Библиотекарь в мире современных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть особенности профессионального развития библиотекаря в информационном обществе. В соответствии с предметом и целью данной работы определены следующие задачи:
развитие информационного общества
библиотекарь в информационном обществе
профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе

Содержание

Введение
Глава 1. Библиотекарь сегодня и развитие информационного общества
1.1 Что значит быть библиотекарем сегодня
1.2 Развитие информационного общества и «вызовы» для специалистов
Глава 2. Профессиональная компетентность библиотекаря
2.1 Профессиональное развитие библиотекаря в информационном обществе
2.2 Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование
2.3 Организация повышения квалификации сотрудников в условиях внедрения новых информационных технологий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Библиотекарь в мире современных технологий.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

В информационном обществе происходит расширение границ общения  во всех сферах человеческой деятельности, идет увеличение разнообразия и возможности выбора, расширяются возможности для сотрудничества и кооперации специалистов в различных сферах науки и практики. Главное значение здесь имеют именно люди – их знания и компетентность.

Сегодня ряд развитых, а также развивающихся стран  мира вкладывают большие инвестиции в программы построения своих информационных обществ. На сегодняшний день в России есть государственные и общественные структуры и специалисты, которые являются лидерами и инициаторами происходящих процессов. Однако, несмотря на ряд принятых документов, пока что на всех уровнях власти недостаточно осмыслены и сформулированы стратегические цели, соответствующие тенденциям и законам современного движения страны к информационному обществу.

Вместе с тем, в последние  годы в этом процессе возрастает роль государства. Были приняты и реализуются ряд федеральных программ, прежде всего в области образования, совершенствования государственного управления и развития информационной инфраструктуры. Был принят также ряд государственных целевых программ. Однако, пока что эти программы разрознены и недостаточно скоординированы. Кроме того, во многих из них нет видения новых задач, стоящих перед педагогами и библиотекарями.

По мере развития информационного  общества, при постепенном решении  проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.

 

 

Глава 2. Профессиональная компетентность библиотекаря

 

2.1 Профессиональное развитие  библиотекаря в информационном  обществе

 

В условиях коренных преобразований, связанных с усилением в общественном развитии роли информации, знаний и образования как условия обеспечения устойчивого развития и стабильности новой цивилизации, происходит осознание мировым сообществом необходимости специальной подготовки индивида к продуктивной жизнедеятельности в принципиально иной информационно-образовательной среде общества, которое принято назвать информационным, а сегодня со всей определенностью «переходным к обществу знаний» [17, с. 640]. Образование считает приоритетной целью формирование людей с новым типом мышления, творческих, самостоятельных в принятии решений.

Так, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особо подчеркивается, что  «…развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…» [15, с.96].

В новом обществе формируется  новый тип «опережающего образования» (образование в течение всей социально  активной жизни индивида), успешность осуществления которого во многом определяется способностью индивида добывать информацию, извлекать из нее знания, создавая на этой основе новое знание, то есть, продуктивно использовать не только «готовое» знание, но и сырье. Таким образом, успешность реализации непрерывного образования во многом определяется уровнем информационной культуры индивида.

В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования, обеспечивающего повышение информационной культуры в обществе вообще и отдельного индивида в частности.

В процесс информационного  образования должны быть включены образовательные  учреждения различного уровня, система повышения квалификации специалистов, органы информации. Особое место среди социальных институтов, причастных к информационному образованию занимает библиотека, а ключевая роль отводится библиотекарям. Именно на них возлагается ответственность за повышение уровня информационной культуры личности. Реализация целостной концепции возможна при ориентации на технологический подход к процессу обучения основам информационной культуры различных категорий пользователей информации [12, с. 122-129].

Решение этой сложной  социальной задачи требует не только кардинально новых подходов к  деятельности библиотеки как социального  института, отвечающего за формирование информационной культуры личности, но и к деятельности организаторов  информационного обучения, то есть библиотекарей. В практике отечественных библиотек накоплен интересный опыт, сложились определенные традиции. Однако, несмотря на определенные усилия, которые предпринимают библиотекари, состояние информационной подготовки, уровень информационной культуры личности остается не соответствующим требованиям времени. В условиях перехода к обществу знаний становится необходимой целенаправленная, осознанная, результативная организация деятельности библиотеки, а это, в свою очередь, невозможно без специально подготовленных кадров. Только специальная подготовка, включающая освоение будущим специалистом соответствующей предметной области, характеризующей феномен информационной культуры личности, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп обучаемых, профессиональное знание широкого спектра современных форм и методов обучения, новых педагогических технологий может обеспечить результативность деятельности на уровне современных требований.

Важнейшей составляющей профессиональной компетентности библиотекаря в сфере формирования информационной культуры являются специальные знания: история развития проблемы подготовки пользователей информации, ее конкретная историческая обусловленность, зарубежный и отечественный опыт формирования информационной культуры, современные концепции формирования информационной культуры личности критерии уровня информационной культуры определенных групп обучаемых

Превращение библиотекаря в ключевую фигуру, от которой зависит  реальное повышение уровня информационной культуры личности, предполагает формирование креативной личности будущего специалиста. Понятие «креативность» в переводе с латинского означает созидание. Креативной в различных словарях (философских, психологических, иностранных слов и т.д.) понимается созидающая, творческая личность, способная к продуцированию новых идей, располагающая возможностями, которые проявляются не только в мышлении, чувствах, общении, но и в отдельных видах деятельности, в процессе создания новых продуктов. Формирование творческой (креативной) личности специалиста в сфере информационной культуры осуществляется в процессе обучения.

В процессе подготовки специалистов осуществляется глубокое изучение, обобщение  библиотечной практики и передового библиотечного опыта, его теоретическое осмысление и выработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности библиотеки в деле подготовки грамотных пользователей информации. Библиотекари не только принимают активное участие в значительном количестве мероприятий, затрагивающих актуальные вопросы формирования информационной культуры личности, но и успешно демонстрируют собственные творческие наработки, занимая призовые места в различных конкурсах.

Сегодня мы уже можем  утверждать, что определенные изменения  произошли в системе повышения квалификации библиотекарей-практиков. Формирование их компетентности в информационном обществе осуществляется на той же концептуальной основе, что и обучение студентов университета культуры и искусств. Регулярно проводятся специализированные курсы и семинары для библиотекарей школьных, детских и муниципальных библиотек для взрослых [2, с.8-14]. Опыт организации обучения практиков убеждает:

- первый этап обучения  должен быть связан с получением  теоретических знаний: предоставление  о новой информационной подготовки современного пользователя информации и концепции формирования информационного общества, ее структурных элементах и критериях оценки;

- второй этап должен  быть ориентирован на освоение  психолого-педагогических знаний, традиционных  и инновационных педагогических технологий. На этом этапе формируются необходимые для подготовки занятий умения: выбор рациональных методов обучения, подбор дидактических материалов и средств контроля и диагностики знаний и т.д.

- третий – заключительный  – этап логично провести в форме публичной защиты творческой работы (текста урока), сопровождаемой подготовленной его автором видеопрезентацией. Оценка слушателями каждой работы осуществляется на основе следующих критериев: информативность, компетентность, логичность, доказательность, культура речи.

В результате такого обучения слушатели получают не только теоретические  знания, но и осваивают технологию подготовки и проведение библиотечных занятий.

Использование в процессе обучения различных форм (лекция- диалог, проблемная лекция, семинар–дискуссия, практикум–семинар, консультации, круглый стол, публичная защита выполненной работы) способствует не только продуктивному освоению теоретических знаний, формированию умений, но и проявлению творческих возможностей слушателей, повышению их компетентности в сфере формирования информационного общества.

 

2.2 Компьютерная компетенция  библиотекарей: структура, диагностика,  формирование

 

Стратегическая цель развития библиотек России связана  с актуальной потребностью современных российских библиотек в развитии персонала. Развитие персонала библиотеки подразумевает повышение престижа библиотечных профессионалов как профессиональной группы и обеспечение возможности построения и реализации личных стратегий конкретных людей. При этом должны быть учтены разработанные Европейским союзом ключевые компетенции личности, в список которых вошли и компетенции специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Для библиотекарей это  особенно важно, поскольку особое внимание в современных стратегиях развития библиотечного дела приобретает  информатизация библиотек и создание единой научно-образовательной информационной среды современной России [17, с. 640].

Владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий в настоящее время входит в систему ключевых компетенций личности, наряду с такими компетенциями, как социальная, культурная, межкультурная, коммуникативная, предпринимательская. Библиотечная деятельность – важный компонент социальной регуляции общества. Библиотеки создают дополнительные жизненные блага за счет предоставления обществу продуктов и услуг, несущих новое знание. Для библиотекаря использование информационно-коммуникационных технологий является инструментом его профессиональной деятельности и одним из ресурсов профессионального развития. Требование непрерывного повышения квалификации библиотекарей в области информационно-коммуникационных технологий – один из важнейших компонентов федеральной программы «Электронная Россия» [18, с. 44-47].

Информационно-коммуникационная компетенция библиотекарей складывается из комплекса навыков, формирование и развитие которых необходимо проводить  на многоуровневой основе

В Российской Федерации  действует многоступенчатая система профессиональной подготовки библиотечных работников, которая включает подготовку специалистов со средним библиотечным образованием (колледжи культуры и искусств), высшим библиотечным образованием (академии, университеты, институты культуры и искусств; кафедры гуманитарных вузов), специалистов высшей квалификации (аспирантура), и различные формы их переподготовки (система дополнительного профессионального образования). Все это составляет систему непрерывного образования библиотечных работников. Модель профессиональной компетенции библиотекаря представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также особенностей мотивации, которые связываются с высокопрофессиональной информационно-библиотечной деятельностью, это ряд свойств, которые могут быть установлены в результате практических исследований профессиональных качеств специалистов библиотек.

Таким образом, модель информационной компетенции это один из элементов  процесса профессионального развития библиотекаря и как профессионала и как личности. В общем виде мы представляем её как двухэлементную систему включающую общие компетенции и профессиональные. Все профессиональные свойства, связываются с высоким уровнем предоставления информационно-библиотечных и библиографических услуг в различных направлениях профессиональной деятельности и имеют отношение к специальным библиотечным автоматизированным системам.

Внедрение учебно-методического  комплекса позволит также библиотечным сотрудникам осуществить развитие личных стратегий профессиональной деятельности повышения квалификации. В систему будут включены учебные курсы по актуальным проблемам информатики, разработанные на основе анализа данных диагностики библиотекарей региона. Основой для создания дистанционной образовательной системы явятся доступные в Интернете полнотекстовые базы данных учебно-методических материалов.

Прежде чем обучать  необходимым интегрировать умения и навыки в специфическую модель, которая характеризуется набором  целей, а затем средствами, которое могут их реализовать: в конечном счете, представляется, что в результате обучения библиотекарь должен смоделировать некий компьютерный персональный центр профессиональной деятельности. Центр может быть реальным не сразу. Однако библиотекарь должен в форме модели четко понимать какие аппаратные средства и какие программные средства (класс, тип) должны быть им освоены для эффективной профессиональной деятельности. У специалиста не должно быть вопросов связанных с целевым использованием того или иного оборудования и программного обеспечения. Должно произойти совмещение модели некомпьютерной профессиональной деятельности с возможностями компьютерных технологий. При этом пользователь должен осознать, вероятно, взаимовлияние профессиональных навыков и умений должно лично ориентировать компьютерные технологии под задачи профессии и исходя из личных возможностей и умений конкретного специалиста.

Информация о работе Библиотекарь в мире современных технологий