Возникновение и развитие бальной культуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 13:42, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что XVIII век стал переломным для русской культуры, никогда ещё темпы её развития не были столь быстрыми, реформы столь всеобъемлющими.
Петр I и продолжавшую его политику Екатерина II вывели нашу страну из состояния застоя, наглядно продемонстрировали всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который был глубоко погребен под вековой пылью консерватизма. Для современников эти события являются ярким примером безграничной силы желания кардинально изменить ситуацию в стране за минимальные сроки, любой хаос в стране возможно преодолеть, если приложить к этому максимальные усилия и иметь четко спланированные цели.

Содержание

Введение 2
1. Общая характеристика русской культуры 18 века. 3
2. Петровская эпоха (последние годы XVII – первая четверть XVIII столетия). 6
3. Западноевропейское влияние на Светскую жизнь русского дворянства. 12
4. Возникновение и развитие бальной культуры в России. 14
5. Появление маскарадов в России. 20
6. Театры в XVIII веке. 24
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение светского искусства в России.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 2

1. Общая характеристика русской культуры 18 века. 3

2. Петровская эпоха (последние годы XVII – первая четверть XVIII столетия). 6

3. Западноевропейское влияние на Светскую жизнь русского дворянства. 12

4. Возникновение и развитие бальной культуры в России. 14

5. Появление маскарадов в России. 20

6. Театры в XVIII веке. 24

Заключение 28

Список используемой литературы 29

 

 

 

Введение

Актуальность темы заключается в том, что XVIII век  стал переломным для русской культуры, никогда ещё темпы её развития не были столь быстрыми, реформы  столь всеобъемлющими.

Петр I и продолжавшую его политику Екатерина II вывели нашу страну из состояния застоя, наглядно продемонстрировали всю мощь и силу нашей страны, весь тот потенциал, который был глубоко погребен под вековой пылью консерватизма. Для современников эти события  являются ярким примером безграничной силы желания кардинально изменить ситуацию в стране за минимальные  сроки, любой хаос в стране возможно преодолеть, если приложить к этому  максимальные усилия и иметь четко  спланированные цели.

Россия на протяжении всей своей истории находиться на грани между кризисной и стабильной ситуацией, уроки истории, подобные петровским, позволяют либо аккуратно  балансировать на грани, либо резко  находить выход из сложившейся трудной  ситуации. Наше время можно отнести  к кризисному положению, что делает необходимым обращение ко времени  насыщенному подобными проблемами, которое нашло пути выхода из них.

 

 

  1. Общая характеристика русской культуры 18 века.

«Век разума и просвещения» – так говорили о своем времени  великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю  мировой культуры XVIII век вошел  как эпоха больших идейных  и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического  мировоззрения и утверждение  духа свободолюбия нашли яркое отражение  в философии, науке, литературе, в  просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого  времени – Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и  Шиллера, Ломоносова и Радищева.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени  насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским  завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего «еретического», «западного» (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское  искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается  от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения  над суровыми, аскетическими, догмами  религиозной морали. «Мирское» искусство  приобретает право на общественное признание и начинает играть все  более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых  устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские  деятели в то же время опирались  на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического  развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности  Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

Современное представление  об искусстве XVIII века выделяет его, как  первую стадию качественно иного  по сравнению с предыдущим этапа  – искусства Нового времени (XVIII – начала ХХ вв.).

В первой четверти XVIII века в  России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные  с «европеизацией» русской культуры Петром I, охватывающий последние годы XVII – первую четверть XVIII столетия. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.

Тем не менее, русская культура XVIII века формируется как культура национальная. В то же время, как  уже указывалось, она становится элементом мировой, а точнее –  западноевропейской культуры. Русское  искусство – литература, архитектура, театр и изобразительное искусство  – развивается в рамках классицизма, зачастую перерастая эти рамки.

Источники искусства Нового времени в России:

    • Высокий уровень древнерусского искусства и, особенно, успехи его последней стадии – конца XVII века;
    • Состояние современного искусства западноевропейских стран, переживших аналогичный процесс;
    • Канонизированный художественный опыт Нового времени (трактаты, увражи).
    • Возникновение светского стиля культуры. Она формируется и развивается в различных направлениях. Движущей силой новой культуры является «освобождение мысли» от жестких религиозных догматов.

Свободомыслие выступает  фактором формирования новой социальной группы – российской интеллигенции. Этот процесс широко развернется  в XIX веке, но его истоки – в рассматриваемом  столетии.

Среди проблем, особенно интересующих деятелей культуры, особое место отведено социальным и этическим. Итогом их рассмотрения стало развитие антропоцентрической  картины мира, окончательно утвердившейся  в русской культуре.

Русская культура XVIII века исполнила  свою великую миссию: она стала  культурой, одухотворившей русскую  жизнь новыми идеалами, заложившей основы русского общественного самосознания.

Великая культура России нового столетия затмевает своей значимостью  противоречивую, полную исканий и  мучительного перехода от средневековой  эпохи к эпохе Просвещения  культуру века предшествующего. Но она  – основа замечательных процессов  развития русской духовности XIX и  даже XX веков.

Основные периоды искусства XVIII века:

    1. Петровская эпоха (последние годы XVII – первая четверть XVIII столетия)
    2. Аннинский период (1730–1740 годы)
    3. Елизаветинский период (c 1730-х по 1760-е годы)
    4. Эпохи Екатерины II и Павла I (1760–1790-е гг.)
    5. А) 1760–1780-е года – ранний классицизм.
    6. Б) Вторая половина 1780-х – до 1800 года – зрелый или строгий классицизм.

 

  1. Петровская эпоха (последние годы XVII – первая четверть XVIII столетия).

Изменения во всех областях жизни потребовали нового художественного  языка во всех видах искусства. Новая  конструктивная система создавалась  и в архитектуре. Семнадцатым  веком завершается 700-летний период каменного древнерусского строительства. Жизнь настоятельно требовала строительства  гостиных дворов, административных зданий, промышленных предприятий, ставила  все новые практические задачи, обязывала  зодчих искать технические и художественные решения. Нормализуется архитектурно-техническая  документация. Совершенствуются проектные  и отчетные материалы и осваиваются  масштабные чертежи, унифицируются  архитектурно-строительные детали.

В 1703 году был заложен город, ставший столицей Российской державы. Построить город на болотах, в условиях трудной Северной войны было дерзкой, почти нереальной мыслью. У разветвления Невы на три рукава, на небольшом Заячьем острове по чертежу Петра I и военных инженеров заложили крепость нового бастионного типа – Петропавловскую крепость. Для прикрытия устья Невы с моря в 1703 году на острове Котлин было начато строительство военно-морской базы Кроншлот. На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году по чертежу Петра I заложили судостроительную верфь-крепость – Адмиралтейство. Под защитой трех взаимодействующих крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с 1712 года новой столицей России, провозглашенной в 1721 году империей.

Все силы государства, без  преувеличения, были брошены на строительство  нового города. Это не значит, что  в Москве совсем не велись строительные работы (вспомним здание Арсенала, Меншикову  башню-церковь архангела Гавриила, «частные дома вроде дома Гагарина на Тверской). Но истинным центром становится Петербург, через него осуществляется живая связь России с Западом. Москва же связывает Петербург с провинцией, в архитектуре которой еще долго в чистом виде живут старые традиции.

В новую столицу в 1710 году были приглашены: итальянцы Н. Микетти, Г. Киавери, К.Б. Растрелли, француз Ж.Б. Леблон, немцы Г. Маторнови, И. Шендель, А. Шлютер, голландец Г. Ван Болес. Они должны были не только строить, но и подготавливать русских архитекторов из учеников, работавших с ними. Из Москвы приехали итальянцы – М. Фонтана и инженер-фортификатор и архитектор Доменико Трезини. В Москве успешно работали одаренные русские архитекторы И.П. Зарудный, Д.В. Аксамитов, П. Потапов, М.И. Чочлаков, Я.Г. Бухвостов, Г. Устинов и другие. В то же время искусство архитектуры постигали посланные за границу, впоследствии ставшие крупными зодчими: Иван Коробов, Мордвинов и Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и другие. Таким образом, в новой столице работали зодчие разных национальных школ, но творили они иначе, чем у себя на родине, подчиняясь вкусам и требованиям заказчиков, а так же приспосабливаясь к специфическим условиям строящегося города. В результате их деятельности архитектура Петербурга той поры стала своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесенных из западноевропейских стран. Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили в русской столице хоромы, дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко XVIII века или Петровским барокко.

Все многообразие индивидуальных творческих взглядов различных архитекторов на практике смягчалось под влиянием двух основных факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций, носителями и проводниками которых были исполнители  архитектурных замыслов – многочисленные плотники, каменщики, штукатуры, лепщики  и прочие строительные мастера. Во-вторых ролью заказчиков, и прежде всего  самого Петра I, который чрезвычайно внимательно и требовательно рассматривал все проектные предложения архитекторов, отвергая те, которые не соответствовали с его точки зрения, облику столицы, или внося существенные а иногда и решающие изменения. Зачастую он сам указывал где, что и как строить, делаясь зодчим. По его инициативе разрабатывались генеральные планы Петербурга. Художественная общность петербургских строений петровского времени объясняется также особенностями строительных материалов. Дома в столице строили мазанкового типа и кирпичные, оштукатуриваемые в два цвета (стены – красные, светло-коричневые или зеленые, а лопатки, пилястры, наличники, русты на углах – белые). Для привлечения в Петербург каменщиков Петр I в 1714 году издал указ, запрещающий по всей России, кроме столицы, строительство из камня и кирпича. Особенности архитектурного стиля можно четко проследить при рассмотрении сохранившихся архитектурных произведений того времени, таких как «Монплезир» и «Эрмитаж» в Петегофе, здания Кунсткамеры и Двенадцати коллегий в Петербурге и т.п.

Свой образ Петербурга создавал опытный зодчий и строитель  Доменико Трезини (ок. 1670–1734), по сути, главный архитектор города этого  времени. Петропавловский собор, доминанта  новой столицы, – одно из самых знаменитых сооружений и в наши дни (1712–1733, восстановлен в первоначальном виде после пожара 1756 г.), базиликальная трехнефная по композиции церковь, был завершен по плану Трезини в западной своей части высокой колокольней со шпилем). Динамичный силуэт колокольни собора, увенчанный высоким золоченым шпилем и флюгером в виде ангела, поднимается из-за стен крепости на 122 метра, став одной из наиболее выразительных доминант в панораме города на Неве. Колокольня представляет уже не привычный русскому глазу восьмерик на четверике, а единый, в несколько ярусов-этажей массив, напоминающий европейские колокольни или ратушные башни. Собор ознаменовал полное отступление от композиционной традиционности русского храмостроения. Собор для России был явлением новаторским. Собор представляет прямоугольное, удлиненное с запада на восток здание. Внутреннее пространство собора расчленяют мощные пилоны на три почти равных и одинаковых по высоте (16 метров) пролета. Такой тип называется зальным. Плановая и силуэтная композиция собора исходили из структуры прибалтийских лютеранских храмов зального типа с башней-колокольней, завершенной шпилем. Именно он должен был стать символом утверждения России в устье Невы и символом созидательной силы русского народа. Шпилевидное завершение церковных колоколен для петровского Петербурга было типичным явлением, определяющим силуэтный характер застройки города в первой трети XVIII века. Следует отметить и внутреннее убранство – деревянный резной позолоченный иконостас в стиле барокко.

Трезини исполнил также Петровские ворота Петропавловской крепости. При  Петре было начато и совсем новое  по своему назначению и по архитектуре  здание первого русского музея –  Кунсткамеры. Из ранних построек Петербурга сохранился Летний дворец Петра в  Летнем саду (1710–1714, Д. Трезини, А. Шлютер и др.), простое прямоугольное двухэтажное здание с высокой кровлей.

На Васильевском острове  формировался политический центр столицы  и по проекту Д. Трезини возводится здание двенадцати коллегий (10 коллегий – органы государственного управления; сената и синода). Трехэтажное здание протяженностью 400 метров, состоит из двенадцати одинаковых корпусов с раздельными крышами и портиками, соединенные торцами. Все корпуса объединяет открытая аркада с длинным коридором на втором этаже. По традиции петровского времени здание было окрашено в два цвета: кирпично-красный и белый.

Меншиковский дворец на Васильевском острове на берегу Невы (10–20-е годы XVIII в., Д*.-М. Фонтана и Г. Шедель, реставрирован в 60–80-е годы XX в.), представляет собой новый тип усадьбы. Она слагалась из нового каменного дворца, старого – деревянного, церкви и обширного регулярного сада позади новой постройки, простиравшегося до современного Среднего проспекта. Наряду с городскими усадьбами в этот период начинается строительство и загородных резиденций, прежде всего вдоль Финского залива: Екатерингоф, Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум.

Информация о работе Возникновение и развитие бальной культуры в России