Ответственность за экономические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 10:19, реферат

Краткое описание

Системное противодействие коррупции возможно в условиях, когда страна намечает цели и рубежи долгосрочного социально-экономического развития. Одновременно приходится преодолевать трудности прошлых лет и сегодняшней действительности, и прежде всего коррупцию. Коррупция - сложное социальное явление, деформирующее государственную и правовую системы. В обще

Вложенные файлы: 1 файл

з глава Суханова.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

    III. пути совершенствования работы группы экономической безопасности и противодействия коррупци в сфере финансовых преступлений 
     

3.1 Мероприятия  по предупреждению коррупции 
 
 

    Системное противодействие коррупции возможно в условиях, когда страна намечает цели и рубежи долгосрочного социально-экономического развития. Одновременно приходится преодолевать трудности прошлых лет и сегодняшней действительности, и прежде всего коррупцию. Коррупция - сложное социальное явление, деформирующее государственную и правовую системы. В общем виде коррупция есть злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц. Иными словами, это проявление противоправного корыстного интереса, который вопреки публичному интересу порождает цепь действий - незаконных или внешне легальных для достижения цели в виде личной выгоды.

    Коррупция порождается как экономическими, так и социальными условиями, укладом жизни, противоречащими  коренным ценностям общества, государства  и личности, закрепленным в Конституции  РФ. В коррупционные отношения  втянуты тысячи людей. Поэтому ее устранение требует комплексных и системных мер. Иначе все будет сведено к регулированию ставших известными отдельных фактов.

    Программой  системы деятельности является Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г. В нем отмечается, что в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы, в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы. Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует социальным преобразованиям и повышению эффективности экономики, вызывает недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и рассматривается как одна из угроз безопасности страны.

    В связи с этим разработан комплекс мер по противодействию коррупции - законодательных, управленческих и  социальных.

    Совершенствование правового обеспечения борьбы с  коррупцией является одним из ключевых блоков. Речь идет о трех основных аспектах.

    Во-первых, необходимо обоснованно определить правовой статус участников управленческих, экономических, трудовых отношений. Законы о федеральных и региональных органах исполнительной власти и  положения о министерствах, агентствах, службах, департаментах, управлениях должны четко урегулировать полномочия, взаимоотношения, основания и виды ответственности органов. Столь же важно вводить административные регламенты осуществления государственных функций и оказания публичных услуг, другие регламенты. Административные процедуры придают открытый характер и гарантируют предсказуемость управленческих действий.

    Нуждаются в обновлении уставы государственных  и муниципальных предприятий  и типовые положения о публичных  учреждениях.

    Во-вторых, потребовалось принятие законодательных актов Российской Федерации в связи с противодействием коррупции. Это Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции". Потребовались изменения в Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", в Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральные законы от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также в Уголовный кодекс РФ.

    Потребуются и другие изменения законов и  иных правовых актов на федеральном  и региональном уровнях. Это касается положений об органах и регламентов  их деятельности, правил подготовки и  принятия ведомственных и локальных актов.

    В-третьих, принцип формализованности оценки правовых актов означает использование  процедур (регламентов) ее проведения на основе заранее установленных  критериев и показателей, совершения действий ее участниками и подведения итогов. Тогда оценка становится мерилом реальной эффективности правовых актов и допущенных деформаций не только в их тексте, но и в процедурах принятия и реализации.

    Знание  и соблюдение принципов проведения оценки нормативных правовых актов  на коррупциогенность служат не абстрактными пожеланиями, обращениями к государственным служащим, специалистам и экспертам. Их правильное использование является важнейшей гарантией высокого качества соответствующих работ, и поэтому их следует рассматривать как квалификационный признак участников этой деятельности.

    Проведение  экспертизы актов на основе анализа  названных коррупционных факторов облегчается при систематическом  правовом мониторинге и контроле, когда выявляются отклонения фактических  действий от нормативных моделей. Мониторинг правовых актов организуется Советом Федерации, федеральными, региональными и муниципальными органами и дает возможность получения необходимой информации. Правда, пока сбор информации происходит по ведомственным каналам (МВД, Генеральная прокуратура и др.), ее трудно обобщать и концентрировать. В повестке дня - введение в стране единой правовой статистики.

    В механизме государственного управления многое зависит от уровня служебного поведения, то есть от организации деятельности государственных служащих. Действующий Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" создает для этого необходимые предпосылки. И все же триада "права, обязанность, ответственность" часто не срабатывает. Коррупциогенность сознания служащих и пренебрежение общественными ценностями и публичным долгом нередко толкают их к противоправным действиям. Служебное поведение отклоняется от нормативных моделей и выражается либо в прямых нарушениях законности, либо в формально легальных, но по смыслу противоправных действиях (бездействии).

    Таково  явление рейдерства, которое порождает  цепь действий чиновников правоохранительных, регистрирующих и иных органов внешне в рамках их полномочий, но в корыстных  целях. Подтверждением служит обсуждение в Центре стратегических разработок 7 октября 2008 г. материалов анализа коррупционной практики в случаях рейдерства.

    Третий  блок в антикоррупционном механизме - социальный. Он призван охватывать целеустремленные действия институтов гражданского общества. С одной стороны, эффективны открытые действия общественных объединений, муниципальных органов, каналов СМИ по выявлению и оценке коррупционных действий. Формируемая общественная среда создает обстановку социальной нетерпимости к ним. С другой стороны, нужно активно реализовывать Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

    Необходимо  повышение правовой культуры граждан  путем введения и расширения каналов  правовой информации и реального  доступа к ней. Воспитание уважения к закону должно быть важной составляющей процесса обучения в школах и вузах, институтах и центрах повышения квалификации служащих и работников бизнес-структур.

    Коррупция - болезнь всего общества, и лечить ее нужно усилиями всех граждан, служащих, интеллигенции, бизнесменов.

    Отрадно, что в Национальном плане противодействия  коррупции среди мер по ее профилактике выделены совершенствование механизма  антикоррупционной экспертизы нормативных  правовых актов, разработка методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в государственных органах всех уровней и органах местного самоуправления.

    В Федеральном законе "О противодействии  коррупции" есть п. 2 ст. 6 о применении антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов в совокупности с другими мерами по профилактике коррупции. Аналогичные нормы содержатся в законах субъектов РФ о противодействии коррупции. Тем самым данный институт становится обязательным атрибутом правотворческой и правоприменительной деятельности, что исключает его недооценку и применение от случая к случаю.

    В юридическом смысле преодоление  коррупции предполагает решение  комплекса задач:

    - развитие специального антикоррупционного законодательства на федеральном и региональном уровнях;

    - корректировка действующих законодательных и подзаконных актов с учетом антикоррупционных требований;

    - ускоренное принятие Федерального закона "О нормативных правовых актах" и соответствующих региональных законов;

    - упорядочение статуса органов государственной и муниципальной власти и их служащих;

    - развитие системы правового мониторинга и разработка показателей действия законов и иных нормативных правовых актов;

    - введение механизмов анализа и оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность и прежде всего - правил и методики проведения их антикоррупционной экспертизы.

    Реализация  этих задач требует согласованных  действий. Особое внимание уделяется  анализу и оценке правовых актов  на коррупциогенность. Это объясняется, о чем говорилось выше, ключевой ролью в определении легальных приоритетов, решений и действий граждан и юридических лиц. Причем если на первых порах экспертная оценка концентрировалась на возможных коррупциогенных факторах проектов законов и иных нормативных правовых актов, то теперь следует вести речь о более широком механизме преодоления коррупциогенности правовых актов.

    Во-первых, это система стартовых правовых действий по упорядочению статуса и  процедур деятельности органов, организаций  и служащих.

    Во-вторых, проведение правового мониторинга, включая антикоррупционный анализ как проектов, так и действующих правовых актов.

    В-третьих, объектом анализа становятся в определенных пределах и иные документы, сопутствующие  появлению, принятию и реализации правовых актов. Статистическая, бухгалтерская, медицинская и иная специальная документация входит в фокус анализа.

    В-четвертых, проведение собственно антикоррупционной  экспертизы преимущественно проектов актов сочетается с другими формами  и способами их анализа и оценки - сбором информации, подготовкой аналитических материалов, проверками, контролем и надзором, публичными обсуждениями (семинары, конференции и т.п.).

    Важно отметить: механизм анализа и оценки правовых актов на коррупциогенность  является комплексным институтом, к  которому имеют отношение многие отрасли права. Первоначальное "уголовно-наказательное" представление о нем сменяется системным использованием инструментов теории права, норм и институтов конституционного, административного, гражданского, трудового, международного публичного права. И это позволяет избежать упрощенных подходов к данному явлению.

    Показательна  подготовленная в ЦСР хроника  внедрения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (2004 - 2009 гг.).

    Стратегическая  цель - сокращение возможностей использования права в интересах коррупции, снижение коррупциогенности российских законодательных и иных правовых актов.

    Задачи: создать правовую базу и организовать проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в  отношении ранее принятых нормативных правовых актов; обеспечить полноту, единообразие и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы; развивать публичность проведения и результатов антикоррупционной экспертизы; ввести ответственность за соблюдение антикоррупционных стандартов нормативных правовых актов и нарушение требований по их антикоррупционной экспертизе; организовать проверку качества антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

    Мероприятия:

    1. Развитие правовой базы.

    Подготовка  согласованного проекта Федерального закона "Об антикоррупционных стандартах и антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов в Российской Федерации".

Информация о работе Ответственность за экономические преступления