Особенности расследования незаконного оборота оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

При рытье котлована экскаваторщик гражданин Панин обнаружил два артиллерийских снаряда. Вместо того чтобы сообщить об опасной находке в органы внутренних дел и саперам, он самостоятельно их разминировал. Затем он вместе со своим приятелем гражданином Сафоновым перевез снаряды к себе на дачу. Там приятели планировали извлечь из снарядов тротил, чтобы впоследствии использовать его на рыбалке, но были задержаны сотрудниками органов внутренних дел.
Квалифицируйте действия гражданина Панина и гражданина Сафонова, обосновав свой ответ.

Содержание

1. Практическое задание № 1
2. Практическое задание № 2
3. Теоретическое задание: «Особенности взаимодействия следователя с органами внутренних дел и другими правоохранительными органами при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия»

Вложенные файлы: 1 файл

ВАРИАНТ № 4 Особенности расследования незаконного оборота оружия.docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

(их процессуальное положение,  фамилии, инициалы)

 

заявления

не поступили

. Содержание заявлений

:

--------


(поступили, не поступили)

 

Понятые:

Григорьев С.В.


         (подпись)

 

Воронов М.П.


         (подпись)

Иные участвующие  лица:

Токарев В.В.


         (подпись)

 

Старцев С.С.


         (подпись)

 

Шишков С.В.


          (подпись)

Протокол  предъявлен  для  ознакомления  всем  лицам,  участвовавшим   в   следственном


 

действии.  При этом  указанным лицам разъяснено  их  право делать  подлежащие   внесению


 

в протокол оговоренные и  удостоверенные подписями этих  лиц  замечания  о  его  дополнении


 

и уточнении. Ознакомившись с протоколом путем

оглашения протокола следователем


                                                                                                                   (личного прочтения

 

или оглашения протокола  следователем)

участники    следственного    действия    сделали    следующие   замечания   о   его   дополнении  


 

и уточнении

таковых не имеется


                                      (указываются процессуальное положение, фамилия и инициалы участника следственного действия

 

и сделанные им дополнения и уточнения к содержанию протокола)

 

   

Григорьев С.В.


(процессуальное положение)                                           (подпись)          (фамилия, инициалы)

 

   

Воронов М.П.


(процессуальное положение)                                           (подпись)          (фамилия, инициалы)

 

   

Токарев В.В.


(процессуальное положение)                                           (подпись)           (фамилия, инициалы)

 

   

Старцев С.С.


(процессуальное положение)                                           (подпись)           (фамилия, инициалы)

 

   

Шишков С.В.


(процессуальное положение)                                           (подпись)           (фамилия, инициалы)

 

Следователь (дознаватель)

Коротков М.А.


           (подпись)

Копию протокола получил:

Хачидзе Г.


(фамилия, имя, отчество  лица,

 

в помещении которого произведен обыск (выемка), или представителя администрации организации)

«

11

»

марта

20

12

г.

   

(подпись)

Теоретическое задание:

«Особенности взаимодействия следователя с органами внутренних дел и другими правоохранительными органами при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия»

Взаимодействие  следователя с оперативными сотрудниками и сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений (экспертами-криминалистами) органов внутренних дел при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, необходимо рассматривать как основанную на законе и иных нормативных актах совместную деятельность, направленную на достижение общей цели – раскрытие и расследование таких преступлений, установление объективной истины и обеспечение правильного применения закона.

Основными принципами такого взаимодействия являются:

- соответствие  совместной деятельности требованиям  закона;

- организующая  роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений;

- самостоятельность  органов дознания в выборе  в рамках действующего законодательства средств и методов оперативно-розыскной деятельности;

- плановость  взаимодействия;

- непрерывность взаимодействия.

Как показывает практика, взаимодействие состоит из нескольких этапов. Формы взаимодействия следователя с другими службами обусловливаются различными факторами. Практика выработала следующие формы взаимодействия.

1. Составление единого согласованного плана. При необходимости план рассматривается руководителями следственного и оперативного подразделений, утверждается начальником органа внутренних дел. Контроль над выполнением плана возлагается на следователя.

2. Обмен  информацией взаимодействующих  субъектов о данных, представляющих интерес для следствия, оперативно-розыскной и криминалистической деятельности.

3. Производство  следственных и розыскных действий  по поручению следователя.

4. Совместное  обсуждение результатов следственных  и оперативных действий.

5. Отчёты у руководителей соответствующих  подразделений оперативных работников, следователей и экспертов о ходе выполнения плановых мероприятий.

Кроме перечисленных, к формам взаимодействия относятся также:

- взаимодействие при назначении судебных экспертиз и специальных исследований. Следователь может обращаться за консультацией к сотрудникам экспертно-криминалистических подразделений по тем или иным вопросам, возникающим в ходе следствия.

Одной из форм взаимодействия является совместная работа в составе следственно-оперативных групп.

В процессе совместной работы важным является вопрос о психологической совместимости партнёров по взаимодействию.

Социально - психологическая совместимость  – это важное условие к созданию бесконфликтной ситуации в согласованной работе.

Взаимодействие  следователя с оперативниками в соответствии с уголовно-процессуальным законом и законом об ОРД осуществляется до начала, но главным образом, в процессе предварительного следствия, а также после его приостановления.

Необходимость такого взаимодействия в процессе предварительного расследования как основного вида криминалистической деятельности возникает, как правило, тогда, когда после проведения необходимых следственных действий преступление остается нераскрытым или раскрыто не полностью, когда не выявлены или не разысканы все участники преступления, не установлены существенные обстоятельства дела, не проверены важные версии, имеются трудности в отыскании доказательств и проведении отдельных следственных действий.

На стадии возбуждения уголовного дела о незаконном обороте оружия взаимодействие направлено на получение недостающих для возбуждения дела материалов и их проверку.

Оперативно-розыскные  мероприятия, предусмотренные законом об ОРД и проводимые в рамках взаимодействия и вне него, носят непроцессуальный, преимущественно поисково-справочный, наблюдательно-обследовательский и разведывательный характер.

Они осуществляются специальными негласными и гласными методами и средствами и имеют своей целью своевременное обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, орудий преступления, похищенного имущества, выявление фактических данных, важных для следственной ориентации в сути происшедшего и его деталях, обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, а также розыск лиц, совершивших преступления с применением оружия и скрывающихся от органов следствия.

Порядок их производства регламентирован не уголовно-процессуальным законом, а  разработанными на основе закона об ОРД ведомственными нормативными актами МВД, ФСБ. Содержание же методов и средств этой специальной деятельности изучается и разрабатывается не криминалистикой, а теорией оперативно-розыскной деятельности, как специальной дисциплины. Проведение специальных оперативных мер относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов.

Следователи в силу своего процессуального положения  не наделены правом их проведения и участия в них. В то же время их участие невозможно и из-за особой специфики оперативно-розыскной деятельности, требующей соответствующей подготовки. Но это, естественно, не ограничивает право следователя самостоятельно осуществлять необходимые простые розыскные действия, не предусмотренные законом об ОРД и направленные на поиск неизвестных и известных следователю лиц и предметов.

Вместе  с тем УПК РФ и закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими правомочиями, позволяющим ему давать указанным выше органам поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Такие поручения (в письменном виде) являются обязательными для этих органов.

Закон РФ «О полиции» также обязывает органы полиции исполнять соответствующие поручения и указания следователя. Тем самым следователи имеют возможность активно и широко использовать оперативно-розыскные возможности органов МВД, ФСБ и других органов дознания для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Следственная  и оперативно-розыскная деятельность в ходе такого взаимодействия чаще всего протекают параллельно (последовательно или одновременно) в целях решения единых задач, входящих в их компетенцию. Соответственно следователь не должен ни перелагать на оперативно-розыскной орган свои обязанности, ни подменять указанный орган.

Следователь не обладает правом знакомиться с  любыми материалами оперативно-розыскного дела. Знакомство с нужными ему  документами указанного дела следователь  может осуществить лишь с помощью прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законов в оперативно-розыскной деятельности. По запросу прокурора ему могут быть предоставлены оперативно-розыскные документы, интересующие следователя, за исключением материалов секретного порядка.3

Прокурор, обнаружив нарушение закона, допущенное при проведении оперативно-розыскных  действий, в том числе в рамках взаимодействия, должен дать указание органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, об устранении нарушения.

Взаимодействие  при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, складывается из нескольких этапов.

Первый этап совпадает со стадией возбуждения уголовного дела, допускающего истребование необходимых материалов и их предварительную доследственную проверку.4 Чаще всего такую проверку следователь проводит совместно с оперативно-розыскными работниками. При этом может проводиться осмотр места происшествия, в осуществлении которого большую помощь следователю оказывают оперативные работники.

Они оказывают  помощь в охране места происшествия, обследовании территории, прилегающей к месту происшествия, обнаружении следов преступления, выявлении очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступнике, применяют служебно-розыскную собаку. Следователь вместе с оперативными работниками анализирует собранные материалы и изъятые вещественные доказательства и совместно намечает неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

Данный  этап связан и с возбуждением уголовного дела, и началом проведения неотложных следственных действий оперативно-розыскными работниками с последующим информированием следователя об этом.5

Особенно  важно взаимодействие в этот период при оценке информации о противоправной деятельности организованных преступных групп, собранной оперативно-розыскным путем, с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В этих ситуациях обычно возникает необходимость возбуждения уголовного дела не оперативно-розыскным органом, а именно следователем, могущим более квалифицированно разобраться в существе полученных оперативных данных, решить вопрос о наличии оснований для возбуждения подследственного ему уголовного дела и на более высоком уровне провести первоначальные следственные действия.

Информация о работе Особенности расследования незаконного оборота оружия