Ответственность за экономические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 10:19, реферат

Краткое описание

Системное противодействие коррупции возможно в условиях, когда страна намечает цели и рубежи долгосрочного социально-экономического развития. Одновременно приходится преодолевать трудности прошлых лет и сегодняшней действительности, и прежде всего коррупцию. Коррупция - сложное социальное явление, деформирующее государственную и правовую системы. В обще

Вложенные файлы: 1 файл

з глава Суханова.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

    К числу специальных экономических мер следует отнести те, которые направлены на стимулирование легальной предпринимательской деятельности:

    -       сокращение объема неучтенной наличности и незаконно вывозимых за рубеж капиталов;

    -       расшивку неплатежей;

    -       увеличение налогового потенциала физических и юридических лиц;

    -       снижение уровня налогообложения

    Их  реализация, безусловно, создаст необходимые  экономические предпосылки для  своевременной и полной уплаты налогоплательщиками  обязательных платежей. Первостепенное значение имеет экономическая обоснованность налогов и сборов, ведь обязательные платежи не должны быть произвольными. В этой связи справедливо отмечается, что, во-первых, налоги должны быть эффективны с точки зрения «самоокупаемости», т.е. суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Во-вторых, при установлении налога и определении его существенных элементов должны учитываться макро- и микроэкономические последствия, т.е. последствия как для бюджета или определенной отрасли экономики, так и для конкретного налогоплательщика. По нашему мнению, в значительной степени можно было бы снизить количество лиц не желающих уплачивать налоги, если бы удалось с экономической точки зрения обосновать целесообразность существования каждого налога и размера его ставки.

    Политическими по содержанию являются мероприятия, затрагивающие  деятельность властных структур в связи  с налогообложением. В данном случае имеется в виду изменение проводимой налоговой политики. Под ней понимаются осуществляемые государством мероприятия по использованию налоговых рычагов, нацеленные на стимулирование приоритетных направлений развития экономики и формирование централизованных финансовых ресурсов. Налоговая политика является составной частью экономической политики государства и во многом определяется уровнем его экономического развития. С помощью налоговых рычагов государство осуществляет регулирование рыночной экономики и ее социальную ориентацию. Налоговая политика должна проводиться в соответствии с принципами всеобщности, равенства, справедливости, соразмерности, удобности и подвижности налогообложения. Она играет важную роль в распределении ресурсов, осуществляемом в ходе реализации основных принципов российского налогового федерализма и должна базироваться на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях. К числу таких мер относится осуществленное в налоговом кодексе разграничение полномочий представительных органов власти Российской Федерации, субъектов и местного самоуправления в части установления и введения налогов и сборов. Четкое определение пределов их компетенции в этих вопросах практически полностью исключает налоговый произвол, т.е. возможность обременения физических лиц и организаций налоговыми обязанностями, не предусмотренными законодательством.

    Правовые  меры являются приоритетными, так как  практически все предупредительные  меры требуют соответствующего нормативного обеспечения. Процесс совершенствования  налогового законодательства должен быть продолжен. Следует устранить недостатки отдельных налоговых механизмов и средств обеспечения исполнения налоговых обязанностей. Определенных изменений требуют нормы, регламентирующие порядок взыскания недоимок, а также предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства. Регламентацию, адекватную их задачам, должна приобрести деятельность налоговых органов и органов налоговой полиции.

    Меры  организационного характера имеют  своей целью устранение недостатков  во взаимодействии между контролирующими и правоохранительными органами, их отдельными подразделениями. К ним же следует отнести и меры, направленные на развитие между­народного сотрудничества органов налогового контроля. На сегодняшний день добиться объединения всех усилий, прилагаемых в этом направлении, пока не удалось. Разобщенность усилий в значительной степени снижает эффективность предупредительной деятельности.

    Техническими  являются мероприятия по совершенствованию  форм и методов налогового контроля, повышению квалификации руководителей организаций и бухгалтерских работников, техническому перевооружению налоговых органов, введению в организациях новых кассовых аппаратов с фискальной памятью. Для успешного решения задач, стоящих перед налоговыми органами и органами налоговой полиции по предупреждению налоговых преступлений и правонарушений, необходимо внедрение информационных технологий. В настоящее время в налоговых службах внедрена и функционирует автоматизированная информационная система АИС «Налог», включающая общесистемное и прикладное программное обеспечение. Она предназначена для использования в деятельности подразделений Министерства налогов и сборов и включает государственный реестр налогоплательщиков, интегрированную многоуровневую базу данных банковских счетов, базу данных обязательных отчетных документов, банк данных нарушений налогового законодательства. Важное профилактическое значение имеет создание федеральной информационной системы органов налоговой полиции (ИСИНПОЛ), которая позволит всем заинтересованным государственным органам получить сведения: о нарушениях налогового законодательства; о налоговых преступлениях и лицах, их совершивших; статистические данные и анализ оперативно-служебной деятельности.

Уровень состояния преступности Состояние преступности в сфере налогооблажения по данным РосСтатНадзора Состояние преступности в сфере налогооблажения  с учетом осуществления предложенных мероприятий
Отчетный  период 2009 2010 2011 2009 2010 2011
Неуплата  налогов 1234 2598 2707 678 1128 1488
В т.ч. внесение ложных сведений в налоговую декларацию 526 896 915 289 492 503
Уд. Вес. Неуплаты налогов 38,2 62,6 58,7 86,0 56,9 58,6
Совершено иных преступлений 2001 1550 1906 110 852 1048
Уд. вес иных преступлений 61,8 37,4 41,31 13,9 43,03 41,3
Всего преступлений 3235 4148 4613 788 1980 2536

    Таким образом используя вышеизложенные мероприятия по улучшению работы по борьбе с финансовыми преступлениями   возможно сокращение совершения преступлений в сфере налогооблажения в  среднем на 40 – 50 %. 

      Таблица №4 - Эффект от мероприятий по борьбе с финансовыми преступлениями в сфере    налогообложения 
       

    Вывод: за счет данных мероприятий происходит значительное снижение преступности в  сфере налогооблажения, что отчетливо  видно в таблице.

       На страховом рынке, как и на любых других финансовых рынках, часто возникают экономические преступления, к которым относится страховое мошенничество. Правовые проблемы страхового рынка в российской юриспруденции исследуются в основном цивилистами и крайне редко специалистами по уголовному праву. Однако рост числа преступлений в сфере страхования вообще и страховых мошенничеств в частности вызвал к жизни и исследования уголовно-правового направления.

    Меры  предупреждения мошенничества в  страховании жизни и от несчастного  случая:

      Сам факт заключения договора  с более чем сомнительным наличием  страхового интереса у страхователя уже должен настораживать страховщика. К сожалению, в силу особенностей страховой деятельности это сложно проверить на стадии заключения договора, да и персонал, оформляющий договор (и как правило, получающий с него процентное вознаграждение), не заинтересован в этом. Зато когда происходит страховой случай, страховая компания начинает тщательно расследовать все обстоятельства, и если они позволяют - попытается признать договор недействительным. Возможно, доказывание отсутствия страхового интереса в заключении договора страхования - это очень эффективный метод борьбы с мошенничеством в имущественном страховании, но в личном страховании он не работает, для профилактики такого рода случаев представители страховщика должны четко информировать клиентов о нормах ст. 934, 963 ГК РФ и уголовного законодательства о том, что неправомерные действия не просто наказуемы, но и легко раскрываемы и в любом случае сопровождаются отказом в выплате . На практике страховщик к этому не стремится, поскольку ему важно, чтобы клиент, которого бывает довольно сложно "уговорить", заключил договор и уплатил взнос. Поэтому страховщик, заинтересованный в привлечении клиента, избегает обсуждения подобных вопросов, надеясь, что при наступлении страхового случая он сможет выявить мошенника.

    Меры  предупреждения мошенничества в  страховании туристов:

      Страховщику следует работать  по этому виду страхования  только в контакте с надежным  западным партнером - международной  страховой или сервисной компанией, - располагающим обширной сетью  региональных представительств, который возьмет на себя урегулирование убытков и решение иных проблемных вопросов (этого, кстати, требуют и посольства развитых стран (Австрия, Германия, Франция и т.п.), правда, не из соображения профилактики мошенничеств, а исходя из необходимости гарантировать предоставление туристу медпомощи в стране временного пребывания). Мелкому или региональному страховщику вообще не стоит выходить на данный рынок в одиночку - лучше использовать услуги хотя бы российского перестраховщика или состраховщика, поскольку у крупной московской компании гораздо больше возможностей выявлять "мошеннические" случаи. И, наконец, всегда в обеспечении услуг застрахованным туристам обязательно должна участвовать ассистанс-служба (независимая фирма, структурное или дочернее подразделение партнерской компании или собственный аларм-центр страховщика).

    Меры  предупреждения мошенничеств в медицинском  страховании:

      Полисы с возможностью обращения  в любое медучреждение, а не  только туда, чьи адреса указаны  в договоре страхования, в России продавать нельзя (хотя они и являются нормальными для западной практики). Пациент должен лечиться только в тех медучреждениях, с которыми у страховщика есть договорные отношения.

      Принимая в качестве поставщика  услуг новое медучреждение, особенно если это небольшая частная клиника, страховщик должен тщательным образом проинспектировать организацию внутренних процессов в клинике, а также установить более жесткие условия отчетности и документооборота, нежели приняты у него для проверенных длительным сроком сотрудничества клиник.

      В некоторых случаях целесообразно  направлять в медучреждение (новое,  с которым только недавно начали  работать, или "подозрительное", где есть основания предполагать  нарушения) врача-контролера под  видом пациента. Помимо криминальной стороны такой негласный контроль поможет проверить и качество оказываемых медуслуг, и отношение медперсонала к пациенту.

    Меры  профилактики мошенничеств в ОСАГО:

      Самое актуальное на сегодняшний  день - это контроль работы филиалов, агентов, брокеров, штатного персонала, т.е. всех тех, кто имеет доступ к бланкам страховых полисов ОСАГО. Они выступают соучастниками преступлений на стадии продажи полисов клиентам, которым нужна не страховая защита, а бумажка, защищающая от штрафующих инспекторов ГАИ. Проверка расчета агентами суммы взноса, указания даты заключения договора и т.п. должна входить в задачи персонала страховой компании.

      С целью профилактики злоупотреблений  при выставлении счетов за  ремонт целесообразно чаще направлять  поврежденные автомобили ремонтироваться на те станции техобслуживания, с которыми у страховщика есть договор.

    Таким образом используя вышеизложенные мероприятия по улучшению работы по борьбе с финансовыми преступлениями   возможно сокращение совершения преступлений в финансово – кредитном секторе в среднем на 40 – 50 %.

      Таблица №5 - Эффект от мероприятий по борьбе с финансовыми                   преступлениями в сфере страхования 

    Уровень

    Состояния

    преступности

Состояние преступности в сфере страхования по данным РосСтатНадзора Состояние преступности в сфере страхования с учетом осуществления предложенных мероприятий

 

Окончание таблицы 6

Уровень состояния преступности Состояние преступности в сфере страхования  по данным РосСтатНадзора Состояние преступности в сфере страхования с учетом осуществления предложенных мероприятий
Отчетный  период 2009г 2010г 2011г 2009г 2010г 2011г
Страхование жизни от несчастных случаев 1500 1655 2005 975 1076 1303
Уд. вес 12,29 15,51 20,57 12,28 15,51 20,57
 
Страхование туристов
2700 2089 1908 1755 1358 1240
 
Уд. вес
22,12 19,58 16,58 22,11 19,58 19,57
Медицинское страхование 4505 3366 2880 2929 2188 1872
Уд. вес. 36,91 31,56 29,55 36,91 31,55 29,55
ОСАГО 3500 3555 2950 2275 2311 1918
Уд. вес 28,67 33,33 30,27 28,67 33,33 30,28
Всего преступлений 12205 10665 9743 7934 6933 6333

Информация о работе Ответственность за экономические преступления