Библиотека в жизни небольшого поселка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 02:30, курсовая работа

Краткое описание

Изучение процессов, происходящих в настоящее время, является очень актуальным. В связи с этим, перед исследователем поставлена следующая цель – изучить библиотеку в жизни небольшого поселка. Исходя из цели, выделены следующие задачи:
определить и дать характеристику основным направлениям деятельности библиотеки на селе;
изучить формы и методы предоставления информации;
дать характеристику основным формам деятельности библиотеки на селе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления деятельности библиотеки на селе …….5
Помощь учащейся молодежи как одна из форм работы с населением………………………………………………………………..………………….5
1.2. Правовое информирование населения в рамках деятельности сельской библиотеки……………………………………………..……………………..….20
Глава 2. Приоритетные формы деятельности в библиотеке на селе…....33
2.1. Краеведческая работа……………………………………………………….40
2.2. Школа и библиотека – сотрудничество и союз……… …………………..43
Заключение ……………………………………………………………………..50
Список использованной литературы ……………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая О.docx

— 109.89 Кб (Скачать файл)

Ряд библиотек организуют выездное обслуживание по правовой тематике. Так, например, сельская библиотека Доможировской волости Лодейнопольского района Ленинградской области постоянно проводит выезды в различные хозяйства с информацией по разным правовым проблемам; об особенностях налогообложения фермеров, о льготах инвалидам, о льготах по оплате коммунальных услуг для различных категорий сельских жителей и др.

Многие сельские библиотеки включились в реализацию проекта  «Библиотека – информационный центр жизнедеятельности местного сообщества» и организуют постоянную связь населения с представителями местной власти: например, в практику работы введена такая форма общения с законодательной властью на местном уровне, как «встреча с депутатом», «час депутата», на котором предполагается свободное обсуждение законопроектов, находящихся на рассмотрении в местной Думе и т.п. Сельчане, участвующие в мероприятии, могут высказать свое мнение, внести уточнение, предложить свою формулировку и т.п. Такие мероприятия воспитывают у населения правовую культуру, повышают гражданскую активность. В целях повышения правовой культуры сельских жителей и содействия их юридическому образованию и самообразованию сельские библиотеки широко используют рекомендательные списки и указатели литературы по правовой тематике, которые издают центры правовой информации при областных и районных библиотеках.

Например, рекомендательный список литературы «Судебная реформа: истоки, некоторые итоги и тенденции» (Орловская областная публичная  библиотека) включает более 80-ти источников по таким разделам, как «Конституционный суд», «Суд присяжных», «Третейский суд», «Военные суды», «Прокуратура», «Адвокатура» и т.д., что дает пользователю представление как о всей системе правосудия, так и о возможностях отстаивания своих прав.

Рекомендательный список «Защита прав потребителей» (Тамбовская областная публичная библиотека) насчитывает более 40 источников и включает в себя документы, разъясняющие права потребителей товаров и услуг в различных сферах.

Многие сельские библиотеки ведут значительную лекционную работу, направленную на повышение уровня правовой грамотности населения, сами выпускают  дайджесты, тематические досье на правовые темы.

Интерес у широких слоев  населения вызывают и презентации  отдельных книг правовой тематики: хрестоматий, справочников, воспоминаний сотрудников правоохранительной системы и т.п.

Эффективной формой воспитания правовой культуры населения следует считать и «День правовой информации», который может включать в себя и выставку новых поступлений по теме, и лекцию специалиста, и консультацию по различным правовым вопросам.

Очевидно, что такие формы  привлекают как всех пользователей  ПЦПИ, так и представителей различных  групп, решающих аналогичные житейские проблемы и объединенные общим информационным интересом.

Формы библиотечного обслуживания конкретных групп пользователей  также многообразны и «окрашены» особенностями их информационных потребностей.

Приоритетным вниманием  пользуются, прежде всего, социально  незащищенные граждане. В работе с ними (пенсионерами, инвалидами, мигрантами, безработными и др.), а также с предпринимателями, фермерами, военнослужащими и т.д. центры правовой информации не удовлетворяются уже работой в режиме «запрос-ответ», но стараются наладить «обратную связь». С этой целью организуются постоянно действующие мероприятия, позволяющие выявить эффективность усилий библиотекарей: семинары (например, постоянный семинар для безработных), клубы по интересам для предпринимателей, ветеранов военных действий, для старшеклассников. Каждый из этих клубов раскрывает в своей работе правовые аспекты той проблематики, которая актуальна именно для конкретной группы пользователей, учит их работать с информационными ресурсами по этой теме.

В практике сельской библиотеки широко практикуется индивидуальное обслуживание. Хорошо зная проблемы жителей села, библиотекарь может, оказывать постоянную или эпизодическую помощь, например, информировать о вновь приобретенной книге, подбирать списки книг и статей по теме, осуществлять предваряющее информирование и т.д., т.е. осуществлять оперативное справочно-библиографическое обслуживание.

Как правило, в число тех, кому сельская библиотека оказывает  индивидуальную информационную (в том числе и правовую) поддержку, входят руководитель хозяйства, специалисты высшего уровня (главный зоотехник, главный агроном и др.) директор школы, предприниматели и др., в зависимости от реальной ситуации на селе. Библиотека может для них выполнять тематические, фактографические, персональные и др. справки.

Кроме того, библиотеки, работающие с правовой информацией предлагают и комплексные услуги, сочетающие в себе библиографическую, аналитическую и документную информацию.

В целом, находящиеся в  распоряжении центров правовой информации при достаточно крупных библиотеках  ресурсы позволяют предлагать пользователям следующую номенклатуру услуг:  
     – поиск правовых актов в электронных базах данных;  
     – предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;  
     – выдача справки о месте и времени опубликования документа;  
     – тематические справки;  
     – предоставление текста документа;  
     – перенос информации на бумажный и на магнитный носитель;  
     – поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;  
     – прием заказов на поиск правового акта по телефону, факсу, электронной почте;  
     – подборка законодательных актов по запрашиваемой теме;  
     – выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических;  
     – предоставление периодических изданий во временное пользование;  
     – предоставление аудио- и видео- материалов с лекциями по правоведению ведущих преподавателей московских вузов;  
     – предоставление правовой информации на CD-ROM;  
     – сканирование;  
     – компьютерный перевод текста с/на иностранный язык;  
     – доступ к правовым сайтам Интернет;  
     – ксерокопирование и распечатки правовых актов в черно-белом и цветном варианте;  
     – оперативное информирование о новых поступлениях;  
     – резервирование издания для конкретного пользователя;  
     – предоставление электронных дисков, поступающих в библиотеку, как приложение к книгам и журналам  
     – «ночной абонемент»;  
     – открытие «почтовых ящиков» электронной почты;  
     – консультирование по правовым вопросам;  
     – составление списков литературы к курсовым и дипломным работам;  
     – консультирование по вопросам поиска правовой информации;  
     – предоставление образцов форм типовых документов (договоров, жалоб и т.п.);  
     – консультирование самостоятельной работы с правовыми базами «Кодекс», «Гарант», Консультант Плюс», «Система»;  
     – быстрый поиск в присутствии заказчика;  
     – текущие адресные справки;  
     – ретроспективный поиск;  
     – формирование пакета документов по запросу пользователя;  
     – предоставление реквизитов юридических служб;  
     – предоставление текстовых и табличных редакторов;  
     – поиск информации по предварительному заказу;  
     – предоставление ПК для самостоятельной работы;  
     – создание титульного листа для письменных работ;  
     – создание объявлений;  
     – распечатка с дискеты и др.

Конечно, небольшие сельские библиотеки не в силах оказывать  все эти услуги. Однако очень важно, чтобы сельские библиотекари знали  об этих возможностях и ориентировали  бы на них своих пользователей.

Многие из этих услуг предоставляются  бесплатно. Однако, качественные услуги публичного доступа к правовой информации не могут быть совсем бесплатными. Оплачиваются, прежде всего, те услуги, которые требуют применения расходных материалов: бумаги, дискеты и др.

Некоторые правовые центры стремятся к расширению, к диверсификации своей деятельности, предлагая комплексы качественных и уникальных услуг, платежеспособным потребителям, нуждающимся в информации: местным властям, прессе и т.п.

К таким услугам можно  отнести: заказное проблемно-ориентированное  библиографическое обслуживание, обмены изданиями, защита интересов местных сообществ, информационно-аналитическая поддержка законотворчества, заказные аналитические работы, компьютерная разведка, дистанционная подготовка персонала другой библиотеки и т.д. Эти услуги предоставляются на платной основе.

Эффективность деятельности правовых центров, в том числе, конечно, и при сельских библиотеках, во многом зависит от взаимоотношений с  партнерами, которых условно можно разделить на три группы: это те организации, которые предоставляют им информацию; те, кто является потребителем информации; те, кто является посредником между этими двумя группами.

Важнейшим источником предоставления библиотекам правовой информации и правовых информационных продуктов является ФАПСИ, конкретно – Управление обеспечения правовой информации ФАПСИ.

В работе практически всех центров правовой информации широко используются информационно-правовые системы ФАПСИ. В соответствии с Указом президента РФ от 5 апреля 1994 г. научно-технический центр (НТЦ) «Система» получает в полном объеме тексты федеральных законов, актов Президента и Правительства, а также тексты документов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. НТП «Система» получает из Главного государственно-правового управления Президента РФ электронные информационные карточки, включающие выходные данные документа (номер, дату, наименование и т.д.), рубрики и ключевые слова, присвоенные документу; приводит привязку карточек к конкретным текстам документов, после чего отправляет документы на хранение в эталонный банк правовой информации. Пользовательский вариант эталонного банка правовых актов и программное обеспечение доступа пользователей к нему передается в центры правовой службы (ЦПС) тех субъектов РФ, в которых открывается центры правовой информации. ЦПС в субъекте РФ проводит установку ИПС ФАПСИ в публичный центр правовой информации через соответствующий орган управления культуры исполнительной власти субъекта РФ или обеспечивает удаленный доступ пользователей центра к серверу ЦПС с указанным пользовательским вариантом эталонного банка правовых актов.

НТЦ «Система» регулярно  формирует порции пополнения информационного фонда банка правовых актов, включающие все новые документы, проводит их выверку и передает ФАПСИ для распространения. На рабочих станциях многих ПЦПИ установлены правовые базы ФАПСИ.

Весьма значительна роль ФАПСИ и при организации крупных, федеральных и региональных мероприятий по развитию общероссийской сети публичных центров правовой информации. Без ее финансовой поддержки их проведение было бы значительно затруднено.

Конечно, информационные продукты ФАПСИ поступают, прежде всего в правовые центры крупных библиотек, однако использовать их для удовлетворения запросов своих читателей могут любые библиотеки, в том числе и сельские!

Информационные продукты для правовых центров предоставляют  и фирмы, специализирующиеся в области  правовой информации, прежде всего, такие, как «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс». Они предоставляют библиотекам  электронные правовые справочники, базы данных и др. Даже небольшая сельская библиотека, не имеющая выход в интернет может использовать их.

Активно сотрудничают с публичными центрами правовой информации и такие  организации как агентства по распространению юридической и  правозащитной литературы, издательства и т.п., предоставляя библиотекам льготы и скидки при приобретении необходимой для них литературы.

Особые отношения, складываются у публичных центров правовой информации с теми организациями, которые, как и они обязаны распространять правовые знания, это такие, как Институт муниципальной правовой защиты, неправительственные правозащитные организации, например, общество «Мемориал», «Право матери» и т.п. Зачастую правовые центры берут их на приоритетное обслуживание, отслеживают интересующую этих пользователей информацию, сами создают необходимые базы данных.

Тесные связи сложились  у многих центров правовой информации с местными школами. Для школьников, в том числе и сельских, организуются специальные мероприятия, цель которых привить молодежи правовую грамотность, дать представление об их правах и обязанностях, помочь решить сложные житейские ситуации.

Центры правовой информации часто организуют среди школьников такие мероприятия, как олимпиады школьников по праву, викторины, вечера вопросов и ответов и т.д. Недавно под эгидой Российского фонда правовых реформ прошла Всероссийская олимпиада школьников по праву, большую роль в ее организации сыграли правовые центры при библиотеках разного уровня, в том числе и при библиотеках, работающих на селе.

Весьма продуктивно сотрудничество с учебными заведениями, средними и высшими, юридического профиля. Польза от такого сотрудничества обоюдная: студенты получают в правовом центре необходимую им для учебы информацию, центр использует студентов-юристов как консультантов.

В сельской местности такой  взаимовыгодный симбиоз может возникнуть между библиотекой и студентом-заочником юридического профиля.

Огромную роль в продвижении  правовых знаний населению играет созданный  недавно Молодежный союз юристов  РФ, объединивший молодых профессионалов и студентов, понимающих свою роль в  обществе как роль активных просветителей  в области права. Во многих регионах складывается «тройственный союз»  между Молодежным союзом юристов  РФ, районной управой и правовыми  центрами.

Члены Молодежного союза  юристов, как правило, студенты юридических университетов и институтов, постоянно (и бесплатно) консультируют пользователей центра правовой информации по различным вопросам, ведут общественные юридические приемные, проводят бесплатные консультации в библиотеке, помогают составить несложные юридические документы (договор, доверенность, жалобу и т.п.).

В Москве члены Молодежного  союза юристов оказывают правовую помощь населению в рамках программы  «Муниципальная адвокатура». Реализуется проект «Развитие сети бесплатных юридических консультаций для населения г. Москвы » В рамках этой программы постоянно ведется бесплатное консультирование по самому широкому кругу вопросов, еженедельно проводятся тематические лекции по особо актуальным проблемам (наследование, судебная защита, исковая давность и др.). Ежеквартально консультанты проводят отчеты и анализ своей деятельности, где анализирует тематику обращений.

Такая работа ведется не только в городах. Ряд правовых центров  при сельских библиотеках имеют  договоры с отделениями Молодежного  союза юристов о постоянных выездных консультациях на своей базе, в  сельской глубинке, что является чрезвычайно  важным, особенно для всех жителей  села, особенно для т.н. «льготных» категорий правовых центров.

Многие правовые центры на периферии, в сельской местности  становятся координационным центром по работе с местными депутатами. Зачастую именно на базе правовых центров при районной, сельской библиотеке проводятся встречи избирателей с депутатами, обсуждаются правовые аспекты их деятельности, формируется общественное мнение по отношению к той или иной законодательной инициативе.

Во многих регионах правовые центры при библиотеках помогают органам местного самоуправления: организуют оперативный сбор, хранение и распространение опубликованных и неопубликованных официальных документов местного самоуправления (МСУ). Это способствует повышению престижа библиотеки в глазах местных властей, закладывает основу для привлечения внимания органов местного самоуправления к своим библиотекам как возможным помощникам и проводникам политики, реализуемой органами власти на местах.

Информация о работе Библиотека в жизни небольшого поселка