно  чужеродным явлением, и при недолгом правлении царя-самозванца балы не прижились. Прошло около ста лет, прежде чем они снова вернулись  на российскую культурную ниву, но уже  другую, архитектором которой стал великий царь-реформатор Петр I.

Элементы западной культуры в обновленной России XVIII в. зачастую насаждались Петром I "кнутом и  дыбой". Царь заставлял бояр не только рушить домостроевские традиции и нравы, но и радикально менять внешний облик, быт, уклад жизни.

По мнению ряда исследователей, одной из причин введения Петром I светских праздников была его уверенность  в том, "что ничто более обращения  с женщинами не может благоприятнее  действовать на развитие нравственных способностей русского народа".   Другая же причина - стремление Петра  Алексеевича сблизить все сословия общества, для чего устраивались праздники, маскарады, гулянья. Многочисленные успехи русской армии давали к этому  повод. Собственно балы были введены  Петром Великим в 1717 году, после полуторалетнего  пребывания за границей (Голландия, Франция).

Согласно высочайшему  указу 1719 г. балы были обязательной частью знаменитых петровских ассамблей. В "теремную" Россию с Запада стали все настойчивее  проникать новые манеры, этикет, музыка и европейская мода.

Официально танцевальные вечера стали проводиться в Санкт-Петербурге с 26 ноября 1718 г., когда генерал-полицмейстер Петербурга Антон Девиер объявил  волю Петра I об учреждении ассамблей. В "Указе об ассамблеях", в частности, говорилось:". в котором доме собрание или съезд делается, не только дли  забавы, но для дела, ибо тут можно  друг друга видеть и о всякой нужде  переговорить, так же слышать, что  где делается, при том же и забава…". 

Вход на ассамблею был  доступен каждому прилично одетому  человеку. Азартные игры на ассамблее  не допускались, а главным увеселением  были танцы, причем принимать участие  в них должны были присутствующие, и тот, кто не умел хорошо танцевать, считался дурно воспитанным. Русские  дворяне стали старательно изучать  иноземные танцы. Первыми учителями  их были пленные шведские офицеры, они  получили доступ в боярские дома и  зарабатывали деньги, обучая боярышень  заморским манерам и модным танцам.

Начинали танцы хозяин и хозяйка дома. Каждый мог пригласить на танец кого хотел - и служанку, и знатную даму, и даже царицу. Бал открывался церемониальными  танцами.

Музыка на ассамблеях сначала  была духовая: трубы, фаготы, гобои. В 1721 году герцог Голштинский привез в  Петербург небольшой струнный оркестр, который всем очень понравился, и  его стали наперебой приглашать в разные дома. Русские очень быстро освоили хореографию западных танцев. Tак, камер-юнкер Берхгольц записал  в своем дневнике в начале 1720-х  гг.: "Нельзя себе вообразить, до какой  степени они любят танцы, равно  как и здешние молодые купцы, из которых многие танцуют очень  хорошо. Русские дамы мало уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости".   Этому в значительной мере способствовали, подавая положительный пример, царь и царица. Петр посещал почти каждую ассамблею и иногда сам распоряжался танцами. И он, и его жена - Екатерина Алексеевна - были прекрасными танцорами, а Петр даже явился автором ряда новых танцев, в том числе "танца с поцелуями", в котором дамы целовали кавалеров в губы, тогда как обычно кавалер, окончив танец, обязан был лишь отдавать поклон даме и целовать ей руку. После смерти Петра ассамблеи прекратились в балы для знатных дворян. Туда уже не приглашали корабельных мастеров, купцов, незнатных дворян.

Со времени петровских ассамблей остро встал вопрос и об организационных формах светской жизни. Формы отдыха, общения молодежи, календарного ритуала, бывшие в основном общими и для народной, и для  боярско-дворянской среды, должны были уступить место специфически дворянской структуре быта.

При императрице Елизавете  Петровне бальная культура динамично  развивалась, но, не слепо копируя  западную модель, а постепенно наполняясь специфическими русскими чертами.

Балы в России стали  существенным элементом светской жизни  не только аристократического общества, но и чиновничества. Рост их популярности в конце XVIII в. достиг апогея. Балы с 2-3 тысячами гостей были нередки в  столице империи.

Балы в эпоху Екатерины  Великой отличались таким богатством, роскошью, великолепием, что поражали воображение многих современников. Подчинение жесткому церемониалу, демонстрация себя и своих нарядов, навыков  светского этикета и танцевального  искусства превращали бал для  его участников в некий экзамен  на сословную принадлежность. Балетмейстеры  обучали детей аристократических  и дворянских семей и придворному  этикету: сколько шагов необходимо сделать, чтобы должным образом  подойти к императору, как держать  голову, глаза, руки и т.д.

Император Павел I, несмотря на свои причуды и объявленную "войну" вальсам, круглым шляпам, всему французскому, что было принято при дворе  его матери, к балам относился  снисходительно. Более того, запрет на вальс в итоге отменил ради своей фаворитки Анны Лопухиной, которая очень любила этот танец.

Восшествие на престол  императора Александра I Благословенного  ознаменовалось серией балов в обеих  столицах. Общество радовалось возвращению  к открытой и веселой жизни. В XIX в. бал стал обязательным атрибутом  столичной светской жизни. Подтягивалась  и провинция, устраивая балы на петербургский  манер. Менялась в целом и идеология  бала как светского действия. Бал  становится не только церемониальным мероприятием, но и местом флиртов  и развлечений.

Наверное, ни один российский император не оставил такой большой  след в бальной культуре, как Николай I. Все тридцать лет его царствования сопровождали бесконечные балы. "Дон-Кихот  российского самодержавия", как  называли царя Николая Павловича, был  большим сторонником различных  увеселительных действий. Для него они были частью имиджа его сильной  и богатой империи, чей двор должен был поражать своим блеском, изяществом, роскошью, великолепием.

Для Николая I проведение балов  было таким же регулярным и естественным ритуалом, как прием министров  или служба в церкви. "Во время  молодости императора Николая Павловича  и императрицы Александры Федоровны  двор был очень оживлен. Они оба  были весьма общительного и веселого нрава, да притом считали своим долгом много принимать, развлекать общество, часто показываться на публике: в  театрах, концертах и т.п., показываться народу на народных гуляниях и проч.; словом, вели жизнь со всеми и  для всех. Вся обстановка была царская, величественная; они понимали, что  престиж необходим в их высоком  положении" - вспоминала баронесса  М.П. Фредерикс. 

Балы давали круглый год, кроме периода православных постов. Начало сезона - январский императорский  бал в Зимнем дворце. Бал всегда открывал полонезом сам Николай I с дамой, за ним следовала императрица  Александра Федоровна с кавалером. Все современники отмечали особую грациозность и танцевальное искусство царицы, которая не только была олицетворением женской красоты, но и представляла идеал русской царицы своей добротой, открытостью и приветливостью.

Новые веяния отразились в  появлении так называемых балов  с мужиками, на которые созывалось не только высшее общество, но и представители  мещанского сословия.1 января 1828 г. на бал  в Зимний дворец собралось около 40 тысяч приглашенных. По воспоминаниям  А.О. Смирновой-Россет, "давка была страшная, Государь говорил беспрестанно: "Господа, пожалуйста", и перед  ним раздвигалась эта толпа, все  спешили за ним" .

Информация о работе Возникновение и развитие бальной культуры в России