Методы работы информационно-консультационной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

В Республике Бурятия роль ИКС значительно возрастает, так как устойчивое развитие, неотъемлемым элементом которого является развитая система информационно-консультационного обслуживания, выступает сегодня одним из основных условий сохранения экологического и культурного своеобразия региона.
В данной курсовой работе мы рассматриваем ИКС Бурятии, в частности методы работы, используемые данной службой, а также разработаем проект по использованию комплекса методов на 2010 год.

Содержание

Введение …………………………..….………….………………………………3
Раздел I Теоретические основы использования методов в работе ИКС
1.1 Понятие и сущность ИКС………………………………………………..5
1.2 Основные методы работы ИКС ……………………………….…...…...7
1.3 Понятие и сущность массовых методов в работе ИКС……....….........8
Раздел II 2.1 Социально-экономическое положение Республики Бурятия…..10
2.2 Создание ИКС в Республике Бурятия……………………………….…...13
2.3 Основные направления и результаты информационно-консультационной деятельности………………………………………….………………………….14
Раздел III Использование методов ИКС
3.1 Массовые методы работы ИКЦ СТП РБ….………………………….….19
3.2 Проект с использованием массовых методов ИКС..…….……………... 21
Заключение...…………………………………………………………………... 24
Список использованной литературы ……...……………………….….…….25

Вложенные файлы: 1 файл

ИКТ.docx

— 55.02 Кб (Скачать файл)

Доля продовольственных товаров  в структуре оборота розничной  торговли в 2009г. составила 50,2 % (в 2003 г. –51,9%). Торгующими организациями обеспечено 81,8 процента общего оборота розничной торговли. Оборот торгующих организаций увеличился на 12,4 % по сравнению с 2008 г., а объем продажи товаров физическими лицами сократился на 4,2 %.

Содержание реальных располагаемых  денежных доходов по сравнению с 2008г. составило 103,3 %. Увеличение номинальных  и реальных доходов сопровождалось дальнейшим ростом дифференциации населения  по уровню денежных доходов. Доходы наиболее обеспеченного населения в 13,7 раза превышали доходы наименее обеспеченной группы населения. При этом на долю 10% наиболее обеспеченного населения  приходилось около 29 процентов общего объема денежных доходов, а на долю 10 процентов наименее обеспеченного  населения - 2,1 %. По предварительным данным, уровень бедности в республике Бурятия за 9 месяцев 2009 г. повысился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,7% пункта и, по оценке, составил 40,7 %.

Среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата возросла за одиннадцать  месяцев на 23,4 %, реальная заработная плата – на 6,2%. При этом дифференциация заработной платы по отраслям экономики  в основном не изменилась. В ноябре 2009 г. самый высокий размер начисленной заработной платы отмечался у работников финансов, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения, превысив среднереспубликанский показатель в 1,9 раз. Низкая величина оплаты труда сохранилась в сельском хозяйстве и была ниже среднереспубликанского уровня на 74 %. Проблема погашения просроченной задолженности по заработной плате остается достаточно напряженной. На 1 января 2010 г. общий объем просроченной задолженности по кругу наблюдаемых отраслей составил 118,6 млн. рублей, что на 31,2% меньше, чем по состоянию на 1 декабря 2009 г.

В января-декабре 2009 г. положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил 552,6 млн. рублей (210 предприятий получили прибыль в размере 1524,2 млн. рублей, 181 предприятий имели убытки на сумму 971,6 млн. рублей).

Численность экономически активного  населения (по итогам обследований населения  по проблемам занятости) в декабре 2009г. составила, по оценке, около 459,6 тыс. человек, или 47,2 % от общей численности  населения республики. В экономике  республики занято 392 тыс. человек, или 85,3 % экономически активного населения. Не имели занятия, но активно его  искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда  они классифицируются как безработные) около 67,6 тыс. человек (14,7%). В органах государственной службы занятости зарегистрировано в качестве безработных по состоянию на конец декабря т.г. 11,8 тыс. человек. Демографическая ситуация по-прежнему неблагополучная. По состоянию на 1 декабря 2009 года численность жителей республики сократилась на 4,8 тыс. человек, в том числе из-за естественной убыли населения – 1,5 тыс. человек, миграционного оттока – на 3,3 тыс. человек см. Приложение табл. 1Основные экономические и социальные показатели (по полному кругу предприятий и организаций).

 

2.2 Создание ИКС в Республике  Бурятия

Формирование рыночной инфраструктуры и системы информационно-консультационного  обслуживания являются сегодня важными  элементами поддержки сельского  хозяйства. Создание информационно-консультационной службы в Бурятии в целом отвечает потребностям отрасли. С помощью  ИКС возможно содействие решению  проблемы снижения общего кадрового  потенциала села. Обучение в рамках ИКС позволяет не только получить необходимые знания фермерам и владельцам личных подворий, но и повысить уровень  квалификации отраслевых специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций. Консультационная служба в Бурятии активно содействует  процессу реформирования сельского  хозяйства и адаптации его  к рыночной системе хозяйствования. Направления консультирования и  другие услуги, оказываемые службой, ориентированы на разные категории  пользователей. Формирование спроса на информационно-консультационные услуги проходит через несколько стадий: осознание проблем товаропроизводителями, осознание потребности в консультировании, определение потенциального объема средств, которые товаропроизводители  готовы выделить на оплату информационно-консультационных услуг (в случае, когда они оказываются  на платной основе).

Важную роль в этом процессе играет установление постоянной обратной связи  с товаропроизводителями, которое  позволяет ИКС получать информацию о степени удовлетворения потребностей товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах, качестве работы службы в целом  и отдельных ее подразделений, прогнозировать спрос на услуги. Это позволяет  оперативно реагировать на существующий спрос на услуги ИКС, и стимулирует его, способствуя осознанию товаропроизводителями их проблем и потребности в консультировании, мотивируя реальных и потенциальных клиентов к использованию консультационных услуг.

2.3 Основные направления  и результаты информационно-консультационной  деятельности.

Создание системы информационно-консультационного  обслуживания в Республике Бурятия  началось в рамках реализации проекта  АРИС (ARIS - Agriculture Reform Implementation Support). Проект поддержки сельскохозяйственных реформ АРИС был утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1994 г. №1160 и вступил в силу 21 ноября 1994 г. Целью проекта являлось создание условий для функционирования аграрного сектора России в условиях рыночной экономики. 8.07.1998 г. был подписан Договор Займа между Министерством финансов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия. В Бурятии была начата реализация основных компонентов проекта «развитие рыночной инфраструктуры «создание системы информации о рынке, а также создание оптовых рынков» и «создание информационно-консультационной службы для сельскохозяйственных товаропроизводителей». Постановлением Правительства Республики Бурятия от 23 сентября 1998 года № 327 «О создании региональной группы реализации проекта АРИС» был определен состав группы реализации проекта в Республике Бурятия, в который вошли представители Министерства сельского хозяйства РБ и семи районов республики. Этим же постановлением ГУП Информационно-вычислительный центр переименован в ГУП Информационно-консультационный центр сельских товаропроизводителей РБ (ГУП ИКС СТП РБ), на который были возложены обязанности по оказанию информационно-консультационных услуг. Как отмечает руководство центра, «деятельность ИКС, организованной в форме государственного унитарного предприятия, является наиболее оптимальной, так как наблюдается тесное взаимодействие ИКС и органов государственного управления в решении общих задач. ИКС в Бурятии активно проводит государственную политику в области сельского хозяйства, так как республика, выделяя денежные средства на возмещение затрат по оказанию услуг сельским товаропроизводителям, является основным заказчиком.

Уже на начальном этапе центр  начал свою деятельность на двух уровнях: региональном и районном. Были открыты  филиалы в Баргузинском, Бичурском, Джидинском, Мухоршибирском, Хоринском, Кабанском, Кижингинском районах республики. Открытие филиалов было обусловлено  объективной необходимостью, так  как условия районов значительно  отличаются друг от друга по природно-климатическим  условиям, сложившейся производственной структуре, специализации хозяйств. За счет средств проекта АРИС региональный центр и филиалы были оснащены телекоммуникационным оборудованием, компьютерами, принтерами и другой организационной техникой; за счет средств республиканского бюджета  установлены базы данных по ветеринарным мероприятиям, племенной работе, механизации  труда.

Основной целью Службы информации о рынке (СИР) является улучшение  ориентации субъектов АПК республики на рынке сельскохозяйственной продукции  и продовольствия. Что позволяет  товаропроизводителям принимать мотивированные маркетинговые решения о производстве и реализации продукции, а также  обеспечение органов управления сельского хозяйства необходимой  информацией о состоянии рынка  сельскохозяйственной продукции и  продовольствия для выработки соответствующей  политики. Периодичность сбора рыночной информации по сельскохозяйственной продукции: 2 раза в месяц по ценам на 4 крупных  рынках г. Улан-Удэ, 2 раза в месяц  в оптовых центрах г. Улан-Удэ, 1 раз в месяц по ценам на продукцию  хозяйств и перерабатывающих предприятиях г. Улан-Удэ и районов республики. Приоритетным является сбор информации о закупочных, оптово-отпускных ценах. Сбор информации по розничным ценам производится по ограниченной номенклатуре наиболее важных продуктов питания.

Основной задачей СИР до настоящего времени было проведение ценового мониторинга (отслеживание цен) на рынке сельхозпродукции в республике. Теперь упор сделан на проведение аналитической работы по исследованию рынка, на содействие сельхозпроизводителям  республики в вопросах сбыта произведенной  продукции.

В мае 2007 года была открыта электронная  торговая площадка (www.bainagro.ru). Основной целью ее создания является обеспечение  выхода товаропроизводителей и сельского  населения на электронное информационное поле со своими предложениями и запросами. Выход осуществляется с рабочего места работников районных филиалов и регионального центра. Этот информационный ресурс даёт возможность установить прямую связь между производителем сельскохозяйственной продукции и  потребителем, минуя посредников.

Как уже было отмечено ранее, ИКЦ  обслуживает разные группы пользователей (см. приложение 3, табл. 3). Как свидетельствуют данные таблицы, количество обращений увеличивается. Так, В 2007 г. общее количество обращений увеличилось по сравнению с 2006 г. на 58,2. Наибольший удельный вес в структуре пользователей составляют запросы, поступающие от коллективных хозяйств всех форм собственности (в среднем за два года – 30,4%). Достаточно стабилен удельный вес запросов, поступающих со стороны населения, органов государственного управления и органов управления АПК. В 2007 г. отмечено уменьшение удельного веса таких категорий пользователей как крестьянские (фермерские) хозяйства., ЛПХ, садоводы и огородники.

Структура запросов по компоненту ИКС  в разрезе направлений консультирования выглядит следующим образом (см. Приложение 3, табл.4 )

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в структуре запросов занимают запросы по праву, бухгалтерскому учету и налогообложению, обучению и обслуживанию ПК. Соответственно, наименьший удельный вес занимают запросы по бизнес-планированию, анализу хозяйственной деятельности. В 2007 г. отмечено также уменьшение по сравнению с 2006 г. удельного веса запросов по растениеводству, животноводству и переработке сельскохозяйственной продукции.

В 2008 году ГУП ИКЦ СТП РБ начал  активно обслуживать субъекты малого бизнеса на селе в части предоставления консультаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, предоставлению налоговой  и иной отчетности. Наиболее активно  эта работа ведется в Селенгинском, Кяхтинском и Курумканском районах. На абонентском обслуживании находятся  около ста субъектов малого бизнеса.

Важное место занимает деятельность производственно-технического отдела. Помимо разработки, внедрения и сопровождения  программных комплексов для аппарата МСХ и П РБ, сотрудники отдела оказывают услуги по обслуживанию, ремонту и настройке компьютерной техники, монтажу локальных компьютерных сетей, копированию и тиражированию  печатной продукции, установке и  внедрению на сельскохозяйственных предприятиях программных продуктов  семейства «1С: Предприятие», за счет которых значительно увеличивается  объем доходов от платных услуг  ИКЦ. Локальная сеть МСХ и П, в  которую входит и ИКЦ, также обслуживается  сотрудниками отдела, однако налажен  свободный и оперативный обмен  информацией между МСХ и П  и ИКЦ, что в целом значительно  повышает уровень работы ИКЦ. Помимо бюллетеня «Ценовой обзор» в настоящее время ИКЦ издает информационный бюллетень «БАИН» и приложение к нему «БАИН-ка» (подготовку и издание осуществляют сотрудники отдела ИКС).

По мере развития службы начался  процесс внедрения хозрасчетной деятельности. На начальных этапах деятельность службы на 100% финансировалась из бюджета Республики Бурятия и за счет проекта АРИС. В 2007 г. объем финансирования из республиканского бюджета составил около 60% от общей суммы поступлений денежных средств, около 40% поступлений составила выручка от оказания платных консультационных операторских и прочих услуг и реализации информационного бюллетеня «БАИН».Расширение спектра платных услуг способствует развитию службы в целом, позволяет осуществлять материальное стимулирование работников ИКЦ. Кроме того, введение даже частичной оплаты за информационно-консультационные услуги стимулирует товаропроизводителей к применению полученных в процессе консультации знаний и информации, что, в конечном итоге, повышает эффективность функционирования службы. Однако платежеспособность товаропроизводителей – пользователей услуг ИКС, - остается на низком уровне, поэтому большая часть консультационных услуг оказывается на бесплатной основе. Затраты на произведенные консультации компенсируются из бюджета.

Управление службой осуществляет директор ИКЦ СТП РБ. Отдел ИКС  и производственно-технический отдел  возглавляют начальники отделов, бухгалтерию  – главный бухгалтер. Все филиалы  непосредственно подчинены начальнику отдела ИКС. Постоянное увеличение объема работ, выполняемого отделом ИКС, обусловило необходимость введения должности  заместителя руководителя отдела ИКС. Основой функционирования службы являются кадры, осуществляющие информационно-консультационное обслуживание. Данные по кадровому  составу ИКЦ СТП РБ приведены  в таблице 5 см. Приложение 3. Средний возраст работников центра составляет 28 лет. Для персонала ИКЦ характерен высокий уровень образования (96% сотрудников имеют высшее образование). В 16 на момент создания службы наиболее востребованными были консультации по экономическим вопросам. в трех филиалах приняты на работу юристы-консультанты.

Раздел 3. Использование методов ИКС

3.1 Массовые методы работы  ИКЦ СТП РБ

Массовые методы. Центр осуществляет собственную издательскую деятельность. Ежемесячно выпускаются информационные бюллетени «БАИН» (Бурятские аграрные информационные новости) и приложение к нему «БАИН-ка», «Ценовой обзор».

Постоянными рубриками бюллетеня  «БАИН» являются: «Официальные документы», «Экономика, финансы и учет» (посвящена  вопросам управления финансово-хозяйственной  деятельностью предприятия), «Юридическая страница». «Земледелие», «Растениеводство», «Животноводство», «Рыбное хозяйство», «Ветеринария», «Садоводство Бурятии», «Как живешь, хозяин?», «Техника и оборудование для села», «Гостехнадзор», «Публикации». Авторами статей являются ученые, руководители и специалисты сельского хозяйства, часть статей представлена из других печатных изданий и сети Интернет. Приложения «БАИН-ка» посвящаются отдельным отраслям сельского хозяйства и содержат консультации для товаропроизводителей.

В информационном бюллетене «Ценовой обзор» публикуется информация по ценам  на сельскохозяйственную продукцию, на товары и услуги для нужд сельского  хозяйства, цены регионов Российской Федерации  и мировые цены па основные виды сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, сотрудники центра готовят  публикации для республиканских  и районных газет. Основной их целью  является информирование товаропроизводителей о деятельности ИКЦ, ее рекламирование.

Сотрудники службы готовят и  другие виды печатной продукции: буклеты, информационные листы, брошюры, плакаты, посвященные проблемам АПК.

В помещениях Центра и районных филиалов размещены стенды, носящие информационный характер. На них размещается информация о Центре и направлениях ею деятельности, оперативная ценовая информация, новости Центра. Радиопередачи, подготовленные сотрудниками Центра, выходят с периодичностью два раза в месяц. В них сообщается оперативная информация о ценах на основные виды продукции на рынках г. Улан-Удэ, предложения сельхозпредприятий и предприятий перерабатывающей промышленности, новости центра. В работе центра активно используются возможности Интернет. ИКЦ размещает свою информацию на двух Web-сайтах: www.bainagro.ru и www.msh.burnet.ru, а также функционирует электронная торговая площадка www.stock.bainagro.ru.

Информация о работе Методы работы информационно-консультационной службы