Идентификационные признаки объектов трасологической экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсового исследования является обобщить и систематизировать имеющиеся в литературе методические рекомендации по идентификационным признакам объектов, поступающих на трасологическую экспертизу.
Основными задачами курсового исследования являются:
- изучить теоретические основы трасологической идентификации;
- рассмотреть научные основы идентификации;
- изучить понятие признака, свойства, а также классификацию идентификационных признаков;
- рассмотреть методику трасологического идентификационного исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы трасологической идентификации………...5
ГЛАВА 2. Научные основы идентификации…………………………………....8
2.1. Понятие идентификационного признака, свойства…………………9
2.2. Классификация идентификационных признаков…………………..11
ГЛАВА 3.Методика трасологического идентификационного исследования..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПРОВЕРКА (Автосохраненный).docx

— 74.24 Кб (Скачать файл)

Идентификационное поле – определенная система свойств  вещи, являющаяся непосредственным объектом идентификации.

Идентификационный период – временной интервал, позволяющий  ( с учетом устойчивости и изменяемости признаков отождествляемых объектов) осуществить процесс идентификации.

В трасологии для идентификации  используется также свойства объектов, которыми определяется на сколько они устойчивы, с какой точностью могут отображаться в следах, сохраняться и восприниматься идентифицирующим объектом.

 

 

 

2.2. Классификация идентификационных признаков

 

Признаки объектов, которые могут  быть использованы для их отождествления, называются идентификационными. Данные признаки подразделяются на две основные группы необходимые и случайные. Необходимые признаки в свою очередь подразделяются на существенные и простые. Первые определяют принадлежность вещи к определенной группе объектов, вторые – создают законченное представление о ней.

Существенные признаки заключают  в себе редкие качества и поэтому  ценнее для задач идентификации.

Также признаки делятся на общие и частные.

Общие признаки присущи не только данному объекту, но и всем объектам той или иной конкретной группы (вида, рода). Например, всем топорам присущ определенный размер и форма лезвия, любому почерку - выработанность, размер, наклон, связанность и т.д. Отождествление по ним не может быть осуществлено, они служат для сужения круга искомых объектов.

Частные признаки - это такие, которые  присущи объектам одной группы и  характеризуют детали каждого объекта. Например, частными признаками лезвия топора могут быть зазубринки, вмятины, частными признаками подошвы обуви - трещинки, царапины, заплатки и т.д. Они являются основой для идентификации. Иногда частный признак может быть присущ и некоторым иным объектам подобного вида. Поэтому при идентификационном исследовании используется совокупность как общих, так и частных признаков. Каждый признак характеризуется: величиной, формой, цветом, положением, особенностями.

Общие признаки наиболее устойчивы  и сохраняются, пока сохраняется  сущность данного объекта. Частные  признаки изменяются и исчезают, практически  не отражаясь на общих.

В трасологии принята классификация  признаков, отображающих свойства образующих объектов -  классификация по происхождению  следов, разработанная Г.Л. Грановским3.

Эти признаки подразделяются  на четыре основные группы:

К первой группе относятся следы  человека, которые включают в себя следы рук  человека, ног, зубов  ( в том числе зубных протезов), губ, иных участков кожного покрова и другие. В качестве сопутствующих следам человека относят  в эту группу следы обуви (чулок, носок), следы одежды и повреждений на ней и т.п.

Ко  второй группе относятся следы орудий, инструментов, механизмов и их частей. Проводится исследование орудий и их следов, пломб, узлов, установление целого по частям, изделий  массового производства и другие.

 К  третьей группе относятся следы  транспортных средств и их  деталей.

 В  четвертую группу входят следы  животных. К ним относятся исследования  следов ног, зубов, когтей, подков, клейма, лап4.

Кожная поверхность ладоней  рук (как и подошв ног) отличается по своему строению от остальной поверхности  кожи человека тем, что здесь имеется  своеобразный рельеф, состоящий из мелких чередующихся валиков и бороздок. Выступающие части рельефа - папиллярные линии - образуют сложные узоры.

Наиболее сложные рисунки папиллярные  линии образуют на ногтевых фалангах пальцев рук. Их центральные части  составляют потоки папиллярных линий  в виде дуг, петель или завитков. В связи с этим все папиллярные  узоры делятся на три типа: дуговые, петлевые и завитковые, которые в свою очередь в зависимости от направления и формы потоков папиллярных линий делятся на виды и разновидности. Тип, вид и разновидность папиллярных узоров составляют их общие признаки. Каждая папиллярная линия имеет свои особенности в виде перерывов, раздвоений, слияний, фрагментов, точек, крючков, глазков, мостиков. Такие мелкие морфологические признаки папиллярных узоров являются частными признаками. Сочетание и взаиморасположение частных признаков папиллярного узора неповторимо, что создает совокупность индивидуальных признаков, по которым осуществляется идентификация личности.

Под следами ног подразумеваются  отображения внешнего строения ступней  босых ног, ног в носках или  чулках и подошв обуви. Следы босых  ног отображают общие и частные  признаки ступни, которая состоит  из следующих частей: пальцев, плюсны, мостовидной части и пятки.

К частным (идентификационным) признакам ступни относятся искривления ступни по осевой линии, срастание отдельных пальцев, отсутствие отдельных пальцев, значительное выступание отдельных пальцев, форма, размеры и расположение деформаций кожи, особенности строения папиллярных линий. Следы ног, на которые надеты чулки или носки, отражают наряду с общими анатомическими признаками ступни также общие (размер, характер переплетения пряжи, наличие фабричных и ручных швов) и частные (фабричные дефекты нитей пряжи, форма, размеры и расположение потертостей, разрывов или заплат, особенности ручных швов) признаки чулок или носков. Следы обуви опосредствованно отражают признаки личности и содержат большое количество идентификационных признаков, возникших при изготовлении обуви и пользовании ею.

В случаях обнаружения на месте происшествия следов зубов возникает возможность с помощью экспертизы идентифицировать оставившего их человека. Следы позволяют также получить сведения о признаках человека, который оставил их, и использовать их для розыска преступника.

Следы зубов, обнаруженные на пищевых  продуктах, пломбах, окурках, бутылочных колпачках и на других подобных объектах, исследуются экспертами – трасологами.

Идентификационными признаками следов зубов являются анатомические признаки, а именно: величина смещения зуба относительно общей линии зубного ряда и  относительно ее оси; величина промежутков  между зубами; направление и величина угла наклона оси зуба ( в сторону губ, языка), относительно линии зубного ряда; форма, размеры и расположение деформаций, углублений, трещин, пломб и вкладок на жевательной и других поверхностях коронки зуба; местоположение, форма и размеры валиков на клыках; форма (овальная, круглая, ромбовидная), размеры и взаимное расположение жевательных бугорков на коронках коренных зубов, направление, расположение и глубина жевательных бороздок. Также особую идентификационную значимость отображают приобретенные признаки: наличие и месторасположение стертых режущих краев  резцов, жевательной поверхности больших коренных и других зубов; наличие, местоположение и величина надломов коронок или полных переломов коронок зубов; местоположение, наличие, форма и размеры дефектов, точечных выступов и углублений, участков выкрошенности, которые образовались в результате болезней зубов, пломб и полостей, появившихся в процессе их лечения.

Следы зубных протезов обладают достаточным  и индивидуальным комплексом идентификационных  признаков таких, как: местоположение, вид, конструктивные особенности, размеры и форма постоянных протезов и коронок; местоположение, форма и размеры частичных протезов; форма и размеры мостовидных протезов; наличие стабилизатора (отростка), его форма, размеры при частичных съемных протезах; форма и размеры и взаиморасположение жевательных бугорков на вставных зубах5.

Объекты, представленные для установления целого по частям, могут быть самыми разнообразными. Идентификационное исследование установления целого по частям представляет некоторую  сложность в связи с тем, что эксперту необходимо по совокупности признаков отождествить по частям объект. Данное отождествление производится по следующей совокупности идентификационных признаков:

1)   состав, т. е. количественную и качественную характеристику элементов,   частей   объектов    (например, состав свинцового сплава характеризуется входящими в сплав компонентами — свинец, олово, сурьма и т. д., а также их количественным содержанием в сплаве; состав лакокрасочного покрытия характеризуется образующими его компонентами — красителем, загустителем, наполнителем, консервантом, их качественным и количественным содержанием);

2)   структуру, т. е. характер взаимосвязи компонентов объекта. Элементы объединяются в целое системой отношений, которые складываются- как между элементами, так и между элементами и целым. Система указанных отношений обусловливает все свойства объектов и формы их функционирования  (биологические системы — неорганические системы, динамические системы — статические системы, системы с жесткой взаимосвязью элементов— системы со свободной связью и т. д.).

Характеристика  целого должна включать описание его  связи с «большим целым», в которое  рассматриваемый  объект входит в  качестве составной   части,   т.   е. внешней структуры идентифицируемого объекта, а также процесса его становления, развития и изменения;

3)   интегративные    свойства    объекта,    являющиеся результатом его внутренних  и   внешних   взаимосвязей. Этот признак является особенно важным для криминалистической характеристики целого наряду со следующим признаком;

4)   отображение интегративных свойств целого в его частях. Если рассматриваемый нами   объект  не имеет интегративных свойств или они не нашли отражения в его частях, отсутствует объективная основа выделения, описания и идентификации целого по части. Целое, как известно, не сводится к сумме составляющих его частей, а в силу внутренних и внешних взаимосвязей элементов характеризуется качественно новыми признаками. Интегративные свойства проявляют себя и в частях. Часть отличается от элемента именно отображением интегративных свойств целого6.

При экспертизе замков, исследования проводятся с целью идентификации ключей, отмычек и орудий взлома. Данное исследование очень затруднительно тем, что не всегда возможно установить этим ли орудием был произведен взлом замка, так как орудия могли и после совершения преступления находиться в эксплуатации, тем самым утрачивая те признаки, которые образовались во время контактного взаимодействия с замком. Но если удается изъять орудия и замок сразу на месте происшествия, то основную информативную базу несут следы на замке и предположительный участок рабочей грани орудия, проводится сопоставление следов по фотоснимкам, производятся экспериментальные образцы, также проверяется наличие микрочастиц вещества объектов. Данные признаки в совокупности позволяют в ходе трасологического исследования идентифицировать объект, которым был произведены незаконные взлом или отпирание замка.

При исследовании объектов со следами орудий и инструментов, представленных на экспертизу, учитывается вид следа и материал предмета, на котором обнаружен след. Для формулирования положительного категорического вывода о тождестве учитывается совокупность признаков, заключающихся в следующем: механизм образования следа, какой частью орудия оставлен след, отображение в следе области предмета, которой были образованы следы, полнота и четкость отображения микрорельефа, наличие микровещества в следе от предмета, в предмете от материала поверхности, на которой образован след7.  Данное исследование возможно лишь в случае, если орудие или механизм, которым были совершены преступные действия и следы которых обнаружены на месте происшествия и представлены на исследование, не находились в дальнейшем в эксплуатации и не подвергались заточке. Если данные условия были выявлены, то идентификация объекта не представляется возможной.

При производстве транспортно – трасологической экспертизе можно идентифицировать конкретное транспортное средство. Чаще всего объектами выступают:

- следы, возникшие  при транспортном происшествии;

- отдельные  части и детали  транспортного  средства, обнаруженные на месте  происшествия;

- транспортное  средство и следы на нем;

- одежда  или обувь потерпевшего ( если имел место наезд на потерпевшего), так как на ней могут быть обнаружены следы – отображения контактных поверхностей транспортного средства, части его лакокрасочного покрытия, осколки фар, следы горюче – смазочных веществ и прочее.

При идентификации  транспортного средства в следах колес следует различать признаки собственно колеса и признаки, характеризующие базу и другие конструктивные особенности автомобиля.

К признакам  автомобиля, отображающегося в следах, относятся: колея, база, база тележки, количество осей, общее число колес. Перечисленные  признаки  являются общими, позволяющие  судить о групповой идентификации транспортного средства8.

Собственные признаки колеса или шины подразделяются на общие и частные.

К общим  признакам по которым также определяют групповую идентификацию относятся: тип шины ( жесткая резиновая, пневматическая, металлическая), тип рельефного рисунка на протекторе. Данные признаки в совокупности с частными признаками к которым относятся различные изменения деталей рельефного рисунка, появляющиеся не только в процессе эксплуатации, но и в процессе изготовления шин и их механической заводской обработки таких, как:

- отсутствие  деталей рельефного рисунка( детали рисунка могут оказаться сорванными или истертыми не только в процессе эксплуатации, но и изготовления протектора – при вулканизации или удалении механическими ножами выпрессованной резины);

- наличие,  форма и размеры раковин, порезов,  выхватов и выкрошенностей резины на деталях рисунка;

- закругленные (сглаженные)углы и края элементов рисунка;

- местоположение  и взаимное расположение дефектов  на деталях рисунка.

В совокупности общих и частных признаков  колеса (шины) возможно лишь идентифицировать колесо (шину). Лишь при совместном анализе  общих признаков, таких как длина окружности, ширина профиля и вид рельефного рисунка,  и частных признаков колеса (шины) возможно идентифицировать конкретное транспортное средство.

 Также  при проведении идентификационного  исследования  по шинам необходимо  учитывать при изучении и анализе  признаков  то, что на отдельных  элементах рельефного рисунка  наряду с другими признаками  видны различные углубления. Происхождение  этих углублений двояко, следует учитывать, что эти углубления могут являться дефектами, которые возникли в процессе производства и эксплуатации или могут отражать подобные им по форме   и размерам особенности структуры грунта.

Информация о работе Идентификационные признаки объектов трасологической экспертизы