Управление качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:08, дипломная работа

Краткое описание

В современных условиях качество продукции входит в число основных проблем современного общества. Самые развитые страны уделяют большое внимание поиску путей решение этой проблемы. Лидирующее положение в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечивать качество продукции и услуг. Поэтому вопросы качества продукции и его постоянное повышение сейчас находятся в центре внимание во всем мире.

Вложенные файлы: 1 файл

пример.docx

— 4.84 Мб (Скачать файл)

Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы:

1.Обобщающие, характеризующие общий уровень  качества продукции: объем и долю  прогрессивных видов изделий  в общей выпуске, сортность продукции, экономический эффект и дополнительные  затраты, связанные с улучшением  качества.

2.Комплексные, характеризующие несколько свойств  изделий, включая затраты, связанные  с разработкой, производством и  эксплуатацией. В каждой отрасли  промышленности применяются свои  специфические комплексные показатели.

3.Единичные, характеризующие одно из свойств  продукции

По стадии определения – прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.

 По  характеризуемым свойствам применяются  следующие группы показателей:

 Показатели  назначения характеризуют полезный  эффект от использования продукции  по назначению и обслуживают  область применения продукции.

Показатель надежности - безотказность, сохроняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.

 Эстетические  показатели характеризуют информационную  выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство  исполнения и стабильность товарного  вида изделия.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, ремонте, потреблении продукции.

 Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции.  Но помимо  всех этих показателей важна  и цена изделия, именно ценой  связан вопрос экономически оптимального  качества, покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует  ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. [4]

 Под  экономически оптимальным качеством  понимается соотношение качества  и затрат, или цена единицы  качества, что можно выразить  формулой:

Формула 1.1. Экономически оптимальное качество.

K опт - экономически оптимальное качество;

Q - качество  изделия;

C∑ - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб. [18]

Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия – производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объемов реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы.

Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

Контроль качества - определение соответствия свойств и характеристик продукции (услуг) установленным требованиям. При этом сравниваются объективные данные, полученные в ходе измерений, испытаний или проверок. Контроль не способствует достижению качества на предшествующем этапе процесса, а только проверяет его.

Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству, а также ориентированные на устранение причин неудовлетворительного функционирования.

Обеспечение качества - планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания уверенности в том, что объект будет удовлетворять требованиям по качеству.

Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества создается и внедряется на предприятии как средство определенной политики и достижения поставленных целей в области качества.

Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством

Всеобщее руководство качеством (total quality management) - подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и получения выгоды для членов организации и общества.

Планирование качества - деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов систем качества. Планирование качества охватывает планирование качества продукции, планирование управленческой и функциональной деятельности, подготовку программы качества и предложений по улучшению качества.

Сертификация - процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям. Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Программа качества - документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсов и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту, контракту.

Проверка (аудит) качества - систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их соответствие поставленным целям. [13]

Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

 

1.2 Основные положения управления качеством  на предприятии

 

 Заниматься  качеством должны все – от  директора предприятия до конкретного  исполнителя любой операции. Все  процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены  в систему управления качеством. Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.[15]

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • расширение и завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;

         Современный подход к управлению  качеством отличает его нацеленность  на постоянное совершенствование  процессов и результатов труда  во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого  подхода являются ориентация  управления на контроль качества  процессов и предотвращения возможности  дефектов. Полное возложение ответственности  за качество результатов труда  на непосредственных исполнителей.

          Важным элементом управления  качеством служат также детальное  исследование и анализ возникающих  проблем обеспечения качества  на всех этапах разработки, производства  и эксплуатации продукции по  принципу восходящего потока, то  есть от последующей операции  этого процесса к предыдущей.

         Управление качеством продукции  представляет процесс, осуществляемый  поэтапно, в том числе: разработка  плана повышения качества, включая  разработку новых требований  к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой  продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами; оценка соответствия  свойств изготовляемой продукции  требованиям, которые были предусмотрены  в плане; принятие необходимых  мер воздействия на процесс  создания ценности (качества) продукции  в тех случаях, когда не удалось  обеспечить соответствие;

Всеобщее управление качеством включает:

  • Контроль в процессе разработки новой продукции;
  • Оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала;
  • Входной контроль материалов;
  • Контроль готовой продукции;
  • Оценку качества продукции;
  • Оценку качества производственного процесса;
  • Контроль качества продукции и производственного процесса;
  • Использование информации о качестве продукции;
  • Контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;
  • Обучение методам обеспечения качеством, повышение квалификации персонала;
  • Гарантийное обслуживание;
  • Работу кружков качества;
  • Выработку политики в области качества;
  • Проведение мер по формированию культуры качества;
  • Подготовка управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;
  • Возложение ответственности за деятельностью в области качества на высшее руководство.[13]

Планирование качества предусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение конкретной модели системы качества на предприятии.

Управление качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает контроль качества, выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению, и недопущение повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации. Обеспечение качества охватывает и включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и поддержания достаточной уверенности как внутри предприятия, так и внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги, полностью соответствует требованиям.[21]

Улучшение качества представляет деятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий, непосредственно влияющих или способствующих повышению эффективности и результативности, с целью получения выгоды для него и покупателей. Эта деятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшения качества.

Характерной особенностью приведенной модели является то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга (исследование рынка) и, пройдя все этапы жизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся также с маркетинга, но уже с учетом возможного изменения требований рынка.

Следовательно, главным в обеспечении качества, определяющего эффективную работу предприятия, является правильный выбор направления деятельности и позиции на мировом рынке, а также принятие необходимых мер, чтобы его продукция оставалась конкурентоспособной кок можно более длительное время.

Она представляется состоящей из шести блоков.

Универсальная схема управления качеством.

Рис.1.2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке 1.2  представлена универсальная  система управления качеством. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:

Информация о работе Управление качеством продукции