Коммуникация в органах государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:37, реферат

Краткое описание

Актуальным средством организации полилоговой культуры
государственного управления и принципа транспарентности в информационном
обществе становятся телекоммуникации и их последняя на сегодняшний день
версия — Интернет. В июле 2006 г. проведено прикладное исследование, в
котором была проанализирована эффективность создания и использования
телекоммуникационных информационных ресурсов органами государственного
управления и степень реализации концепции «электронного государства» в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Теоретические аспекты коммуникации в системе
государственного управления……………………………………………………….6
1.1 Понятие коммуникаций и основные направления развития…………….6
1.2 Сущность коммуникации в системе государственного управления,
виды, функции коммуникаций……………………………………………………..12
1.3 Роль информационных технологий в совершенствовании
коммуникационного процесса………………………………………………….….17
Глава 2. Анализ коммуникативных процессов предприятия на примере
Улан-Удэнской городской организации профсоюзов работников образования,
общественная организация…………………………………………………………21
2.1 Краткая характеристика и анализ организационных коммуникаций
Улан-Удэнской городской организации профсоюза работников
образования………………………………………………………………………….21
2.2 Анализ системы и пути оптимизации документооборота Улан-Удэнской
городской организации профсоюзов работников образования……………….…28
Глава 3. Комплексный подход в совершенствовании управления
коммуникационными процессами Улан-Удэнской городской организации
профсоюза работников образования………………………………………………31
3.1 Проблемы и задачи деятельности предприятия в современных
социально-экономических условиях………………………………………………31
3.2 Перспективные направления совершенствования коммуникативных
процессов………………………………………………………………………..….34
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…

Вложенные файлы: 1 файл

коммуникации (2).docx

— 80.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

  1. Теоретические аспекты коммуникации в системе

государственного управления……………………………………………………….6

    1. Понятие коммуникаций и основные направления развития…………….6

1.2 Сущность коммуникации  в системе государственного управления, виды, функции коммуникаций……………………………………………………..12

1.3 Роль информационных  технологий в совершенствовании       коммуникационного процесса………………………………………………….….17

Глава 2. Анализ коммуникативных процессов предприятия на примере Улан-Удэнской городской организации профсоюзов работников образования, общественная организация…………………………………………………………21

2.1 Краткая характеристика  и анализ  организационных коммуникаций  Улан-Удэнской городской организации  профсоюза работников образования………………………………………………………………………….21

2.2 Анализ системы  и пути оптимизации документооборота  Улан-Удэнской городской организации  профсоюзов работников образования……………….…28

Глава 3. Комплексный подход в совершенствовании управления коммуникационными процессами Улан-Удэнской городской организации профсоюза работников образования………………………………………………31

3.1 Проблемы  и задачи деятельности предприятия  в современных социально-экономических  условиях………………………………………………31

3.2 Перспективные  направления совершенствования  коммуникативных процессов………………………………………………………………………..….34

Заключение………………………………………………………………………….40

Список использованной литературы……………………………………………....43

 

 

Введение

Актуальным средством организации полилоговой культуры государственного управления и принципа транспарентности в информационном обществе становятся телекоммуникации и их последняя на сегодняшний день версия — Интернет. В июле 2006 г. проведено прикладное исследование, в котором была проанализирована эффективность создания и использования телекоммуникационных информационных ресурсов органами государственного управления и степень реализации концепции «электронного государства» в РФ.

В настоящее время в организации диалоговых информационных ресурсов органов государственного управления РФ существует множество проблем теоретического и практического плана. Теоретические проблемы связаны по существу с отсутствием систематизированной теории информационного общества, которая бы раскрывала сущностные характеристики информационного общества и объясняла параметры социальных перемен и характер государственного управления при переходе к новому типу общества. В контексте социологии управления суть проблем государственного управления в информационном обществе, на наш взгляд, фокусируется на исследовании теоретических и практических аспектов информационно-коммуникационной функции государства. Информационно-коммуникационная открытость органов власти создает предпосылки для социального контроля над деятельностью органов власти и социального взаимодействия между государственным управлением и российским обществом. В этом контексте Интернет создает предпосылки преодоления монологовой культуры управления, традиционной для России.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают системы предоставления информации большому числу людей в организации, отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом для координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления.

Исследование проблемы коммуникаций большое значение имеет для практической работы небольших государственных и муниципальных учреждений общественных объединений, деятельность которых имеет непосредственное влияние на обеспечение интересов граждан путем приема, обработки и выдачи юридически значимых документов, разъяснения механизмов их применения, а также организации работы с гражданами по вопросам образования, защиты их социальных прав. Одно из таких направлений деятельности обеспечивает Улан-Удэнская городская организация профсоюза работников образования, общественная организация, раскрыть причины возникновения противоречий при использовании коммуникаций в деятельности предприятия.

Таким образом, актуальность исследования и моделирования коммуникационных потоков подтверждается не только значимостью в оптимизации отношений с клиентами, но и становится основой эффективного управления.

Цель курсовой работы – обобщить теоретический материал по теме коммуникационных процессов в организации и сформировать комплексную модель делового взаимодействия на примере Улан-Удэнской городской организация профсоюза работников образования.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать и систематизировать материал, теоретически описывающий коммуникационные процессы организации.

  1. Выделить принципиальные направления совершенствования организационной культуры с учетом специфики информационных процессов.

Предметом исследования являются коммуникационные процессы на предприятии, их структура и принципы построения.

Объект исследования – коммуникационная политика Улан-Удэнской городской организации профсоюзов работников образования.

В целом исследование предполагает доказать, что современные учреждения с устоявшейся структурой имеют реальные возможности улучшать управление информационными потоками и совершенствовать деловое межличностное взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты коммуникации в системе государственного управления.

1.1 Понятие коммуникаций  и основные направления развития

Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале XX века, ранее проблема коммуникации рассматривалась исключительно как проблема человеческого общения. В социокоммуникативном контексте коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств. Первоначально проблема развития решалась в рамках социально-философской мысли.

На начальном этапе развития философии, во времена господства натурфилософии человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика собственно человеческого бытия не обсуждалась. Но в V в. до н. э. центральной проблемой философских рассуждений становится взаимодействие человека и общества. Такой переход был связан с деятельностью софистов и Сократа. Обращение к проблеме человека выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики. Эти проблемы нашли отражение в трудах Платона, Аристотеля. Эти и другие авторы способствовали тому, что риторика внесла огромный вклад в становление и развитие коммуникативной теории и практики. Теоретическое наследие античных мыслителей является основой, на которой строились дальнейшие исследования в области человеческой коммуникации.

Значительный вклад в решение проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением и развитием христианства, которое дало мощный толчок для развития самосознания личности (признание равенства всех людей перед Богом, свобода выбора, которой наделяет Бог человека, господство человека над миром природы). Но христианство внесло и определенные ограничения в развитие человеческой индивидуальности, поскольку, во-первых, отдавало приоритет не индивидуальному, а “соборному” (церковному) существованию человека, во-вторых, высшая ценность была признана за общением человека с Богом, а не с себе подобными, хотя это несло в себе очень мощный нравственный заряд.

Возрождение и Новое время приносят новое, демистифицированное, понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания новой культуры – Человек, а не Бог. Реабилитировав ценности земного бытия, эта эпоха породила рецидивы крайнего индивидуализма, что нашло отражение в знаменитой формуле Т.Гоббса “человек человеку - волк”. Правда, это выражение появилось намного раньше, еще во II в. до н.э., у римского писателя Плавта, но именно Гоббс в XVII в. сделал его достоянием европейской культуры.

В эпоху Просвещения умонастроения в интеллектуальной среде меняются – все более широко признается иное понимание сущности человека и человеческих отношений – вера в природную доброту и разум человека, в возможность создания общества, в котором будут царить свобода, равенство и братство (лозунги Великой Французской революции 1789 г.). Это время было отмечено бурным развитием наук, изучающих и управляющих взаимоотношениями человека с себе подобными, а не с Богом (педагогики, этики, эстетики, психологии, социологии). Что же касается риторики, то ее популярность убывала. К началу XIX в. риторика как наука устраняется из сферы образования, поскольку воспринимается только как синоним красивой, напыщенной и малосодержательной речи.

Разработку теоретических аспектов коммуникации в  XVIII –XIX вв. связывают с представителями немецкой  философии. Так, Ф. Шлейермахер (1768 – 1834), видный представитель немецкого романтизма, последовательно рассматривает проблему общения. Для него общение между людьми – это в первую очередь общение между индивидами, равными сторонами (субъектные отношения). Это послужило основанием считать его теорию предпосылкой и фундаментальной основой  теории понимания (герменевтики), имеющей важное значение для теории коммуникации.

В рамках философии прагматизма в XIX в. сформировалось новое направление исследования коммуникации – семиотика. Семиотика изучает знаковую природу коммуникации, исследует свойства знаков, знаковых систем. По утверждению Ч.Пирса (1839-1914), который ввел в научный оборот само понятие “семиотика”, “мыслить без знаков невозможно, знак является заменителем объекта в каком-то аспекте”. Таким образом, коммуникация имеет знаковую природу и невозможна без знаков. Идеи Пирса имели своих последователей и получили дальнейшее развитие в философии XX в.1

В XX в. теоретическое исследование коммуникации в рамках философской традиции существенно расширяется. Помимо развития идей семиотики и герменевтики формируется персонализм, в котором общение и коммуникация различаются следующим образом: общение – абстрактно и безлично, коммуникация – взаимозависимость, противоположная договору, основывается на интимных контактах и осознанной духовной общности. Эмпирические формы такого контакта – беседа, дискуссия, “безграничное взаимное пребывание в беседе” (К.Ясперс).

Значительное влияние на развитие теории коммуникации в XX в. оказала диалогическая философия (М.Бубер), критическая философия Франкфуртской школы (Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер, Т. Адорно).

Философский анализ коммуникации сопряжен с понятием “дискурс”. В немецкоязычном словоупотреблении это понятие означает диалог, ведущийся с помощью аргументов. У Ю. Хабермаса и К.О. Апеля дискурс – форма коммуникации, а именно: такой способ коммуникации, в котором сталкиваются различные высказывания, явным или неявным образом содержащие притязания на общезначимость. Так, позитивную роль дискурса Хабермас видит в том, что он выступает средством социализации индивидов в обществе и как форма коммуникации втягивает людей в отношения взаимопонимания. Дискурс вынуждает высказывать собственные мнения от первого лица, которые подвергаются критике, проверке и способствует достижению консесуса в современном обществе. Консенсус является следствием коммуникации, в ходе которой участники признают друг друга как равноправные социальные партнеры. Его функция состоит в том, чтобы предупреждать принуждение со стороны, как отдельных лиц, так и учреждений общественного характера, способствовать интеграции общества.

Для отображения коммуникации, осуществляемой социальными субъектами с целью “выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания”, применяют понятие “связи с общественностью”. Считают, что этот термин впервые применил президент США Томас Джефферсон в 1908 году в “Седьмом обращении к конгрессу”.

До XIX в. осмысление проблем социальной коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. Но появление социологии, психологии, культурологии и других наук об обществе, развитие филологической и технических наук, зарождение кибернетики изменило ситуацию. В XX в. развитие теории коммуникации и методологии  коммуникативных процессов стало прерогативой этих наук. Среди них особо выделим социологию и психологию, в рамках, которых  сформировались современные концепции коммуникации, о которых пойдет речь в следующем вопросе.

Коммуникативный процесс – это взаимодействие между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией.

Он включает динамичную смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Понятие “коммуникативный процесс” в большей мере используется для обозначения функции взаимодействия в процессе коммуникации и отражает интерактивный подход к ее (коммуникации) исследованию.

Для обозначения собственно процесса передачи самой информации (при этом в меньшей мере рассматривается проблема взаимодействия) на самом высоком уровне обобщения коммуникативного знания, в рамках общей теории коммуникации используется понятие “коммуникационный процесс”.

Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей (группами и социальными институтами  и т.п.) по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств.

Таким образом, первое понятие в большей мере учитывает динамику процесса коммуникации и предполагает выявление причинно-следственных связей между различными составляющими коммуникативного процесса: производством информации, ее тиражированием (мультипликацией), распространением, приемом, распознаванием и использованием информации согласно замыслу коммуникантов, участвующих в процессе взаимодействия в тои или иной области (рекламе, СМИ, бизнес-PR и т.п.). Например, чтобы рекламная кампания была успешной, необходимо подготовить рекламное сообщение, адресованное определенной группе потребителей. Необходимо также, чтобы рекламный образ товара выгодно отличался от аналогов. Исходя из этого информация, которая формируется с целью ее включения в коммуникативный процесс между продавцом и покупателем, должна включать в себя  как очевидные (реальные), так и символические (образные) сведения, придающие данному товару особую привлекательность. Для передачи смысловой и оценочной информации отбираются соответствующие вербальные и невербальные средства, используются необходимые каналы для распространения информации о товаре. Но на этом процесс коммуникации не заканчивается, поскольку необходимо знать, как повлияла реклама на потребительское поведение. Для этого нужны данные о том, как потребитель воспринял информацию (распознал ли замысел коммуникатора), как он ее использовал, как это, в свою очередь, сказалось на результатах продаж данного товара. Коммуникативный процесс приобретает различные формы в зависимости от сферы деятельности, числа участников, целей участвующих сторон, используемых каналов, средств, стратегий и пр. Отсюда и большое количество моделей коммуникации, представленных в научной и учебной литературе.

Информация о работе Коммуникация в органах государственного управления