Особенности расследования краж автомототранспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи. Цель исследования состоит в разработке комплекса рекомендаций по совершенствованию методики расследования краж и угонов транспортных средств.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Провести анализ механизма совершения угонов и краж транспортных средств.
2. Дать характеристику лиц, совершающих угоны и кражи транспортных средств.
3. Раскрыть специфику возбуждения уголовных дел по данным категориям преступлений.

Содержание

Введение ………………………………………….………………….. ст.2
Глава 1 Криминалистическая характеристика угонов и краж транспортных средств……………...…………………………………..ст. 4
Раздел.1 Особенности механизма совершения угонов и краж транспортных средств ………………………………………………….ст.4
Раздел. 2 Характеристика лиц, совершающих угоны и кражи транспортных средств …………………………………….....................ст. 7
Глава 2 Особенности расследования угонов и краж транспортных средств…..……………………………………………………………….ст. 11
Раздел 1 Специфика возбуждения уголовных дел по данным категориям преступлений ………………………………….…………..ст. 11
Раздел 2 Особенности взаимодействия сотрудников правоохранительных органов при розыске угнанных и похищенных транспортных средств ……………………………….……....................ст. 13
Раздел 3 Алгоритм действий следователя на первоначальном этапе расследования в зависимости от складывающихся следственных ситуаций………………………………………………………………….ст. 16
Раздел 4 Тактические особенности производства отдельных следственных действий при расследовании угонов и краж транспортных средств…………………………………………………………………....ст. 18
Заключение……………………………………………………….……..ст. 26
Литература………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Криминалистика 2а.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                  № стр.

 

Введение   ………………………………………….………………….. ст.2

Глава 1 Криминалистическая характеристика угонов и краж транспортных средств……………...…………………………………..ст. 4

                 Раздел.1 Особенности механизма совершения угонов и краж  транспортных средств ………………………………………………….ст.4

                 Раздел. 2 Характеристика лиц, совершающих угоны и кражи транспортных средств …………………………………….....................ст. 7

           Глава 2 Особенности расследования угонов и краж транспортных     средств…..……………………………………………………………….ст. 11

        Раздел 1 Специфика возбуждения уголовных дел по данным категориям преступлений ………………………………….…………..ст. 11

         Раздел 2 Особенности взаимодействия сотрудников правоохранительных органов при розыске угнанных и похищенных  транспортных средств ……………………………….……....................ст. 13

                 Раздел 3 Алгоритм действий следователя на первоначальном этапе расследования в зависимости от складывающихся следственных ситуаций………………………………………………………………….ст. 16

       Раздел 4 Тактические особенности производства отдельных следственных действий при расследовании угонов и краж транспортных средств…………………………………………………………………....ст. 18

Заключение……………………………………………………….……..ст. 26

Литература……………………………………………………..………...ст. 28

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы моей работы. Общеизвестно, что имущественные преступления, то есть преступления, посягающие на собственность, являются наиболее распространенным видом преступлений, особенно в крупных городах, и их число ежегодно росло на протяжении последних двух десятков лет. Сложное экономическое положение в стране не дает оснований полагать, что количество хищений в ближайшее время уменьшится. Из всех имущественных преступлений, совершаемых на территории нашего государства, преобладают кражи чужого имущества, так как кражи (тайное хищение чужого имущества) являются, пожалуй, наиболее легко исполнимыми преступлениями и, вместе с тем, их раскрываемость 1правоохранительными органами остается на низком уровне.   Кражи являются самыми распространенными и интенсивно растущими преступлениями, около 15 % из них составляют кражи транспортных средств. Поскольку в России, как и во всем мире, автомобильный парк увеличивается, то и сохраняется тенденция роста завладения транспортными средствами. Так, в 2011 г. в России было совершено около 58 тыс. краж транспортных средств и около 45 тыс. автомобилей. Всего по базе данных АИПС «Автопоиск» ИЦ МВД Российской Федерации в розыске значится 263 тыс. транспортных средств. В целом же по стране раскрываемость данного вида преступлений остается невысокой и составляет в среднем: кражи всех автотранспортных средств - 26,1 %, автомашин - 20,0 %.

Практика свидетельствует, что на момент возбуждения уголовного дела, когда местонахождение транспортного средства не установлено, далеко не всегда возможно дать правильную квалификацию содеянного - кража или угон, поэтому представляется необходимым разрабатывать единые рекомендации по расследованию данных видов преступлений.

Цель и задачи. Цель исследования состоит в разработке комплекса рекомендаций по совершенствованию методики расследования краж и угонов транспортных средств.

Для достижения поставленной цели в контрольной работе были сформулированы и решены следующие задачи:

1. Провести анализ механизма  совершения угонов и краж транспортных  средств.

2. Дать характеристику лиц, совершающих  угоны и кражи транспортных  средств.

3. Раскрыть специфику возбуждения  уголовных дел по данным категориям преступлений.

4. Выявить особенности взаимодействия  сотрудников правоохранительных  органов при розыске угнанных  и похищенных транспортных средств.

5. Определить алгоритм действий  следователя на первоначальном  этапе расследования в зависимости от складывающихся следственных ситуаций.

6. Установить тактические особенности  производства отдельных следственных  действий при расследовании угонов  и краж транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Раздел 1 «Особенности механизма совершения угонов и краж транспортных средств»

     На основе сравнительного  анализа понятий «криминалистическая  характеристика преступлений» и  «механизм преступления» я сделал  вывод, что криминалистическая характеристика  преступлений по объему содержащейся в ней криминалистически значимой информации шире, чем механизм преступления, и более приспособлена для нужд практики, поскольку позволяет ориентировать следователей на выдвижение обоснованных версий.

     Поскольку в механизм  преступления не включаются сведения личностного характера, то, на мой взгляд  правильнее было бы говорить не о механизме преступления в целом, а о механизме совершения преступления, как о комплексе действий преступника, обусловленных предметом преступного посягательства, условиями обстановки и действиями потерпевшего. При таком подходе механизм совершения преступления выступает в качестве структурного элемента криминалистической характеристики преступлений.

     Хочу отметить, что  на момент возбуждения уголовного  дела сведения о механизме совершения преступления и о личности потерпевшего становятся известны следователю практически в полном объеме. Именно исходя из этих сведений, следователь выдвигает версии о лице, совершившем конкретное преступление, естественно с учетом сведений из криминалистической характеристики о личности возможного преступника. Таким образом, криминалистическая характеристика преступлений, фактически, состоит из двух разных по степени значимости для процесса расследования взаимозависимых блоков информации: того, что следователю уже известно, и того, что ему необходимо установить.

     Структуру криминалистической  характеристики преступлений можно  представить в следующем виде:

1. Механизм совершения преступления.

2. Сведения о личности возможного  преступника.

2В работе рассмотрен механизм совершения краж автомототранспортных средств, при этом обращалось внимание на те особенности действий преступника, которые бы свидетельствовали о его умысле - собирался ли он совершить кражу или угон. Так, о том, что преступник собирался совершить именно кражу, а не угон, могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

1. Способ распоряжения преступником  автомототранспортных средств:

Анализ практики показал, что в случае угона автомототранспорта преступники:

1) бросают автомототранспорт (7,1 %):

на проезжей части (51,7 %);

в укромном месте (овраг, лес и т. п. - 48,3 %).

2) уничтожают  (2,9 %).

В 8,6 % изученных уголовных дел по фактам угона преступники не успели распорядиться автомототранспортом, поскольку были задержаны работниками полиции.

В случае кражи автомототранспорта производится:

1) их продажа (46,1 %):

в данном населенном пункте (45,2 %);

в другом городе (республике) - 54,8 %.

Похищенный автомототранспорт может продаваться:

а) скупщикам краденого (27,2 %);

б) случайным лицам (19,3 %);

в) через торговые предприятия (24,2 %);

г) заказчикам (29,3 %).

2) автомототранспорт разбирается  на запчасти (32,7 %), которые в последующем  продаются.

3) в последнее время стали  популярны угоны дорогих автомобилей  с последующим требованием выкупа за их возвращение (2,6 %).

2. Время совершения преступления:

в «сезон консервации» (ноябрь-март) доля совершаемых краж транспортных средств снижается резко и значительно, а удельный вес угонов в этот период падает не так заметно;

для угонов более характерно дневное и вечернее время, большинство краж совершается преимущественно вечером и ночью (для угонов - период с 19 до 2 часов; для краж - между 19-24 и 0-2 часами).

33. Место совершения преступления:

с охраняемых гаражей - стоянок как открытого, так и закрытого типа (6,8 %) - только кражи. Они, как правило, становятся возможными при условии нарушения обязанностей лицами, осуществляющими охрану и пропускной режим на этих объектах;

со двора (48,5 %) - как кражи, так и угоны;

от магазинов, рынков и т. п. (39,56 %) - как кражи, так и угоны;

с автозаправки (5,14 %) - только угоны.

4. Условия хранения автомототранспорта:

угонщики зачастую для осуществления преступного замысла пользуются транспортными средствами, оставленными без присмотра, что не привлекает постороннего внимания и не требует необходимости в конспирации.

5. Подготовка к совершению преступления:

1) Подготовка к совершению угонов  практически не проводится, преступники  выбирают случайный автомототранспорт (46,8 %), имея при себе минимальный  набор технических средств, например: позволяющий открыть дверцу автомашины.

2) Подготовка к совершению краж  проводится более тщательно : выбирается  автомототранспорт определенной  марки (53,2 %);

активно изучается образ жизни потенциальной жертвы и установленная охранная система;

через обширные связи в автосервисах, мойках, автостоянках, авто магазинах, мастерских, фирмах-установщиках охранных систем преступниками приобретаются дубликаты ключей, коды и пароли;

подготавливается место, где автомототранспорт будет стоять после кражи (25,8 %);

подготовка орудий преступления (29,1 %);

выбор места совершения преступления (гараж, бокс, платная стоянка, улица);

выбор времени кражи или угона (вечер, ночь, день);

изучение путей подхода и отхода от места преступления;

подбор участников преступления, распределение ролей и функций между ними;

планирование преступной деятельности;

поиск каналов сбыта похищенного (продавцов, покупателей, посредников);

выработка определенной линии поведения (противодействия) правоохранительным органам на случай «провала» и др.

 

Раздел 2 «Характеристика лиц, совершающих угоны и кражи транспортных средств».

Анализ информации о механизме совершения преступления, полученной на этапе возбуждения уголовного дела и проведения неотложных следственных действий, позволяет выдвинуть обоснованные версии о лицах, совершивших данное преступление:

41. Угон транспортного средства могут осуществить как одиночки, так и группы по предварительному сговору.

71,1 % одиночек - это лица, ранее не  судимые, которые совершают спонтанные угоны, пользуясь благоприятной для них ситуацией. Изучение уголовных дел показало, что 26,1 % угонов совершаются ранее судимыми лицами за преступления против собственности, в том числе и за угоны.

Подавляющее большинство угонов совершается мужчинами в возрасте от 18 до 24 лет - 31,6 %, от 25 до 29 лет - 30,3 %, от 30 до 40 лет - 22,8 %, несовершеннолетними - 15,3 %, как правило, злоупотребляющими спиртными напитками или наркотическими средствами, отрицательно характеризующимися. Анализ социальных закономерностей показал, что 25,83 % задержанных нигде не работали, 41,33 % трудились, 20,68 % по роду занятий учащиеся (студенты), 12,16 % предприниматели. 48,8 % лиц, совершивших угоны автомототранспорта, являются профессиональными водителями. Я особо подчеркиваю общественную опасность угона транспортных средств лицами, не имеющими необходимых навыков в управлении транспортным средством, создающих повышенную опасность для окружающих еще и тем, что, чаще всего, находятся в возбужденном состоянии, в том числе, связанном с опьянением. Они нередко совершают дорожно-транспортные происшествия, иногда с тяжелыми последствиями.

Преступники не совершают угоны по месту своего жительства. Как правило, они жители других районов города - 84 %.

5Группы по предварительному сговору, как правило, создаются для совершения одного угона лицами, находящимися в приятельских или родственных отношениях. Как правило, группа состоит из 2-3 человек. Анализ следственной и судебной практики показал, что члены такой группы ранее не судимы (90,7 %), в возрасте от 18 до 24 лет - 37,6 %, несовершеннолетние -21,1 %. Удельный вес преступлений, совершенных подростками в группе, составляет 42,4 %.

При анализе социальных закономерностей было установлено, что 65,16 % задержанных членов группы нигде не работали, 12,81 % трудились, 11,51 % по роду занятий учащиеся (студенты).

2. Кражи совершаются группами  по предварительному сговору  или организованными группами.

Анализ следственной и судебной практики показал, что, как и при совершении угонов, группа по предварительному сговору состоит из 2-3 человек. Как правило, члены группы ранее не судимы (90,7 %), в возрасте от 25 до 29 лет - 24,3 %, от 30 до 40 лет - 17 %. Большинство автомототранспортных воров являются местными жителями - 79,8 %. Лишь немногие преступники прибывают в местность из других районов (20,2 %) специально для совершения хищения автомототранспорта.

При анализе социальных закономерностей было выявлено, что 65,16 % задержанных членов группы нигде не работали, 12,81 % трудились, 11,51 % по роду занятий учащиеся (студенты), 10,52 % предприниматели. 57,15 % лиц, участвовавших в совершении краж автомототранспорта, являются профессиональными водителями.

Разделения ролей в группе по предварительному сговору нет, но уже сформировано руководящее ядро из наиболее активных и авторитетных членов группы. Как правило, его составляют лица с максимально выраженными антиобщественными установками. Однако большинство неформальных лидеров, так же как и непосредственных исполнителей, входящих в такие группы, не имеют достаточных навыков совершения и сокрытия краж автомототранспорта. Главное для них - получение определенных материальных выгод, а также удовлетворение личных и групповых интересов.

6Организованными группами совершается 34 % краж автомототранспортных средств. Совершенные в таких преступных группах кражи автомобилей отличаются особой дерзостью, организованностью, наличием отработанной системы сокрытия следов и реализации похищенного. Для преступной деятельности последних более характерно серийное совершение краж автомобилей, обычно дорогостоящих. Членами организованной группы, совершающей кражи автомашин, являются мужчины, как правило, ранее не судимые (90,7 %), в возрасте от 18 до 24 лет - 27,4 %, от 25 до 29 лет - 29,1 %, от 30 до 40 лет - 21,5 %, несовершеннолетние - 22 %. Удельный вес преступлений, совершенных подростками в организованной группе составляет 30,75 %, в том числе с участием взрослых лиц - 16 %.

Информация о работе Особенности расследования краж автомототранспорта