Предупреждение преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас уже ни для кого не секрет, что применение только мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, недостаточно для сдерживания и, тем более, стабильного сокращения преступности. В этих условиях становится как никогда ранее актуальной задача реализации идей, связанных с предупреждением преступлений. Важнейшими факторами, обусловливающими необходимость ее решения, стали: временная сдача государством позиций в деле упреждающего противодействия преступности в целом; развал системы профилактики в России, неоспоримые достижения и эффективность которой были в свое время признаны мировым сообществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Криминология 4
ВАРИАНТ ТРЕТИЙ 4
Тема: Предупреждение преступности. 4
1. Понятие предупреждения преступности. Соотношения предупреждения преступности и иных форм борьбы с преступностью (пресечение преступной деятельности, компенсация последствий преступности и др.). 4
2. Правовая основа предупреждения преступности. Ведомственное нормативное регулирование предупредительной деятельности. международно-правовые акты в сфере предупреждения преступности 10
3. Понятие системы мер предупреждения преступности. Общие и специальные меры предупреждения преступности. Индивидуальное предупреждение. Виды мер предупреждения преступности: экономические, политические, правовые, психологические, организационные и другие 13
4. Система субъектов предупреждения преступности. Специализированные, относительно специализированные субъекты предупреждения преступности. Возможности восстановления и развития системы участия общественности в предупредительной деятельности. координационные органы в сфере предупреждения преступности. 21
5. Международные организации в борьбе с преступностью 33
ЗАДАНИЯ: 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

3229 А. Криминалистика Вариант 3 (КФУ, Контрольная).doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

организационные меры (введение криминологической экспертизы всего законодательства; повышение эффективности управленческой деятельности в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; воспитание правовой культуры; информирование контрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций, предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению или нейтрализации и т.п.);

технические меры (разработка и внедрение технических  средств, систем и технологий, обеспечивающих интенсификацию деятельности в сфере профилактики правонарушений; техническое обеспечение правоохранительных органов, опережающее техническое обеспечение преступной среды; развитие системы коммуникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения; осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности).

5. Международные организации в борьбе с преступностью

 

Организация Объединенных Наций является единственным учреждением, которое имеет универсальный мандат и международную опору, необходимые для предоставления странам эффективной помощи в области предупреждения и противодействия преступности. Статья 3 Устава ООН закрепляет необходимость сотрудничества государств в решении проблем социального и гуманитарного характера, в том числе по вопросам борьбы с международной преступностью. В эту работу активно включены все главные и вспомогательные органы организации, а также ряд специализированных учреждений ООН.

Компетенция главных  органов ООН в области борьбы с международной преступностью  распределилась следующим образом.

Генеральная Ассамблея на своих сессиях рассматривает вопросы предупреждения преступности, взаимосвязи преступности и социальных изменений, принимает международно-правовые конвенции, создает специальные комитеты и органы по борьбе с международной преступностью. Проблемы борьбы с преступностью обсуждаются и в главных комитетах Генеральной Ассамблеи - Комитете по социальным и гуманитарным вопросам (3-й комитет) и в Комитете по правовым вопросам (6-й комитет).

Совет Безопасности рассматривает вопросы борьбы с преступностью в связи с жалобами государств о совершении конкретных преступлений и актов агрессии, на его заседаниях обсуждаются наиболее тяжкие из них. Начиная с начала 90-х годов XX в. Совет Безопасности активно занимается проблемой международного терроризма. В структуре Совета создано несколько вспомогательных органов: Комитет 1267 (Комитет по санкциям), задачей которого является контроль за выполнением санкций против движения "Талибан" и "Аль-Каиды"; Контртеррористический комитет в составе всех членов СБ ООН; Комитет 1540, в функции которого входит отслеживание выполнения государствами Резолюции 1540 (2004), призывающей предотвратить доступ к оружию массового уничтожения негосударственным лицам (включая террористические группировки).

Кроме того, на основе резолюций Совета Безопасности функционирует ряд международных  уголовных трибуналов, созданных  для преследования лиц, виновных в совершении тяжких международных преступлений.

Основная работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена  на Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). В его системе функционирует ряд специальных функциональных органов, одним из которых является Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия в составе 40 государств-членов координирует действия по предупреждению преступности. В ее функции входит: подготовка Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; подготовка и представление на утверждение компетентных органов ООН программ международного сотрудничества в области предупреждения преступности; разработка и представление докладов, заключений и рекомендаций Генеральному секретарю ООН и другим органам; содействие обмену опытом, накопленным государствами - членами ООН в области борьбы с преступностью.

В соответствии с мандатом, выданным Комиссией, в  структуре ООН действует Управление ООН по наркотикам и преступности (УНПООН), которое включает Программу Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) и Центр по международному предупреждению преступности (ЦМПП). Управление уделяет особое внимание борьбе с транснациональной организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и торговлей людьми. Работа в этом направлении ведется в соответствии со специально разработанными глобальными программами действий.

Под эгидой ЭКОСОС регулярно, раз в пять лет, собираются Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Конгрессы предоставляют возможность для обмена информацией и передовым опытом между странами и профессионалами, работающими в данной области.

Конгрессы ООН  по предупреждению преступности проводились  в разных частях мира, а именно: в 1955 г. - в Женеве, в 1960 г. - в Лондоне, 1965 г. - в Стокгольме, в 1970 г. - в Киото, в 1975 г. - в Женеве, в 1980 г. - в Каракасе, в 1985 г. - в Милане, в 1990 г. - в Гаване, в 1995 г. - в Клире, в 2000 г. - в Вене, последний, одиннадцатый Конгресс проводился в апреле 2005 г. в Бангкоке. При этом если в первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности приняли участие представители 61 государства и территории мира, то уже на одиннадцатом Конгрессе присутствовали участники, представлявшие около 170 государств мира.

Европейский союз. Опыт борьбы с преступностью в рамках Европейского союза чрезвычайно важен для построения эффективной системы антикриминальных мероприятий, поскольку интеграционные процессы именно в рамках данного образования позволяют говорить о создании единого "европейского пространства свободы, безопасности и правосудия".

Полицейское сотрудничество государств - членов Европейского союза  складывается, прежде всего, в рамках такой организации, как Европейское полицейское ведомство, или Европол. Европейская полиция создана на основе Конвенции о Европоле 1995 г., определяющей основные задачи и направления ее деятельности. Конвенция вступила в силу 1 октября 1998 г., после чего был принят еще ряд документов, регламентирующих статус организации и ее сотрудников.

Целью Европола являются повышение эффективности  деятельности соответствующих компетентных органов власти государств - членов ЕС и укрепление сотрудничества с  ними в борьбе с особо опасными формами международной преступности в том случае, если имеются факты, указывающие на то, что были задействованы структуры организованной преступности или преступление затрагивает интересы двух и более государств-членов. Для достижения поставленной цели организация проводит сбор и анализ информации, предоставляемой национальными правоохранительными органами, а также ее распространение при помощи специальных средств, включая компьютеризированную систему.

Европейская информационная сеть в области правосудия (Европейская судебная сеть) была создана по инициативе Бельгии в 1998 г. с целью дальнейшего совершенствования сотрудничества и координации деятельности государств - членов ЕС в борьбе с особо опасными преступлениями. Европейская судебная сеть состоит из контактных пунктов, которые функционируют в рамках судебных органов и правоохранительных ведомств государств-членов, а также в рамках Еврокомиссии. Посредством интернет-ресурсов и системы специальной электронной почты компетентные органы государств обеспечиваются практической и юридической информацией, получают и направляют запросы об оказании правовой помощи, что делает координацию их действий более эффективной. Данная организация не имеет собственной штаб-квартиры, в которой в целом нет необходимости. Каждое государство - член ЕС определяет специальные органы для контакта с другими государствами по собственному усмотрению, и при этом число специалистов в таких органах может быть различно. Например, Франция имеет около 40 таких служащих, в то время как Греция - всего два человека.

Европейский орган  по борьбе с мошенничеством первоначально был создан в качестве Отдела Европейской комиссии по противодействию мошенничеству в 1998 г. (UCLAF). Основной целью Отдела было осуществление следственных полномочий в рамках финансового правоохранительного контроля. В июне 1999 г. UCLAF был реорганизован в Европейский орган (ведомство) по борьбе с мошенничеством (OLAF). К ведению организации относится осуществление административных расследований по фактам мошенничества, коррупции и всем другим незаконным действиям, приносящим вред финансовым интересам Сообщества и союза в целом. Поскольку расширение Европейского Союза многократно обострило проблему коррупции для ЕС, деятельности этого органа уделяется сегодня повышенное внимание.

ЗАДАНИЯ:

 

  1. Определите отрасли криминологии.

Наука криминология включает в себя следующие относительно самостоятельные части (отрасли):

  1. криминофамилистику,
  2. криминопенологию,
  3. уголовную статистику,
  4. криминологическую прогностику,
  5. виктимологию,
  6. социальную психологию,
  7. криминологическое программирование,
  8. предупреждение преступности,
  9. методику изучения и предупреждения преступности.

 

  1. Из перечисленных ниже видов преступлений выделите те из них, которые отличаются:

а) высокой латентностью.

б) средней латентностью.

в) низкой латентностью.

Виды преступлений: убийства,(в) изнасилования (в), акты терроризма(а), хулиганство (а), кражи, (а) разбои,(а) шпионаж (а), незаконное предпринимательство (а), взяточничество (а), захват заложников (в), уклонение от уплаты налога (а), вовлечение несовершеннолетних в преступление (в), оскорбление (в), клевета (в), нарушение равноправия граждан (в), отказ в представлении гражданину информации (в), нарушение правил охраны труда (а), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством (а), дезертирство (а), геноцид (а).

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно-правовые  акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 30 декабря 2008 г.) / Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 3. - Ст. 152; 2009. -№ 1. - Ст. 2.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 25. - Ст. 2954

 

2. Специальная литература

 

  1. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М., 2000
  2. Галахов С.С., Козлов В.И. Проблемы и перспективы предупреждения преступлений // Общество и право. 2009. N 4. С. 161 - 166.
  3. Кибальник А.Г. Современное международное уголовное право. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 155 - 156.
  4. Криминология. Общая часть: Учебник / Под ред. В.В. Орехова. СПб., 1992;
  5. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М., 1998.
  6. Криминология: Учебник для юрид. вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2007. С. 347 - 350.
  7. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 1998. N 3.
  8. Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. С. 61.
  10. Оськина Е.Л. Проблемы классификации уголовно-правовых мер предупреждения преступлений // Российский судья. - 2008. - N 9
  11. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Криминология. Общая часть: Учеб. пособие. Красноярск, 1997. С. 200 - 201.
  12. Хлобустов О.М. О международно-правовых основах противодействия современному терроризму // Международное публичное и частное право. 2001. N 2. С. 35.
  13. Хорос В. "Крона", "корни" и "климат" терроризма // Мировая экономика и международные отношения. 2002. N 3. С. 49.
  14. Шарифуллин Р.А. Некоторые правовые аспекты международного сотрудничества в области предупреждения преступности // Российский судья. - 2006. - N 12
  15. Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности: Учеб. пособие. Красноярск: КГУ, 1999.

1 Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. 528 с.

2 Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. 528 с.

3 Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004

4 Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007

5 Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.


Информация о работе Предупреждение преступности