Развитие творческих способностей на уроках кулинарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования рассмотреть творческие способности учащихся на уроках кулинариии.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной теме исследования.
Дать понятия «творчество», «способности», «творческие способности».
Выявить пути и педагогические приемы развития творческих способностей у учащихся на уроках кулинарии.
Разработать урок- соревнование «Хозяюшки».
Провести анализ опроса студентов на предмет отношения их к развитию творческих способностей на уроках кулинарии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей
Содержание понятий «творчество» и «способности»………………...5
1.2 Кулинария, как развитие творческих способностей…………………..9
1.3 Приёмы и методы развития творческих способностей………………12
1.4 Влияние творчества в подростковом возрасте……………………….14
Глава II. Развитие творческих способностей на уроках технологии посредством игр
2.1.Урок-соревнование «Хозяюшки»……………………………………….17
2.2 Результаты опроса студентов…………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….....26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Коржева (1).docx

— 94.54 Кб (Скачать файл)

Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. При этом предполагается создание таких условий, чтобы школьники не только осознали общественно-полезное значение своего труда, почувствовали интерес к нему, но и стремились бы показать свои творческие возможности, реализовать их в конкретных трудовых делах.

Очень интересное проявление творческих идей прослеживается на уроках кулинарии. Учащиеся получают задание не только приготовить вкусное блюдо, но и умело его украсить, придать привлекательный, аппетитный вид, придумать название, сервировать стол. В процессе работы ребята коллективно ищут лучший вариант, советуются друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудится – значит обдумывать тот или иной способ действия, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение, происходит формирование нравственных  привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, умения уважать свой и чужой труд, ценить время.[ 9]

Надо учитывать, что развитие творческих способностей – процесс тонкий и индивидуальный, поэтому  всячески нужно поддерживать у подростков даже самые слабые попытки неординарного  подхода к работе.  При выполнении практических заданий,  не навязывать детям готового решения, а предлагать найти другой способ выполнения поставленной         задачи. И если кому-нибудь удастся найти новое решение, не такое, которое описано в инструкционной карте,  обязательно отметить  этого ученика. Похвала стимулирует дальнейшее творческое развитие ребёнка, развивает их любознательность, фантазию и инициативность.

Развитие творческих способностей ребёнка – это целенаправленная работа в технологическом воспитании, так как именно  творчество даёт истинное самовыражение личности, помогает реализовать свой индивидуальный потенциал. Общество всегда нуждалось не только в высококвалифицированных специалистах, но и в творчески мыслящих. Такие люди редко повторяются, в любую работу они вносят что-то своё, свойственное только им. И какого бы высокого уровня развития не достигла техника, всё равно потребность в «золотых руках» не отпадёт. Высокий профессионализм в сочетании с деловитостью и индивидуальностью всегда ценились в людях, и именно эти качества остаются основными для достижения успеха.

 

1.3 Приёмы и методы, способствующие развитию творческих способностей.

Предмет технология это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой разносторонней личности.

Технология- это интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания, из курсов математики, химии, физики, биологии и показывающая их использование в промышленности, сельском хозяйстве и других направлений деятельности человека.[12]

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня его познавательной и творческой активности которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий качество образования.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих повысить качество образовательного процесса, является метод проекта.

Метод проектов— это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи— решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

С введением метода проектов у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях. Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, энергии и информации, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы.

Вся проектная деятельность учащихся требует учета их возраста, интересов и возможностей. Это очень важно при выборе темы проекта и при организации работы по его выполнению.

Следующий прием развития творческих способностей  учащихся - использование разнообразных форм уроков.

Проведение внеклассных мероприятий является одним из приемов развития творческих способностей учащихся, а это открытые уроки и конкурсы, мастер-классы, выставки творческих и проектных работ.

Развитие творческих способностей на уроках может достигаться приемами проблемного обучения. Проблемная ситуация создает атмосферу удивления. Это способствует пробуждению познавательной активности, т.е. истинное познание всегда сопровождается эмоциями. Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления. Психологи выделяют неизвестное как один из главных компонентов проблемной ситуации.

Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Решая проблему, приходится прилагать усилия не только физические, но и умственные. [11]

Важнейшим фактором, влияющим на развитие творческих способностей, столь важным для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя, в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что  оптимальное общение не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п.  Большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету.

 

1.4 Влияние творчества в подростковом периоде.

Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях – не учебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях». Увлечения - сильные, часто сменяющие друг друга- характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Ребенок сам выбирает себе занятие по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые другие.

Именно в этот период у детей появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. В принципе она может быть реализована и в учебной деятельности. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка новый личностный смысл - стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. [7]

К сожалению, это случается не очень часто. Руководить интересами подростка в этом направлении могут взрослые -любимые учителя и родители, искренне увлеченные своим делом. Побудить его к дополнительным занятиям определенным учебным предметом им удается, только соблюдая осторожность: излишнее давление с их стороны приводит к противоположной реакции- нежеланию делать то, что навязывают, к апатии или бунту.

Как правило, увлечения имеют не учебный характер. Пересекаться со школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические (по классификации А.Е. Личко) и то не все. Они связаны с глубоким интересом к любимому занятию - истории, радиотехнике, музыке, рисованию, разведению цветов, кулинарии и т.д. Это наиболее ценные с точки зрения развития ребенка увлечения, но и они иногда усложняют жизнь детям и их родителям. Бывает, что поглощенные своим делом подростки запускают учебу в школе.[8]

На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так называемые эгоцентрические. Любое дело становится всего лишь средством демонстрации своих успехов. Подростки, имеющие такого рода увлечения, стараются привлечь к себе внимание оригинальностью своих занятий, выделиться, возвыситься в глазах окружающих. Детям с аналогичной личностной направленностью бывают свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовывать, руководить сверстниками. Они меняют кружки, спортивные секции, школьные поручения, пока не найдут группу, в которой могут стать лидером.

 

Выводы по 1 главе: Умение мыслить, искать новые нестандартные решения - это качество, без которого немыслим эффективный труд в сферах производства, науки, обслуживания. Поэтому важной задачей учебных занятий по технологии является формирование творческого отношения к труду. Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря ему осуществляется прогрессивное движение общества. Развивая творческие способности детей, следует учитывать, что творчество не рождается на пустом месте, поэтому учащихся следует привлекать к участию в кружках, выставках, конкурсах; важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинете технологии; обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. В подростковом возрасте необходимо больше уделять внимание развитию творческих способностей.  
Глава II. Развитие творческих способностей на уроках технологии посредством игр

2.1. Урок- соревнование «Хозяюшки».

Урок-соревнование- это игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий.

Цель : обобщить знания учащихся, полученных на уроках кулинарии.

Задачи урока:

1. Образовательная: Обобщить и расширить знания по предмету кулинария. Совершенствовать знания и умения, полученные ранее на уроках.

2. Развивающая: Развивать  у учащихся творческие способности  и познавательный интерес к  изучаемому предмету.

3. Воспитательная: Воспитывать внимательность, умение работать индивидуально и в группе, дисциплинированность, культуру общения, уверенность в воих силах.

4. Профориентационная: ознакомить учащихся с профессиями повара, кондитера.

Оборудование: столы, кухонный инвентарь, продукты, карточки с заданиями, листы бумаги, ручки.

Ход урока:

Организационный момент

Дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы увидеть таланты наших девочек в ведении домашнего хозяйства.

Сегодня мы проведём необычный урок - урок-соревнование.

А следить за ходом соревнования будет наше уважаемое жюри ( оно должно наблюдать за ходом выполнения заданий, оценивать ответы, действия участников в соответствии с правилами и общим регламентом игры, фиксировать баллы).

Все мы хотим узнать, насколько хорошо вы усвоили учебный материал, а также посмотреть умеете ли вы добиваться поставленных целей, преодолевать трудности, выкручиваться из нелепых порой ситуаций. Учащиеся должны разделиться на две команды.

Кто будет отвечать первым? А тот, кто ответит на следующий вопрос:

А. С. Пушкин дал герою своей сказки прозвище “толоконный лоб”. Что на Руси называлось толокном?

Ответ: Толокном на Руси называлась овсяная крупа особого приготовления.

Сценарий :

1конкурс «Эрудит».

Командам задаются вопросы, за каждый правильный ответ 1 очко.

  1. Каких рыб называют «красными»? (Горбуша, форель, сёмга)
  2. Торт императора (Наполеон)
  3. Листовой овощ или холодное блюдо (Салат)
  4. Фирменное блюдо Сороки-белобоки? (Каша)
  5. Околпаченный работник кухни. (Повар)
  6. Как называется напиток, приготовленный из молока, сока и сахара? (Коктейль)
  7. Ешь пироги, а хлеб … (Береги)
  8. Картофель всмятку. (Пюре)
  9. Сахар в кусках? (Рафинад)
  10. Что использовали в Античные времена вместо сахара? (Мёд)
  11. Сформулируйте закон бутерброда (Падает маслом вниз)
  12. С чего начинается любое застолье? (С мытья рук)
  13. Мудрецы прошлого говорили: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай… Кому? (Врагу)
  14. Назовите овощи, у которых едят клубни, корни? (картофель, репа, редис, морковь, свекла, редька, лук, чеснок).
  15. Назовите растения, у которых едят семена? (горох, бобы, фасоль, чечевица, соя, кукуруза, подсолнечник, мак).
  16. Назовите растения, у которых едят листья? (капуста, свекла, салат, лук, петрушка, укроп, щавель).

2 конкурс "Искусство" -3 очка за творческие способности.

Теперь поговорим немного об овощах. Овощам принадлежит важное место в питании человека, особенно богаты овощи витаминами. Красиво поданное блюдо всегда вызывает аппетит даже у сытого человека, это знают все. Красиво нарезать овощи - это тоже искусство, которому мы постепенно учимся. Сейчас я приглашаю от каждой команды по 2 девочки, которые из данных овощей (морковь, редис, кабачок, редька, огурец, тыква, лук), выполнят нарезку, составят композицию и придумают ей название.

Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках кулинарии