Ответственность за экономические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 10:19, реферат

Краткое описание

Системное противодействие коррупции возможно в условиях, когда страна намечает цели и рубежи долгосрочного социально-экономического развития. Одновременно приходится преодолевать трудности прошлых лет и сегодняшней действительности, и прежде всего коррупцию. Коррупция - сложное социальное явление, деформирующее государственную и правовую системы. В обще

Вложенные файлы: 1 файл

з глава Суханова.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

    2. Обеспечение качества антикоррупционной  экспертизы нормативных правовых  актов.

    Подготовка  согласованного учебного пособия.

    Организация и проведение тренингов по освоению методики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

    Организация проверки качества антикоррупционной  экспертизы нормативных правовых актов.

    Организация мониторинга внедрения антикоррупционной  экспертизы нормативных правовых актов.

    3. Обеспечение публичности антикоррупционной  экспертизы нормативных правовых  актов.

    Подготовка  организаций бизнеса и других организаций гражданского общества для проведения антикоррупционной  экспертизы нормативных правовых актов.

    Содействие  распространению практики независимой  антикоррупционной экспертизы нормативных  правовых актов.

    4. Обеспечение единообразия методических  подходов во избежание произвольных  и несогласованных критериев  оценки актов.

    Стабильности  института анализа и оценки правовых актов на коррупциогенность и его эффективному использованию способствуют два Постановления Правительства РФ. Одно - от 5 марта 2009 г. N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" и другое - от 5 марта 2009 г. N 196 "Об утверждении Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции". В июле 2009 г. принят в первом чтении Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Такова общая нормативно-методическая база в данной области, отразившая основное содержание названных выше научных методик. Теперь важно ее использовать единообразно, не допуская "самотворчества" на региональном и ведомственном уровнях во избежание разных оценочных подходов к законам и иным правовым акта.

    Борьба  с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью. Общую организацию борьбы с коррупционной  преступностью следует базировать на:

    - постоянном анализе изменений  коррупции и ее причин;

    - определении стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

    - основе закона, а не подзаконных  актов, так как, во-первых, неизбежные  ограничения ряда прав служащих (при представлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т. п.) могут в соответствии со ст. 55 Конституции РФ осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода:

    - разработке целевых взаимоувязанных  программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах, причем реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

    - координации деятельности всех  органов государственной власти  Президентом России;

    - специализированной подготовке  кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

    - использовании помощи разных  институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая  сотрудничество банков);

    - систематической оценке результатов  работы и корректировке мер;

    - нужна скорейшая реформа государственной службы и армия профессионально подготовленных чиновников. Чем ниже профессиональный уровень чиновника, тем сильнее у него стремление к «левым» доходам. Профессиональной подготовки нет у чиновников не только низших уровней, но и самых высоких, включая руководителей ведомств в центре и на местах; некоторые из них не имеют зачастую, ни профессионального профильного образования, ни опыта работы в определенной сфере;

    Большое предупредительное значение имеют  оперативно-профилактические меры, а также тщательный ведомственный и подведомственный контроль, прокурорский надзор за точным соблюдением норм и правил, регламентирующих все виды государственной и муниципальной службы.

    Многого в предупреждении коррупционных  преступлений можно добиться путем своевременного, полного и адекватного реагирования на коррупционные правонарушения непреступного характера (административные, дисциплинарные проступки и т.д.).

    Используя возможности правового воспитания и просвещения, необходимо решительно отвергнуть попытки легализовать коррупцию, представить ее как нормальное явление, своего рода атрибут рыночных отношений; показывать несостоятельность взглядов о моральной допустимости подкупа служащих в целях решения стоящих перед людьми проблем.

    Предупреждение коррупции – это, прежде всего, воздействие на ее причины и условия, выявление преступников и предупредительные меры, направленные на их исправление. Надо понимать то, что ликвидировать преступность вообще, в том числе коррупционную невозможно, но можно и нужно удерживать ее на цивилизованном уровне, при котором отсутствует постоянная и явная угроза жизни, здоровью, достоинству и собственности основной массы населения; люди не боятся выходить на улицу; безнаказанно не похищаются миллионы рублей, и можно найти защиту от произвола чиновников.

    Причины и условия коррупционной преступности имеют сложную природу. Прежде всего, необходимо отметить многовековые традиции мздоимства и лихоимства в России. Их укоренению способствовало отсутствие полноценного гражданского общества, демократических механизмов общественного контроля за властью и связанное с этим всесилие чиновничества.

    В плане общего предупреждения необходимо, прежде всего, исключать использование  коррупции как средства становления  и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также пресекать отмывание, приумножение криминальных капиталов.

    При специальном предупреждении коррупции  важны:

    - установление такого содержания  служащим, которое способно обеспечить  им и их семьям достойный уровень жизни (особенно сотрудникам полиции);

    - повышенный контроль за доходами  и расходами государственных  и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, наиболее  чувствительными к коррупции  (выдаче информации, не подлежащей  официальному распространению и т. п.);

    - кадровой политикой, использование  в том числе ротации кадров;

    - режим обеспечения безопасности  лиц, осуществляющих борьбу с  коррупцией, преступностью, а также  их семей;

    - устранение фактов расхождения  закрепленных законом задач, полномочий разных субъектов и правовых средств их обеспечения (например, когда негосударственным службам безопасности государственные правоохранительные органы не обязаны предоставлять необходимую информацию);

    - создание банков данных о функционирующих в стране хозяйствующих субъектах;

    - декларация доходов (расходов), имущественного  положения физических и юридических  лиц, в том числе тех, кто  участвовал в приватизации;

    - снижение числа чиновников;

    - контроль за денежными средствами  в оффшорных зонах;

    - издание бюллетеней о расходах  и имущественном положении высших  чиновников на местах;

    - издание бюллетеней о расходах  и имущественном положении бюджетных  организаций, органов государственной  власти в центре и на местах;

    - взятка должна быть экономически невыгодной, она должна влечь за собой имущественный ущерб, в том числе и из-за потери доброго имени взяткодателя или взяткополучателя;

    - введение режима исключительно  служебного использования дорогостоящих  государственных квартир, особняков,  предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях;

    - должна быть обеспечена публичность,  прозрачность объявления и проведения  различных конкурсов для юридических  лиц, коммерческих организаций на предоставление им разрешений на экономическую деятельность в рамках государственных заказов. При распределении заказа важна репутация того предприятия (фирмы), которому он делается;

    - совершенствование налогового законодательства  с целью уменьшить теневую экономику, ограничить зависимость предпринимателей от служащих налоговых органов;

    - уменьшение наличного оборота,  расширение современных электронных  средств расчета, внедрение современных  форм отчетности;

    - введение в системе социальных услуг (прежде всего — коммунальных) конкуренции — чтобы не приходилось ждать по полдня единственного на всех сантехника, который будет требовать за свою не всегда трезвую и по закону бесплатную работу денег;

    - передача решения части социальных  задач общественным организациям на условиях конкурса и под госконтролем за расходованием средств (помощь малоимущим и т.п.);

    - организация достойного обеспечения  судей и всей системы судопроизводства;

    - упрощение процедуры привлечения  депутатов к уголовной ответственности;

    - введение открытых конкурсов  на государственные заказы и  закупки;

    - уменьшение монополий и создание  конкуренции в сфере оказания  государственных услуг;

    - полный отказ от устаревшей  системы ведомственных льгот,  связанных с бытом чиновников: последние должны получать хорошую зарплату, а все необходимое для жизни приобретать за свои деньги наравне со всеми (квартиру, машину и т.п.).

    - необходимо систематическое профессиональное  обучение кадров. Чиновники должны  повышать свой профессиональный  уровень, свою квалификацию, проходить курсы дополнительного образования;

    - необходимо наладить эффективный  парламентский контроль за высшими  должностными лицами государства.  Деятельность госаппарата на  всех уровнях, муниципальных учреждений, всех служащих, уполномоченных осуществлять публичные функции, должна стать, за редкими исключениями, прямо оговоренными в законе (например, обеспечение сохранности государственной или коммерческой тайны), открытой, прозрачной для гражданского общества, для общественного контроля;

    - должен существовать государственный  фонд поощрения чиновников, которые  быстро и квалифицированно оказывают  услуги населению, а также обеспечивают  полноту таможенных и налоговых  сборов. Это поощрение может быть, например, в виде премий;

    - ограничению коррупции могло бы способствовать снижение административного давления на предпринимателей, сокращение в экономике, финансах, сфере услуг разрешительного принципа с заменой его на уведомительный;

    - важен вопрос ротации чиновников (перемещение их внутри структуры). Ротация позволяет разбить круговую поруку, разрывает сложившиеся связи. Но зачастую это просто способ избавиться от неугодных или принципиальных работников. При ротации трудно поощрить добросовестных работников;

    Правоохранительная  деятельность должна неуклонно осуществляться только в рамках и на основе закона, при соблюдении презумпции невиновности, индивидуализации уголовной ответственности, наказания и с использованием всего арсенала правовых средств (дисциплинарных, административных, гражданского, уголовно-правовых).

    Борьба  с коррупционной преступностью  включает восстановление нарушенных коррупционными правонарушениями законных интересов  и прав, возмещение вреда, реформирование общественных отношений на основе закона, а не коррупционных отношений.

Информация о работе Ответственность за экономические преступления