Ислам в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:26, доклад

Краткое описание

В настоящее время ислам воспринимается народами многих стран как фактор нестабильности, постоянная угроза миру и спокойствию людей. Причиной этого является распространение террористической угрозы, которая исходит от последователей ислама. Однако нельзя не видеть, что значительная доля вины за рост терроризма во всем мире лежит на современных супердержавах и бывшем СССР. Во время противостояния двух политических систем каждая из них пыталась использовать «исламский фактор» в собственных интересах, обучая и вооружая исламские группировки. Стоит ли удивляться, что со временем оружие оказалось направленным на сами эти страны?

Вложенные файлы: 1 файл

Ислам в современном мире.docx

— 17.46 Кб (Скачать файл)

Ислам в современном мире


В настоящее время ислам  воспринимается народами многих стран  как фактор нестабильности, постоянная угроза миру и спокойствию людей. Причиной этого является распространение  террористической угрозы, которая исходит  от последователей ислама. Однако нельзя не видеть, что значительная доля вины за рост терроризма во всем мире лежит  на современных супердержавах и  бывшем СССР. Во время противостояния двух политических систем каждая из них  пыталась использовать «исламский фактор»  в собственных интересах, обучая и вооружая исламские группировки. Стоит ли удивляться, что со временем оружие оказалось направленным на сами эти страны?

Ислам — великая мировая  религия, которая призывает людей  к миру и добрососедству, ее цель — создать и воспитать в  человеке добрые качества и добрые отношения ко всем религиям. Рост терроризма — это политическая проблема, и  решена она может быть только политическими  средствами. В наши дни важнейшей  задачей становится обезопасить  мир от террористов всех мастей, чтобы спасти грядущие поколения  от всемирных катаклизмов. Бывший Президент  России В. В. Путин, выступая по телевидению 5 декабря 2001 г., сказал, что «международное сообщество проспало эту угрозу», и  чтобы ее ликвидировать, оно должно сделать всеобщее усилие.

 

Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к  мировому господству

Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных  народов против колониализма за свое национальное освобождение. Наиболее ярким примером тому может служить  освободительная борьба против американских войск в Иране, проходившая под  флагом ислама, возглавляемая духовным лидером аятолла Хомей- ни в конце 70-х it. XX в.

 

Определение степени  воздействия ислама на общество, на политику может эволюционировать как  в сторону абсолютизации этого  влияния, так и в направлении  его отрицания. Иными словами, для  одних "исламский фактор" есть нечто искусственное, придуманное  востоковедами-культурологами и культивируемое некоторыми политиками, заинтересованными  в постоянной социально-политической напряженности, для других - естественная доминанта мусульманского общества, определяющая материальную и духовную жизнь.

Все это имеет  непосредственное отношение к ситуации во вновь образованных государствах Центральной Азии, для которых  ислам является одним из факторов, регулирующих их внутреннюю жизнь, а  в известной степени и внешние  ориентации. Это обстоятельство нельзя игнорировать, но нельзя его и абсолютизировать - обе крайности опасны, и в  первую очередь, при принятии политических решений. Вот почему особенно важно  разделить сферы, в которых влияние  ислама ограничено, и те, где его  потенциал далеко не исчерпан.

Оставаясь одним  из регуляторов общественных отношений, ислам неизбежно становится фактором политической жизни. Многие эксперты считают  это противоестественным, исходя из исторического опыта христианства, секуляризованных обществ Запада. Стремление видеть в исламе сугубо религиозную, культовую сторону характерно и  для части мусульманского духовенства, которая находится под патронажем властей и опасается, что в  случае политизации ислама она может  утратить свое влияние. Тем не менее, соединение религии с политикой, на наш взгляд, является имманентной чертой исламской цивилизации. Это обусловлено тем, что в исламе нет свойственного христианству деления на духовное и мирское. Ислам - религия "тотальная" в том смысле, что она распространяется на все стороны общественного бытия, внося в него свои регламентирующие установки. В исламе присутствует такое уникальное явление, как шариат - свод законов, определяющие жизнь человека и общества. История свидетельствует, что тенденция построить исламское государство существовала в мусульманских обществах на различной стадии их развития. Опирающиеся на исламские ценности и представления экономические и политические программы, деятельность по их реализации является неотъемлемой чертой общественно-политической жизни всего мусульманского мира. И Центральная Азия вряд ли станет безусловным исключением из общего правила.

Однако наряду с  общими, идущими от специфики мусульманской  цивилизации есть вполне конкретные причины усиления исламского фактора, определяемые конъюнктурными причинами - состоянием общества, целями и задачами тех или иных политических сил  и т.д.

оциальные причины политизации ислама кроются в общем системном кризисе, в трудностях экономического переустройства общества, в понижении социального статуса целых общественных слоев, что приводит к устойчивой разочарованности людей. В этих условиях многие приходят к выводу, что единственным выходом из создавшейся ситуации является возврат к аутентичным этноконфессиональным ценностям, которые были утрачены в советский период. Речь идет о своего рода поиске "исламской альтернативы", которая, хотя и представляется утопией, тем не менее становится все более востребованной среди самых разных слоев общества.

Три обстоятельства побуждают правящую элиту обращаться к исламу. Во-первых, стремление задействовать религию  для консолидации коренного мусульманского этноса и одновременно использовать ее как один из источников создания общенациональной идеологии. 

Второй  причиной использования ислама в политических целях является установление государственного контроля над деятельностью мусульманского духовенства

В-третьих, власти обращаются к исламу в целях  укрепления своего авторитета в мусульманском  мире. В последние десятилетия  связи бывших советских республик  с их зарубежными единоверцами заметно  укрепились. При этом руководителям  Центральной Азии приходится постоянно  ссылаться на общую религиозную  идентичность, а иногда демонстрировать, пусть и в специфической форме, приверженность идее исламской солидарности.

Нужно отметить, что  активность политического ислама сдерживается отсутствием единого руководящего или координирующего центра в  масштабах каждой страны, не говоря уже обо всей Центральной Азии. Важно и то, что для достижения успеха любому исламскому политическому  движению требуется авторитетный лидер. Сегодня нигде в Центральной  Азии такого лидера нет, и нет даже подходящей кандидатуры на это место. Главная причина такого явления  заключается в том, что сегодня  действующие здесь исламистские движения и организации являются практически национальными, т.е. они  ограничивают свои задачи рамками одного, "своего" государства.

Тем не менее исламизм в Центральной Азии устойчив и относительно динамичен его противостояние светским властям стало привычным явлением. Очевидно, что наблюдающаяся пока бескомпромиссность обеих сторон легко может кульминировать в конфликт.

Тем не менее, несмотря на свою ограниченность, исламский фактор в государствах Центральной Азии является некой  социальной и политической данностью, отрицать которую сегодня невозможно. В разных государствах значение его  различно. Ислам оказывает постоянное влияние на происходящие там социально-политические процессы. Он формирует ценностные представления людей, регулирует отношения  между ними. Ислам, безусловно, является орудием политики, и в этом своем  качестве его роль будет возрастать, что может привести к обострению борьбы между различными партиями и  группировками, в первую очередь, между  властью и оппозицией.


Информация о работе Ислам в современном мире