Вклад меценатов в развитие российской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:48, реферат

Краткое описание

Объект исследования: меценатство в России.
Цель исследования: оценить вклад меценатов России в развитие нашей культуры. Определить важность деятельности меценатов для науки и искусства.
Задачи исследования. Погрузится в историю, изучить происхождение и значение слов меценат, меценатство. Раскрыть суть данной деятельности. Познакомится с известными меценатами России и их деятельностью во благо культуры. Узнать о меценатах Владимирского края. Подвести итог проделанной работы.

Содержание

Введение 3
История 4
Меценаты XIX-XX вв. 7
Московские меценаты 8
Меценаты Владимира. Никитины 22
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

мой реферат(Remake2).docx

— 65.18 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской федерации

ГОУ ВПО Владимирский государственный  университет

Кафедра истории и теории культуры

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по культурологии

Вклад меценатов в развитие российской культуры

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

ст. гр. ПМИ-108 Спицын И.В.

Работу принял: Чеснокова Надежда Владимировна

 

 

 

 

Владимир, 2012

Содержание

 

Введение                                                                                                                    3

История                                                                                                                     4

Меценаты XIX-XX вв.                                                                                            7

Московские меценаты                                                                                            8

Меценаты Владимира. Никитины                                                                         22

Заключение                                                                                                              30

Список литературы                                                                                                 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Объект исследования:  меценатство в России.

Цель исследования: оценить вклад меценатов России в развитие нашей культуры. Определить важность деятельности меценатов для науки и искусства. 

Задачи исследования. Погрузится в историю, изучить происхождение и значение слов меценат, меценатство. Раскрыть суть данной деятельности. Познакомится с известными меценатами России и их деятельностью во благо культуры. Узнать о меценатах Владимирского края. Подвести итог проделанной работы. 

МЕЦЕНАТ (Maecenas) (между 74 и 64-8 до н. э.) – в Др. Риме приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Мецената нарицательным

МЕЦЕНАТ – бескорыстный покровитель, способствующий развитию науки и искусства, выделяя для  него материальную помощь из личных средств1.

Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным.

Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует  с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как  отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение  и развитие каких-либо общественно  значимых форм деятельности. Меценатство -  более узкое понятие, это  покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью.

_________________________ 
1http://slovaizbukv.ru/%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82.html

 

История меценатства

История меценатства в  России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей.

Значительный взлет меценатской  деятельности наступил во время царствования Екатерины II, ее долголетнее правление было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства. 

Граф Григорий Орлов выстроил в Гатчине великолепный дворец (архитектор Растрелли), где была собрана обширная библиотека. Гатчина стала олицетворением деятельности богатого вельможи, покровителя  муз екатерининского времени.

Век Екатерины выдвинул одного из известнейших деятелей Российского  государства графа, а затем князя  Александра Александровича Безбородко, статс-секретаря Екатерины, а впоследствии канцлера Российской империи. Он был  известен как крупный коллекционер и меценат. Ему принадлежала картинная  галерея исключительной ценности, которую, по словам многих, едва ли удавалось  собрать частным лицам. Коллекция  картин князя послужила впоследствии основой знаменитой Кушелевской галереи Академии художеств. Внук князя, граф Николай Александрович Кушелев-Безбородко (1834-1862) завещал это собрание Академии художеств с условием, чтобы галерея была постоянно открыта для художников.

Известна была своим широким  меценатством и благотворительностью фамилия Демидовых. Так,  Акинфий Никитович Демидов передал в дар Московскому университету редкую минералогическую коллекцию, его сын Прокопий Акинфиевич Демидов (1710-1788) жертвовал значительные суммы на строительство коммерческих и народных училищ, а для Московского университета купил дом, в который университет был переведен, и пожертвовал университету 20 000 рублей с тем, чтобы из процентов с этого капитала выдавались стипендии беднейшим студентам. Представители знатного рода Демидовых были известны своей благотворительностью. По заказу Анатолия Николаевича Демидова Карл Брюллов написал картину «Последний день Помпеи», которая хранится теперь в Третьяковской галерее. 

Еще более известными по своему происхождению и по размеру  состояния были Строгановы. Граф Александр  Сергеевич Строганов (1734-1801) составил галерею картин, написанных известными художниками, собрал дорогие коллекции  эстампов и медалей. Особое внимание он обращал на устройство библиотеки, которую по числу в ней редких изданий можно было считать одной  из первых в Европе.

В царствование Николая I все чаще встречаются видные коллекционеры и меценаты из числа крупного чиновничества. Один из них – Федор Иванович Прянишников (1793-1867) "министр почт", как его называли современники. Он был одним из первых собирателей русской живописи, его собрание находится сейчас в Третьяковской галерее.

Самым знаменитым меценатом  XVIII века стал сенатор, министр иностранных дел, председатель Государственного совета России Николай Петрович Румянцев. Он субсидировал деятельность кружка, в который входили известные историки и археографы того времени. Собрал огромную коллекцию книг (около 30 тыс.), старинных рукописей, географических карт, монет, медалей, на основе которой возникла и существует ныне Российская Государственная библиотека, в настоящее время вторая крупнейшая (после библиотеки Конгресса в США) библиотека в мире.

Действительный тайный советник, сын известного мецената – генерала от инфантерии, сенатора, обер-камергера П.Б. Шереметева – Николай Петрович Шереметев стал основателем Странноприимного дома (богадельни) в Москве. Ныне здесь находится Московский институт скорой помощи им. Н.В Склифосовского. Сын Николая Петровича - Дмитрий Николаевич - продолжил дело отца, будучи попечителем Странноприимного дома, он прославился на поприще меценатства и благотворительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Меценаты XIX-XX вв.

Подлинного расцвета традиции меценатства достигли в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. Это время действительно можно назвать "золотым веком русского меценатства". Дворянство стало постепенно терять в этой деятельности свою ведущую роль, крупные состояния мельчали, дробились, происходило оскудение дворянства. В эти годы на сцену истории все более уверенной поступью выходит новое сословие, торгово-купеческое, класс предпринимателей, громко заявляя о себе и в меценатстве. Это были в своей массе выходцы из крестьянства и городских низов, а также провинциального купечества. Большинство из них стали поддерживать национальную традицию в искусстве и культуре, впоследствии ряд представителей не уступали по своему образованию выходцам из дворянства и проявили немало вкуса и эрудиции при оценке новейших направлений современного западного искусства.

«Богатство обязывает». Эти  слова принадлежат Павлу Петровичу  Рябушинскому, одному из восьми братьев Рябушинских семьи предпринимателей и меценатов. Их предки – крестьяне Калужской губернии, сумевшие благодаря своим личным качествам добиться успеха на ниве предпринимательства. Особую известность как меценат получил Николай Рябушинский. Он оказывал финансовую помощь художникам и ученым, а доступность образования считал непременным условием развития общества, поэтому счел своим долгом финансировать строительство школы.

Братьев Елисеевых называли истинными благотворителями и храмостроителями. «Не в одном Петербурге, а во всей России на всякий призыв они откликаются  первыми там, где нужна разумная помощь…» – такими словами чествовали популярную в России фирму Елисеевых  на ее столетнем юбилее в 1913 году. Елисеевы помогали тяжелобольным и обездоленным, старикам и нищим, детям и студентам.

Московские меценаты

Москва – не только сердце России, но и один из величайших культурных центров нашей страны, Европы и  всего мира. Государственный исторический музей, Третьяковская галерея, Музей  изобразительных искусств имени  А.С. Пушкина,  Театральный музей  имени А.М. Бахрушина, легендарный  МХАТ, Российская Государственная библиотека (бывшая Библиотека имени В.И. Ленина) – всеми этими жемчужинами  культуры мы обязаны собирателям, коллекционерам и покровителям искусства – московским меценатам, тем, кто помогал развитию отечественной культуры своими деньгами. Купцы и фабриканты, люди, столь  разные по своему характеру, вкладывая  средства в «предприятие», не приносящее осязаемой прибыли и не дающее финансовой выгоды, видели в этом свой гражданский долг. Благотворительность  была уже для них если не основной, то очень важной частью жизни и  реальным материальным воплощением  патриотизма.

Деловой мир Москвы теснейшим  образом был связан с понятием «меценатство». На историческую сцену  вышли предприниматели, покровительствовавшие  деятелям культуры и ученым. Они  жертвовали большие деньги на нужды  образования, искусства, для больниц  и приютов.

Винный откупщик и железнодорожный  подрядчик В.А. Кокорев основал первую в Москве Публичную картинную галерею, в которую вошло 600 собранных им живописных произведений. Он устроил в Тверской губернии Владимиро-Мариннский приют для молодых художников – первый своеобразный дом творчества студентов Академии художеств в Петербурге и Московского училища живописи, зодчества и ваяния, финансировал издания журналов «Русская беседа» и «День».

Другой московский предприниматель, пайщик текстильных мануфактур и  пивоваренного общества К.Т. Солдатенков  посвятил себя изданию книг, которые  не могли рассчитывать на коммерческий успех, но были поистине неоценимы для науки, культуры и образования. Будучи старовером и не имея должного образования, он тем не менее выпустил около 200 названий изданий, популяризируя работы выдающихся деятелей и писателей того времени, таких, как Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, А. Фет, Я. Полонский. Он издавал переводные научные работы с французского языка, литературную классику – Гомера, Шекспира. Козьма Терентьевич был страстным библиофилом. Книги его библиотеки, которая насчитывала свыше 20 тыс. экземпляров, теперь находятся в Российской Государственной библиотеке. Солдатенков собрал в своей коллекции свыше двухсот произведений русского изобразительного искусства, его частная галерея, находящаяся в стенах его особняка на Мясницкой улице, была доступна с разрешения хозяина. Он помог деньгами при создании Московского Публичного и Румянцевского музеев, впоследствии ежегодно поддерживая их. Часть своего собрания икон, имеющего значительную ценность, он завещал Покровскому собору Рогожкой церкви. Мы обязаны Солдатенкову и крупнейшей больницей Москвы, получившей впоследствии имя С.П. Боткина. Он жертвовал деньги не только на культуру, но и на образование, и общественные нужды.

Крупнейшим книгоиздателем был также  И.Д. Сытин. Иван Дмитриевич Сытин совмещал свою предпринимательскую  деятельность с меценатской. В отрочестве он едва осилил три класса, работал у дяди, державшего в Нижнем Новгороде меховую торговлю, затем служил в Москве у купца Шарапова, державшего магазин религиозной литературы. Когда стал работать у него камердинером, увидел в покоях хозяина домашнюю библиотеку. С тех пор он стал читать взахлеб. Его собственное дело – товарищество «И.Д. Сытин и Ко» – началось с маленькой литографии, выпускающей лубки, сонники, которые разносили коробейники по деревням. Затем, по совету академика живописи Михаила Боткина, он взялся за издание копий картин популярных художников. Вскоре он познакомился с близким другом Л. Толстого - В.Г. Чертковым. Их встреча заложила основу издательства «Посредник», которое стало выпускать большими тиражами дешевые издания и общедоступные учебники. За 15 лет в свет были выпущены также собрания сочинений Пушкина, Крылова, Гоголя, Толстого, народные былины, стихотворения Кольцова, богато иллюстрированные сказки и научно-популярная литература для детей. Иван Дмитриевич работал одно время с Л.Н. Толстым.

Сытин издавал газету «Русское слово». Особой статьей стал выпуск Сытиным календарей, они отличались высоким качеством, были красочными, в них впервые появились статьи по разным отраслям знаний. Сытин вынашивал  планы учреждения общества «Школа и  знание»: он хотел выстроить сотни  зданий училищ, оборудовать школы, открыть  по всей стране Дома книги; под Москвой  Сытин собирался построить писчебумажную  фабрику со своими социальными службами.

Но наступил 1917 год. Сытин  передал все свое состояние новой  власти и, хотя ему предлагали возглавить Госиздат, он отказался, сославшись на свое 3-классное образование. Был уполномоченным своей типографии, написал воспоминания «Жизнь для книги». Они вышли только в 1970-х годах, так как раньше их не печатали.

15 октября 1841 года родился  Савва Иванович Мамонтов. В семье  было семеро детей, но именно  Савве суждено было стать знаменитым  промышленником и меценатом.

Главным в жизни Саввы  Ивановича Мамонтова было искусство. "Надо приучить глаза народа к  красивому на вокзалах, в храмах, на улицах", - говорил Мамонтов. Двери его московского дома и двери его имения Абрамцево были широко открыты для людей, по-настоящему одаренных. Савва Иванович хорошо чувствовал талантливых людей. Он материально поддержал в трудную минуту и помог развить творчество Федора Ивановича Шаляпина, Михаила Александровича Врубеля, Виктора Васнецова, Константина Коровина и многих других. Поэтому Савву называют благородным словом меценат – покровитель

Информация о работе Вклад меценатов в развитие российской культуры