Предупреждение преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас уже ни для кого не секрет, что применение только мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, недостаточно для сдерживания и, тем более, стабильного сокращения преступности. В этих условиях становится как никогда ранее актуальной задача реализации идей, связанных с предупреждением преступлений. Важнейшими факторами, обусловливающими необходимость ее решения, стали: временная сдача государством позиций в деле упреждающего противодействия преступности в целом; развал системы профилактики в России, неоспоримые достижения и эффективность которой были в свое время признаны мировым сообществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Криминология 4
ВАРИАНТ ТРЕТИЙ 4
Тема: Предупреждение преступности. 4
1. Понятие предупреждения преступности. Соотношения предупреждения преступности и иных форм борьбы с преступностью (пресечение преступной деятельности, компенсация последствий преступности и др.). 4
2. Правовая основа предупреждения преступности. Ведомственное нормативное регулирование предупредительной деятельности. международно-правовые акты в сфере предупреждения преступности 10
3. Понятие системы мер предупреждения преступности. Общие и специальные меры предупреждения преступности. Индивидуальное предупреждение. Виды мер предупреждения преступности: экономические, политические, правовые, психологические, организационные и другие 13
4. Система субъектов предупреждения преступности. Специализированные, относительно специализированные субъекты предупреждения преступности. Возможности восстановления и развития системы участия общественности в предупредительной деятельности. координационные органы в сфере предупреждения преступности. 21
5. Международные организации в борьбе с преступностью 33
ЗАДАНИЯ: 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

3229 А. Криминалистика Вариант 3 (КФУ, Контрольная).doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

а) массовые общественные организации, действующие на основе уставов и положений (политические партии и молодежные формирования, профсоюзы, кооперативные объединения, добровольные спортивные объединения, творческие союзы, общественные и религиозные организации и фонды), имеющие вертикальную и горизонтальную структуры и действующие в масштабах как страны, так и отдельных регионов, районов, городов, а также предприятий и учреждений;

б) общественность, участвующая в деятельности государственных, представительных и правоохранительных органов (комиссии по борьбе с пьянством, по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, по бытовому и трудовому устройству, внештатные сотрудники милиции и общественные помощники следователей, службы безопасности, частные детективные и охранные предприятия);

в) органы, организации, отдельные представители местной  общественной самодеятельности (общественные объединения правоохранительной направленности, добровольные народные дружины, инспекции по делам несовершеннолетних на общественных началах, общественные воспитатели, общественные пункты охраны порядка).

Первая группа общественных организаций осуществляет главным образом меры общего предупреждения преступлений (социально-экономические, культурно-воспитательные и т.д.). Главная их задача - раннее предупреждение антиобщественных проявлений.

Вторая, действуя на основе положений, утвержденных актами высшей государственной власти, а также на основе ведомственных нормативных актов, реализует меры общего и индивидуального предупреждения преступлений.

Третья группа формирований общественности наиболее многообразна и менее упорядочена. Она занимается непосредственно  общей и индивидуальной профилактикой правонарушений либо организацией общественной деятельности самодеятельных формирований по предупреждению антиобщественных проявлений.

Предупредительная деятельность общественных организаций  строится в соответствии с их задачами и компетенцией. Как правило, она включает проведение следующих мероприятий:

обсуждение  вопросов предупреждения преступлений на текущий момент и в ближайшей  перспективе; участие в текущем  и перспективном планировании предупредительной  деятельности, в закреплении ее задач и форм в совместных с правоохранительными органами нормативных и методических документах;

использование мер общественного воздействия  в отношении лиц с отклоняющимся  поведением с тем, чтобы предупредить дальнейшую деморализацию личности и обеспечить своевременную коррекцию ее поведения;

выявление криминогенно опасных очагов семейно-бытовых  конфликтов и принятие мер к их устранению;

проведение  индивидуальных и групповых бесед, обсуждение поведения конкретных лиц  на собраниях, заседаниях выборных органов, осуществление общественного контроля за поведением лиц, склонных к совершению преступлений;

осуществление общественного контроля за соблюдением  законодательства о трудовой дисциплине и условиях труда, об охране собственности; борьба с пьянством и другими  негативными явлениями;

проведение  рейдов, патрулирования в общественных местах в целях предупреждения и  пресечения преступных и иных антиобщественных проявлений.

К числу правоохранительных органов как субъектов предупреждения преступлений относятся органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, юстиции, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).

Важной особенностью правоохранительных органов как  субъектов профилактики является то, что осуществляемые ими мероприятия  предполагают обязательное включение  в работу по устранению криминогенных  факторов. Правоохранительные органы выявляют нарушения закона и причины этого и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необходимых случаях помощи других субъектов.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач. При  этом следует отметить, что позитивное влияние системы правоохранительных органов на уровень преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами: правоохранительные органы не имеют возможностей прямого воздействия на формирование у лица таких важных элементов криминогенной мотивации, как потребности, интересы, цели и средства достижения преступных намерений. Только частично они влияют на формирование правосознания путем общей и индивидуальной превенции, устранения причин и условий конкретных преступлений, принятия уголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а также исправления и перевоспитания осужденных. Однако эти обстоятельства не исключают участия правоохранительных органов в процессе предупреждения преступлений и профилактического воздействия на конкретное лицо.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе  предупреждения преступности. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих  борьбу с преступностью, органам  внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это, прежде всего, с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

Особенно возросла роль органов внутренних дел в  последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работникам милиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие, как ОМОН (отряды милиции особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

Особо важное значение в предупредительной деятельности органов внутренних дел придается  их связи с общественностью, опоре  на общественные организации по месту  жительства и в трудовых коллективах. Именно в этом состоит главный  источник наращивания усилий в деле повышения эффективности деятельности по предупреждению преступлений.

В предупредительной  работе органов внутренних дел можно  выделить следующие основные ее виды:

разработка  и осуществление общих направлений  предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности;

конкретизация общих направлений до уровня решения  отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях  и объектах народного хозяйства;

проведение  индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни;

работа с  конкретными лицами, склонными к  совершению преступлений и ранее  судимыми, с целью недопущения  совершения ими преступлений;

предотвращение  преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел;

пресечение  и раскрытие совершенных преступлений.

Место и роль прокуратуры в системе предупреждения преступлений определяется ее функцией высшего надзора за точным исполнением законов на территории всей страны. Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами решают стоящие перед ними задачи предупреждения преступности, но и осуществляют контроль за деятельностью других государственных органов, исполнением законов, регламентирующих их обязанности по предупреждению преступлений.

Предупредительная деятельность прокуроров состоит также  в оказании воздействия на должностных  лиц и граждан путем выявления  и пресечения средствами общего надзора  уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимает соответствующие меры к пресечению правонарушений и наказанию виновных. Повышение эффективности этой деятельности прокуратуры достигается обеспечением широкой гласности.

Наиболее действенным  средством общего надзора при выявлении и устранении криминогенных обстоятельств является отмена незаконных актов. Тем самым обеспечивается не только предупреждение обусловливаемых ими преступлений (хищения, приписки, злоупотребления и т.д.), но и укрепление законности.

Судебные органы решают задачи предупреждения преступлений с помощью присущих им разнообразных средств и методов. В соответствии с российским законодательством суды обязаны всей своей деятельностью воспитывать граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и общественной собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

В числе разнообразных  задач, решаемых судом, важное значение имеет правильное определение мер  наказания. Вынесение справедливого приговора в отношении виновного является для склонных к совершению преступлений лиц наглядным примером того, какие последствия могут наступить в случае совершения противоправных деяний. Акт правосудия оказывает превентивное воздействие и на других граждан.

Формы предупредительной  работы судебных органов весьма разнообразны: выездные заседания, привлечение представителей общественности к судебному разбирательству  уголовных дел, частные определения  о невыполнении обязанностей должностными лицами по выявлению и устранению причин и условий преступлений, контроль за исполнением приговоров, решений и определений.

Основным направлением предупредительной деятельности органов  и учреждений юстиции является работа по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также правовая пропаганда. Они также осуществляют организационное руководство работой судов и таким образом имеют возможность влиять на их деятельность по предупреждению преступлений. На органы юстиции возложено не только непосредственное осуществление правовой пропаганды, но и методическое руководство этой работой. Они координируют деятельность правоохранительных органов по правовой пропаганде, разрабатывают средства и методы ее осуществления, организуют их внедрение в практику пропагандистской работы.

В системе мер, используемых различными субъектами для  предупреждения преступлений, следует  особо выделить следующие:

экономические меры (стабилизация экономики; уменьшение степени дифференциации населения  по уровню доходов; обеспечение прожиточного минимума для необеспеченных слоев населения; обеспечение приоритета легальной экономической деятельности; экономическое стимулирование добровольного отказа от совершения правонарушений в процессе экономической деятельности; борьба с безработицей; компенсация ущерба жертвам правонарушений и т.п.);

политические  меры (демократизация политической жизни; борьба с коррупцией; борьба с неправомерным  лоббированием частных (корпоративных) интересов в органах власти; разработка государственной стратегии борьбы с правонарушениями; стабилизация политического режима; развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и т.п.);

правовые меры (принятие комплексного законодательного акта об основах государственной  системы предупреждения преступлений и иных правонарушений; устранение противоречий уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и других отраслей законодательства; восполнение пробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественно опасных деяний; правовое обеспечение механизма реализации законодательства о борьбе с преступностью и предупреждении правонарушений; обеспечение стабильности правовых запретов, использование в полной мере превентивных возможностей закона; своевременное и адекватное реагирование на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния, использование предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений и т.п.);

психолого-педагогические и культурно-воспитательные меры (правовое воспитание населения; воспитание профилактической активности личности; формирование доверия к правоохранительным органам; информирование о негативных последствиях нарушений уголовно-правовых, административно-правовых запретов; демонстрация положительных результатов борьбы с преступностью и иными правонарушениями и т.п.);

криминологические меры общей и индивидуальной профилактики (профилактические беседы; направление  информации об антиобщественном поведении  лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций; предупреждение о постановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение; виктимологическая профилактика);

Информация о работе Предупреждение преступности