Виды управленческих решений и методы их разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Разработка и принятие эффективных управленческих решений в системе муниципального образования является важным условием устойчивого развития общества.
Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников государственной и муниципальной службы на управляемый объект. Первая особенность принимаемых здесь решений - это преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.
Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект методы и модели разработки управрешений-1.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Институт государственного управления и права

Кафедра Государственного и муниципального управления

 

 

 

 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

 

по дисциплине

 

"Управленческие решения"

 

на тему:

 

«Виды управленческих решений и методы их разработки"

 

 

Выполнил (а)  студент (ка)

вечерней формы обучения     

 

Специальности: "ГиМУ"

5 курса 1 группы

 

Руководитель проекта

 

_______________         ____________            ________________

 (ученая степень, звание)        (личная подпись)                                   (инициалы, фамилия)

 

 

Москва - 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Разработка и принятие эффективных управленческих решений в системе муниципального образования является важным условием устойчивого развития общества.

Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников государственной и муниципальной службы на управляемый объект. Первая особенность принимаемых здесь решений - это преобладание стратегических решений социальной направленности как директивных актов, направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей.

Стратегические решения должны быть обоснованными, своевременными, экономичными и приниматься по следующей технологии: выявление проблемы, обоснование общей концепции, выработка нескольких альтернатив и выбор наилучшего решения.

Вторая особенность связана с наличием у управленцев умения выявить зарождение стратегических противоречий города, региона. Здесь важно уметь разглядеть в гуще будничных дел ростки нового и поддержать их, взять на себя ответственность и риск, когда еще нет полной определенности и уверенности в успешном исходе.

Третья особенность заключается в том, что надо уметь выделить из огромного числа вопросов узловые. Для специалистов государственного и муниципального управления складывается, как правило, две ситуации. Первая связана с возможностью постоянно и внимательно следить за показателями контрольных индикаторов, сигнализирующих об экстремальных ситуациях: замечена опасная тенденция - начинается подготовка стратегического решения. Вторая ситуация возникает неожиданно под воздействием изменений внешней среды, и решение в таком случае делится на принятие неотложных мер и действий стратегического характера.

Четвертая особенность - низкая мотивация исполнителей управленческого решения. Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется следующее:

- своевременное доведение решений  до исполнителей для предупреждения  потери принятым управленческим  решением своей актуальности;

- повышение мотивации через  расширение привлечения населения  территорий, городов и районов  к разработке концепций, парадигм, ключевых положений, стратегий, а не только путем согласования с ним сформированных решений;

- формирование общественного мнения  по проблемам через средства  массовой информации, проведение  конференций, семинаров, симпозиумов;

- создание системы кадрового  обеспечения реализации решений;

- организация контроля за траекторией  движения решения, что позволит  руководству города, района вносить  своевременно коррективы в принятые  решения.

При решении особо важных вопросов жизни муниципального образования принятию решения должно предшествовать его широкое обсуждение в СМИ и на публичных слушаньях. Подлежат обязательной публикации решения по вопросам бюджета муниципального образования, налогов, сборов и пошлин, муниципальных норм, порядков и правил. Каждое решение (за исключением специально оговоренных) вступает в силу в течение 30 дней после принятия или с момента его опубликования в СМИ.

Уставы и методики дают инструкции по принятию решений в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, по порядку оформления, регистрации и хранению документов. Существует типовая организационно-технологическая схема подготовки и принятия управленческого решения - распорядительного документа. Отлаженная система документирования способствует улучшению стиля работы организации и повышению эффективности управленческого труда.

Актуальность темы заключается в принятии управленческих решений в проведении анализа особенностей принятия решений в различных областях экономики и различных сферах деятельности предприятий, овладении приемами и методами разработки управленческих решений.

Объектом исследования являются муниципальные образования Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность методов разработки управленческих решений в Муниципальных образованиях.

Цель и задачи исследования. Научиться применять знания, полученные на лекциях по данному предмету на практике, а именно принимать решение с помощью определенных расчетов.

Для реализации поставленной цели требуется решение следующих основных задач:

  1. Рассмотреть основные методы, виды управленческих решений, с помощью которых описывается принятие управленческих решений в муниципальных образованиях;
  2. Ознакомиться с классификацией моделей процесса принятия управленческих решений.
  3. Рассмотреть, как используются методы процесса принятия управленческих решений.

Теоретической и методологической базой исследования служат труды отечественных и зарубежных авторов, исследования в области менеджмента, экономики, теории управления, действующее российское законодательство, нормативные акты, регулирующие функционирование и развитие регионов и муниципальных образований Российской Федерации.

 

I. Теоретические основы процесса принятия управленческих решений.

1.1. Содержание и сущность процесса принятия  
управленческих решений

 

Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности и менеджера. Принятие решений является основой управления. Разработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

  • выработку и постановку цели;
  • изучение проблемы на основе получаемой информации;
  • выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
  • обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);
  • выбор и формулирование оптимального решения;
  • принятие решения;
  • конкретизацию решения для его исполнителей.

Для принятия правильного решения требуется не только управленческая компетентность в оценке ресурсов и организационных факторов, но и учет чисто человеческих факторов.

Процесс принятия решений (ППР) – это осуществление анализа важнейшей информации и выбор наиболее эффективного варианта из множества альтернатив, при этом основное внимание ЛПР должно быть направлено на разрешение возникшей управленческой проблемы, а не на процедуру выбора альтернативы.

Принятие решений для ЛПР не должно являться самоцелью. Исследование большого числа процессов и процедур принятия решений в управлении позволило выделить ряд функций, которые повторяются от процесса к процессу. Процедуры осуществления этих функций в конкретных процессах принятия решений отличаются в зависимости от специфики управления в данной организации, однако, сами функции, их последовательность и связь остаются неизменными.

Можно выделить три основных вида деятельности:

1. Нахождение причины принятия решения.

2. Нахождение возможных курсов  действий.

3. Выбор среди этих курсов  одного, наилучшего.

Результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов позволяют определить рациональный (или близкий к рациональному) порядок действий в области процесса подготовки и принятия управленческих решений. Тем не менее, с одной стороны, практика деятельности организаций показывает, что какой-либо установившейся методики в этом процессе, фактически не существует. А с другой стороны, руководители, менеджеры, специалисты разных уровней управления, безусловно, нуждаются в методических рекомендациях по данному вопросу.

Когда речь идет о рациональном порядке действий по выработке решения, не ставится задача жесткой регламентации действий ЛПР, или установления некой процедуры, пригодной на все случаи жизни.

На процесс принятия управленческих решений оказывает влияние множество различных факторов и условий внешней и внутренней среды: технических, организационных, экономических, социальных, психологических и других.

В настоящее время нет единого мнения о количестве этапов, входящих в ППР даже одного класса решений, поэтому специалистами по управлению предлагаются различные схемы процесса разработки решений, различающиеся между собой степенью детализации отдельных процедур и операций.

Как показывает практика, в связи с большим разнообразием ситуаций и решений ЛПР исходят из специфики задачи:

- сложности ее решения;

- временного признака;

- информационной определенности;

- срочности разработки и используемых методов.

В связи с этим в технологических схемах подготовки решений число этапов должно быть таким, чтобы оно позволяло четко прослеживать логику всего процесса и давало бы возможность практически следовать этой логике.

Общая схема принятия и реализации решений может быть представлена так:

  1. Анализ проблемной ситуации.
  2. Формулировка и обоснование проблемы.
  3. Сбор и анализ дополнительных данных для уточнения поставленной задачи и точная формулировка задачи.
  4. Разработка возможных вариантов (альтернатив) решения задачи.
  5. Выбор окончательного варианта решения (сопоставление вариантов по критерию эффективности).
  6. Разработка плана реализации решения.
  7. Доведение до исполнителей (разъяснение, обучение, мотивация).
  8. Контроль и регулирование.
  9. Внесение необходимых корректив в решение.
  10. Подведение итогов и накопление опыта.

Содержание первых пяти этапов данной технологической схемы соответствуют процессу разработки управленческого решения, следующие пять – процессу его реализации.

Процесс разработки управленческого решения

Анализ проблемной ситуации – очень важный этап всей технологической схемы, который позволяет определить:

- причины постановки задачи  принятия решений;

- класс и тип решаемой проблемы;

- факторы, влияющие на ситуацию (состояние объективных условий);

- важность и срочность решения проблемы;

- влияние проблемной ситуации  на деятельность организации в целом;

- цели, которые должны быть достигнуты  при решении задачи.

Задача принятия решения возникает в том случае, когда существует цель, которую нужно достичь, когда возможны различные способы ее достижения и существуют факторы, ограничивающие возможности достижения цели.

Определение класса и типа решаемой проблемы позволяет более точно определить технологию их разработки.

Под состоянием объективных условий или СОУ подразумеваются те факторы, которые оказывают влияние на ожидаемые результаты, однако полностью или почти полностью не поддаются воздействию со стороны данной организации, принимающей решение.

Состояние определенности (или определенные объективные условия), когда на процесс решения проблемы реальное влияние оказывает одно главное условие, один фактор, степень воздействия которого вполне поддается измерению. Это проблемы с полностью управляемыми и предсказуемыми параметрами.

Условия оправданного риска, которые характеризуются наличием двух или более СОУ с известными значениями объективной вероятности их выпадения (так называемое состояние измеримой неопределенности). Такие проблемы имеют частично управляемые и предсказуемые параметры, составляющие от 40% до 80% в процентном соотношении. В проблемах данного класса цели, альтернативы, критерии и затраты известны лишь частично и их приходится выявлять при постановке и анализе проблемы.

Условия полной неопределенности (или неопределенные объективные условия), когда в силу многофакторности обстановки нельзя предсказать с известной степенью вероятности наступление того или иного условия (комбинации условий). Это проблемы с неуправляемыми и непредсказуемыми параметрами, которые в процентном соотношении составляют свыше 90% по отношению ко всем остальным. Проблемы подобного плана, называемые неструктурированными – очень сложные. Нередко неясна их сама сущность, цели являются неопределенными, альтернативы их достижения требуют сложного поиска, а критерии неоднозначны и противоречивы.

Информация о работе Виды управленческих решений и методы их разработки