Библиотекарь в мире современных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть особенности профессионального развития библиотекаря в информационном обществе. В соответствии с предметом и целью данной работы определены следующие задачи:
развитие информационного общества
библиотекарь в информационном обществе
профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе

Содержание

Введение
Глава 1. Библиотекарь сегодня и развитие информационного общества
1.1 Что значит быть библиотекарем сегодня
1.2 Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Глава 2. Профессиональная компетентность библиотекаря
2.1 Профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе
2.2 Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование
2.3 Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Библиотекарь в мире современных технологий.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Соблюдение этих принципов  позволит обеспечить, достигнуть необходимой  гармонии в обеспечении определенной унификации в знаниях и умениях, с необходимой академической свободой и обеспечение мотивации у обучающихся, связанной не с получением сертификата, а с формированием новой профессиональной среды включающей технологии как составную часть профессиональных навыков [2, с. 8-14].

 

2.3 Организация повышения  квалификации сотрудников в условиях  внедрения новых информационных  технологий

 

В библиотеках, за последние  годы произошли большие изменения, связанные с широким использованием новых информационных технологий. Библиотека уверенно превращается в современный информационный центр с действующей интегрированной автоматизированной технологией выполнения библиотечных процессов, с широким использованием читателями баз данных и ресурсов Интернет. Под влиянием компьютеризации постепенно изменяется труд библиотекарей, он становится более сложным, требующим принципиально новых знаний и умений, в отличие от тех, которых было достаточно для выполнения традиционных библиотечных процессов [5, с. 48]. На первый взгляд, изменить профессиональное сознание библиотекарей можно легко и быстро. Однако практика показывает, что, пожалуй, без больших усилий можно обучить пользоваться персональным компьютером, но изменить приобретенные ранее знания и навыки достаточно сложно, так как библиотекари интуитивно накладывают свой профессиональный опыт на новые способы выполнения работы. Необходимо время для восприятия нововведений и формирования в сознании нового смысла различных видов деятельности. Очевидно, что постоянная, хорошо организованная работа с кадрами и, прежде всего, внутрибиблиотечная система повышения квалификации сотрудников призвана помочь профессиональной переподготовке библиотечных работников.

В начале 90-х годов  в библиотеках сложилась ситуация, когда резко снизился интерес  к повышению квалификации, так как выверенная практикой библиотечная технология не требовала больших усилий от сотрудников, в то же время организация повышения квалификации в русле традиций была не востребована ими, потеряла свои позиции. Кроме того, следует заметить, что у сотрудников отсутствовала внутренняя мотивация повышать свою квалификацию, это не гарантировало продвижение по службе, не давало никаких дополнительных благ. Преодоление кризисных явлений в отлаженной системе повышения квалификации кадров библиотеки связано с началом внедрения новых информационных технологий. На этом пути встало несколько проблем:

Отсутствовали практические рекомендации по методике работы, так  как практика библиотеки менялась значительно  быстрее, чем библиотечная теория.

Ощущалась острая потребность в обучении персонала, как теоретическим основам, так и практическим, профессиональным знаниям, необходимым для работы в новых условиях, поскольку основная часть специалистов библиотек получила профессиональное образование в 70-80-е годы, задолго до перемен.

Требовалось быстро переобучить  сразу большое количество сотрудников, что требовало много средств, сил и времени.

Изменить профессиональное сознание библиотекарей, избавить их от сложившихся стереотипов мышления, научить воспринимать новые идеи помогло участие библиотек в международных проектах. Главная проблема библиотек — не в компьютерах, а в изменении управления, в профессиональном развитии библиотекарей, ведь, чтобы изменения были действенными, они должны произойти в головах людей.

Следующим шагом стало обучение практически всех сотрудников библиотеки работе на персональном компьютере, а также проведение ознакомительного курса для заведующих отделами и главных специалистов библиотеки по ресурсам и услугам Интернет. На этом этапе в качестве основной задачи обучения рассматривались психологические аспекты восприятия новой техники. Поскольку большая часть библиотекарей никогда не работала на компьютере, а тем более с удаленными информационными ресурсами, исходя из необходимости снять существующий барьер, или просто боязнь техники, и дать возможность как можно большему количеству сотрудников попробовать работать на персональном компьютере, в сети Интернет. В результате разнообразного обучения в библиотеках появились люди, способные критически осознать роль и функции библиотеки в информационном обществе, умеющие войти в мир инновационной технологии, стремящиеся к изменениям [8, с. 3-6].

Из опыта проведения структурных и технологических  изменений в библиотеках можно  извлечь простой урок: к успеху перемен ведут не технические аспекты деятельности, а готовность библиотекарей воспринимать новые идеи, изменять свое отношение к роли информации в современном обществе. Нельзя сказать, чтобы этот очевидный вывод однозначно воспринимался всеми, ведь до сих пор об обновлении содержания работы судят по наличию персональных компьютеров, а не по готовности персонала к изменениям.

По мере освоения современных  информационных технологий перед библиотеками встали принципиально новые вопросы, связанные с автоматизированной обработкой и методикой поиска информации, с обучением и предоставлением сетевых сервисных услуг пользователям. Чтобы справиться с ними, библиотеки были вынуждены выступить как основной центр обучения для своих сотрудников, а отдельные, наиболее подготовленные библиотекари, выступали в роли преподавателей. Сначала было обучение сотрудников знаниям и умениям, необходимым на конкретном участке работы. При этом не ставились задачи обучить сразу всех и всему. Библиотекари привлекались к обучению по мере производственной необходимости [9, с.37]. Постепенно, с расширением использования ими новых технологий, расширялась и степень охвата обучения. В библиотеках сложилась уникальная ситуация, когда процесс обучения шел параллельно с освоением новых технологий, то есть, тому, чему учат заблаговременно, учили во время работы. В этот переходный период приходилось больше отвечать на вопросы, обсуждать текущие проблемы непосредственно на месте, убеждать, чем проводить занятия. Без сомнения, это имело свои как положительные, так и отрицательные стороны. Так, не всегда успевали глубоко осмыслить то, что произошло, были ошибки. Плюс же был в том, что нужды практики подкреплялись знаниями, которые были тотчас востребованы. Другим положительным моментом явился возникший состав преподавателей-практиков, что дает великолепную возможность сотрудникам повышать профессиональный уровень в стенах библиотеки. Сегодня семинары дополняются заключительным занятием, на котором проверяется качество обучения.

Занятия организуются с  небольшими группами. Первоначально их проводил сотрудник отдела компьютерных технологий, в должностные обязанности которого входило обучение персонала. Впоследствии занятия стали проводить наиболее подготовленные специалисты библиотеки. Учебные программы постоянно дополняются с учетом технологических изменений.

Совершенно новых знаний потребовали от сотрудников и, прежде всего, от библиографов, изменения в  содержании библиографической деятельности библиотеки, появление новых функций  библиографического информационного центра библиотеки, таких, например, как предоставление информации в режиме on-line; поиск, исследование, оценка, выбор и накопление сведений о лучших источниках информации в сети Интернет; обучение и консультирование пользователей по поиску информации в сети; создание памяток, справочных пособий по методике пользования электронной информацией; создание и ведение Web-сайта библиотеки и др. Получить рекомендации было неоткуда, и библиографам пришлось практически с азов самостоятельно освоить методику информационного поиска и предоставления сетевых услуг пользователям. Это потребовало больших усилий и времени, помогла работа сотрудников отдела операторами в классе Интернет, в результате которой они приобрели опыт и знания, что позволяет уверенно работать с новыми источниками информации и учить других библиотекарей.

Одной из форм повышения  квалификации сотрудников на данном этапе явилось создание комплексных  рабочих (методических) групп, включающих сотрудников разных отделов для  изучения и освоения новой технологии. Получение знаний во взаимосвязи с изучением проблемы явилось одной из действенных форм повышения квалификации сотрудников. Совместный анализ практики библиотеки параллельно с осмыслением теории вопроса быстро помогает дойти до самой сути проблемы, вырабатывает единый взгляд на ее решение и дает возможность быстро получить результат [1, с. 190].

Аналогичный подход применен для исследования и разработки стратегии  и тактики поиска по электронному каталогу библиотеки для обучения пользователей  и библиотекарей. Ведь будучи „консультантом“ для пользователей, библиотекарь сам должен уметь найти нужную информацию. Сотрудничество библиографов, каталогизаторов, автоматизаторов библиотеки помогает в совершенстве изучить методику поиска информации по электронному каталогу, дает возможность проводить обучение на глубоком профессиональном знании сути вопроса. Кроме того, помогает в написании помощи читателям в поиске по электронному каталогу, разработке удобного и простого интерфейса, в подготовке путеводителей, буклетов, рекомендаций пользователям [7, с.527].

По мере освоения новых  технологий в библиотеках постепенно происходят изменения в содержании библиотечных процессов, что делает возможным такие решения, которые  ранее были не осуществимы. Например, работа в новой технологической среде существенным образом изменила традиционный способ выполнения процесса обслуживания — выдачу и возврат изданий. На абонементе исчезли читательские и книжные формуляры, картотеки, пишущие машинки; им на смену пришли компьютеры. Библиотекари добавили в основную текущую работу процесс постоянного диалога с системой в реальном режиме времени. Фактически это явилось первым изменением в содержании труда библиотекаря и, в связи с этим, в его профессиональных обязанностях. Первоначально потребовалось разработать программу обучения сотрудников для приобретения ими практических навыков, необходимых для процесса электронной книговыдачи. Программа способствовала развитию уверенности в своих силах и умению использовать имеющиеся знания и навыки для решения тех или иных проблем в различных производственных ситуациях. Как пользователи автоматизированной системы, библиотекари за короткий промежуток времени освоили работу по электронной книговыдаче и быстро почувствовали себя спокойно и уверенно. Сотрудники абонемента чрезвычайно позитивно реагировали на появление новых технологий, поскольку они освободили библиотекаря от необходимости выполнения многих утомительных рутинных операций, а это, в свою очередь, явилось внутренней мотивацией для переподготовки.

Новые технологии позволили  расширить круг задач, к решению  которых привлекаются специалисты  библиотек. Так, специалисты практически  всех отделов принимают участие  в формировании электронного каталога библиотеки путем создания записи каждого  экземпляра изданий, которые находятся в ведении данных подразделений. Сложившаяся практика ведения каталога, при которой его возможности определялись только отделом каталогизации, исчерпала себя. В результате электронный каталог быстро наполняется информацией, в большей мере отвечает потребностям читателей, а также задачам каждого подразделения. Но потребовалось обучение большого количества библиотекарей по составлению и вводу информации об экземпляре в электронный каталог, которое постоянно проводят сотрудники отдела комплектования и каталогизации. После занятий библиотекарям дается право работы в системе – личный пароль пользователя.

Обязательной частью учебной программы является составление  руководств в помощь пользователям  по выполнению отдельных технологических процессов на каждом рабочем месте.

Все инструкции достаточно подробны, с четкими и полными  формулировками, содержат однозначно толкуемые действия, что очень  важно для закрепления полученных знаний.

Осмысливая результаты обучения, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, принципиально важным моментом является постоянное обучение библиотекарей. Традиционное повышение квалификации из проводимых одноразовых занятий превращается в ежедневную работу по обучению новым методам работы самыми различными формами. Увеличивается значение самостоятельного обучения, и поэтому приоритет в системе повышения квалификации должен быть смещен в сторону ответственности каждого библиотекаря за самостоятельное приобретение профессиональных знаний и умений. Когда некоторые библиотекари делятся своим мнением об организации повышения квалификации в библиотеке, часто звучит ностальгия по давно прошедшим временам. Очень сильно желание услышать готовые рецепты. Несомненно, для самостоятельного решения профессиональных задач приходится затрачивать большие усилия, но в результате сотрудники накапливают ценный опыт. Система повышения квалификации в подобных случаях приобретает саморазвивающийся вид, что помогает развивать образовательную среду в библиотеке. Основная задача состоит в том, чтобы определить направление обучения с учетом конкретных потребностей отделов и служб, соблюдать периодичность обучения, определить формы и методы обучения, которые учитывали бы разнообразные категории сотрудников [19, с. 172].

Библиотеки всегда находятся в поиске новых идей развития повышения квалификации и переподготовки персонала.

 

 

Заключение

 

«Информационное общество»  – это новая постиндустриальная социально-экономическая организация  социума с высокоразвитыми информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации [11, с. 82-84]. Переход к информационному обществу предполагает существенное изменение всей экономической системы государства. Он предполагает создание нового информационного управляющего фундамента развития общества, формирование принципиально новых социальных мотиваций и технологических возможностей, широкое практическое использование инноваций и знаний для интенсивного повышения производительности труда и на этой основе – улучшение качества жизни. Следует подчеркнуть, что переход к информационному обществу является важнейшим фактором изменения облика, как библиотекаря, так и человеческой цивилизации в целом.

Развитие библиотекаря в информационном обществе должно осуществляться при соблюдении следующих условий:

четкое определение  целей, задач работы, построенной  с учетом конкретных условий деятельности образовательного и информационно-библиотечного  учреждения;

Информация о работе Библиотекарь в мире современных технологий