Формирование социокультурной компетенции на занятиях по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 14:56, дипломная работа

Краткое описание

Всё возрастающее значение владения иностранными языками на уровне, позволяющем осуществлять общение с иноязычными представителями разных стран в целях взаимодействия при реализации межнациональных и личных контактов, достижение взаимопонимания между народами сделали жизненно важным обучение межкультурному общению изучающих иностранный язык. Овладение иной культурой и иностранными языками, ставшее в наше время жизненно необходимым, связано с формированием у обучаемых социокультурной компетенции, дающей им возможность по окончании курса обучения успешно общаться с носителями изученного языка, что может иметь важное значение для их личной и профессиональной жизни.

Содержание

Введение……………………………….………………………………………….3
Глава 1. Социокультурная компетенция как важный компонент коммуникативной компетенции………………………………………………5
1.1 Компетентностный подход к обучению языкам (виды компетенций)……………………………………………………………………..6
Характеристика социокультурной компетенции……………………...10
Учёт языковой картины мира в формировании социокультурной компетенции…………12
Глава2.Пути формирования социокультурной компетенции……………16
2.1 Анализ действующих программ и учебных материалов…………..20
2.2 Типы заданий, направленных на формирования социокультурной компетенции…………………………………………………………………….22
2.3 Собственные рекомендации по формированию социо-культурной компетенции. Описание опытного обучения………………………………25
Заключение ……………………………………………………………………..27
Библиография…………………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

diplomnaya.docx

— 83.49 Кб (Скачать файл)

ЕРЕВАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. В. БРЮСОВА

 

Кафедра педагогики и методики преподавания языков

 

“Выпускная  работа соответствует

требованиям ВПО и допущена к защите”

Зав. Кафедрой

д.п. н, проф.______ Аствацатрян  М.Г.

 

В Ы П У С  К Н А Я   Р А Б О  Т А 

по специальности  032400 Бакалавриата

ТЕМА: Формирование социокультурной компетенции на занятиях по русскому языку.

 

 

 

 

Студент 4 курса группы “З”           Оганян А.А.

Научный руководитель                    MEd, ст.преп.  Егиазарян М. А.

 

 

 

ЕРЕВАН -2011

 

 

Содержание

Введение……………………………….………………………………………….3

Глава 1. Социокультурная компетенция как важный компонент коммуникативной компетенции………………………………………………5

1.1 Компетентностный подход к обучению языкам (виды компетенций)……………………………………………………………………..6

    1. Характеристика социокультурной компетенции……………………...10
    2. Учёт  языковой картины мира  в формировании  социокультурной компетенции…………………………………………………………………12

Глава2.Пути формирования социокультурной компетенции……………16

2.1 Анализ  действующих   программ  и  учебных  материалов…………..20

2.2 Типы  заданий,  направленных  на  формирования  социокультурной   компетенции…………………………………………………………………….22

2.3  Собственные   рекомендации  по  формированию  социо-культурной  компетенции. Описание  опытного обучения………………………………25

Заключение ……………………………………………………………………..27

Библиография…………………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

Всё возрастающее значение владения иностранными языками на уровне, позволяющем осуществлять общение с иноязычными представителями разных стран в целях взаимодействия при реализации межнациональных и личных контактов, достижение взаимопонимания между народами сделали жизненно важным обучение межкультурному общению изучающих иностранный язык. Овладение иной культурой и иностранными языками, ставшее в наше время жизненно необходимым, связано с формированием у обучаемых социокультурной компетенции, дающей им возможность по окончании курса обучения успешно общаться с носителями изученного языка, что может иметь важное значение для их личной и профессиональной жизни.

Соответственно, можно утверждать, что эффективное общениe с носителями конкретного иностранного языка возможно при условии формирования у обучаемых социокультурной компетенции, содержание которой составляют сведения о культуре страны изучаемого языка в широком смысле слова и лингвистический инструментарий, обеспечивающие успешную реализацию актов коммуникации.

Таким образом, возникла необходимость формирования социокультурной компетенции как составляющей общей коммуникативной компетенции. В этом случае будет обеспечено не только более совершенное практическое владение изучаемым иностранным языком, но и будут достигнуты образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения.

Все выше сказанное доказывает актуальность избранной нами темы исследования.

Объект исследования - процесс формирования социокультурной компетенции на уроках русского языка в армянской школе.

Предмет исследования - способы развития социокультурной компетенции на уроках русского языка в 5-ом классе армянской школы.

Целью нашей работы является разработка методической системы формирования социокультурной компетенции на уроках русского языка в армянских школах.

Для достижения этой цели требуется  решить следующие основные задачи:                   

    1. определить содержание социокультурной компетенции, 
    2. установить и охарактеризовать компоненты, составляющие структуру социокультурной компетенции,
    3. разработать методику формирования социокультурной компетенции при обучении межкультурному общению на русском языке,
    4. апробировать предлагаемые задания на формирования социокультурной компетенции на уроках по русскому языку.

Гипотеза - в процессе обучения русскому языку в армянских школах необходимо развивать социокультурную компетенцию, без которой не возможно подготовить учащихся к общению на русском языке.

Поставленные цели и задачи, определить структуру нашей выпускной  работы. Она  состоит  из  введения, двух глав, заключения и библиографии.

 В  первой  главе  нами  рассматривается  место  социокультурной  компетенции  в  процессе  формирования  коммуникативной  языковой  компетенции, уточняются  компоненты  социокультурной  компетенции  и  отмечается  необходимость  учёта  особенностей  русской  языковой  картины мира, в процессе обучения русскому языку в армянской школе.

Во  второй  главе  нами  рассматриваются  пути  формирования  социокультурной  компетенции, анализируются  действующие  программы  и учебные  материалы, типы  заданий, направленные  на  формирование  социокультурной компетенции, даны рекомендации  по  формированию  социокультурной  компетенции и описано опытное  обучение.

 В заключении подводятся итоги исследования. И  в конце даётся  библиография  тех авторов и учебников, которые я использовала  в своей работе.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социокультурная  компетенция как важный компонент  коммуникативной компетенции.

Пристальное внимание к культуре народа того или иного общества в  общечеловеческом плане и, в частности, при решении проблемы обучения иностранного языка объясняется тем, что культура как чрезвычайно значимое явление в жизни общества является многофункциональным феноменом, оказывающим огромное влияние на жизнь общества и его представителей.

Изучение назначения культуры в социуме привело исследователей к обоснованному выделению её следующих тесно взаимосвязанных функций: познавательной, информационной, коммуникативной, регулятивной и гуманистической1.

Всё множество связей и  отношений, которые характеризуют  современную жизнь в стране и  в мире, где экономика, равно как  и достижения технического прогресса, формируют уровень бытия, а идеология  и культура определяют его социальное содержание и историческое предназначение, находят своё отражение в изменениях, происходящих в школьном образовании в целом и в преподавании иностранного языка, в частности. Суть этих новшеств заключается, прежде всего, в изменении целей обучения, которые заключаются в обеспечении обучаемым более глубокого постижения мира, его реальной, конкретно-исторической сущности, взаимоотношений народов и культур.2

Отсутствие социокультурной  компетенции у общающихся на иностранном  языке способно, как показывают результаты целенаправленного изучения данного  факта, вызвать  дискоммуникацию, которая  либо частично нарушает ход иноязычного  общения, либо станет серьёзным препятствием.

Сложное многокомпонентное  понятие «социокультурная компетенция» являлось объектом внимания представителей многих наук, поэтому представилось  необходимым рассмотреть это  понятие и конкретизировать его  содержание применительно к поставленной в данном исследовании проблеме.

Каждая из перечисленных  функций культуры оказывает влияние  как на личность отдельного человека, так и на общество, в котором  он живёт. Познавательная функция позволяет, с помощью различных знаний, представить полную картину мира. Информационная функция осуществляет передачу социального опыта поколений как внутри одного народа, так и между нациями. С информационной функцией культуры непосредственно связана коммуникативная функция, с помощью которой человек может вступать в общение с другими людьми в своей стране и с представителями других стран. Еще одна функция культуры - регулятивная - решает задачу установления системы норм и требований ко всем видам деятельности человека. Главной же функцией культуры, формирующей заказанный обществом тип личности, является гуманистическая функция.

Как известно, любая личность является социальным продуктом развития общества и представляет собой определённое целостное образование, сформировавшееся под влиянием социальной сферы, в которой происходило становление определённой личности, появление в ней тех или иных социально-психологических качеств. В этом сложном процессе культура общества, различные её проявления играют огромную роль. Постигая многочисленные аспекты культуры (от бытовой до политической), её ценности в их взаимосвязи и взаимозависимости, человек овладевает общим культурным фондом нации, что, в свою очередь, помогает формированию личности, развивает умение ориентироваться в сложных ситуациях, находить правильные решения возникающих проблем, устанавливать действенные контакты с представителями народа как своей страны, так и других стран. «Культура постоянно определяет характер нашей жизни. Она является той формой, благодаря которой мы все сложились, и она определяет нашу каждодневную жизнь через множество каналов». 3

 

1.1Компетентностный подход к обучению языкам ( виды компетенций ).

 

Термин «компетенция» был введён Н. Хомским, создателем порождающей  грамматики. По мнению Хомского, в сознании человека имеется особый врождённый компонент, обеспечивающий овладение грамматикой языка. Этот компонент человеческого сознания называется в порождающей грамматике языковой компетенцией. Языковая компетенция (competence) Хомского – это система представлений о грамматике языка, которые присущи человеку от рождения, иначе говоря, свойственны человеку как биологическому виду. Языковая компетенция состоит из базового компонента (свода правил, отвечающих за образование ограниченного количества синтаксический структур) и трансформаций, т.е. правил, позволяющих образовывать новые синтаксические структуры на базе структур, за образование которых отвечают правила базового компонента.

Помимо  «компетенции» Хомский выделяет “ языковое использование” (performance) – то, как используют язык говорящие.

Развивая и (одновременно критикуя) эти идеи Хомского, другой американский учёный – Делл Хаимс показал, что знание языка предполагает не только владение его грамматикой и словарём, но и ясное представление о том, в каких речевых условиях могут или должны употребляться те или иные грамматические конструкции. Хаймс ввёл понятие коммуникативной компетенции и обосновал необходимость различать грамматичность высказывания и его приемлемость в данных условиях общения. 4

Грамматичность примерно соответствует тому, что Хомский называет competence, а приемлемость – performance. Oба эти свойства составляют навык, именуемый коммуникативная компетенция, и таким образом оказывается, что владение языком представляет собой не чисто лингвистической, а социолингвистический феномен.5

В современной методической литературе встречаем множество определений коммуникативной компетенции. Нам представляется правильным основываться на определении данном в основополагающем документе «Общеевропейских компетенциях владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка», где достаточно чётко, на наш взгляд, определяются виды компетенций.

Использование языка и  его изучение включают действия человека, в процессе выполнения которых он развивает ряд компетенций: общие и коммуникативную. Они обеспечивают решение задач в различных условиях с учётом различных ограничений и реализуются в видах деятельности и процессах (действиях), направленных на порождение и восприятие текстов, в связи с определёнными темами и сферами общения и с применением соответствующих стратегий. Учёт этих процессов коммуникантами ведёт к дальнейшему развитию и модификации этих компетенций.

В коммуникативной языковой компетенции выделяется три основных компонента  лингвистический, социолингвистический и прагматический. Лингвистическая компетенция включает знание лексики, фонетики, и грамматики и соответствующие навыки и умения. Социолингвистическая компетенция отражает социокультурные условия использования языка и включает: лингвистические маркеры социальных отношений, которые зависят от статуса общающихся, их отношений, возраста и т.д.; правила вежливости, регистры общения, знание о традициях, истории, менталитете носителей изучаемого языка и т.п.

Прагматическую  компетенцию составляют: компетенция дискурса     (знание правил построения высказываний, их объединения в текст); функциональная компетенция (умение использовать высказывания для выполнения различных коммуникативных функций); компетенция схематического построения речи (умение последовательно строить высказывания в соответствии со схемами взаимодействия).

Компетентностный подход – это метод моделирования результатов обучения. Под результатами понимаются наборы компетенций, включающие знания, умения и навыки обучаемого. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен6.

Компетентностный подход в обучении иностранным языкам мы видим также в способах организации  учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающей усвоение ими содержания образования и тем самым достижение целей обучения при решении определённых проблемных задач. Это ведёт к  смене образовательной парадигмы  и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при  которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных  жизненных ситуациях.

Информация о работе Формирование социокультурной компетенции на занятиях по русскому языку