Библиотека в жизни небольшого поселка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 02:30, курсовая работа

Краткое описание

Изучение процессов, происходящих в настоящее время, является очень актуальным. В связи с этим, перед исследователем поставлена следующая цель – изучить библиотеку в жизни небольшого поселка. Исходя из цели, выделены следующие задачи:
определить и дать характеристику основным направлениям деятельности библиотеки на селе;
изучить формы и методы предоставления информации;
дать характеристику основным формам деятельности библиотеки на селе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления деятельности библиотеки на селе …….5
Помощь учащейся молодежи как одна из форм работы с населением………………………………………………………………..………………….5
1.2. Правовое информирование населения в рамках деятельности сельской библиотеки……………………………………………..……………………..….20
Глава 2. Приоритетные формы деятельности в библиотеке на селе…....33
2.1. Краеведческая работа……………………………………………………….40
2.2. Школа и библиотека – сотрудничество и союз……… …………………..43
Заключение ……………………………………………………………………..50
Список использованной литературы ……………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая О.docx

— 109.89 Кб (Скачать файл)

Понимание того, что школьная библиотека не «вспомогательная структура» школы, а важнейший информационный ресурс ее развития постепенно укрепляется в сознании учителей. Однако в сельских школах библиотека, как правило, слаба, поэтому ее связь с муниципальной сельской библиотекой особенно важна, т.к. только сотрудничество позволит достичь хороших результатов. Необходимость такого сотрудничества осознается всеми, и не только в масштабах нашей страны, но и на международном уровне, недаром этот момент нашел яркое отражение в документах принятых Международной федерацией библиотечных ассоциаций (ИФЛА) и ЮНЕСКО.22

Наиболее «продвинутые»  педагоги, работающие в сельских школах, осознают необходимость выстраивания единого образовательного пространства, где большую роль должна играть библиотека. Поэтому и профориентационные мероприятия, и правовое информирование, и краеведческие исследования ведутся, как правило, общими силами. Зачастую сельские муниципальные библиотеки помогают школьным и в обеспечении литературой, и в обучении кадров и в методическом отношении и др.

Значительное усиление роли библиотеки в образовательном процессе определяется и тем, что сегодня  одним из главных инструментов получения  знания становится информационная грамотность, информационная культура. Важнейшей  составляющей этого широкого понятия, которое в настоящее время  только формируется, безусловно, является и комплекс прикладных знаний, необходимых  каждому, чтобы ориентироваться  в библиотеке, как традиционной, так и электронной. Интересно, что  сама библиотека представляется местом, где не только проявляется, но и формируется информационная культура. Эта ее функция сейчас особенно ценна. Понятно, однако, что реализация этой функции возможна только в определенных условиях. Сегодня во многих школах, прежде всего, конечно, городских, имеющих лучшую материальную базу, можно наблюдать, как идет процесс модификации школьной библиотеки – она постепенно превращается в школьный библиотечный медиацентр, становится центром информационной образовательной среды школы, помогает расширить рамки классно-урочной системы обучения.

Такие школьные библиотеки-медиацентры, имеющие в своем распоряжении компьютеры, объединенные в локальную сеть, подключение к интернет, электронный каталог, различные мультимедийные средства, уже сейчас работают в ряде школ страны, причем не только в столичных городах, но и в Миассе, Омске, Самаре и др.).

Медиатеки ведут большую  обучающую, развивающую работу, активно  способствуют реализации программы  «Поколение ру.», проводимой Федерацией «Интернет-Образование». Опыт работы библиотечных медиацентров анализируется, разрабатываются типовые документы («Типовое положение действующего школьного медиацентра»); определяется наиболее эффективный алгоритм, этапы создания библиотечного медиацентра.

Важнейшей задачей является определение специфики миссии медиотек в школах разного уровня. Так, на семинаре в Самаре в 2001 г. была сформулирована миссия сельских школьных медиатек.23

Таким образом, сегодня можно  сделать вывод о том, что, несмотря на сложные условия существования, сельская библиотека находит возможности  и ресурсы выполнять свои основные задачи и функции, важнейшие из которых направлены на удовлетворение образовательных информационных, культурных, социальных потребностей личности и населения в целом, на сохранение сельского социума, расширения его образовательного пространства и т.д.

Однако, очевидно также, и  то, что дальнейшее развитие сельских библиотек невозможно без государственной поддержки, разработки специальных программ ее целенаправленной поддержки.

 

 

Заключение

Надежды на дальнейшее развитие российской сельской библиотеки связываются  сегодня, прежде всего, с одной стороны, с политикой государства по отношению к селу вообще, а с другой стороны, с пониманием государством значения библиотеки в обществе, с осознанием государственными деятелями значимости доступа к информации, образованию и культуре для населения России, в том числе – и сельского, а так же с изменением позиции местной власти, от которой зависит многое в жизни каждой конкретной сельской библиотеки.

Сегодня внимание государственных  структур к проблемам села вообще явно недостаточно, что отмечается всеми исследователями. Это, конечно, не может не отражаться и на библиотечной сфере.

Однако, заметное влияние  на развитие библиотечного обслуживания населения, в том числе и сельского, оказали принятые в 1994 г. федеральные законы «О библиотечном деле» и «Обязательном экземпляре документов», которые стимулировали разработку и утверждение соответствующих актов в субъектах Российской федерации.

На сегодняшний день принято 43 «местных» законодательных актов. В них значительно развиты положения федеральных законов, в том числе предусмотрены правовые нормы, которые позволили предусмотреть меры по социальной защите библиотечных работников (так произошло в республике Саха (Якутия), Тюменской, Брянской и др. областях), а также сохранить сеть публичных библиотек, в том числе и сельских.

Новым во взаимоотношениях сельской библиотеки и местных властей  является и то, что библиотеку все  активнее привлекают в более широкие  региональные социальные программы (например, в программы «Дети Севера», «Одаренные дети» в Сахалинской области) и разрабатывают программы, направленные непосредственно библиотекам (например, «Программа усиления информационной функции библиотек»).

Таким образом, перспективы  улучшения положения российской сельской библиотеки, безусловно, есть. Однако пока библиотечное обслуживание сельского населения еще далеко от стандартов, принятых в развитых зарубежных странах, однако налицо процесс сближения принципиальных позиций.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Азарова, В.А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря/ В.А. Азарова. – Самара, 1998.  
    2. Аристова, А. Создание сети кабинетов деловой информации в библиотеках сельских районов/ А. Аристова // Библиотека. – 2001. – № 3. 
    3. Библиотека в системе краеведения: Материалы междунар. конф. – Белгород, 2000.  
    4. Библиотекарь и читатель: проблемы общения. Вып. 2. – СПб., 2000.  
    5. Библиотекарь и читатель: современные основы взаимоотношений. – Новосибирск, 1997. 
    6. Библиотерапия: задачи, подходы, методы/ Сост. 0.Л. Кабачек. – М., 2001.  
    7. Васильева, Е.Н. Социальная психология на службе библиотек/ Е.Н. Васильева. – Тюмень, 1999.  
    8. Вопросы перестройки деятельности сельских ЦБС: Сб. статей. – Улан-Удэ, 1988. 
    9. Ганицкая, И.И. О подготовке специалистов для сельских библиотек/ И.И. Ганицкая// Библиотека. – 1989. –№ 1.  
    10. Ганицкая, И.И. Слет сельских библиотекарей/ И.И. Ганицкая// Библиотековедение. – 1993. – № 3. 
    11. Глазков, М.Н. Деревенские библиотеки в контексте политической борьбы первых лет советской власти/ М.Н. Глазков// Библиотековедение. – 1993. – № 2. 
    12. Горбунов, Ю. Музей в объятиях читальни/ Ю. Горбунов// Библиотека. – 2000. – № 12.  
    13. Горлова, И.И. О подготовке специалистов для сельских библиотек/ И.И. Горлова // Сов. библиотековедение. – 1989. – № 1.  
    14. Гурьянский, А. Сельский житель должен иметь доступ к информации/ А. Гурьянский// Библиотека. – 2001. –№ 9. 
    16. Дедюля, С. Что имеем – сохраним/ С. Дедюля// Библиотека. – 2001. – № 4. 
    17. Единое информационно-культурное пространство библиотек России: Материалы конф. Российской библиотечной ассоциации. – СПб, 2002.  
    18. Информационно-библиотечная сфера: Международные акты и рекомендации. – М.: Либерея, 2001.  
    19. Книга и чтение в жизни советского села. – М., 1983.  
    20. Культурная жизнь старинного села // Библиотека. – 2000. – № 7.  
    21. Культурная политика в Европе: Выбор стратегии и ориентиры. – М.: Либерея, 2002.  
    22. Мальков, А. Что мы передадим потомкам? Культура села и библиотека/А. Мальков// Библиотека. – 1998. – № 12.  
    23. Мейжис, И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания/ И.А. Мейжис. – Николаев, 1994. 
    24. Мультикультурное библиотечное дело. – М.: Пашков дом, 1999.  
    25. Материалы Первого съезда сельских библиотекарей. – Брянск, 2001.  
    26. Нет села без библиотеки/ Сост. Н. Бубекина. – М., 2001. 
    27. Неформальные объединения в сельских библиотеках // Библиотека. – 1999. – № 10. 
    28. Новое тысячелетие: библиотека, чтение, юношество. – Краснодар, 2001.  
    29. Новый облик публичных библиотек. Ч. 1-2. – М.: РГБ, 1995.  
    31. О Первом съезде сельских библиотекарей России// Библиотека. – 2001. – № 4.  
    32. Обслуживание взрослых публичными библиотеками США. Ч.1-2. – М.: РГБ, 1990.  
    33. Ориентиры культурной политики: Информ. выпуск. №  1. – М., 2002.  
    34. Поздняков, В.Г. Автоматизация информационного обслуживания в Национальной сельскохозяйственной библиотеке США/ В.Г. Поздняков. – М., 2002.  
    35. Проблемы создания общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек: Сб. нормативных документов. – М., 2002. 
    36. Публичная библиотека –центр информации для населения, образования и бизнеса: Материалы российско-германского семинара. – М., 1999.  
    37. Роль библиотек в становлении местного самоуправления: Материалы научно-практической конференции. – Южно-Сахалинск, 2000.  
    38. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. – СПб.: РНБ, 2001.  
    39. Сельская библиотека в контексте времени: Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, 2002.  
    40. Сельская библиотека в новых условиях. Часть 1. – М.: Либерея, 1996.  
    41. Сельская библиотека и ее роль в сохранении и развитии культурно-исторического наследия Кузбасса: Материалы конференции. – Кемерово, 2001.  
    42. Сельская библиотека: стратегия развития: Материалы «круглого стола». – Владимир, 2002.  
    43. Сельская библиотека: Экспресс-информация. – М.: РГБ; «Информкультура», 1999.  
    44. Семинар «Будущее сельской библиотеки в Екатеринбурге» // Библиотека. – 2000. – № 2.  
    45. Создание публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек Москвы: Материалы «круглого стола». – М., 2000.  
    46. Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития. – М., 2000. 
    47. Трофимова, Р.А. Библиотека села в системе учреждений социальной работы/ Р.А. Трофимова// Библиотечное обслуживание в изменившейся системе экономических отношений: Сб. трудов. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1995. 
    48. Турьянский, А. Сельский житель должен иметь доступ к информации/ А. Турьянский// Библиотека. – 2001. – № 9.  
    49. Федотенкова, А. Сельский филиал ЦБС как центр социокультурной жизни села/ А. Федотенкова// Библиотеки Орловского региона: Материал конференции. – Орел, 2000.  
    50. Ястребцова, Е.И. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения/ Е.И. Ястребцова. – М., 2001.

1 Манилова, Т.Л. Библиотеки и местное самоуправление: основные итоги федеральной библиотечной политики/ Т.Л. Манилова// Роль библиотек в становлении местного самоуправления. - Южно-Сахалинск, 2000. - С.72-80.

2 Мелентьева, Ю.П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания/ Ю.П. Мелентьева. - М, Изд-во «Ин-т Психологии РАН», 1999. - 160 с.

3 Мелентьева, Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества/ Ю.П. Мелентьева. - М., АСОПиР, 2001. - 74 с.

4 Воробьева, Л. Конкурировать сотрудничая/ Л. Воробьева// Библиотека, 1994, №5. С.27-29

5 Мелентьева, Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества/ Ю.П. Мелентьева. - М., АСОПиР, 2001. - 74 с.

6 Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития. - Москва, 2000. - C.79

7 Модернизация деятельности школы в сельской социокультурной среде. - М., 2001. – С. 39.

8 Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития. Москва, 2000. С.107-118; 118-148.

9 Маркова (Мелентьева), Ю.П. Профессиональная ориентация старшеклассников в условиях массовой библиотеки: учебное пособие/ Ю.П. Маркова (Мелентьева). - М.:МГИК, 1982. - 48 с.

10 Материалы Первого съезда сельских библиотекарей. - Брянск, 2001. - 178 с.

11 Сельская библиотека. Альманах. Вып.1. - Чебоксары, 2000. – С. 71.

12 Павлова, Е.А. Деятельность библиотеки по организации досуга молодежи села/ Е.А. Павлова// Новое тысячелетие: библиотека, чтение, юношество. - Краснодар, 2001. - С.90.

13 Бохарт, И. Концепция маркетинга для публичных библиотек. Пер. с нем. Е. Ястребовой. - М., 1993. - 144 с.

14 Кодекс этики российского библиотекаря М, РБА, 1999 г. см. Приложение 7.

15 Проблемы создания общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. Сб. нормативных документов. М., 2002.

16 Мелентьева, Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества/ Ю.П. Мелентьева. - М., АСОПиР, 2001. - 74 с.

17 Положение о центре правовой информации при библиотек// Проблемы создания общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. - М, ГИВЦ Минкультуры РФ, 2002. - С.104-110.

18 В помощь историко-краеведческой работе библиотеки. Метод. материалы. М, РГИБ, 1992. 
Кушнаренко, Н.Н. Краеведческая деятельность библиотеки/ Н.Н. Кушнаренко. М.,1992.

19 Иванова, Т.В. работа по сохранности краеведческих фондов в архангельской областной научной библиотеке им. Н.А. Добролюбова/ Т.В. Иванова/ / Материалы конференции Российской Библиотечной ассоциации. Информационный бюллетень РБА №22. - СПб, 2002. - С.45-48.

20 Крис Е. Мархенке. Справочное обслуживание по генеалогии в публичных библиотеках/ Обслуживание взрослых публичными библиотеками США. Реферативный сб. Ч.2. - М., РГБ, 1990.

21 Тропичева, Е.И. Электронный сводный корпоративный краеведческий каталог «Русский Север»: проблемы и перспективы/ Е.И. Тропичева/ Там же. С.271-274.

22 «Руководство для школьных библиотек» ИФЛА, 1990; «Руководство для школьных библиотек, содействующих грамотности» ИФЛА, 1993; «Манифест ЮНЕСКО о школьной библиотеке» ЮНЕСКО, 2000. См. Приложение 3, 4.

23 Ястребцева, Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения/ Е.Н. Ястребова. - М., 2001. - С.39.

 


Информация о работе Библиотека в жизни небольшого поселка