Ответственность за экономические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 10:19, реферат

Краткое описание

Системное противодействие коррупции возможно в условиях, когда страна намечает цели и рубежи долгосрочного социально-экономического развития. Одновременно приходится преодолевать трудности прошлых лет и сегодняшней действительности, и прежде всего коррупцию. Коррупция - сложное социальное явление, деформирующее государственную и правовую системы. В обще

Вложенные файлы: 1 файл

з глава Суханова.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

    Крайне  важно обеспечение взаимосвязанной  борьбы с организованной преступностью  и коррупцией, так как организованная преступность осуществляет масштабный подкуп служащих на постоянной или  регулярной основе.

    В борьбе с коррупцией особое значение имеет борьба с организованной преступностью, разоблачение, привлечение к уголовной ответственности руководителей и других членов преступных организаций, подкупающих государственных служащих. Горизонтально-вертикальные коррумпированные связи организованных преступных сообществ и «беловоротничковых» преступных групп носят особо скрытый и согласительный характер в условиях доминирующей жесткой алчности и продажности чиновников. Поэтому организованные группы, используя подобные связи, остаются практически недосягаемыми для правоохранительных органов. Чистка руководящих кадров - тоже весьма актуальная задача. Выявление коррумпированных связей организованных преступных групп имеет большое значение и для расследования экономических преступлений. 

      3.2 Вопросы совершенствования работы по борьбе с финансовыми                            

                    Преступлениями 
 
 

    Понятие "финансовые преступления" является в большей мере криминалистическим понятием, под которое подпадает  весьма обширная группа различных видов  преступлений, имеющих сходство в их криминалистических чертах (криминалистической характеристике), в частности, в особенностях предмета посягательства, в структуре способа и обстановки их совершения, в типологических особенностях личности правонарушителей.

    В экономике России особое место отведено банковской системе как важнейшему институту кредитно-финансовой сферы. Банковская система предназначена для обеспечения стабильности цен и устойчивости национальной валюты, обеспечения бесперебойного и надежного функционирования платежной системы, проведения единой денежно-кредитной  политики, организации и осуществления валютного регулирования и валютного контроля в стране. Она выступает в качестве главного источника кредитования сектора экономики. Поэтому решение указанных задач служит гарантией устойчивости финансовой системы страны и важнейшим условием обеспечения экономической безопасности России.

    Мошенничество совершается при проведении различных банковских операций и сделок в кредитовании, вкладных операций, расчетов по кредитным картам и чекам, использовании в хозяйственной деятельности электронной и цифровой информации и др.. Мошеннические действия при кредитовании в основном осуществляются двумя способами: путем представления работникам банка фиктивных регистрационных документов на предприятия; путем фальсификации документов, служащих обеспечением возврата полученных кредитов.

    К преступлениям, совершаемым при  проведении расчетных операций, относятся  мошенничества с кредитными картами, дорожными чеками,  другими платежными документами. Среди мошеннических действий, совершаемых  с  использованием кредитных карт, условно можно выделить: незаконное использование поддельных кредитных карточек; мошенническое использование платежных квитанций. Распространенным способом мошенничества является также использование похищенных или утерянных чеков. Отдельно следует рассмотреть проблему задержки, неперечисления банками клиентских и налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды и хищений денежных средств. Преступления такого рода основаны на сдаче платежных поручений в "проблемные" банки, не имеющие денежных средств на корреспондентских счетах. Таким образом, злоупотребление банковскими работниками своими полномочиями является одним из основных условий совершения банковских преступлений, квалифицируемых по различным статьям Уголовного кодекса.

    Чрезвычайно актуальной является проблема выявления и пресечения невозврата валютных средств, незаконно перемещенных за границу. Банк, являясь частью финансовой инфраструктуры, связан корреспондентскими отношениями не только внутри, но и за пределами России. Используя легальные финансовые  технологии, преступники переводят значительные средства за границу. Банк в этом процессе - основной канал "перекачки" денежных средств на счета банков других стран. Для перевода денег за границу используются международные расчетные системы, оффшорные зоны поддельные банковские и таможенные документы,  проводятся фиктивные экспортно - импортные операции. Следует отметить, что рост разного рода мошенничеств, связанных с использованием фальсифицированных  документов, стал возможным благодаря массовому использованию цветной множительной техники коммерческими структурами.

    В структуре криминальных банковских операций имеют место банковская деятельность без лицензии  (включая  незаконные валютные операции); участие  в отмывании денежных средств, полученных незаконным путем, а также в кредитовании криминальных видов деятельности.

    Как показывает любая практика, положительных результатов можно добиться за счет поиска и выработки новых подходов не только к организации, но и тактике выявления рассматриваемых преступлений, основанной на знании нормативных основ функционирования кредитно-финансовой системы, механизма осуществляемых финансовых операций, особенностей правового оформления договорных отношений. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что к наиболее существенным мерам в этом направлении относятся:

    - скоординированная борьба с нарушениями в финансово-банковской системе, как на территориальном и региональном, так и на республиканском уровнях;

    - сплошная проверка банков, расположенных на обслуживаемой территории, с целью фиксации и выявления фактов нарушений;

    - уделяя при этом особое внимание раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых служащими органов власти и управления, народными депутатами, с использованием должностных полномочий по распоряжению средствами государственного бюджета, на выявление их коррумпированных связей, а также на факты взяточничества со стороны руководства и служащих ЦБ и других органов государственного управления;

    - создание специализированного банка данных о занимающихся данными операциями банках и организованных преступных формированиях;

    - повышенный контроль банковских операций с участием иностранных представителей и банков.

    Прогрессирующая криминализация экономики, во многом стала возможной из-за отсутствия в масштабах государ­ства четкой программы предупреждения экономической преступности. Для защиты кредитно-финансовых отношений от криминального влияния необходимо:

    - сосредоточить основные усилия на оперативном прикрытии сфер финансово-кредитных отношений;

    - обеспечить своевременный сбор, всестороннее изучение и обобщение информации, связанной с состоянием, тенденциями и прогнозированием развития криминальной ситуации в экономике;

    - совершенствовать формы и методы получения анализа и реализации информации о противоправных сделках, создании в преступных целях фирм-однодневок;

    - наращивать уровень и эффективность взаимодействия с государственными органами, осуществляющими защиту экономических интересов госу­дарства и прав потребителей, а также службами безопасности хозяйственных субъектов.

    Складывающаяся обстановка позволяет сделать вывод, что в ближайшей перспективе даже при самом благополучном развитии ситуации в силу определенной инерции социальных процессов, прогнозируется дальнейший рост экономической преступности, усиление ее дестабилизирующего воздействия на экономическую сферу.

    В целях обеспечения экономической  безопасности необходимо:

    - разработать государственную программу предупреждения преступности в кредитно-финансовой сфере;

    - разработать государственную программу совершенствования деятельности контролирующих органов, укрепить материально-техническое обес­печение, повысить социальную и правовую защищенность их сотрудников.

    С необходимостью сосредоточения сил  на борьбе с тяжкими преступлениями следует сделать акцент на осуществление  оперативно-розыскной профилактики. Крупномасштабные профилактические меры играют решающую роль в предотвращении финансовых афер с возможными крайне негативными последствиями для государства и общество.

    Таким образом используя вышеизложенные мероприятия по улучшению работы по борьбе с финансовыми преступлениями   возможно сокращение совершения преступлений в финансово – кредитном секторе в среднем на 60-70%.

Таблица №3 - Эффект от мероприятий по борьбе с финансовыми преступлениями в кредитно – финансовой сфере.

Уровень состояния преступности Состояние преступности в банковском секторе  по данным РосСтатНадзора Состояние преступности в банковском секторе  с учетом осуществления предложенных мероприятий
Отчетный  период 2009г 2010г 2011г 2009г 2010г 2011г
Совершено хищений 2067 3966 5807 723 1388 2032
 
В т.ч. мошенничество
1246 3174 5009 436,1 1110,9 1753,1
Уд. вес хищений 45,2 44,2 48,00 45,77 44,1 48,02
Совершено иных преступлений 2511 5011 6286 857 1753 2200
Уд. вес иных пресуплений 54,8 55,8 51,9 54,2 55,8 51,9
Всего преступлений 4578 8977 12093 1580 3141 4232

 
 
 

    Вывод: за счет данных мероприятий происходит значительное снижение преступности в  кредитно – финансовом секторе, что  отчетливо видно в таблице.

    Нежелание уплачивать налоги вызвано высоким уровнем налогообложения и пониженной налоговой способностью организаций и населения. В свою очередь, это является следствием негативных процессов, происходящих в экономике, к числу которых относятся: падение уровня производства, инфляция, неплатежи, недостаток оборотных средств, вывоз и «тенизация» капитала.

    При решении вопросов о совершенствовании  работы по борьбе с налоговыми преступлениями необходимо выделить групп мер общесоциального  и специального (криминологического)  характера. К числу общесоциальных мер, оказывающих положительное влияние на сферу налогообложения, можно отнести: повышение уровня производства, снижение инфляции, стабилизацию курса национальной валюты, увеличение доходов населения. В силу объективных причин государство не в состоянии кардинально изменить в лучшую сторону положение дел в экономике. Следовательно, ожидать резкого повышения налоговой способности податных субъектов в ближайшее время не приходится. Недоступно пока и достижение полного политического согласия в обществе. В этих условиях может показаться, что предупредительная деятельность является бесперспективной. Общеизвестно, что существует тесная взаимосвязь предупредительной работы по борьбе с преступностью на общесоциальном и специально - криминологическом уровнях. Однако, для организации противодействия налоговой преступности дожидаться позитивных изменений в экономике не следует. Значительных успехов в деле борьбы с ней можно достигнуть, используя специально-криминологические меры. Они имеют специальную направленность и воздействуют на конкретные причины и условия, способствующие совершению преступлений. Именно эти меры отражают специфику любой, в том числе и анализируемой, предупредительной деятельности. Специальные меры предупреждения налоговой преступности должны охватывать сферу налогообложения. Вместе с тем, учитывая ее тесную взаимосвязь с другими финансовыми институтами, необходимо распространить соответствующие меры на бюджетную и валютную сферы, а также сферу денежного обращения. Оказывая на возникшие в них негативные процессы целенаправленное воздействие, можно в значительной степени повысить налоговый потенциал общества, что в свою очередь приведет к снижению числа лиц, стремящихся уклониться от уплаты налогов.

    По  содержанию специальные меры борьбы с налоговой преступностью можно подразделить на экономические, политические, правовые, организационно-управленческие, технические и культурно-воспитательные. Только применение всех их в совокупности позволяет говорить о наличии комплексной и действенной системы предупреждения.

Информация о работе Ответственность за экономические преступления