Коммуникации как процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:17, реферат

Краткое описание

Коммуникации – важнейший элемент обеспечения эффективности управления. Руководитель тратить от 50 до 90% своего времени именно на коммуникации. Не только слово, цифра и другая информация, которая может быть представлена письменно или графически, занимает основное место и является важнейшим в коммуникационном процессе, но и другие элементы (жесты, мимика, паузы) могут быть определяющими с позиций оценки эффективности управления.
В связи с этим высокопрофессиональный менеджер должен понимать, каким образом среда влияет на обмен информацией, и владеть искусством устного и письменного общения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Что такое коммуникации как процесс 4
1.1 Коммуникативные процессы включает следующие этапы: 8
1.2 Способы коммуникации 9
1.3 Коммуникативные барьеры 12
Глава 2. Коммуникации как процесс 14
2.1. Коммуникационный процесс 19
Заключение 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по УОО Болотов Тимур 2012г.docx

— 67.15 Кб (Скачать файл)

 

      Оптико-кинетическая  система знаков  включает  в   себя  жесты,  мимику,

пантомимику. В целом оптико-кинетическая система  предстает  как  более  или менее отчетливо воспринимаемое  свойство  общей  моторики  различных  частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и  тогда  мы  имеем  мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).

 

      Паралингвистическая и  экстралингвистическая  система  знаков  (иногда

обозначаемая как просодика) представляет собой также «добавку»  к  вербальной коммуникации.

 

      Паралингвистика  – это система вокализации,  т.е. качество  голоса,  его

диапазон, тональность.  Эти  характеристики  голоса  способствуют  выражению эмоционального  состояния  коммуникатора  (гнев  сопровождается  увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков;  печаль,  напротив,  -  спадом  силы, высоты, звонкости голоса), а  также  некоторых  характеристик  его  личности (энергичности,  решительности либо  неуверенности).  Тембр   голоса   часто ассоциируется с симпатичностью, образованностью человека.

 

      Экстралингвистика   –  включение  в  речь  пауз,   других   вкраплений,

например,  покашливания,  плача,  смеха,  наконец,  сам  темп  речи.  паузы,

например, подчеркивают особую значительность  предлагаемого  текста,  иногда они  значат  больше,  чем  сам  текст.  Все   эти   проявления   увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством  дополнительных  речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

 

      Организация  пространства и времени коммуникативного  процесса выступает также особой знаковой  системой,  несет  смысловую  нагрузку  как  компонент коммуникативной ситуации. Так например, размещение партнеров лицом друг  к другу  способствует  возникновению  контакта,   символизирует   внимание   к говорящему, в то время как окрик в  спину  также  может  иметь  определенное значение отрицательного порядка.[7]

 

      Проксемика   как    специальная    область,    занимающаяся    нормами

пространственной и временной  организации общения,  располагает  в  настоящее время большим  экспериментальным  материалом.  В  настоящее  время  проблемы проксемики  включены  в особую  область психологии,  получившую   название «экологическая психология» или  «психология  среды».  Среди  прочих  проблем здесь изучаются нормы оптимального расположения партнеров  по  коммуникации, приближения  к  собеседнику,  особенности  «персонального  пространства»   и др.[8]

 

Следующая   специфическая    знаковая    система,    используемая    в коммуникативном процессе, - это  «контакт  глаз»,  или  визуальное  общение. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическим феноменом  в области   зрительного   восприятия   –   движением   глаз.   В    социально - психологических   исследованиях   изучается   частота   обмена    взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Визуальный контакт выполняет  многочисленные  функции:  информационный поиск,  стремление  скрыть  или  обнаружить  свое  «Я»,  сигнализировать   о готовности  поддержать  и  продолжить   общение,   демонстрировать   степень психологической близости и пр. Как  и  все  невербальные  средства,  контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной  коммуникации.  И  так  же,  как другие средства невербальной  коммуникации,  его  проявления  варьируются  в различных культурах. Так, мера допустимости пристального взора  –  «глаза  в глаза»  -  различается,  например,  в  Великобритании  и  Японии,  различное значение придается такому явлению, как мигание. Для всех четырех систем невербальной коммуникации  встает  один  общий вопрос  методологического  характера.  Каждая   из   них   использует   свою собственную знаковую систему, которую  можно  рассмотреть  как  определенный код. Как уже отмечалось, всякая  информация  должна  кодироваться,  при  чем так,  чтобы  система  кодификации  и  декодификации   была   известна   всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью  эта  система кодификации более или менее общеизвестна, то при  невербальной  коммуникации важно в каждом случае определить,  что  же  можно  здесь  считать  кодом  и, главное, как обеспечить, чтобы другой партнер  по  общению  владел  этим  же самым кодом. В противном случае  никакой смысловой  прибавки  к  вербальной коммуникации описанные системы не дадут.

1.3 Коммуникативные барьеры

    В  условиях  человеческой  коммуникации  могут  возникать   совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами  в каком-либо  канале  коммуникации   или   с   погрешностями   кодирования   и декодирования, а носят социальный или психологический характер.

 

      С одной   стороны,  такие  барьеры   могут  возникать  из-за  того,  что

отсутствует общее понимание  ситуации общения, вызванное не просто  различным языком,  на  котором  говорят  участники   коммуникативного   процесса,   но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это  могут быть  социальные  (политические,  религиозные,  профессиональные)  различия, которые не только порождают  разную  интерпретацию  тех  же  самых  понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще  различное  мироощущение, мировоззрение, миропонимание. такого  рода  барьеры  порождены  объективными социальными  причинами,  принадлежностью  различным  культурам,  и  при   их появлении особенно отчетливо выступает  включенность  коммуникации  в  более широкую  систему  общественных  отношений.  Коммуникация   в   этом   случае демонстрирует ту свою характеристику, что она  есть  лишь  сторона  общения.

Естественно, что процесс  коммуникации  осуществляется  и  при  наличии  этих барьеров:  даже  военные  противники  ведут  переговоры.  Но  вся   ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

 

      С  другой  стороны,  барьеры  при  коммуникации  могут  носить   чисто

выраженный психологический  характер. Они  могут  возникнуть  или  вследствие индивидуальных психологических особенность общающихся (например,  чрезмерная застенчивость одного из  них,  скрытность  другого,  присутствие  у  кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в  силу  сложившихся между общающимися  особого  рода  психологических  отношений:  неприязни  по отношению  друг  к  другу,  недоверия  и  т.д.  Не  случайно  в современной социальной психологии специально разрабатывается проблемы лжи и  доверия.  В этом случае особенно четко выступает  та  связь,  которая  существует  между общением и отношением.

 

     

 

 

Перечень барьеров, возникающих  в ходе речевой коммуникации, достаточно велик. Так,  выражением  сопротивления  принятию  информации  (а  значит,  и оказанному влиянию) может быть отключение  внимания  слушающего,  умышленное снижение  в  своем   представлении   авторитета   коммуникатора   (например, демонстрируемое  студентом  на  скучной,  по  его  мнению,  лекции).  Задача коммуникатора в данном случае – суметь каким-то образом  привлечь  внимание, подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеров обозначена  как  «барьеры непонимания»  -  умышленное  или   неумышленное   «непонимание»   сообщения: фонетическое (плохая артикуляция говорящего,  слишком  быстрый  темп  речи); семантическое   (использование   незнакомых   терминов,   так    называемого «новояза»,    жаргона);    стилистическое    (неудачное    структурированное информации, замысловатые конструкции фраз,  повторы);  логическое  (неумение выстроить  последовательную  аргументацию).  Соответственно  всякий   оратор должен  обладать  умением  преодолевать  каждый   из   названных   барьеров, совершенствовать   манеру   подачи   материала,    достигать    адекватности преподносимой информации актуальной ситуации общения.

 

При невербальном общении возникает проблема интерпретации поведения.

По сравнению с  речью  интерпретировать  различные  невербальные  проявления весьма  сложно.  Это  обусловлено  не   только   значительными   культурными различиями, но и такими характеристиками невербального  поведения,  как  его зависимость   от   ситуации   (контекста),   многозначность,   спонтанность, ненамеренность,    что    обусловлено    индивидуальными    психологическими характеристиками партнеров, их полом, возрастом,  принадлежностью  к  разным субкультурам в одной культуре и т.п.  Столь  же  трудным  является  и  умение распознать  согласование  и  рассогласование   вербальных   и   невербальных проявлений  (когда  слова  звучат  одни,  а   жесты,   мимика,   тональность свидетельствуют совсем  о  другом).  Из-за  этой  актуальной  проблемой при

интерпретации невербального  поведения является  проблема  доверия/недоверия.

Конечно, известную помощь при интерпретации  невербального  поведения  может оказать внимательное  изучение  обратной  связи,  подаваемой  партнерами  по общению. Но вряд ли  в  каждом  коммуникативном  акте  каждый  из  партнеров способен  хорошо  ее  фиксировать,  поэтому  в  целом  искусство  адекватной интерпретации – достаточно сложное дело, следствием  чего  является  немалое количество драматических событий в человеческой жизни.[9]

 

Глава 2. Коммуникации как  процесс

Общее понятие коммуникации:

Происходит от латинского «communis» -общее

Любой обмен информацией  между людьми или группами независимо от того, приводит она к взаимопониманию  или нет

Передача не просто информации, а значения и смысла с помощью  символов

Аспекты содержания коммуникации:

Коммуникация – общий  процесс в организационной системе  на всех ее уровнях и во вех структурах

Коммуникация – практика контактов руководителя с подчиненными, группами, подразделениями

Коммуникация – особая, специфическая функция управления

Коммуникация:

Нормативно-организационный  план:

Организационные формы  коммуникации

Структура оптимального коммуникативного процесс

Правила эффективных коммуникаций

 

Субъектно-психологический  план:

раскрывает сильное влияние  на коммуникацию психологических особенностей коммуникантов.

Сети коммуникаций

Сеть коммуникации – соединение определенным образом коммуникантов в процессе коммуникации с помощью информационных потоков.

Структура сети коммуникаций влияет на точность посланий, на функционирование группы, на чувство удовлетворенности  ее членов.

Виды сетей в процесс коммуникации.

«КРУГ»

Члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними. Сеть активная, без лидера, неорганизованная, неустойчивая

Скорость низкая

Точность низкая

Удовлетворенность высокая

«КОЛЕСО»

Характеризуется формальной, централизованной иерархией власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника.

Скорость высокая

Точность высокая

Удовлетворенность низкая

«Y»

Такие сети называются централизованными  и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы.

Скорость средняя

Точность высокая

Удовлетворенность средняя

«Цепь»

Решение передается с одного конца на другой, становится известным  всем исполнителям и всеми обсуждается.  В данном типе иерархии появляются горизонтальные связи – элемент  децентрализации.

Скорость средняя

Точность высокая

Удовлетворенность средняя

«Всеканальная»

Полностью децентрализованные группы.

Используется в том  случае, когда необходимо участие  всех в решении сложных проблем. Это тип открытых коммуникаций.

Скорость высокая

Точность средняя

Удовлетворенность высокая

Коммуникационные  стили

Коммуникационный стиль  – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.

Для измерения межличностной  коммуникации используются переменные:

-открытость в коммуникации

-адекватность обратной  связи

Открытие себя:

Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы  вызвать реакцию других на свое поведение. Реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего  его индивида.

Реализация себя:

Характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью .Является желательным, но ситуационные факторы могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.

Замыкание в себе:

Характеризуется одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Связан со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.

Защита себя:

Характеризуется низким уровнем  открытости, но высоким уровнем обратной связи. Используется для того, чтобы  лучше узнать других или более  правильно оценить их.

Торговля за себя:

Характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации. Индивиды, использующие этот стиль «продают» себя, если другие делают то же самое.

 

«Барьеры» коммуникаций

Перцептивные ошибки

Диспозиционные ошибки

Информация о работе Коммуникации как процесс